Файл: 1. Дислалия определение, история, статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) подготовительный
2) этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Задачами подготовительного этапа в дооперационной работе являются предупреждение образования компенсаторных патологических привычек (в т.ч. предотвращение ключичного типа дыхания), выработка направленной воздушной струи, подготовка сегментов мягкого нёба, создание предпосылок для правильного звукообразования. Обязательным является формирование правильного речевого дыхания параллельно с формированием артикулем.
Второй этап в дооперационной работе заключается в формировании первичных произносительных умений и навыков. Его задачами являются:
-включение голоса при длительном ротовом выдохе
-формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков п, б, т, к, г
-дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффикат
-формирование мягких звуков.

Задачами работы в послеоперационный период являются:
1) устранение последствий операции и осторожная активизация работы мягкого нёба.
2) дифференциация ротового и носового дыхания
3) развитие орального праксиса
4) развитие фонематического слуха
повторение и закрепление артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании (постановка, автоматизация, дифференциация).

Содержание логопедической работы в этот период будет зависеть от качества операции, от проведённой дооперационной работы, от сроков операции. (Артикуляционная гимнастика для губ, гимнастика щечных мышц, упражнения для языка, упражнения на активизацию небной занавески, приемы массажа, развитие фонематического слуха, постановка гласных и согласных звуков и т.д.)
45. Задачи, принципы, этапы, содержание и методы логопедической работы при ринолалии.

Ринолалия-нарушение тембра голоса и звукопрозношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные виды ринолалии: открытая, закрытая, смешанная.

Основной задачей логопедической работы с ринолаликами как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка.


Главным условием в работе с ринолаликами является активизация здоровых отделов речевого аппарата (нижнего и среднего).

Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

В основу нашей методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.

При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными

по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Обследование детей с ринолалией.
Цель логопедического обследования детей с ринолалией-выявить структуру речевого нарушения, получить целостную картину развития ребёнка, выделить первичные и вторичные нарушения, степень речевых расстройств.
Схема обследования детей с ринолалией

1.Анкетные данные \ 2.Анамнез \ 3.В каком возрасте перенёс хирургическое вмешательство \ 4.Строение артикуляционного аппарата \ 5.Моторика артикуляционного аппарата \ 6. Тип и характер физиологического и речевого дыхания \ 7. Голосовая функция \ 8.Звукопроизношение \ 9. Слуховая функция \ 10. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи \ 11. Просодическая сторона речи \ 12. Словарь и грамматический строй \ 13. Письменная речь \ 14. Психическое состояние \ 15. Заключение о состоянии речи

Методика логопедической работы при ринолалии.

Как правило, в группах для детей с ТНР находятся дети с открытой механической врождённой ринолалией. На логопедических занятиях для достижения основной цели работы с этими детьми (формирование нормального звучания речи) проводиться работа по активизации деятельности артикуляционного аппарата (дифференцированно в зависимости от характера расщелины, длины мягкого нёба и пр.), формированию артикуляции звуков, устранению назального оттенка голоса, нормализации просодической стороны речи (интонации и пр.), развитию фонематического слуха.


В логопедической практике при устранении ринолалии используются методики Л.И.Вансовской, Т.В. Волосовец, И.И.Ермаковой, А.Г.Ипполитовой,
Г.Н.Соломатиной, Г.В.Чиркиной и др.

Поскольку вопрос о сроках проведения пластики нёба всегда решиться индивидуально, в специальных группах для детей с ТНР могут быть дошкольники до уранопластики и после неё. С учётом этого логопедическая работа с детьми проводиться проводится в до- и послеоперационный период.

В дооперационный период работа проводится в два этапа:
1) подготовительный
2) этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Задачами подготовительного этапа в дооперационной работе являются предупреждение образования компенсаторных патологических привычек (в т.ч. предотвращение ключичного типа дыхания), выработка направленной воздушной струи, подготовка сегментов мягкого нёба, создание предпосылок для правильного звукообразования. Обязательным является формирование правильного речевого дыхания параллельно с формированием артикулем.
Второй этап в дооперационной работе заключается в формировании первичных произносительных умений и навыков. Его задачами являются:
-включение голоса при длительном ротовом выдохе
-формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков п, б, т, к, г
-дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффикат
-формирование мягких звуков.

Задачами работы в послеоперационный период являются:
1) устранение последствий операции и осторожная активизация работы мягкого нёба.
2) дифференциация ротового и носового дыхания
3) развитие орального праксиса
4) развитие фонематического слуха
повторение и закрепление артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании (постановка, автоматизация, дифференциация).

