Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях стандарта второго поколения особую значимость приобретает и проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий, которая является актуальной на сегодняшний день.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения коммуникативных универсальных учебных действий для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Пока их развитие стихийно.

В связи с этим была определена проблема исследования: Каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»?

Для решения поставленной проблемы были поставлены следующие задачи:

- выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия эффективности использования в формировании универсальных учебных действий;

- подобрать методики для диагностики результативности по формированию универсальных учебных действий;

- экспериментальным путем подтвердить условия эффективности в использовании формирования универсальных учебных действий.

В теоретической главе на основе анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы было дано определение понятию «универсальные учебные действия», описаны виды универсальных учебных действий. Определено место коммуникативных универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы, раскрыта их связь со школьными предметами. Сформулированы условия, при которых формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет проходить более успешно.

Опытно-экспериментальная работа доказала, что младший школьник готов к тому, чтобы в процессе изучения курса «Окружающий мир», формировались коммуникативные универсальные учебные действия. В этом возрасте уже имеется достаточный опыт, и ребёнок наделён необходимыми знаниями по теме дипломной работы. Работа в группах, дискуссии, творческие задания, работа с дополнительной литературой и другие вышеизложенные формы и методы работы дают возможность, прежде всего, взаимодействуя, учиться учитывать точку зрения партнеров (интеракция), согласовывать свои усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (кооперация), решать задачи по описанию полученной модели (интериоризация) и его представлению в речевом высказывании. Создается естественная речевая ситуация (необходимое условие коммуникации) со всеми её компонентами. Возникает возможность для ответной «реплики». Вполне естественно, в этом случае, стремление других учащихся – слушателей – дать оценку соответствия содержания ответа одноклассника теме рассказа и исполнения его выступления.


Сформулированная на подготовительном этапе исследования гипотеза о том, что если в процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут использоваться следующие психолого-педагогические условия:

- организация и осуществление совместной деятельности;

- ориентация на формирование речевой деятельности;

- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия;

- применение комплекса диагностических методик;

то уровень развития универсальных учебных действий у младших школьников повысится – в ходе эксперимента получила свое подтверждение.

Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, задачи выполнены в полном объёме, гипотеза подтверждена.

Мы считаем, что собранный нами материал, проведенная опытно-экспериментальная работа окажут большую помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по «Окружающему миру» и в формировании коммуникативных универсальных учебных действий в условиях принятия стандарта второго поколения.

В нашем исследовании мы не решили всех вопросов, следует продолжить начатую работу. Мы будем и в дальнейшем работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Ведь сегодня учащимся необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.



Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Образование в документах. – М.: Астрель, 2001.- 77с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

3. Агафонова И.Н.Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003 - 53с.

4. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной): 25-26 ноября 2009г. - Ч.2 /отв. редактор А.Ю.Нагорнова; ГОУ УлГПУ им. И.Н.Ульянова.- Ульяновск: УлГУ, 2009. - 261с.

5. Алексеева Л.Л. Оценка достижения планируемых результатов. Система заданий: в 3ч. Ч.2 /Л.Л.Алексеева, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев и др.- М.: Просвещение, 2011. -249с.

6. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова, и др.- М.: Просвещение, 2011. -120с.

7. Андриевская В.В Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников / В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. — 1984. — № 2-С.7 - 9.

8. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учащихся начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: монография /И.В.Арябкина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. -86с.

9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - 152с.

10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования /А.Г.Асмолов, И.А.Володарская, Г.В.Бурменская, Н.Г.Салмина, О.А.Карабанова //Вопросы психологии.-2007.-№4-С.10-14.

11. Асмолов А.Г.Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2007. - 85с.

12. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 159с.


13.Бантова М.А.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2ч. Ч.1 /М.А.Бантова. Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др., - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008. -158с.

14.Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе/ М.Р.Битянова. — М.: Просвещение, 2002. - 97с.

15. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение,1968. - 63с.

