Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. История создания романа «Отцы и дети»………………………… | 5 |
Глава 2. История создания романа "Что делать?"………………………….. | 7 |
Глава 3. Базаров Тургенева и «новые люди» из романа «Что делать?»….. | 9 |
Заключение……………………………………………………………………. | 12 |
Список литературы…………………………………………………………… | 14 |
Приложение…………………………………………………………………… | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни, потому они и называются «лишними людьми». Тогда на смену «лишнему человеку» в русской литературе приходит тип нового человека, связанный с изменениями русских социально-политических порядков.
Такие герои родились как реакция радикальной и консервативной интеллигенции на одно и то же явление социальной действительности: русское разночинство. Тип героя «новый человек» отличают озаренность, активная деятельность, пропагандистская позиция, сильный волевой характер, культ разума и труда.
Образы новых людей ярко представлены в романах И. С. Тургенева: в «Накануне» (1859), в «Отцах и детях» (1862), в произведении Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) , И.А. Гончарова «Обломов»(1859).
Цель моей работы - проанализировать творчество Ивана Сергеевича Тургенева и Николая Гавриловича Чернышевского и определить внешний облик «нового» человека в этих произведениях.
Для достижения цели исследования нужно решить следующие задачи:
1. Изучить историю создания романов.
2. Определить особенности изображения характеров в этих произведениях.
3. Проанализировать понятия «новый человек» и «нигилист».
4. Изучить внешний облик "нового" человека в произведениях "Отцы и дети" Тургенева и "Что делать?" Чернышевского.
Актуальность проекта обусловлена тем, что внешний облик «нового человека» в романах всегда интересовал поколения и вызывал противоречия в понимании этого образа-понятия.
Объектом исследования в работе является творчество И. С. Тургенева и Н.Г.Чернышевского, в частности их романы «Отцы и дети» и «Что делать?».
Предметом анализа являются особенности изображения характеров в произведениях писателей.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев (рис.1, Прил.) не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору».
Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь? » - писал И.С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию». В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». (рис.2, Прил.)
Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике».
Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Произведение «Что делать?» Н. Чернышевского было написано в 1862-1863 годах. Автор писал его, будучи заключенным в Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга. (рис.3, Прил.)
Роман был напечатан в 1863 году. Публикация состоялась в журнале «Современник». После этого произведение сразу оказалось в числе запрещенных, который был снят лишь в 1905 году.
Николай Чернышевский начал писать роман не в самый лучший период его жизни – в одиночной камере Петропавловской крепости. Он отбывал срок за разжигание революционных настроений среди крестьян.
Прямо из-за решетки, начиная с января 1863 года, роман частями передается следственной комиссии. Последняя часть передана на рассмотрение следственным органам 6 апреля того же года.
Каждую такую передачу Чернышевский сопровождал пояснительными записками. Об их количестве точных сведений нет. Но последняя записка передана 4 апреля 1863 года. В ней была сказано, в числе прочего, что роман будет иметь продолжение. Поскольку этого не случилось, возможно, эта была попытка ввести следственную комиссию в заблуждение.
То ли от того, что роман передавался частями, то ли по каким-то другим причинам, уполномоченные органы ничего в нем не нашли. Ни политического, ни тем более революционного подтекста.
Цензоры журнала «Современник», в котором роман был впервые напечатан, тоже не увидели в нем ничего запрещенного. Обычное произведение о любовной интриге. Что же тут такого? И разрешили его опубликовать.
Получается, что роман прошел двойную цензуру (следственных органов и должностных лиц «Современника») и никто ничего не заметил. А политический подтекст был. И не просто политический, а революционный.
После того, как дали добро на печать, Николай Некрасов отправился в типографию Вульфа вместе с рукописью и потерял ее. Найти роман удалось только с помощью объявления в газете.
Скандал разразился после публикации «Современника», где содержался полный текст произведения Чернышевского. В результате все номера журнала быль изъяты, а цензор Бекетов, ответственный за выход роман, снят с должности. (рис.4, Прил.)
Есть мнение, что роман напечатали по указке «сверху». Это точно уже не выяснить. Но подобный вариант допустим, потому что всегда есть люди, недовольные государственным строем.
Роман начинается достаточно авантюрно и мелодраматично. Далее развивается любовная интрига. Ощущение такое, что Чернышевский пытался сбить с толку цензоров и всех проверяющих. Новые социально-экономические идеи в произведении есть. Как и намеки на предстоящую революцию.
