Файл: 3 Глава Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
2.1. Констатирующий этап эксперимента

На основе теоретического обоснования использования работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в младших классах, была проведена опытно - экспериментальная работа на базе Старомостякской средней школы Старокулаткинского района Ульяновской обл., в 3 классе, малокомплектной начальной школы.

В процессе опытно – экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

- выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

- определить методики диагностирования коммуникативных универсальных учебных действий;

- проверить эффективность экспериментальной работы.

На протяжении всех этапов с помощью наблюдений, работы в группах, дискуссий, творческих заданий, изучения продуктов деятельности учащихся, нами проводилось отслеживание уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса (контрольного класса не было, так как школа малокомплектная).

Цель констатирующего этапа: диагностика исходного состояния сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках окружающего мира.

Детям были предложены задания для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на основе трех компонентов: учет позиции собеседника, согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества, сформированность действия по передаче информации [9; с.131].

Для диагностики направленных на учет позиции собеседника (партнера) были предложены задания: методика Г.А.Цукерман «Кто прав?», дискуссия на тему «Правила поведения в лесу», задание «Общее мнение»[12;с.68]. Опишем эти задания.

Методика «Кто прав?» ( Г.А. Цукерман и др.) проводилась в виде индивидуальной беседы с ребенком (см. приложение 2). Каждому ученику предлагался по очереди текст из трех заданий, а затем задавались вопросы. Оценивая ответы диагностируемого по критериям, данным в методике, определялся уровень сформированности коммуникативных универсалных учебных действий каждого ученика, направленных на учет позиции собеседника (партнера).


Далее с учащимся на очередном уроке проводилась дискуссия на тему

«Правила поведения в лесу». Урок проводился как поход за грибами под названием «По грибы». На доске была вывешена большая картина, изображающая лес. На полянке в траве, под деревьями, на пеньках – повсюду росли грибы, и у каждого из них был свой номер. Ребятам предлагалось собрать в свои корзинки съедобные грибы, т.е. записать номер гриба и объяснить свой выбор. Эта работа позволила оживить работу в классе и дать возможность ответить каждому ученику, не повторяя уже сказанного. Вопросы были такими:

- Кто напомнит, как надо вести себя в лесу? (см. приложение 3)

- Проведите для нас инструктаж, как правильно собирать грибы, чтобы

и на следующий год их было много.

- Вспомните и расскажите пословицы, загадки, скороговорки о грибах

( см. приложение 4).

- Расскажите интересный случай, который произошел с вами в лесу.

-Ты взял с собой за грибами младшего братишку. Он в лесу первый раз.

Вот увидел большой красивый гриб с красной шляпкой в белый горошек и побежал его срывать. Что ты расскажешь ему об этом грибе? О каких еще ядовитых грибах надо предупредить брата?

- Вы уже набрали полные корзинки грибов, и присели под деревом пообедать, разложили на газетке продукты. Вдруг на полянку выходит лесник и направляется к вам. Что может сказать вам лесник? Что вы ему ответите?

- Составьте возможный диалог.

Очевидно, что на каждый вопрос мог ответить не один ученик и при этом высказать свою точку зрения. По сути дела, каждый мог рассказать о своем приключении в лесу, загадать свою загадку, напомнить правила поведения в природе.

Задание «Общее мнение» было подобрано на проверку у учащихся умения слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и умение обосновать собственное. Работа проводилась в парах. Парам предлагалось выработать и обосновать общее мнение по заданному вопросу: Почему надо охранять природу?

Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества, были предложены задания: методика Бурменской «Совместная сортировка» (см. приложение 5), работа в группах, задание «Азбука потребности и желания». Опишем эти задания.

Методика « Совместная сортировка» (Бурменской) проводилась в виде работы учащихся в классе парами. Детям, сидящим парами, раздавался набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям. Каждая пара учеников получила набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета. Одному (ой) из пары принадлежали красные и желтые фишки, а другому (ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно было разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно было договориться, как это делать. В конце надо было написать на листочке бумаги, как каждый разделил фишки и почему именно так».


Решение достигалось путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролировали действия друг друга в ходе выполнения задания.

Наблюдая за взаимодействием, работа оценивалась по критериям, данным в методике, в процессе чего определялся уровень сформированности действий по согласованию усилий.

