Файл: Проблемы ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Квалифицированные виды данных преступлений.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота. Такая цель может проявляться, в частности:
— в приобретении недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т.п. при условии осознания и сокрытия виновным преступного происхождения денежных средств, за счет которых такое имущество приобретено;
— совершении сделок по отчуждению имущества, приобретенного преступным путем (в результате совершения преступления), при отсутствии реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;
— фальсификации оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и т.п.;
— совершении финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств;
— совершении финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства и иное имущество приобретены преступным путем (в результате совершения преступления);
— совершении внешнеэкономических финансовых операций или сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), осуществляемых при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
— совершении финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе неперсонифицированных или персонифицированных, но принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств.
Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, за исключением лиц, которые сами приобрели денежные средства и иное имущество в результате совершения преступления.
3. Квалифицированные виды преступления
Применительно к квалифицированным видам легализации (отмывания) денег или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, в действующем уголовном законодательстве предусмотрены следующие признаки:
— совершение деяния в крупном размере (ч. 2 ст. 174, 174.1 УК РФ);
— совершение группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 3 ст. 174, 174.1 УК РФ);
— совершение лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 174, 174.1 УК РФ);
— совершение деяния организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 174, 174.1 УК РФ);
— совершение в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 174, 174.1 УК РФ).
Рассмотрим вышеуказанные признаки подробнее. Согласно примечанию к ст. 174 УК РФ финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и ст. 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один 1,5 млн руб., а в особо крупном размере — б млн. руб.
При этом общий размер легализуемых доходов может измеряться путем сложения сумм легализуемого имущества через совершение отдельных операций и сделок.
Вторым квалифицирующим признаком легализации преступных доходов, который необходимо рассмотреть, является совершение рассматриваемого деяния группой лиц по предварительному сговору. Сам по себе процесс легализации может быть весьма сложным, состоящим из нескольких самостоятельных сделок или финансовых операций. В этой связи возможность соучастия в рассматриваемом преступлении представляется весьма реальной.
Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало двое или более лиц, заранее договорившихся о совершении преступления.
Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее договорившейся о совершении преступления.
Еще один квалифицирующий признак — совершение легализации преступных доходов лицом с использованием своего служебного положения.
В целом, квалифицированные виды преступления, предусмотренного ст. 174.1, ничем не отличаются от соответствующих квалифицированных разновидностей преступления, установленного ст. 174 УК РФ, за тем лишь исключением, что субъект или субъекты (в случае совершения группового преступления) получают средства в результате совершенного непосредственного ими преступления.
4. Проблемы квалификации и ответственности за совершение легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных лицом, в результате совершения им преступления
Противодействие легализации доходов, полученных в результате осуществления преступной деятельности, выступает важным направлением формирования и развития финансово-правовой политики многих государств мирового сообщества. Финансирование терроризма и отмывание "грязных" денег через нелегальные заведения азартной игровой индустрии, проституцию, торговлю людьми требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных органов в целях предотвращения подобных и схожих преступлении. Однако более важным представляется решение указанных проблем на уровне финансового сектора экономической системы любого отдельно взятого государства. Необходимо сказать о том, что в большинстве государств уже действуют программы финансового контроля над "левым" доходом, в основном, это банковские императивы, устанавливаемые финансово-кредитными и иными небанковскими учреждениями, направленные на повышение прозрачности совершаемых денежных (в первую очередь, валютных) транзакций, а также иных расчетных операций.
Некоторые лица обходят положения Закона о легализации, создавая несуществующие долги путем оформления договоров поставки, товарных накладных, товарно-транспортных накладных без реального исполнения прав и обязанностей по сделке. Законность сделки подтверждается цифровым кодом ОКВЭД, отраженным в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), уставе (положении) общества, поэтому законную сделку переквалифицировать в аферу или процесс отмывания денег с точки зрения права проблематично.
С позиций судебного доказывания обосновать отмывание безналичных денег представляется непростой задачей ввиду отсутствия четких законодательных критериев этого процесса. Легализация безналичных денег - понятие межотраслевое, так как регулируется гражданским, уголовным, процессуальным, а также иными отраслями права. В настоящее время остается открытым вопрос о том, является ли отмывание безналичных денег процессом и результатом, а также вопрос о конкретных границах начала и окончания процесса отмывания безналичных денег.
Правоохранительными органами уделяется большое внимание выявлению фактов легализации доходов, полученных преступным путём, но вместе с тем возникают и определенные трудности при квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ. Одна из проблем связана с тем, что перед правоприменителями встает вопрос: возможно ли возбуждение уголовного дела за предусмотренные ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ деяния в отсутствии возбужденного уголовного дела, или обвинительного приговора по делу о преступлении, в результате которого приобретено имущество, ставшее затем предметом легализации.
Одни авторы в данном вопросе, основываясь на ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, придерживаются позиции, что установить путь приобретения денежных средств или иного имущества можно лишь на основании вступившего в законную силу приговора суда по первоначальному преступлению, в результате совершения которого денежные средства или иное имущество были получены, в частности В. М. Алиев и И. Л. Третьяков отмечают, что необходимо достаточно точно установить такой признак состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, как вина в первичном преступлении, подтвержденный приговором суда [1].
Другие считают, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому предлагают легализацию денежных средств или иного имущества считать преступной не с момента вступления в законную силу приговора в отношении лица, совершившего первоначальное преступление, а с момента, когда правоохранительным органом будут получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков состава преступления [2].
Другая проблема связана с тем, что в диспозиции рассматриваемых статей говорится о совершении «финансовых операций и других сделок», в связи с чем в процессе применения данных норм некоторое время необходимо было доказывать их совокупность, что затрудняло квалификацию. Хотя на практике, в целях
придания правомерного вида денежным средствам, бывает достаточно совершения всего одной сделки. Но исходя из прямого толкования закона, в данном случае признаки объективной стороны будут недостаточными.
Еще одной проблемой правильной квалификации рассматриваемого преступления является проблема определения специальной цели, которая заключается в придании правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем либо в результате совершения преступления. Специальная цель в рассматриваемом случае является криминообразующим признаком и в случае ее отсутствия не будет состава преступления.
Трудности при юридической оценке деяний вызывают не только случаи последующей конвертации имущества, приобретенного в результате совершения преступления, но и случаи смешения его с имуществом, имеющим легитимный источник. В подобной ситуации ставится под сомнение сохранение у имущества статуса «приобретенного в результате совершения преступления».
Стоит отметить, что сочетание слов «приобретенное в результате совершения преступления» предполагает следующее: из круга предикатных (т. е. первичных по отношению к легализации) исключены административные правонарушения и иные малозначительные деяния, что представляется вполне логичным. Вместе с тем за рамками состава остаются деяния по легализации имущества, приобретенного в результате совершения различного рода правонарушений. Так, невозможно привлечь к ответственности за легализацию денежных средств лицо, получившее доход, не превышающий 1,5 млн. руб., при проведении азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны (ст. 14.1.1 КоАП РФ), и совершившее с приобретенными денежными средствами финансовые операции, направленные на придание правомерного вида владению ими.
Обязательным признаком, необходимым для правильной квалификации преступных деяний по ст. 174.1 УК является предмет преступления. Другим немаловажным аспектом является определение субъекта указанных преступлений. С ним связана загвоздка: в уголовном законе его возраст определен однозначно — с шестнадцатилетнего возраста, но часть финансовых операций для лиц доступна и до наступления шестнадцати лет, будь то, например, открытие счета в банке, на который можно заносить денежные средства и совершать с ними к примеру, переводы.