Файл: История создания романа "Что делать".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Новые люди» Чернышевского отдают всю жизнь народу, работают для него в силу внутренней потребности и в этой деятельности находят глубокое удовлетворение. «Новые люди» знают и понимают искусство. Чернышевский показал в романе, что «новые люди» — это «обыкновенные порядочные люди нового поколения», что, облегчая жизнь других, они не лишают себя радостей жизни.

Образами «новых людей» Тургенев и Чернышевский показали, что в России назревает революция, что все силы надо отдать освобождению народа от самодержавного строя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени. Главные герои наших произведений представляют новый тип передовой молодежи.

Общее в характерах Базарова и героев “Что делать?”:

а) социальное положение и происхождение;

б) необходимость добиваться всего своими силами, откуда привычка и потребность трудиться, уважение к труду и презрение к лени и праздности;

в) характеры сильные, имеющие твердые убеждения, закаленные в жизненных испытаниях, способные не только говорить речи, но и делать дело;

г) материалистические взгляды, образование, профессия.

Все эти признаки принципиально отличают “новых людей” от “старых” – дворян-либералов, главным образом.

Различия в образах героев Чернышевского и Тургенева возникают прежде всего потому, что Тургенев смотрел на разночинца-демократа с позиций дворянского либерализма, а Чернышевский – с позиции революционера:

а) у Тургенева Базаров – “нигилист”, отвергающий все нравственные принципы, отрицающий искусство и эстетическое значение природы, проповедующий культ “пользы”, часто циничный по отношению к женщине, и полагающий, что все возвышенные чувства – “романтизм”, “вздор”. Герои Чернышевского – обыкновенные нормальные люди, которым не чуждо ничто человеческое, они не отвергают нравственности, культуры, художественных традиций и т.п. Они безусловно порядочны, а часто и благородны;

б) существенная черта тургеневского Базарова – гордыня, эгоизм, огромное самолюбие. Он показан в одиночестве, без настоящих друзей и соратников. “Новые люди” Чернышевского – “разумные эгоисты”, они видят свою “выгоду” прежде всего в счастье окружающих людей. Чернышевский говорит, что “новых людей” уже немало и становится все больше. Он показывает, что их взаимоотношения строятся на единстве взглядов, убеждений, жизненных норм; на взаимопомощи, доброте, заботе;


в) Тургеневское отношение к Базарову двойственно: в нем сочетается уважение к силе характера и неприятие “нигилизма” как философии и жизненной позиции. Чернышевский относится к своим героям безусловно положительно: “Вы соль соли земли”.

Дальнейшее развитие типа “нового человека” в русской жизни и литературе показало его неоднозначность, так что и Чернышевский, и Тургенев оказались в изображении и оценке этого типа правы каждый по-своему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Бердяев Н.А. Русская идея. – М.: ООО «Издательство АСТ; Харьков: «Фолио», 2019. С. 43.

  2. Власов В.И., Власова Г.Б., Напалкова И.Г., Цечоев В.К. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф Власова В.И. – Ростов-н/Д, Феникс, 2020. С. 277.

  3. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 3-х тт. - М.: Художественная литература, 2021. - С. 230

  4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-н/Д: «Феникс», 2022. Т. 1. С. 180.

  5. Корнев В.А. Фактор православия в развитии русской культуры // История государства и права. 2019. № 24.

  6. Левандовский А.А. Т.Н.Грановский в русском общественном движении. – М.: Издательство московского университета, 2020. С. 63-64.

  7. Миронова А.Н. Чтение и изучение романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в 10 классе: дань традиции или социальная необходимость? / А.Н. Миронова // Концепт. – М.: 2019

  8. Назаров В.Н. История русской этики: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2020. С. 48.

  9. Рыбникова М.А. Вопросы преподавания литературы / М.А. Рыбникова – М.: 2020

  10. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский – М.: Художественная литература. – 2021



ПРИЛОЖЕНИЕ


Рисунок 1. И.С.Тургенев




Рисунок 2. История написания романа «Отцы и дети»



Рисунок 3. Н.Г. Чернышевский



Рисунок 4. История создания романа «Что делать»