Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты исследования также показали, что уровень скептицизма (отношение недоверия) среди девочек-подростков достаточно высок и достигает высокого уровня у 6 (60%) респондентов. Остальные (40%) 4 респондента показали средний уровень. Низких результатов не было зафиксировано ни у одной из девушек. Результаты показывают, что девочки-подростки испытывают некоторое недоверие к людям, с которыми они общаются в данный момент времени, сомневаются в их открытости и искренности. Возможно, такой тип межличностного общения проявляется потому, что подростки ценят полное принятие позиции своего партнера, но их жизненный опыт показывает, что полное доверие и полное принятие другого встречается редко, если вообще встречается. И девушки, вступая в процесс общения со своим партнером, как бы попадают в ситуацию когнитивного диссонанса: здесь и сейчас им хочется открыться и безгранично доверять своему партнеру, но с другой стороны, девушки понимают, что в случае безграничного доверия и открытости своему партнеру, они рискуют серьезно обмануться. Поэтому, на наш взгляд, девушки проявляют высокий уровень скептицизма при общении с партнером.
Для наглядности полученные результаты представим на рисунке ниже (рисунок 4).
Рисунок 4 – Проявление недоверчивости-скептичности в межличностных отношениях подростков
Соответственно, мы также не обнаружили значимых различий по октанту "недоверие-скептицизм" в способах межличностного общения юношей и девушек. Результаты для мужской и женской выборки достаточно высоки. То есть, подростки, независимо от их пола, склонны к недоверию и даже скептицизму в межличностном взаимодействии с окружающими их людьми.
Результаты, полученные по шкале "застенчивость" для мальчиков-подростков, показывают, что они не склонны распознавать в себе этот тип общения, поскольку ни у одного из испытуемых не было выявлено высоких показателей. Средний уровень был выявлен у 1 человека (10%), а показатели на очень низком уровне - у 9 респондентов (90%). То есть, испытуемые этой группы не склонны открыто замечать в себе застенчивость и апатию. Напротив, они предпочитают заявлять, что говорят прямо то, что думают, не особенно церемонясь и не деликатничая. Это, по-видимому, связано с культурным представлением о мужественности и понятием "крутизны", характерным для подростковой мужской субкультуры.
Согласно результатам исследования, 7 (70%) девочек-подростков имели высокий уровень по данной шкале, еще 3 девочки (30%) имели средний уровень, низкого уровня по данной шкале выявлено не было. Можно предположить, что эти результаты связаны с еще не сформировавшейся гендерной ролью. Испытуемые этой группы склонны легко смущаться в незнакомых или новых ситуациях. Девочки в подростковом возрасте находятся на стадии обучения женскому поведению и, когда они впервые участвуют в этом опыте, они чувствуют себя довольно неуверенно и застенчиво, поскольку их поведение еще не приобрело постоянного гендерного оттенка.
Для наглядности полученные результаты представим в виде сравнительной гистограммы на рисунке ниже (рисунок 5).
Рисунок 5 – Проявление застенчивости в межличностных отношениях подростков
Мы обнаружили статистически значимые различия между мужской и женской выборками в области "застенчивости". Результаты нашего эмпирического исследования показали, что девочки значительно чаще, чем мальчики, проявляют застенчивость и стеснительность. С одной стороны, эти результаты подтверждают типичность принятия девочками гендерной роли, поскольку эта роль подразумевает приоритет скромного социального поведения для женщин. С другой стороны, гендерная роль девочек-подростков еще не сформирована, но находится в процессе становления, поэтому крайняя застенчивость девочек-подростков может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе и в своих "женских чарах". И эта неуверенность не противоречит стереотипу подлинной женщины. У мальчиков же существуют другие стереотипы, согласно которым истинно мужское поведение характеризуется не застенчивостью, а, напротив, активностью и смелостью.
Не было обнаружено ни одного мальчика-подростка с высокими показателями по шкале зависимости. 5 мальчиков (50%) указали средний уровень и 5 испытуемых (50%) - низкий уровень.
Как показывают наши результаты в группе девочек, девочки-подростки склонны соглашаться по некоторым пунктам с мнением более авторитетных лиц. Такой высокий уровень зависимости у 6 (60%) обследованных девочек может быть связан с возрастными особенностями полового созревания. Остальные 4 человека (40%) показали средний уровень, низкий уровень выявлен не был. В этот онтогенетический период развития индивид только пытается найти себя, построить "Я-концепцию", опираясь не только на собственную личность, но и на личность другого. Подростки часто почитают авторитетные фигуры и, соответственно, перенимают для себя поведение значимых и референтных лиц, которое кажется девочкам приемлемым и достаточно привлекательным.
Для наглядности представим полученные результаты в виде сравнительной гистограммы на рисунке ниже (рисунок 6).
Рисунок 6 – Проявление зависимости в межличностных отношениях подростков
И так, по фактору зависимости мы не обнаружили существенных различий в характеристиках межличностного общения мальчиков и девочек-подростков. Как описано выше, мы считаем, что зависимое поведение является одной из основных характеристик подросткового возраста и не зависит от гендерной роли. Подростки в этот период развития в
онтогенезе еще не сформировали свое мировоззрение, а только ищут себя. В этот период подростки (как мальчики, так и девочки) часто основывают свое поведение на поступках других: либо они поступают наоборот, "назло", что характеризует их поведение как нонконформистское, либо они стараются вести себя "как другие". Часто эти формы поведения объединяются, и подросток, противопоставляя свое поведение обществу, пытается вести себя как все, подразумевая, что все остальные - это его окружение: другие подростки. Подросткам нежелательно быть "белой овечкой", потому что это порождает массу негативных эмоций.
Высокие баллы по шкале "сотрудничество" в группе мальчиков были выявлены у 5 подростков (50%) и средние баллы также у 5 респондентов (50%), что свидетельствует лишь о готовности к партнерской позиции мальчиков-подростков и указывает на доминирующую позицию в общении (это подтверждают результаты нашего исследования по другим факторам, рассмотренные выше).
(80%) девочек по шкале "сотрудничество" показывают очень высокий уровень, а остальные 2 (20%) - средний. Эти результаты показывают, что девочки-подростки склонны быть дружелюбными с людьми, с которыми они общаются, пытаются выяснить цели и мотивы поведения собеседника, противостоят ему, то есть ориентированы на социальное одобрение. Для девочек-подростков также характерно фокусироваться на целях микрогруппы и помогать людям, оказавшимся в затруднительном положении.
Для наглядности полученные результаты представим в виде сравнительной гистограммы на рисунке ниже (рисунок 7).
Рисунок 7 – Проявление сотрудничества в межличностных отношениях подростков
В итоге, мы обнаружили статистически значимые различия в результатах для стиля "сотрудничество" подростков. Результаты показывают, что для подростков важно быть в обществе, причем важно не только быть вместе с другими людьми, но и сотрудничать, т.е. делать что-то вместе. Важность данного вида межличностного общения, на наш взгляд, обусловлена особенностью лидерской деятельности в подростковом возрасте. Более того, результаты исследования показывают, что девушки более склонны к "кооперативному" типу в процессе общения.
С другой стороны, шкала альтруизма у мальчиков-подростков была зафиксирована на высоком уровне у 8 испытуемых (80%) и на среднем уровне у 2 (20%), что может означать как гиперответственность за партнера, так и желание выглядеть лучше в глазах экспериментатора. Более того, полученные нами данные показывают, что в подростковом возрасте для мальчиков очень важно понравиться партнерам по общению, занять как можно более высокий ранг в социальной иерархии, и для этого хороши все
средства - они могут обманывать экспериментатора, демонстрируя социально желательные результаты исследования, могут резко обрывать партнера, показывая ему границы дозволенного, могут демонстративно игнорировать партнера по межличностному взаимодействию, тем самым разрывая с ним контакт.