16. Выготский Л.С.Собр. соч. / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1984.-Т. 4.- 637с.

17.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.- Т. 2.- 508с.

18. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка/ П.Я. Гальперин. — М.: Издательство, 1985.- 134с.

19. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Издательство Московского университета, 1985. – 164с.

20. Гринева Е. А. « Учись наблюдать и рассказывать» методическое пособие/Е.А.Гринева, Ж.И.Павлова - Ульяновск: УИПКПРО,1998. -14с.

21.Гринева Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие /Е.А.Гринева, С.Ю.Прохорова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. -84с.

22.Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников. Теоретический и практический аспекты: Монография. – М.: – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.- 279с.

23. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: ИНТЕРО,1996.- 68с.

24. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»/О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова : 3 класс. 2-е изд.-М.: ВАКО, 2006.- 381с.

25. Занков Л.В. Развитие и обучение /Л.В.Занков. – М.:Педагогика, 1962.-147с.

26.Захарова А.В.Психология формирования самооценки /А.В.Захарова. - Минск, 1993.- 87с.

27. Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А.Зимняя.- М.: Издательство "Логос", 2002.-127с.

28. Зинченко В.П.Психологические основы педагогики: психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М.: Просвещение, 2002.- 95с.

29. Калинина Н.В. Диагностика общих учебных навыков и способов учебной деятельности в начальной школе: методическое пособие/ Н.В.Калинина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2006.- 28с.

30. Калинина Н.В. Личностно ориентированное образование в начальной школе: методическое пособие/Н.В.Калинина, А.Я.Горбылева.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.- 75с.

31. Калинина Н.В. Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения: методическое пособие/Н.В.Калинина, А.П.Мишина, В.В.Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.- 52с.

32.Калинина Н.В.Оценка результатов начального общего образования в условиях компетентноснго подхода: методическое пособие /Н.В.Калинина, Т.Ю.Симачкова, Л.Н.Долматова и др.- Ульяновск: УИПКПРО, 2009.- 100с.


33. Карпова С.Н.Особенности ориентировки на слово у детей/С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. — М.: Просвещение, 1978.- 74с.

34.Корепанова М.В.Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М.: Просвещение, 2005.- 87с.

35. Королькова Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников /Л.В.Королькова, Н.Б.Лебедева //Начальная школа.-2007.-№2, С.13-14.

36.Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М.: Просвещение,1991.-84с.

37. Кузнецова В.В. Методологические основы социофонетики. Монография /В.В.Кузнецова.- М.:Витязь – М, 2007.- 85с.

38.Курганов С.Ю.Ребенок и взрослый в учебном диалоге/С.Ю. Курганов. — М.: Просвещение, 1989.-168с.

39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев - М.: Политиздат, 1974.-89с.

40.Междисциплинарность научного поиска в области гуманитарных исследований: конференции с элементами научной школы для молодежи: 15-16октября 2010г.- Ульяновск: УлГПУ, 2010.-512с.

41.Мурманцева Е.В. Формирование навыков информационной компетентности у учащихся начальных классов/Е.В.Мурманцева//После уроков.-2010.- №17,С.8-9.

42. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.: «Педагогика», 1988. -85с.

43. Психическое развитие младших школьников /под ред. В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1990.- 65с.

44. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3кл. в 2ч. /А.А.Плешаков. – 6-е изд.–М.: Просвещение, 2010.-1ч. – 159с.

45. Плешаков А.А. Поурочные планы по курсу «Окружающий мир»/ А.А.Плешаков: 3 класс, Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 2002.- 136с.

46. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 2кл. Мир вокруг. в 2 ч. /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2010. – 1ч. – 63с.

47. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

48. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010.- 400с.

49.Позднякова Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/Е.В.Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова//Начальная школа.-2001.-№11, С.23-24.

50.Репкина Г.В.Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов/Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.-112с.

51. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения /В.В.Рубцов. - М.: Просвещение, 1987.- 154с.