Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(Шифр и наименование направления)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»
Тема: «Гендерные особенности межличностных отношений»
Студент | Шашкова Елена Геннадьевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-2002а | |
| | |
Преподаватель | Козлова Анна Юрьевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения гендерных особенностей межличностных отношений……………………………….. 1.1 Общее понятие межличностных отношений в психологии………….. 1.2 Анализ гендерного аспекта межличностных отношений…………….. Глава 2 Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений………………………………………………… 2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей межличностных отношений…………………………………………………. 2.2 Анализ результатов экспериментального исследования гендерных особенностей межличностных отношений………………………………. Заключение…………………………………………………………………… Список используемой литературы………………………………………… | 3 6 6 11 17 17 20 35 37 |
Введение
Проблема исследования. Межличностное взаимодействие - это сложный процесс. Она характеризуется собственной структурой, динамикой и направленностью. Прежде всего, его необходимо рассматривать в аспекте системы "человек-человек". Эта схема может быть применена к любому возрастному этапу.
В отечественной психологии источники не уделяют достаточного внимания рассмотрению межличностных отношений подростков. Особенности этого возрастного этапа также мало изучены. В основном, исследования сосредоточены на выявлении приобретенного и естественного в конкретном поведении и жизнедеятельности женщин и мужчин. В частности, некоторые исследователи считают понятие гендера естественным [12; 16; 18]. То есть, в аспекте биологии. Понятие гендера рассматривается в аспекте социологии [6]. Многие ученые считают, что биологическое и социальное следует рассматривать вместе. Однако, хотя существует множество подходов к этому вопросу, все они сводятся к тому, что понятие гендера можно применить скорее к различиям между мужчинами и женщинами, а гендер можно применить скорее к пониманию природы таких явлений, как мужественность и женственность. Пол и гендер можно рассматривать как многомерное понятие, поскольку в научных источниках этот вопрос рассматривается с разных точек зрения, включая биологический пол, социальные гендерные отношения, символические и стилистические характеристики [21].
Актуальность темы исследования. Нерешенные противоречия определили выбор темы настоящего исследования и позволили сформулировать его проблему: учитывая специфику подросткового возраста, как более продуктивно организовать межличностное общение с учетом гендерного аспекта.
Таким образом, тема «Гендерные особенности межличностных отношений» на сегодня является актуальной и значимой.
Объект исследования − межличностные отношения.
Предмет исследования – гендерная специфика межличностного взаимодействия.
Гипотеза исследования. Предположительно, на этапе подросткового возраста присутствуют различия в специфике общения между мальчиками и девочками.
Цель исследования состоит в изучении гендерной специфики межличностного взаимодействия на примере подростков.
Поставленная цель обусловила важность решения следующих задач:
1) рассмотреть общее понятие межличностных отношений в психологии;
2) провести анализ гендерного аспекта межличностных отношений;
3) организовать и провести экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений;
4) проанализировать результаты экспериментального исследования гендерных особенностей межличностных отношений.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме тревоги);
– эмпирические (выявление особенностей межличностного общения у подростков по методикам: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. методика С. Бем);
– методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в особенностях общения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Теоретическая основа исследования:
– исследования, посвященные изучению гендерных различий (Н.Ю. Рымарев);
исследования психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб на диагностическом этапе консультаций, в психокоррекционной работе, а также составлении индивидуальных планов, направленных на оптимизацию межличностных отношений.
База исследования: МБУ «Школа № 14» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 учеников 7 «А» класса, из них: 10 девочек и 10 мальчиков. Средний возраст детей – 13-14 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (37 источников). Работа проиллюстрирована 9 рисунками.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения гендерных особенностей межличностных отношений
1.1 Общее понятие межличностных отношений в психологии
В контексте психологии личность - это индивид, выступающий как субъект отношений в обществе, а также как субъект в собственной сознательной деятельности. Личность также понимается как система свойств индивида, проявляющаяся в его деятельности.
Как известно, человек как социальное существо по своей природе коммуникабелен. Без последнего невозможно никакое взаимодействие с другими членами общества. Таким образом, общение - это специфический процесс, в котором происходит межличностное взаимодействие. Этот процесс определяется потребностями взаимодействующих субъектов и ориентирован на их удовлетворение.
В современном мире коммуникация важна как никогда, поскольку количество информации увеличивается.
Межличностные отношения - это совокупность связей, образующихся между людьми в виде чувств, суждений и взаимных обращений.