Произведение Чернышевского опубликовали в Женеве в 1867 году. Сделано это было эмигрантами из России. Публикация была на русском языке. Но потом роман был переведен на многие языки.
Несмотря на разразившийся скандал, в народе роман понравился и даже переписывался от руки. А напечатали произведение впервые в России, тогда же, когда был снят запрет на его публикацию, в 1905 году.
К роману Чернышевского можно относиться как угодно. Но произведение стало продуктом своего времени. Оно содержало новые идеи и революционный подтекст. Именно поэтому его так полюбили в народе. И, возможно, поэтому запрет на публикацию романа был со временем снят.
ГЛАВА 3. БАЗАРОВ ТУРГЕНЕВА И «НОВЫЕ ЛЮДИ» ИЗ РОМАНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
В романах «Отцы и дети» И. Тургенева и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского отразились основные вопросы годов середины XIX в.: отношение к проблемам русской жизни, борьба против самодержавного строя, освобождение народа от гнета помещиков и т. д. Произведения создавались в обстановке жестокой идеологической борьбы, которая велась и в политике, и в философии, и в эстетике. В романе «Отцы и дети» Тургенев в лице Базарова показал образ человека нового времени, демократа-разночинца, революционера. Жизнь «новых людей» в произведении Чернышевского «Что делать?», их стремления, идеалы, деятельность дают ответ на важнейший вопрос эпохи: что делать, чтобы приблизить будущее, приблизить справедливую жизнь.
«Новые люди» Чернышевского принадлежат к лагерю революционных демократов. Основная цель их жизни — это революция, желание как можно быстрее освободить народные массы от деспотизма самодержавного строя. В своем романе Тургенев показал Базарова вне его деятельности: мы не видим ни его дела, ни той среды, где Базаров — «свой». Он нигде прямо не высказывает своих революционных взглядов, хотя из его бесед и споров видно отрицательное отношение к самодержавной России, к порядкам, существовавшим накануне отмены крепостного права.
О том, что Базаров предназначил себя для высокой деятельности, можно узнать из беседы Аркадия с отцом Базарова, но какая именно деятельность — это трудно сказать. Перед смертью Базаров с горечью говорит Одинцовой: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант». Эти слова говорят о том, что он поставил перед собой высокую цель, но конкретно эта цель не называется.
В беседах с разными людьми Базаров высказывается по отдельным общественным вопросам. Чаще всего в романе встречаются его высказывания об искусстве. По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта». Базаров не знает поэзии Пушкина, иронически относится к музыке, не признает природу как объект любования. «Природа — не храм, а мастерская». Отрицание искусства и взгляд на природу только как на сферу деятельности человека не были характерны для революционеров.
Ошибочно полагая, что люди типа Базарова отрицают искусство, писатель приписал это отрицание своему герою. Но, отвергая его отношение к жизни, Тургенев с симпатией относился к Базарову-человеку. Качества Базарова-человека, черты его характера — это черты борца. Как и «новые люди» Чернышевского, Базаров — человек труда. Его тяготит праздность. Приехав к родителям, он торопится уехать, так как не находит в родной усадьбе условий для работы. Базаров обладает качествами, необходимыми для революционера. У него сильная воля, большая выдержка, он суров, упрям, умен, умеет выделить в человеке его существенные черты.
В Базарове сильно выражено чувство достоинства человека, вышедшего из трудовой среды. Он с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». Базарову свойственно благородство, считавшееся принадлежностью дворян.
Базаров — нигилист и бунтарь, ставивший своей революционной задачей то, что «сперва нужно место расчистить, а строить — потом». Он является представителем «новых людей», русских Инсаровых, которые в конце 50-х годов входили в русскую общественную жизнь. Будучи сторонником реформ, Тургенев не хотел революции, не верил в ее близость, но, как писатель-реалист, он не мог не видеть, что «новые люди» обладают положительными качествами, каких нет даже у лучших представителей дворянства; он показал эти качества в своем герое.
Чернышевский, глубоко веря в дело своих героев, полностью раскрыл их образы и сумел в тяжелой политической обстановке рассказать о деле, которому они посвятили свои жизни. Он показывает их деятельность, идеалы, стремления. Все они — убежденные социалисты, конечная цель их деятельности — народная революция в России. Некоторые из них — профессиональные революционеры, как Рахметов, остальные поддерживают их и своей деятельностью способствуют достижению поставленной цели. Важнейшие черты «новых людей» — глубокое отвращение ко всякого рода угнетениям, стремление к независимости и свободе, способность к практическому действию, умение преодолевать трудности и невзгоды.