ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательные: расширять словарь по теме "Овощи-фрукты";совершенствовать навык словообразования;учить правильно согласовывать разные части речи в предложении;закреплять навык чтения.
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в сотрудничестве со сверстниками: воспитывать нравственные качества (взаимопонимание, трудолюбие, усидчивость).
Цель: автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях;
развивать связную речь учащихся.
Материал : демонстрационный - игрушка-мельница, схемы для описания предметов, схемы слов, слайды картинок для рассказа "Рома и огород". Раздаточный - предметные картинки, таблички с именами, игра "Что где растёт", мяч.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИЕМЫ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
I. Орг.момент | Организовать детей,настроить на работу.Создать благоприятный психологический климат. | Игра: "Найди своё место". | Педагог предлагает детям найти и занять свои места, согласно табличке с именем ребенка. |
II-1 Проверка домашнего задания. | Проверить как усвоен материал предыдущих занятий,выяснить насколько скорригировано произношение звука Р в разных позициях слова. | Игра: "Подбери слово". | Педагог проверят у детей домашнее задание и просит назвать слова со звуком Р в определенной позиции, опираясь на схемы слов. |
II-2 Актуализация знаний. | Актуализировать знания по теме: "Овощи-фрукты", закрепить правильное произношение звука в словах. Привлечь внимание детей, вызвать интерес к занятию. | игра " Что где растёт". | Педагог раздаёт детям по несколько предметных картинок с изображением овощей и фруктов. Просит детей назвать предметы, затем просит распределить на группы(поместить картинки в соответствующие корзинки). |
Динамическая пауза. | Развивать общую моторику, закреплять правильное произношение и согласование слов. | Игра: "Один-много". (овощи-фрукты) | Ребенок называет предмет в единственном числе, бросает мяч товарищу. Ребенок называет предмет во множ.числе. |
II-3 Изучение нового материала. | Обогащать словарь по теме, учиться правильно согласовывать имена существительные с именем прилагательным в роде, числе. Учиться отвечать на вопросы полным предложением. Закреплять правильное произношение звука Р . | Игра: "Опиши предмет". | Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться описывать предмет Для этого предлагается схема для описания овощей и фруктов. Дети описывают предмет по схеме. |
II-4 Закрепление изученного материала. | Учиться правильно строить предложения, правильно согласовывая слова. Развивать воображение. Закреплять правильное произношения звука Р в предложениях. | Упражнение: "Отгадай загадку". | Педагог предлагает детям придумать загадку про предмет, не называя его, используя названия овощей и фруктов. Остальным детям предлагается отгадать эту загадку. |
Речедвигательная гимнастика | Закреплять правильное произношение звука Р в чистоговорках. Координировать речь с движениями, развивать чувство ритма, память, внимание. | Проговаривание чистоговорок в сочетании с движениями | Педагог предлагает детям выполнять движения, проговаривая чистоговорки с произношением слогов и фраз. |
II-5 Контроль знаний. Развитие связной речи. | Развивать связную речь. Закрепить правильное произношение звука в речи. Учиться работать сообща. Развивать логическое мышление, восприятие, память, внимание. | Составление коллективного рассказа по серии картинок. "Рома и огород". | Педагог показывает детям слайды с сюжетными картинками. Задает вопросы по картинкам. Затем педагог просит расставить картинки по порядку и придумать связный рассказ. Составляется коллективный рассказ. |
III-1 Итог.Оценка. III-2 Домашнее задание. | Обобщить тему урока. Подвести Итоги занятия. Учиться оценивать свою работу. Оценить деятельность детей. Закрепить знания, полученные на занятии, дома. | Подведение итогов занятия. Опрос детей. Оценка деятельности детей. Объяснение домашнего задания. | Педагог просит детей вспомнить какой звук отрабатывался на занятии, какие виды работ выполнялись, что больше всего понравилось. Предлагает оценить каждого свою работу и оценивает деятельность каждого ребенка. Педагог задает домашнее задание по пройденной теме. |
Вывод: Прослеживается чёткое соответствие материала теме и цели занятия, которое построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности и развитию коммуникаций детей способствовали выбранные учителем-логопедом игровые приёмы и правильно подобранный дидактический материал. Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме и соответствовал возрастным нормам. В ходе занятия осуществлялся дифференциальный и индивидуальный подход. На занятии было показано разнообразие видов работ и методических приемов. Занятие было насыщенным, цели занятия достигнуты.
5. Методики по речевому развитию
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ |
"Скажи наоборот" "Подумай и скажи" "Составь рассказ" | Развивать умение подбирать и употреблять слова с противоположным значением. Учиться устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, развивать связную речь. Учиться правильно строить предложения, соединяя их в связный рассказ. | В процессе обучения ребенок учится подбирать слова-признаки, слова-действия противоположного значения и использовать их в разговорной речи. Ребенок учиться подбирать слова по смыслу; строить распространенные предложения с союзом "потому что". У ребенка обогащается словарь, развивается связная речь, развивается навык согласования слов в предложении. | Обогащается словарь, в связной речи правильно используются значения слов. Рекомендовано для детей 6-8 лет при недостаточной сформированности лексико-грамматического компонента. В процессе этого упражнения расширился словарь и умение продолжить начатую фразу. Рекомендовано для детей младшего школьного возраста. Рекомендовано использовать сюжетные картинки или серии картинок, а также картинки с проблемным сюжетом. |
5. Индивидуальный маршрут сопровождения младшего школьника с ОНР III уровня.
Цель: коррекционная логопедическая работа.
Задачи: развитие артикуляционной моторики; формирование правильного произношения; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие языкового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического компонента речи; развитие связной речи.
Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут не менее 3 раза в неделю.
Содержание индивидуальных занятий:
1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, силы голоса.
2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко- слоговых сочетаниях; вызывание и постановка отсутствующих звуков и коррекция искаженных звуков; первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
3. Развитие мелкой и крупной моторики.
4. Обогащение словаря по лексическим темам ("Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания", "Дикие и домашние животные" ит.д.)
5. Развитие грамматического строя по лексическим темам.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
8.Заключение и рекомендации: по истечении первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития и определения дальнейшего плана обучения.
6. Рекомендации для педагогов:
- соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам;
- следить за правильным произношением звуков детей-логопатов;
- использовать упражнения на развитие фонематического слуха,
предупреждая этим возникновение дисграфии;
- учитывать возрастные особенности детей;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной
деятельности;
- предъявлять программные требования с учетом возможных
специфических (речевых) ошибок;
- учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать
доступный материал;
- широко использовать наглядность, игровые приемы.
Рекомендации для родителей - необходимо активно привлекать к работе родителей, чтобы способствовать повышению компетентности родителей и повышению результативности обучения.
Содержание коррекционной работы предполагает:
- консультации для родителей;
- лекции по вопросам характеристики речевого нарушения;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- проведение практических тренинговых занятий по коррекции речи;
- контроль выполнения домашних заданий.
Взаимодействие учителя-логопеда с учителями и с родителями является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт всех участников педагогического процесса - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому важно найти такие пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.