Изучая раздел «Как устроен этот мир», учащимся предлагалась работа в группах .

Задание 1 группе.

1.Написать примеры положительного воздействия на природу.

2.Написать, какие раны для природы называются малыми. Приведите примеры.

Задание 2 группе.

1. Написать примеры отрицательного воздействия на природу.

2.Написать, какие раны для природы называются большими. Приведите примеры [44;с.19].

Задание «Азбука потребности и желания» проводилось в группах. Каждой группе раздавались каточки с предметными иллюстрациями. Дети должны были разделить эти карточки на две группы. В первую группу выбираются те предметы, без которых человек не может жить. В другую группу те предметы, без которых человек не погибнет. Затем группы обосновывали свой выбор.

Для выявления уровня сформированности действия по передаче информации, были предложены задания: «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель» [9;с.133], задание - синквейн на тему: «Природа и мы»[21;с.30],творческое задание. Опишем эти задания.

Для проведения задания «Дорога к дому» (см. приложение 6) дети парами усаживались друг против друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Детям раздавались карточки, а затем оглашалось задание, описанное в приложении. Наблюдая за процессом совместной деятельности учащихся в парах, по определенным критериям оценивался уровень сформированности действия по передаче информации каждого ученика.

Затем было предложено задание – синквейн, которое помогает определить уровень развития речи учащихся. Дети должны подобрать слова к теме «Природа и мы» используя схему:

1.Одно существительное.

2.Два глагола.

3.Три прилагательных.

4.Синоним.

5.Предложение с использованием всех слов и дополнением других.


Варианты ответа:

1.Природа.

2.Знать, использовать.

3.Удивительная, живая, неживая.

4.Жизнь.

5.Человек узнает и использует природу, удивляясь многообразию жизни живой и неживой природы и её красотой.
Изучая тему «Общество», детям были предложены творческие задания [46;с.9]: 1. Напиши сочинение о своей семье (см. приложение 7).

2. Используя дополнительную литературу, подготовь сообщение об одном из народов мира (см. приложение 8).

3. Используя информацию из учебника, дай характеристику нашему государству – России.

Полученные данные учащихся 3 класса отражены в таблице 1 «Карта сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников».

Таблица 1.

Карта сформированности коммуникативных универсальных

учебных действий 3 класс(начало эксперимента)






Имя испыту

емого

Критерии оценки



Сред

ний балл


Уро

вень

Учет позиции собеседника

Согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Сформированность действия по передаче информации

1

Альбина К.

10

8

10

28

Выс

2

Гузель С.

8

8

10

26

Сред

3

Ильдар Р.

8

6

8

22

Сред

4

Рафаэль Ю.

6

8

6

20

Низк

5

Реналь К.

8

6

8

22

Сред

6

Рифгать В.

6

6

6

18

Низк

7

Рузалия И.

6

6

8

20

Низк

8

Сабина П.

6

6

6

18

Низк

9

Эльвина Х.

6

6

8

20

Низк

10

Диана Л.

10

10

10

30

Выс


Примечание:

Уровни: 28-30 баллов (высокий)

22-26 баллов (средний)

18-20 баллов (низкий)

Высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника предполагает, что учащиеся умеют строить эффективное общение, стремятся к взаимодействию, взаимопониманию; ориентироваться в справочной и учебной литературе и работать с ней; владеть всеми видами речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; создавать тексты разных речевых жанров (устных и письменных): доклад, сообщение и т.д.

Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий определяется неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

Низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника предполагает исключение возможности разных точек зрения; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга; вопросы задаются не по существу или формулируются непонятно для партнера [29;с.23].

Ребята оценивались по трем компонентам. Ответы учащихся оценивались по пятибалльной системе, затем подсчитали средний балл.

А также проведём характеристику уровней сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в диаграмме 1.

Диаграмма.1

Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса

(в констатирующем эксперименте)


Для оценки эффективности предложенных нами педагогических условий мы использовали коэффициент эффективности педагогического процесса, который вычислялся по формуле: Кэ = N1 : N2, где

N1 - фактическое количество баллов, набранное всей группой участников эксперимента;

N2 – максимально возможное количество баллов, которая может набрать вся группа.

Коэффициент эффективности определялся в экспериментальной группе дважды: на констатирующем и на контрольном этапе эксперимента.