ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Попустительский (либеральный) стиль общения предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности, а в частности – его стремление минимизировать свое участие в процессе обучения, воспитания и развития детей. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, безразличие к учащимся, их проблемам, успехам и достижениям. Как следствие, мы можем наблюдать отсутствие контроля над обучением и действиями детей, за их развитием. И дисциплина, и успеваемость в таких классах, как правило, неудовлетворительная.
Прямо противоположным явлением к вышеперечисленным стилям является демократический стиль поведения. В данном виде общения учитель ориентируется на ученика как на субъекта учебного процесса и общения. Педагог старается привлечь каждого к решению важных вопросов, к их обсуждению, поиску решений и альтернатив. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников.
Подводя итог, характеристика стилей педагогического общения дала лишь в «чистом» виде, в педагогической практике очень редко применяется только один из этих стилей, чаще всего они существуют в комбинированном виде. Авторитарные элементы общения не могут быть исключены из педагогического общение, так как на основе проведенных исследований, мы можем сделать вывод, что они оказываются довольно эффективными. Однако, педагогу следует ориентироваться в большей мере именно на демократический стиль общения, развивающий ребенка, предполагающий координацию сил и сотрудничество, направленное на реализацию единой цели – максимально реализовать потенциальные возможности ученика, его инициативу и творческие возможности, личностные характеристики.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить следующие группы Коджаспирова Г.М.:
- показатели коммуникативного плана;
- показатели индивидуально-личностного плана;
- показатели общего социально-психологического плана;
- показатели морально-этического плана.
Среди показателей личностного плана наибольшую роль играют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Конечно, на результативность педагогического общения влияют такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
Во многих исследованиях отмечают связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. А.А. Реан выявила интересную особенность: педагоги, не связывающие свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности, дают в большей степени положительную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.
В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:
- фасцинация (основа обаяния);
- прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
- импровизационный ум;
- эмпатия (способность поставить себя на место другого);
- доброжелательность;
- аутентичность (умение быть собой);
- инициативность в общении;
- непосредственность;
- принятие своих и чужих без страха;
- стремление к самопознанию.
Также можно выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией.
Одним из них является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение зачастую связывают с коммуникативностью педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
ВЫЯВЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГА
Методика диагностики стиля педагогического общения
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л.. Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. С вопросами к методике диагностики стиля взаимодействия можно ознакомиться если перейди по Q- коду. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов.
Обработка результатов, полученных в ходе выполнения методики, состоит из двух этапов. На первом этапе в соответствии с ключевой таблицей подсчитывается количество сырых баллов по каждому стилю (авторитарному, демократическому, либеральному). На втором этапе числовые показатели выраженности стилей умножаются на два (при этом общий итоговый показатель числовых значений будет равен 100 баллам). Таким образом, результаты переводятся в процентное соотношение выраженности стилей. Работа с методикой заключается в выборе одного варианта ответа из двух возможных (да/нет).
Например, школы: Исследование было проведено в МБОУ СОШ №17 г. Пензы. В исследовании приняли участие 4 преподавателя таких дисциплин, как русский язык, математика, физика, физкультура.
Обработка результатов проходила в два этапа: вначале подсчитывались «сырые» баллы по каждому виду педагогического взаимодействия. Далее баллы переводились в проценты, указывающие на ведущий, характерный для данного воспитателя стиль взаимодействия. На последнем этапе для каждого воспитателя составлялась формула иерархии для него стилей взаимодействия. Результаты проведенного исследования целесообразно представить в виде таблицы:
Наименование предмета | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль | Формула |
Русский язык | 15,1% | 33,6% | 51,3% | ЛДА |
Математика | 24,2% | 64,2% | 11,6% | Д АЛ |
Физика | 55,5% | 40,1% | 4,4% | АДЛ |
Физкультура | 20% | 54,9% | 25,1% | Д Л А |
Подводя итоги исследования, мы приходим к выводу, что наиболее распространенным стилем педагогического общения в данной школе является демократический (преобладает у учителя математики и физкультуры), однако, остальные стили также присутствуют в педагогической практике преподавателей: либеральный стиль доминирует у учителя русского языка, авторитарный – у учителя физики.
Коррекция стилей педагогического общения
Профессия учителя непосредственно включает в себя постоянное общение: с учениками, их родителями, педагогическим коллективом, руководством школы. В зависимости от ситуации общения преподаватель может занимать различные позиции общения: доминирует в общении (позиция «над»), обращается на равных с партнером по коммуникации (позиция «наравне») или же занимает подчиненное положение (позиция «под»).
Для успешного общения и достижения коммуникативных целей учитель должен уметь занимать верные коммуникативные позиции, перестраиваться, применять различные стили педагогического общения в зависимости от обстановки и окружения.
Смирнова Елена Олеговна, Холмогорова Алла Борисовна предположили игровые упражнения, направленным на развитие коммуникативных навыков преподавателя:
Упражнение «Откровенность против манипулирования»
Ведущий: «Вы вызвали к доске школьника, и он не смог ответить домашнее задание. Что вы говорите?” А говорите ли вы примерно следующее: «Ну, Иванов, ты опять не выучил, садись - два!»
А теперь давайте подумаем, что надо бы сказать учителю в данной ситуации, если он старается быть откровенным и открытым человеком и хочет избежать педагогического манипулирования. В этом случае он говорит: «Знаешь, Сережа, я уверен, что ты можешь хорошо учиться. Ты - способный парень! Когда ты плохо готовишься к уроку и плохо отвечаешь, я всегда это переживаю. Я был бы рад, если бы ты смог исправить свою двойку!»
Ведущий, продолжая упражнение: «Как дальше учитель строит свое реальное общение с учениками? После урока он попросит Сережу Иванова остаться и побеседует с ним.
Давайте разыграем ситуацию взаимодействия учителя и ученика.
Эту беседу попробуйте начать с описания своих чувств и переживаний и, например, рассказа о том, как с вами в школьные годы случались подобные ситуации.
Вспомните, какие еще проблемные ситуации вы могли бы разрешить в откровенной беседе с учеником? Попробуйте на практике преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе “меньше учителем - больше педагогом».
Упражнение «Иванов, Петров, Сидоров»
Ведущий, используя средства педагогического манипулирования, обычно называет воспитанников по фамилиям. Такое формальное обращение «сверху - вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия.
И, напротив, воспитатель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя ребенка в разговоре, тем прочнее психологический контакт между ними.
Участникам тренинга предлагается разыграть ситуацию, в которых они будут обращаться к ученикам по имени. Причем, участники сами предлагают ситуации из личного опыта, а затем разыгрывают их.
Упражнение «Мышечная броня»
Для того, чтобы поменять позицию «над» на позицию «наравне», необходимо освободить собственные эмоции.
Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
Ведущий предлагает участникам тренинга следующие упражнения: глубоко вздохнуть, при выдохе резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица, расслабьте губы, освободите шею и грудь.
Перейдя границу, вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: вместо дидактической позиции вы в разговоре с ребенком становитесь его собеседником.
Таким образом, с помощью данных упражнений учителя смогут с легкостью овладеть основными приемами адаптации стиля педагогического общения к конкретной ситуации для увеличения показателей успеваемости, установления благоприятной психологической обстановки в классе, между самими обучающимися, доверительных и уважительных отношений без потери авторитетности.
ТРУДНОСТИ
Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы. Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.