Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. развернутый шепот - отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости;

2. редуцированный шепот - проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных;

3. беззвучное шевеление губ - действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса;

4. невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз;

5. чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И.Ю. Кулагина [21] связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. «От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат» [21, с. 128] .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
1.3 Проектная деятельность как средство развития речи младших школьников
В научно-методической литературе встречается несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». Так, встречаются термины: «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проектная компетентность», «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача» и т. п.

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Поэтому прежде чем охарактеризовать проектную деятельность школьников, следует остановиться на понятии «проект».

Заметим, что существуют нюансы словоупотребления. Проектом может быть назван представленный аудитории замысел (например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса). Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Во избежание путаницы К. Н. Поливанова предлагает первое – воплощенную в любых формах идею, замысел – называть эскизом, а второе – весь путь от идеи до получения продукта – проектом. Автор определяет проект следующим образом: «проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени» и отмечает, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией этих двух принципиальных ее признаков [15].


Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования [12].

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Проектная деятельность межпредметна и полифункционльна. Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.


Учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методическим приемов. Многие школьники считают первый и последний этап проектной деятельности более трудными по сравнению с технологическим этапом. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследовательский и заключительный этапы в глазах младших школьников выступает как более важные и более интересные [11].

Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте [17].

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Основой проектной деятельности, организуемой в образовательном процессе школьников, выступает метод проектов.


Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников в образовательном процессе

2.1 Возможности проектной деятельности в речевом развитие младших школьников
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одной из таких педагогических технологий, позволяющих развивать познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ученик приобретает – «присваивает» знания и опыт. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей. К тому же он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу [13].

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием [6].


Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций [9].

Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.

Задачи проектной деятельности:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

- развивать речевые и творческие способности детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- увеличить объем коррекционного воздействия;

- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

- побуждать детей к совместной деятельности;

- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:

- по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;

- по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

- по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:

- проанализировать литературу по теме;

- разработать план проектной деятельности по теме;

- привлечь родителей к активному участию в работе;

- реализовать проект с демонстрацией результатов;