Файл: Гендерные особенности межличностных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Экспериментальное исследование гендерных особенностей межличностных отношений
2.1 Организация и методы исследования гендерных особенностей межличностных отношений
С целью изучение гендерных особенностей межличностных отношений, нами было проведено экспериментальное исследование.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБУ «Школа № 14» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 учеников 7 «А» класса, из них: 10 девочек и 10 мальчиков. Средний возраст детей – 13-14 лет.

Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов:

а) на первой этапе нами был отобран и проанализирован теоретический

материал по теме исследования;

б) на втором этапе были подобраны диагностики для исследования

гендерных особенностей межличностных отношений, были

отобраны испытуемые для диагностики;

в) на третьем этапе была проведена диагностика гендерных

особенностей межличностных отношений подростков;

г) на четвёртом этапе был проведен анализ полученных результатов

экспериментального исследования.

Для диагностики гендерных особенностей межличностных отношений подростков, нами были использованы следующие методики:

а) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

б) тест "Оценка отношений подростка с классом" (Е.С. Шефер и Р. К. Белл).

Рассмотрим кратко каждую из данных методик.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Данная методика была создана Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Предназначена она для исследования представлений субъекта о себе, о своем идеальном «Я». Кроме этого с её помощью можно заниматься изучением взаимоотношений в малых группах. Данная методика позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Когда происходит изучение межличностных отношений и социальных аттитюдов очень часто выделяют два фактора:

а) доминирование-подчинение;

б) дружелюбие-агрессивность.

«Благодаря этим факторам происходит формирование общего впечатления о человеке в процессах межличностной аттракции. М. Аргайл называл их главными компонентами при анализе стиля межличностного поведения. По содержанию их можно сопоставить с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. Под руководством Б. Белза американские ученые много лет проводили исследование, в котором поведение членов группы оценивилась по двух параметрам, которые являются переменными. Анализ этих переменных осуществлялся по трем осям в трёхмерном пространстве: доминированиеподчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность – аналитичность»[18].


«Схема, разработанная Т. Лири, имеет своей основой предположение, что чем ближе находятся результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее связь этих двух переменных, их влияние друг на друга. Общая сумма этих баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбиевраждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения»[18].

«Опросник содержит в себе порядка 128 оценочных суждений, из них в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика разработана таким образом, что суждения, которые направлены на выявление какого-либо типа отношений, расположены особым образом, а не подряд. Эти суждения группируются по 4 и повторяются через определенное количество высказываний. При обработке происходит подсчет количества отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Данная методика позволяет определить тип личности и сопоставлять данные по определенным аспектам: «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д. Для проведения исследования методика представляется испытуемому либо одним общим списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо представляются отдельные карточки. В процессе проведения методики ему предлагается выбрать те утверждения, которые наиболее соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу» [18].

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

а) 0-4 балла - низкая - адаптивное поведение;

б) 5-8 баллов - умеренная - адаптивное поведение;

в) 9-12 баллов - высокая экстремальное до патологии поведение;

г) 13-16 баллов - экстремальное до патологии поведение.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.



По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – VI).

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI).

Методика " Оценка отношений подростка с классом" Е.С. Шефер и Р. К. Белл направлена на выявление межличностного восприятия подростками в группе, оно зависит от множества факторов. «Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов» [18].

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных "типа" восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего [19].
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования гендерных особенностей межличностных отношений
На первом этапе исследования мы провели тест "Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири".

Сначала мы остановимся на анализе и интерпретации результатов исследования, после чего установим гендерные различия.

В результате обработки данных по тесту Т. Лири в группах мальчиков и девочек - подростков были получены следующие результаты.

По шкале авторитарности высокий уровень был обнаружен у 4 подростков (40%), средний уровень - у 6 (60%), а низкий уровень не был обнаружен ни у одного из испытуемых подростков, что указывает на определенное доминирование и требование себя и своей точки зрения. Однако в общении подростков не было замечено властных или деспотичных черт.

Девочек с высоким уровнем не было обнаружено, средний - у 7 испытуемых (70%), низкий - у 3 девочек (30%). Это может говорить о том, что девушки чувствуют в себе энергию, которая позволяет им добиваться определенных успехов, как в учебе, так и в профессиональной деятельности и личной жизни. Девочки проявляют некоторые доминантные черты, склонны иметь собственные взгляды на определенные вещи и
могут переоценивать ценность своего мнения, что, впрочем, типично для подросткового возраста.

Для наглядности полученные результаты представим на рисунке ниже (рисунок 1).