Межличностные отношения основаны на общении. Как известно, первым основным видом деятельности человека (в детстве) является эмоционально-личностное общение. Таким образом, происходит быстрое развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, а затем появляется как основной вид деятельности в подростковом возрасте как интимно-личностное общение [14, c. 76].
Проведя анализ научных трудов различных психологов и педагогов, которые посвятили свои труды изучению межличностного отношения, можно выделить различные подходы к такому термину, как «межличностные отношения». Достаточно часто можно встретить то, как исследователи в своих в научных статьях приравнивают понятие «межличностное отношение» к таким понятиям, как «общение». «взаимодействие», «межличностный контакт», «отношение», «межличностная коммуникация» и т.д.
Описывая межличностное общение, Г.М. Андреева выделяет следующие межгрупповые отношения: сотрудничество, конкуренция (соперничество, конкуренция), межгрупповой конфликт и отношения независимости. Конкуренция и конфликт связаны с тенденцией к дифференциации, а кооперация (сотрудничество, компромисс) - с тенденцией к интеграции. На самом деле, конкуренция и конфликт являются здесь очень близкими стратегиями взаимодействия, равно как и сотрудничество и обязательства. Что касается отношений независимости, то их часто вообще не считают отношениями. Однако независимые отношения - это также отношения, которые могут характеризовать положение группы. Группы, не имеющие социальных связей друг с другом, находятся в отношениях независимости, тогда как наличие таких связей делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности отношений. [1, с. 364]
Любая группа обычно делится на микрогруппы, взаимоотношения между которыми не являются стабильными. Одним из важнейших факторов, влияющих на межгрупповые отношения, по мнению А.А. Бодалева, является характер совместной деятельности. И уже при изучении взаимодействия внутри микрогрупп мы можем наблюдать межличностные отношения [7, с. 124].
Если углубиться немного в историю, то можно отметить, что в 1920-х годах, С.Л. Рубинштейном было отмечено, что деятельность – это не то, что может быть выполнено только одним субъектом, а то, что возникает в
результате взаимодействия двух и более субъектов, то есть то, что является результатом межличностного отношения [1, с. 485].
Совместная деятельность преследует получение общего результата. Она отличается от индивидуальной деятельности тем, что при совместной деятельности, каждый из участников вносить свой вклад для того, чтобы получить результат. Совместная деятельность возникает тогда, когда люди преследуют общую цель и для достижения данной цели им необходимо объединить свои усилия и действовать сообща. Так, к примеру, для того, чтобы поиграть в баскетбол, детям необходимо объединиться в команды и играть вместе, а не по отдельности, ведь один человек не может играть в эту игру.
М.Л. Наумов под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые отношения, которые возникают между разными людьми в процессе какой-то общей деятельности, то есть при взаимодействии этих людей друг с другом. В процессе таких отношений, один человек может оказывать влияние на другого, в то время, как на этого человека также может быть оказано влияние со стороны товарища. Иными словами, в межличностных отношениях люди оказывают влияние друг на друга [14, с. 121].
Межличностные отношения – это отношения, которые возникают между двумя и более людьми, в которых данные люди оказывают какое-либо влияние друг на друга в процессе осуществления какой-либо совместной деятельности. Это какой-либо фактор, благодаря которому люди воспринимают и проводят оценку друг друга [14, с. 122].
В исследовании В.В. Давыдова, автором отмечается, что межличностные отношения представляют собой связи, которые образуются между людьми в виде взаимных чувств, общих интересов, коммуникации и т.д. В.В. Давыдов в своём исследовании отмечает, что в состав межличностных отношений входят различные аспекты, в том числе:
а) восприятие людьми друг друга, а также понимание одним человеком
другого;
б) проявление симпатии друг к другу;
в) ролевое взаимодействие двух и более людей [20, с. 25].
Выделяют три вида компонентов межличностных отношений: когнитивный компонент, эмоциональный, а также поведенческий.
Рассмотрим ниже характеристику каждого из перечисленных компонентов.
Итак, первый компонент – когнитивный. В его состав входят различные психические процессы: память, представление, восприятие, внимание, воображение и т.д. Данный компонент позволяет человеку познать своего оппонента, узнать его психологические и личностные особенности. Помимо этого, когнитивный компонент позволяет установить взаимопонимание между товарищами. Взаимопонимание в данном случае имеет свои особенности: