Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) адекватность, которая позволяет точно определить психические
особенности оппонента;
б) идентификация, то есть сопоставление личностных качеств и
особенностей одного индивида с аналогичными качествами другого.
Следующим компонентом межличностных отношений является эмоциональный компонент. Исходя из названия данного компонента, понятно, что он отвечает за эмоциональную сторону людей. Таким образом, данный компонент состоит из различных переживаний (положительных или отрицательных), которые возникают у человека при межличностном общении:
а) человек может испытывать к своему собеседнику симпатию, либо
наоборот антипатию;
б) человек может чувствовать, что он удовлетворён самим собой, тем
чем он занимается, своей работой и увлечениями, а также тем
человеком, с которым общается;
в) человек может испытывать эмпатию, то есть может сопереживать
тому человеку, с которым он общается. Он может переменять на
себя то состояние, что и у его оппонента. Если товарищ из-за чего-то
переживает, то и этот человек также может чувствовать
переживание.
Последним компонентом межличностных отношений является поведенческий компонент. Данный компонент несёт в себе отношение человека к своему товарищу или группе людей. Данное отношение может выражаться как с помощью вербальных средств, так и с помощью невербальных. Например, с помощью жестов, эмоций, мимики и так далее. Данному компоненту отвадится важная роль в регулировании взаимоотношений между двумя людьми или группой людей [20, с. 26].
То, насколько эффективным бывает то или иное межличностное отношение, можно оценить исходя из того, насколько остались довольны данными отношениями участники этих отношений.
По мнению Р. Вердбера межличностные отношения можно разделить на следующие типы: производственные отношения (формируются между сотрудниками), вертикальные, горизонтальные и диагональные внутри рабочих единиц, внутренние отношения (формируются вне рабочей деятельности), формальные и неформальные. [13, с. 93].
На межличностные отношения оказывают влияние различные аспекты, к примеру, личные характеристики участников таких отношений: их пол, возраст, статус в обществе, ценностные ориентации, характер, привычки, самооценка, стиль общения и т.д.
Особое место в структуре межличностных отношений занимает морально-психологический климат - устойчивое эмоционально-нравственное состояние членов группы, которое отражает их душевное состояние, отношение друг к другу, к материальным и духовным ценностям. Принято делить морально-психологический климат на здоровый (благоприятный) и нездоровый (неблагоприятный). Первый характеризуется комфортом и эмоциональной удовлетворенностью членов группы, где негативные явления не находят почвы для своего развития и преодолеваются совместными усилиями.
Созданию здорового морально-психологического климата способствуют эмпатия - способность к эмоциональному отклику, сопереживание - способность поставить себя на место другого, аффилиация - желание человека находиться в компании других, и психическое заражение - заражение, возникающее в процессе совместного общения и вызывающее сходные мотивы. Здоровый морально-психологический климат в коллективе возникает тогда, когда его члены озабочены созданием хорошего впечатления о себе, способностью объективно оценивать поведение других, быть терпимыми и критичными к себе.
Создание благоприятного для отношений эмоционального фона ставит сотрудников в равные условия и не позволяет пессимистам распространять свое влияние на других, прекращая конфликт личностей. Противоположная, разрушительная картина наблюдается в группах, где царит нездоровый моральный климат. Здесь нет заботы о результатах бизнеса, общих интересах, трудовых усилиях или солидарности, а преобладают эгоистичные и узкие амбиции, честолюбие и разобщенность. Нет нужды говорить, что высокоморальное организационное поведение здесь невозможно. Не менее важным, чем морально-психологический климат, является организационный климат, то есть четкая регламентация функционирования всех частей рабочей группы, которая накладывает свои требования и ограничения на поведение группы людей.
1.2 Анализ гендерного аспекта межличностных отношений
Гендерные отношения - это различные формы взаимоотношений между представителями разных полов, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Классики гендерной психологии рассматривали гендер как одно из основных измерений социальной структуры общества, наряду с другими культурными и социально-демографическими характеристиками.
Трактовка гендера может быть очень широкой, обозначая разделение людей по половому признаку, культурные символы, рынок труда и модели идентичности личности. Оно также может быть узким, подчеркивая разницу между биологическим полом человека и его социальным полом [19].
Гендер - это социальная модель мужчин и женщин, определяемая их ролью и положением в обществе. Гендерные системы в разных обществах различны [17].
Сущность гендера - это противоположности и полярности. Почти во всех обществах, начиная с определенного момента, социальные характеристики имеют две гендерные маркировки: один биологический пол является доминирующим, а другой считается второстепенным. Эта гендерная асимметрия сохраняется, даже когда социальные нормы меняются с течением времени. Таким образом, гендерная система - это социально сконструированная система гендерного неравенства [28].
Психосоциальные характеристики развития личности с точки зрения специфической гендерной идентичности оказывают влияние на гендерную социализацию. Ряд психологических особенностей жизни и поведения человека обусловлен полом, что воплощается в социально-психологических установках и поведенческих стереотипах.
Гендерный подход в социально-психологическом понимании может быть использован для определения качества жизнедеятельности человека. При оценке психологических гендерных критериев важно учитывать социально-психологический и интегративный подходы [18].
Поведение людей и источники средств к существованию в значительной степени зависят от пола. Качество жизни и функциональный комфорт при выполнении профессиональной деятельности обусловлены гендерными стереотипами. Это говорит о том, что одной из основных форм социальной стратификации является гендер, который в сочетании с социально-демографическими факторами (возраст, пол, национальность, класс) организует систему социальной иерархии.
