Файл: Исследование по теме Методические особенности программы и учебника физики определенных авторов и работы с этим учебником в условиях общеобразовательной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальное задание 5
Научно-методическое исследование по теме
«Методические особенности программы и учебника физики определенных авторов и работы с этим учебником в условиях общеобразовательной школы»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Учебник физики: Физика. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений / И. М. Пёрышкин…………………........................................................................................5
1.1«Особенности работы с учебником в условиях общеобразовательной школы»…………………………………………………….........................................4
1.2«Учебник физики: формы и методы работы».....................................................4
Заключение..................................................................................................................8
Литература...................................................................................................................9
ВВЕДЕНИЕ
Учебный план, программы, стандарты образования, учебники – все это составляющие одной цепи – учебного процесса. Учебный план определяет состав учебных предметов, изучаемых в школе; стандарты определяют необходимый уровень общего образования; программы раскрывают содержание образования; а в учебниках излагается система знаний, умений и навыков.
Учебник – это книга для ученика и учителя. Учебник является важнейшим инструментом учения для ученика, одним из основных источников получения знаний и овладения определенной системой умений и навыков. Кроме того, учебник это важнейшее руководство в работе учителя, организующего и осуществляющего учебный процесс. Учебник определяет логику и последовательность введения системы понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого учебного материала.
«Чтобы выполнить свое назначение учебник должен удовлетворять следующим требованиям:
-
сообщать научно достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных программой; -
развивать мышление учащихся, формировать системность мышления; -
обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.
В методическом плане учебник должен:
соответствовать возрастным особенностям учащихся, как по содержанию, так и по
используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;
иметь четкое структурное членение и графическое оформление (выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. П.);
содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;
обеспечивать постепенное нарастание трудностей, увеличение сложности материала;
содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи);
включать задания, способствующие формированию основных приемов умственной деятельности, стимулирующих развитие самостоятельности и творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем, формированию умений свободного использования запасов имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач;
иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки).
Учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты, ясность воспроизведения рисунков»1.
Актуальность.
Методически правильно построенный учебник способствует повышению качества образования. А это на сегодняшний день основная задача концепции модернизации российского образования. Создание учебников, отвечающих всем требованиям – одна из актуальных задач современного этапа модернизации. Все действующие учебники физики, в той или иной мере удовлетворяют основным требованиям; они имеют свои плюсы и минусы. Работа по созданию идеального учебника физики ведется в широких масштабах. Яркое свидетельство тому активизация выпуска учебной литературы. Учителю очень трудно ориентироваться в этом потоке. Как выбрать нужный учебник, чтобы он соответствовал стандартам образования с одной стороны и запросам учащихся с другой, а также был ориентиром для учителя.
Цель: систематизировать и обобщить информацию, имеющуюся в учебно-методической литературе и собственный опыт по организации работы с учебником, для дальнейшего эффективного использования их в учебно-воспитательном процессе.
Объект изучения: учебно-воспитательный процесс в образовательной области «Физика».
Предмет изучения: учебники физики (оформление, структура, содержание, формы и методы работы).
Методы:
-
Теоретические (историко-генетические, сравнение, систематизация, классификация, обобщение).
Практическая значимость.
На сегодняшний день главной задачей учителя является, не передача готовых знаний, а вовлечение ученика в процесс обучения, формирование у него навыков трудиться самостоятельно. Я думаю, что здесь будет уместна крылатая фраза: «Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот у кого дети учатся», т. е. умеют и хотят учиться.
Глава 1. Учебник физики: Физика. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений / И. М. Пёрышкин
Учебник является основой учебно-методического комплекса по физике для 7 класса, в который также входят электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь и методическое пособие. Классический учебник физики А. В. Перышкина для 7 класса разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. Он отличается чётким, лаконичным изложением материала. В конце каждого параграфа имеются вопросы для самопроверки, система заданий, включающих качественные, графические, вычислительные и экспериментальные задачи.