Рисунок 1 – Проявление авторитарности в межличностных отношениях подростков

Так, по шкале авторитарности было выявлено, что мальчики имеют более высокую склонность к авторитарности, но сказать, что все мальчики стремятся быть лидерами и только они хотят занимать лидерскую позицию в группе, нельзя. Девушки также не хотят быть аутсайдерами и стремятся к лидерской позиции в группе. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что данный стиль общения нельзя назвать чисто маскулинным или чисто фемининным, этот стиль общения в большей или меньшей степени присущ всем подросткам на данном возрастном этапе.

Шкала "Независимость-Доминирование" в группе мальчиков в исследовании выявила высокий, почти максимальный уровень у 9 мальчиков (90%), средний уровень у 1 человека (10%), при этом ни один мальчик в исследовании не показал низкий уровень. Результаты исследования межличностных отношений свидетельствуют о том, что мальчики пубертатного возраста считают, что их мнение является единственно правильным и что они могут позволить себе занять "позицию превосходства" в отношениях с партнером или партнершей. Возможно, что эти результаты зависят от возраста и специфики мужской выборки.

Не было обнаружено ни одной девочки-подростка с высокими показателями по шкале доминирования. Две женщины (20%) имели средний уровень, а восемь (80%) - довольно низкий. Этот результат позволяет сделать вывод, что девушки-подростки, несмотря на свою уверенность и независимость мнения, стараются не оказывать давления на своего партнера или собеседника. То есть, имея собственную точку зрения на проблему или ситуацию, они уважают позицию партнера и стараются учитывать его мнение в разговоре или беседе. Девочки-подростки, с одной стороны, пытаются понять собеседника, а с другой стороны, стараются донести свою позицию.

Для наглядности полученные результаты представим в виде сравнительной гистограммы на рисунке ниже (рисунок 2).



Рисунок 2 – Проявление доминирования-независимости в межличностных отношениях подростков
Как показали результаты нашего эмпирического исследования, по шкале доминирование-независимость наблюдались значительные различия. Юноши склонны отстаивать свои убеждения, не подвергаясь критике, в то время как девушки стараются обосновать свои выводы и отстоять их грамотно и цивилизованно. Мальчики-подростки, похоже, хотят как можно больше отличаться от своей группы сверстников, и, что типично для подросткового возраста, они делают это, настаивая на своей позиции, отстаивая свои ценности и убеждения. Даже если подросток внезапно столкнется с доказательствами того, что он был неправ, ему будет трудно признать, что он был неправ, и он будет изо всех сил стараться отстоять свою позицию в группе. Тогда как для девочек приоритетом в общении является не процесс отстаивания своей позиции, а правдивость, правильность и взвешенность решений.

Результаты шкалы агрессивности показали высокие баллы у 2 мальчиков (20%), средние баллы у 8 испытуемых (80%) и ни один из мальчиков-подростков не показал низкий уровень. Это указывает на умеренную требовательность, открытость и некоторую раздражительность в отношениях с близкими людьми.

В группе девочек-подростков высокий уровень агрессивности был выявлен у одного человека (10%), средний - у 5 (50%), низкий - у 4 оставшихся девочек (40%). Другими словами, результаты показывают, что девушки, с одной стороны, достаточно спокойны и терпимы к окружающим, но в случае возникновения конфликтной ситуации открыто выражают свои чувства и отстаивают свое мнение.

Для наглядности полученные результаты представим в виде сравнительной гистограммы на рисунке ниже (рисунок 3).


Рисунок 3 – Проявление агрессивности в межличностных отношениях подростков
В результате по шкале агрессивности не было выявлено существенных различий. То есть, как показали результаты эмпирического исследования, и мальчики, и девочки склонны реагировать агрессивным или раздражительным образом при общении в определенных обстоятельствах. Поскольку мы не обнаружили статистически значимых различий в этой области, можно сказать, что агрессивность, скорее всего, является характерной чертой, чертой подросткового возраста.

Баллы по шкале недоверия-скептицизма у мальчиков-подростков указывают на высокий уровень у 2 испытуемых (20%), умеренный уровень у 8 испытуемых (80%) и ни одного низкого уровня. Молодые люди, как показало наше эмпирическое исследование, склонны к критике, относятся к людям с легким недоверием и стараются перепроверять полученную информацию. На наш взгляд, это связано с эгозащитой, утверждением собственной позиции и проблемой завоевания лидерских позиций, что характерно для мальчиков в подростковом возрасте.