Гендер - это совокупность всех культурных характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин и их отношения друг с другом [6].
Гендер - это инструмент анализа для понимания всех социальных процессов, происходящих в обществе [5].
Быть женщиной или мужчиной - значит быть уверенным в том, что человек биологического пола несет в себе набор биологических характеристик и имеет личностные и поведенческие черты, соответствующие этому полу.
Гендер - это своего рода когнитивная схема, дающая представление о том, какими характеристиками должен обладать представитель каждого пола. Гендер проявляется в повседневной реальности и является важной категорией в социальной жизни человека [11].
Гендерное измерение предполагает анализ отношений между мужчиной и женщиной. Различные содержательные характеристики гендерных отношений могут быть сведены к модели партнерства и модели доминантно-зависимых отношений. Модель партнерства - это отношения равенства между субъектами, где каждый учитывает интересы и цели другого. Общение происходит на равных, а суждения и действия не оцениваются преждевременно и поспешно. Партнеры относятся друг к другу с уважением и справедливостью, стараясь поставить себя на место другого. Эта готовность исходит от каждого партнера. Женщины больше ориентированы на систему партнерского взаимодействия, в то время как мужчины предпочитают систему доминирования. Это вполне объяснимо, поскольку нормативные представления общества ориентированы на демонстрацию активности, напористости, силы и решительности как проявление мужественности. Что касается восприятия женственности в отношениях с окружающими, то это всегда гибкость, мягкость, нежность, застенчивость и отзывчивость. Таким образом, традиционные представления о гендере характеризуются тем, что один субъект доминирует над другим и стремится подчинить его чувства или действия своим собственным замыслам и желаниям. Поэтому традиционные представления о мужественности заставляют мужчин занимать доминирующую позицию в межличностных отношениях, а женщин - зависимую. Межличностные противоречия, возникающие в модели отношений пары, разрешаются через сотрудничество и компромисс, через диалогическую позицию партнеров [24].
Из всех возможных конфликтов наиболее конфликтными являются деловые отношения, когда в профессиональной среде происходят постоянные коммуникационные процессы, такие как "сотрудник-сотрудник", "начальник-подчиненный" и "менеджер-клиент". Между вовлеченными сторонами возникает особая структура отношений, со значительным количеством конфликтов.
Конфликты в компании имеют функциональные последствия и могут привести к снижению рабочей активности, потере мотивации и наступлению усталости и стресса. Введение этических стандартов поможет смягчить эти противоречия.
В современной психологической литературе существует несколько концепций гендера.
Термин гендер отражает культурные, социальные и психологические особенности отношений между мужчиной и женщиной, их статус, потребности, интересы и стратегии [16].
Гендер - это набор ролевых различий между мужским и женским поведением.
Гендерные нормы и стереотипы определяют психологические качества, виды деятельности и профессии, принятые в обществе на основе биологического пола. В современной молодежи гендерные конфликты, как межличностные проявления, являются явлениями, которые часто привлекают внимание психологов и социологов. Каждая сторона отстаивает свое мнение, доказывает правоту другой стороны, что приводит к негативным эмоциональным переживаниям. В конфликтных ситуациях трудно управлять эмоциями. На поведение молодых людей влияют гендерные стереотипы и психофизиологические особенности, причем первое оказывает наибольшее влияние.
Психологи с уверенностью говорят, что девушки более общительны, эмпатичны и ласковы, а юноши - авторитетны, самостоятельны, настойчивы и интеллектуальны.
С детства межличностные отношения молодых людей активны и содержательны, но более конкурентны и конфликтны. Отношения мальчиков отличаются эмоциональной сдержанностью. Девочки более свободно и полно выражают свои чувства и раньше чувствуют потребность поделиться своими переживаниями.
Существует четыре основных различия в психологии мальчиков и девочек
a) тенденция к независимости у мальчиков;
б) тенденция к взаимозависимости у девочек;
в) девочки, как правило, более социально ориентированы, с более
четким представлением о хрупких связях, устанавливающих
социальную ориентацию, и с большей осведомленностью девочек о
собственной социальной ориентации;
г) мальчики склонны избегать зависимости [10].
Эти различия не являются врожденными и никак не определяются генетически. Они являются результатом обучения, воспитания, убеждения и социализации со стороны взрослых. Разница также отражается в культурных стереотипах, т.е. в гендерной принадлежности. Юношам свойственно напористое и самоуверенное отношение к окружающему миру, и для того, чтобы отделить себя от мира, им необходимо, чтобы кто-то из их окружения манипулировал их независимостью. Эксперты описывают стиль взаимоотношений подростков как манипулятивный и аналитический. Мужская психология всегда фокусируется на том, что всегда есть победитель и проигравший, и необходимым условием выживания является способность быть на вершине. Поэтому такое отношение не признает никакой альтернативы партнерскому стилю отношений.
Разница между мальчиками и девочками заключается также в том, что мальчики способны приобретать пространственные и математические знания, а девочки - лингвистические.
Что касается морали и нравственного поведения, то представление молодых людей формируется в терминах абстрактных правил, границы которых фиксированы и неподвижны: для них мораль - это норма, которая позволяет им свободно вращаться в сфере своего бизнеса. Для девочек границы более открыты и подвижны, и они привносят больше личного в свою интерпретацию этики.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что гендер является важной категорией социальной жизни человека и проявляется в повседневной реальности. Один пол имеет определенный набор поведенческих норм и ожиданий, которые значительно отличаются от норм и ожиданий другого пола. Используются специальные термины и слова, которые по-разному описывают мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит отражение в особых формах социального сознания - стереотипах.