Файл: Akhapkina Olga Трудности педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Akhapkina Olga

Трудности педагогического общения

В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гуманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются высокие требования, заключающиеся в высоком уровне профессиональной подготовки, проявлению активности, как творческой, так и личностной, эффективности межличностного взаимодействия и общения с учениками. Именно о последнем и пойдет речь на нашей конференции. Можно с уверенностью сказать, что именно в общении складывается система воспитательных взаимоотношений, помогающих или же, наоборот, препятствующих развитию и становлению личности ребенка, усвоению им знаний, умений, навыков. Многочисленные исследования в данной области позволяют нам убедиться, что зачастую виной неуспеваемости, скрытности, нежелания учиться является не столько сложность материала и трудность в его освоении, сколько проблема взаимодействия со сверстниками, а в особенности – с учителем. Именно первостепенная значимость данного процесса обусловила мой интерес к изучению и анализу трудности педагогического общения.

Актуальность изучения вопросов, касающихся стиля педагогического общения и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое он оказывает на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций, споров и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. Многих конфликтов вполне можно избежать или сгладить, если знать, какой стиль педагогического общения и поведения наиболее применим в данной ситуации.

Цель конференции: теоретическое изучение педагогического общения и взаимодействие, трудности, их сравнение и анализ.

Проблема трудностей педагогического общения специалистами в области педагогики и психологии рассматривается в различных направлениях и аспектах. Одним общение педагога с учащимися видится как условие, когда в центр внимания ставятся социально-психологические, социально-нравственные «координаты» общения. В других исследованиях акцент переносится на общение учителя с учащимися. Эти направления выделяют разные стороны единого процесса педагогического общения. Они теснейшим образом связаны в практике образования и воспитания, а также в исследованиях эмпирического характера. Воспитательно-образовательный смысл педагогическое общение приобретает, когда предстает как общение равноправных, как партнерские взаимоотношения.

ПОНЯТИЕ

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.

В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например, Алексей Николаевич Леонтьев определяет педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». Зимняя Ирина Алексеевна обращает внимание на то, что педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся».

Галина Михайловна Коджаспирова и Коджаспиров Алексей Юрьевич дают следующее определение педагогического общения:

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн – Калик):


  • общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);

  • система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

  • ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен.
ФУНКЦИИ

Функции педагогического общения во многом схожи с функциями непедагогического, или житейского общения, однако, педагогическое общение имеет свои собственные особенности, отличающие его от обыденного.

Лобанов А.А. выделяет следующие: первая и наиболее важная функция - информационная функция – состоит в передаче посредством общения разнохарактерной информации, такой, как учебно-методического, бытового, научного, познавательного и иного характера. Реализация данной функции обеспечивает накопление жизненного и бытового опыта¸ научных знаний, умений, навыков, приобщение личности к культурным идеалам, материальным и духовным ценностям определенного общества. В процессе обучения учитель выступает как посредник между информацией и знаниями, которыми он обладает в конкретной области, и обучающимися. Поэтому педагогическое общение способствует накоплению и усвоению конкретной информации учащимися.

Вторая функция – воспитательная – занимает так же, как и предыдущая, одно из самых главных мест в процессе педагогического общения. Сущность этой функции заключается в приобщении учеников к системе культурных и нравственных ценностей, господствующих в обществе, к культуре общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не случайно одним из первых вопросов, с которыми ребенок обращается к взрослому, является вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо?».

Обучающая функция также является одной из ведущих, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.


Регулятивная функция предусматривает выбор и применение различных форм, средств, методов, приемов контроля и оценки достижений и огрехов в знаниях и умениях учащихся с целью корректирования их обучения, развития и воспитания. Эффективность этой функции зависит от профессиональных навыков учителя применять разнообразные и соответствующие ситуации средства, методы, приемы контроля, требования, которые необходимо сопоставлять способностям детей.
Фасилитативная функция заключается в том, что учитель способствует самовыражению ученика. Заинтересованность педагога, направленность на развитие личности и самостоятельности ученика, доброжелательная и подбадривающая атмосфера способствуют самоактуализации учащихся.

Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Для осуществления этой функции учитель должен оказывать на ученика стимулирующее воздействие, предполагающее достижение учеником все новых целей и вершин. В результате общения ученик должен чувствовать себя увереннее, самостоятельнее, решительнее, а также обладать и другими положительными качествами.

Учителю важно знать о роли каждой из функций общения и при планировании своей деятельности с учащимися заботиться о реализации не какой-то одной, а целой системы функций. «Педагог, - пишет В.А. Кан-Калик, - в своей деятельности должен реализовывать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений».

Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Галина Михайловна Коджаспирова и Коджаспиров Алексей Юрьевич в педагогическом словаре: стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе.

Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях.


Например, Г.М. Коджаспирова приводит следующую классификацию стилей педагогического общения:

Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы.

Импровизационный стиль позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.

В характере общения учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и психологический склад личности учителя. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру, а также профессиональные навыки и нравственные особенности педагога.

Существуют разнообразные классификации стилей педагогического общения. Самой распространенной и общепринятой является их подразделение на авторитарный,  демократический и  попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог самостоятельно и беспрекословно разрешает все вопросы и проблемы, которые касаются как целого классного коллектива, так и каждого ученика. При данной модели педагогического общения обучающиеся не имеют права инициативы, права выбора и голоса, даже в делах, которые непосредственно касаются их самих, самостоятельность оценивается отрицательно, творческое развитие отвергается. Учителей, придерживающихся данной схемы, можно охарактеризовать, как невнимательного к проблемам и личности детей, неадекватного и жесткого в оценивании достижений учеников, непонимающего их мыслей и чувств. Показатели успеваемости, такие как дисциплина, тишина, беспрекословное подчинение, внешне кажутся положительными, однако внутренний климат и психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучная. Личность ученика не принимается во внимание. По причине этого позитивное отношение к педагогу и предмету при данном стиле педагогического общения маловероятны.

Авторитарный стиль общения может спровоцировать неадекватную самооценку учащихся, подавление своей личности и интересов, формирование комплексов, привычку подчиняться, формирует различные психические и психологические отклонения и неврозы.