Содержание логопедической работы в этот период будет зависеть от качества операции, от проведённой дооперационной работы, от сроков операции. (Артикуляционная гимнастика для губ, гимнастика щечных мышц, упражнения для языка, упражнения на активизацию небной занавески, приемы массажа, развитие фонематического слуха, постановка гласных и согласных звуков и т.д.)

Если до операции проводились логопедические занятия, но назализация после операции не исчезла, логопедическая работа идёт по схеме дооперационной работы.
46. Система коррекционно-воспитательной работы при ринолалии в дооперационный период.


Методика логопедической работы при ринолалии.

Как правило, в группах для детей с ТНР находятся дети с открытой механической врождённой ринолалией. На логопедических занятиях для достижения основной цели работы с этими детьми (формирование нормального звучания речи) проводиться работа по активизации деятельности артикуляционного аппарата (дифференцированно в зависимости от характера расщелины, длины мягкого нёба и пр.), формированию артикуляции звуков, устранению назального оттенка голоса, нормализации просодической стороны речи (интонации и пр.), развитию фонематического слуха.

В логопедической практике при устранении ринолалии используются методики Л.И.Вансовской, Т.В. Волосовец, И.И.Ермаковой, А.Г.Ипполитовой,
Г.Н.Соломатиной, Г.В.Чиркиной и др.

Поскольку вопрос о сроках проведения пластики нёба всегда решиться индивидуально, в специальных группах для детей с ТНР могут быть дошкольники до уранопластики и после неё. С учётом этого логопедическая работа с детьми проводиться проводится в до- и послеоперационный период.

В дооперационный период работа проводится в два этапа:
1) подготовительный
2) этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Задачами подготовительного этапа в дооперационной работе являются предупреждение образования компенсаторных патологических привычек (в т.ч. предотвращение ключичного типа дыхания), выработка направленной воздушной струи, подготовка сегментов мягкого нёба, создание предпосылок для правильного звукообразования. Обязательным является формирование правильного речевого дыхания параллельно с формированием артикулем.
Второй этап в дооперационной работе заключается в формировании первичных произносительных умений и навыков. Его задачами являются:
-включение голоса при длительном ротовом выдохе
-формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков п, б, т, к, г
-дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффикат
-формирование мягких звуков.
47. Система коррекционно-воспитательной работы при ринолалии в послеоперационный период.

Методика логопедической работы при ринолалии.

Как правило, в группах для детей с ТНР находятся дети с открытой механической врождённой ринолалией. На логопедических занятиях для достижения основной цели работы с этими детьми (формирование нормального звучания речи) проводиться работа по активизации деятельности артикуляционного аппарата (дифференцированно в зависимости от характера расщелины, длины мягкого нёба и пр.), формированию артикуляции звуков, устранению назального оттенка голоса, нормализации просодической стороны речи (интонации и пр.), развитию фонематического слуха.


В логопедической практике при устранении ринолалии используются методики Л.И.Вансовской, Т.В. Волосовец, И.И.Ермаковой, А.Г.Ипполитовой,
Г.Н.Соломатиной, Г.В.Чиркиной и др.

Поскольку вопрос о сроках проведения пластики нёба всегда решиться индивидуально, в специальных группах для детей с ТНР могут быть дошкольники до уранопластики и после неё. С учётом этого логопедическая работа с детьми проводиться проводится в до- и послеоперационный период.

Задачами работы в послеоперационный период являются:
1) устранение последствий операции и осторожная активизация работы мягкого нёба.
2) дифференциация ротового и носового дыхания
3) развитие орального праксиса
4) развитие фонематического слуха
повторение и закрепление артикуляции гласных и согласных звуков при диафрагмальном дыхании (постановка, автоматизация, дифференциация).

Содержание логопедической работы в этот период будет зависеть от качества операции, от проведённой дооперационной работы, от сроков операции. (Артикуляционная гимнастика для губ, гимнастика щечных мышц, упражнения для языка, упражнения на активизацию небной занавески, приемы массажа, развитие фонематического слуха, постановка гласных и согласных звуков и т.д.)

Если до операции проводились логопедические занятия, но назализация после операции не исчезла, логопедическая работа идёт по схеме дооперационной работы.
48. Особенности постановки звуков при ринолалии.

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание нарушений артикуляции звуков с нарушениями тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии.

При ринолалии механизм акртикуляции, фонации и голосообразования

имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия

носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека

во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение

носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются небно-глоточным смыканием, осуществляемым

сокращением мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого неба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствует контакту задней поверхности мягкого неба с задней стенкой глотки.

Уровень контакта мягкого неба со стенкой глотки может варьироваться и