Высокие баллы по шкале альтруизма не были зафиксированы у девочек-подростков. Средний уровень был выявлен у 6 человек (60%), а низкий - у 4 девушек (40%). Это говорит о том, что они не готовы полностью отдавать себя ради другого человека, а, наоборот, склонны к защите и самосохранению. Кроме того, результаты проанализированного нами исследования показывают, что девочки-подростки склонны реагировать в разговоре ближе к полюсу эгоизма, чем альтруизма, что, по нашему мнению, связано с периодом пубертатного развития в онтогенезе.
Для наглядности полученные результаты представим на рисунке ниже (рисунок 8).
Рисунок 8 – Проявление альтруистичности в межличностных отношениях подростков
Мы также не обнаружили статистически значимых различий в альтруистическом стиле. И мальчики, и девочки при общении стремятся занять позицию собеседника, понять его мотивы и готовы уступить, но только если они не действуют себе во вред или если понимают, что их собеседник очень заботится о том, чтобы чего-то добиться. Другими словами, подростки, независимо от их пола и гендерной роли, стремятся быть щедрыми, но при этом сохранять свое достоинство.
Таким образом, мы обнаруживаем, что юноши больше склонны взаимодействовать на основе доминирующей и авторитетной позиции, в конфликтной ситуации они стремятся приспособиться к существующим условиям, но если ситуация достаточно серьезная или опасная, они стараются принять удар на себя и не стремятся его избежать, в то время как девушки чаще демонстрируют компетентный способ реагирования в общении, они реагируют на фрустрирующие ситуации более зрело, чем юноши. В процессе межличностного взаимодействия девочки чаще проявляют застенчивый тип реагирования, они более робкие, чем мальчики, а также более склонны к сотрудничеству, то есть чаще пытаются понять позицию партнера по общению и найти компромиссное решение.
На втором этапе мы провели тест "Оценка отношений подростка с классом".
В результате обработки данных подростков
, полученных по данной методике были получены следующие результаты - из 20 опрошенных человек (10 девочек и 10 мальчиков):
а) коллективистический тип наблюдается у 8 (80%) девочек;
б) индивидуалистический тип был выявлен у 1 (10%) девочек;
в) прагматический тип присущ так же 1 девочке (10%);
г) коллективистический тип присущ 4 (40%) мальчикам;
д) индивидуалистический тип был выявлен у 5 (50%) мальчиков;
е) прагматический тип присущ - одному мальчику подростку (10%).
Наглядно полученные результаты можно продемонстрировать в виде диаграммы (рисунок 9).
Рисунок 9 – Гендерные различия в результатах типа восприятия подростком группы
Таким образом, мы проследили позитивные изменения в структуре Я-концепции подростков: ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективном смысле и уровне самооценки. Мы обнаружили, что подростки уже достаточно четко осознают свою индивидуальность, свои отличия от других и придают им большее значение, особенно мальчики. Важную роль для детей играет коллективная взаимопомощь, наблюдается заинтересованность в успехе каждого члена группы и группы в целом, а также желание внести свой вклад в деятельность группы, в большей степени эта черта характерна для девочек. Однако в этом классе есть люди, которые воспринимают группу как средство для достижения определенных индивидуальных целей. В то же время они воспринимают и оценивают группу с точки зрения ее "полезности" для себя. По этому показателю и девочки, и мальчики набирают одинаковое количество баллов.
В результате проведенного эмпирического исследования по заявленной проблеме, мы достигли цели нашего исследования: изучили гендерные особенности межличностных отношений подростков, выявили гендерные сходства и различия в процессе межличностного общения подростков. Было обнаружено, что мальчики-подростки при общении демонстрируют более авторитетную форму общения, а девочки - более компетентную и кооперативную форму общения. Для достижения поставленной цели мы провели ряд методик по выявлению гендерных особенностей межличностных отношений. Мы установили надежность в разнице некоторых показателей. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о существовании гендерных различий в межличностных установках подростков.