Содержание учебного предмета
Тема | Основная цель |
Введение | Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. |
Первоначальные сведения о строении вещества | Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов. |
Взаимодействие тел | Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Свободное падение тел. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание. |
| |
Работа и мощность. Энергия | Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма. |
1.1 «Особенности работы с учебником в условиях общеобразовательной школы»
При работе в школе учебник для меня считается вспомогательным элементом. На уроках я выкладываю материал в доступной форме для лучшего восприятия и усвоения информации детьми. Даю им ориентировки на учебник, потому что там они с лёгкостью могут найти нужные определения и/или формулы, а так же прочитать примеры того или иного явления, которые могли не упоминаться на уроке. Так же при выполнении домашней работы учебник – их главный помощник, с помощью него они с лёгкостью могут повторить изученное. Все темы идут строго по порядку учебной программы. Так же на уроке использую метод самостоятельной работы с учебником. Используются лабораторные и самостоятельные работы, которые представлены в учебнике.
К учебнику представлены видеоматериалы, но, к сожалению, в школе относительно старая версия учебника, поэтому их использование не предусмотрено При работе с учебником, я поняла, что он достаточно хорошо помогает учителю, а так же ученикам. Хорошо подходит для самостоятельного изучения предмета.
1.2 «Учебник физики: формы и методы работы»
Работа с учебником и книгой занимает значительное место в системе методов обучения. И это понятно. Книга является одним из основных источников приобретения знаний; она формирует мировоззрение, развивает мышление. Работая с учебником и книгой, учащиеся овладевают системой знаний, приобретают навыки самостоятельной работы, учатся находить ответы на возникающие у них вопросы. Эта работа проводится на всех этапах учебного процесса, начиная с овладения новыми знаниями и кончая их закреплением, повторением и обобщением всего изученного.
Одно время было распространено мнение, что учебник преимущественно служит целям закрепления учащимися знаний, изложенных учителем на уроке. Такой взгляд на роль учебника снижал его познавательное значение и ограничивал возможности обучения учащихся методам самостоятельной работы. В процессе овладения новыми знаниями учебник играет не меньшую роль, чем при закреплении и повторении.
Организация и методика работы с учебником и книгой на отдельных этапах усвоения учащимися знаний носит различный характер
, что во многом зависит от подготовленности учащихся к этой работе.
Методика работы с учебником и книгой при изучении новых знаний
Наиболее распространенными методами самостоятельной работы учащихся с учебником и книгой при изучении новых знаний являются:
предварительное ознакомление с учебником по теме предстоящего урока, имеющее целью введение учащихся в тот круг вопросов, которое предстоит изучить на уроке.
Самостоятельное изучение по учебнику и книге отдельных вопросов программы. Учитель не может и не должен излагать и объяснять учащимся весь материал, предусмотренный учебной программой. Самостоятельное изучение учащимися некоторых вопросов по учебнику дает более высокие результаты, чем при устном изложении их учителем. Все будет зависеть от характера материала и подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
Выполнение различных заданий учителя: составление простых и развернутых планов, отбор и выписывание примеров, иллюстраций, цитат, сравнительных характеристик изучаемых явлений и понятий и т. п.
Методика работы с учебником и книгой при закреплении знаний
Широко применяется учебник при закреплении знаний, умений и навыков. К сожалению, нередко закрепление знаний и выполнение учащимися различных упражнений по заданиям учителя целиком переносится на домашнюю работу, что вызывает перегрузку учащихся и неоправданно отрывает закрепление знаний от первоначального ознакомления с ними. Опыт работы и научные исследования показывают, что закрепление знаний по учебнику в одних случаях органически объединяется с изучением нового материала, в других переносится на домашнюю работу учащихся. Все будет зависеть от характера учебного материала. Нельзя также не учитывать, что закрепление знаний одновременно способствует расширению и углублению изучаемого материала, обогащает память учащихся новыми фактами и понятиями, способствует установлению связи между изучаемым и ранее изученным материалом, включает учащихся в систему самого урока в классе.
В зависимости от учебного материала и подготовленности учащихся к самостоятельной работе методика работы с учебником и книгой при закреплении знаний включает в себя:
1. Чтение и составление простых и развернутых планов по отдельным пунктам, параграфам и главам учебника.