Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Проектная деятельность в начальной школе успешно сочетается с исследовательской, т.к. дети – прирожденные исследователи, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности, а именно:

1. Рефлексивные умения: умение осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию.

3. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения.

4. Развитие умений и навыков экспериментирования.

5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении.

Формы проектов в начальной школе могут быть различными, например, игра, защита на Ученом совете, ярмарка, спектакль, урок, реклама (коллективные творческие дела), минипроект, экскурсия, наблюдение, социальная акция, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимого продукта, спектакль и т.д.

Типы проектов:

- практико-ориентированный проект – решение практических задач.

- учебный проект – воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов.

- информационный проект – результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов (одна из разновидностей реферат).

- творческие проекты – проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов учащихся, воспитательная патриотическая, экологическая, здоровьесберегающая работа.

- игровые проекты – организация мероприятия (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное).

- социальные проекты – помощь социально незащищенным членам общества (концерт для ветеранов, игрушки, рисунки, плакаты для детского дома),


Акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни и т.д.

Шефство над часто болеющими одноклассниками и т.д.

Структура проектной деятельности:

– целеполагание

– планирование

– создание проекта

– контроль и коррекция результата

– презентация проекта

– рефлексия

Этапы работы над проектом.

Учебный проект в общем виде состоит из 4 этапов:

– погружение в проект

– организация деятельности

– осуществление деятельности

– презентация результатов.

Диагностика готовности к проектной деятельности:

Начальный этап – выявление:

– интересов детей,

– творческих способностей,

– коммуникативных способностей,

– степени развития способности к влиянию на окружающих,

– степени развития способности к целенаправленной организованной деятельности.

При формировании готовности к проектной деятельности должны решаться следующие задачи:

– поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений,

– формирование умений осуществлять проектные действия в технологически обусловленной последовательности,

– и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.

Текущий этап проводится в течение учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива, эффективности проектной деятельности, изменениях в интересах и потребностях детей [9].

Диагностика проводится с помощью анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, взаимодействия со школьным психологом.

Итоговый этап проводится в конце учебного года – выявление решенных и нерешенных задач, постановка целей и задач на следующий учебный год.

Главным методом диагностики является педагогическое и психологическое наблюдение во время презентации учащимися своих проектов.

Критерии оценки проектной деятельности.

1. Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

2. Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов.

3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

4.Качество изделия, его оригинальность.

5. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

6. Качество и полнота в оформлении записей.

Критерии оценивания защиты проектов.

1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.


2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Важно помнить, что при организации проектной деятельности существуют определенные педагогические риски:

– изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода к этическим проблемам (нарушения авторского права в том числе выполнение проекта родителями, подделка результатов, и так далее);

–личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих ребенка людей, как результат неуспешности или успешности проектной деятельности (пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области науки);

– неадекватность способностей, наклонностей ученика теме проекта, навязываемой родителями и педагогами;

Возникает вопрос: достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения для проектной деятельности? Готовы ли дети этого возраста к такой работе?

Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются им. В основном, они касаются какого – либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения) по различным предметам. Дальше активно используются и возможности внеурочных форм организации проектирования. Для выявления учеников, желающих и способных работать над проектом, использую анкетирование и беседы с родителями.
1.2 Развитие речи в младшем школьном возрасте
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. С помощью речи дети изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга. Чем активнее учащиеся совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения» [26, с. 134].


Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником получения знаний. «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь»,- пишет в своих трудах В.В. Зеньковский [16, с.87].

Процесс обучения способствует формированию произвольной развернутой речи, учит ее планировать. На уроках учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопросы, составлять рассказ по определенному плану, не повторяться, говорить грамотно, связно пересказывать большой по объему материал. Рассказы, выводы, формулировка правил строится как монолог. По мнению Е.П. Селезневой, в процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью [29, с.146].

Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, чем ребенок младшего возраста, все лучше систематизируются семантические знания. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Вначале ребенок характеризует слово, обозначающее предмет, по его функциям или внешнему виду, позже – характеризует более абстрактно, употребляя синонимы, разделяет предметы по категориям. Дети младшего школьного возраста в среднем употребляют около 5000 новых слов.

Слова, усваиваемые детьми, делятся на две группы. Первая - это активный запас, в нее входят слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно использует в своей речи. Вторая - пассивный запас - включает слова, которые ребенок понимает, но не включает в свою речь. По мнению С.Н. Карповой, Э.И. Труве, заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что…новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать слухом и сознанием возможно чаще [19, с. 46].

Каждое новое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связаны с другими, его словарь быстро увеличивается [32, с. 56].


Письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. К 8 годам в устной речи ребенок имеет примерно 2500 слов, а в письменной-1600 слов. Но по данным исследования М.Д. Цвиянович [34] уже к 3-му классу в письменной речи учащихся становится выше процент существительных и прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь. В речи присутствуют простые распространенные предложения (71%).

Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы. Следовательно, уже к 3-4-му классу письменная речь учащихся в некотором смысле превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи. К 12 годам количество слов устной речи составляет 2400, а письменной – уже 2700слов.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом, грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования разных психологов, А.Ф. Обухова сделала вывод о том, что у младшего школьника постепенно «повышаются требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание… К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции» [30, с.257].

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

Психолог А.А. Люблинская [14] считает, что «развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т.е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности» [14, с. 296] .

Однако осмысленное чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками. П.П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т.е. интериоризация чтения, в результате которого выделяют несколько форм речевого поведения детей [28, с.810]: