Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К экзистенциальным дихотомиям он относит, во-первых, дихотомию между жизнью и смертью. Человек, утверждает он, брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно. Человек осознает ограниченность своего существования и поэтому никогда не является свободным от данной дихотомии. Во-вторых, существует дихотомия между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может их реализовать в результате кратковременности своего существования. Эти противоречия, по мнению Фромма, человек не может аннулировать, но реагирует он на них различными способами соответственно его характеру и культуре.
Совершенно иную природу имеют, по Фромму, исторические дихотомии, которые не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Так, в эпоху научно-технических революций есть противоречие между достижениями технического прогресса и неспособностью использовать их на благо свободного развития личности.
Фромм пытался найти пути разрешения экзистенциальных и исторических дихотомий. Устранение «исторических» дихотомий, поскольку они зависят от определенных социальных условий, он связывал с созданием нового, гуманистического общества. Экзистенциальные же противоречия, согласно Фромму, коренятся в самом факте человеческого существования, что предполагает лишь частичное их разрешение путем раскрепощения способностей человека к любви, вере и рассуждению. В обоих случаях освобождение человека может быть достигнуто на основе использования «диалектически и гуманистически ориентированного психоанализа», при помощи которого можно пробудить критические элементы в сознании человека.
В книге «Революция надежды» Фромм излагает свои представления о путях гуманизации существующей социальной системы. Это – введение гуманистического планирования; активация индивида путем замещения методов отчужденной бюрократии методами гуманистического управления; распространение новых форм психодуховной ориентации. Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанные на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих ритуалы и символы церковной жизни, то есть своего рода нерелигиозную религию.
Программа преобразования общества Фромма, таким образом, ориентирована на изменения, которые не затрагивают сущности данной социальной системы. В своих теоретических рассуждениях он апеллирует только к трансформации сознания,поэтому мероприятия по оздоровлению существующей социальной системы, предлагаемые Фроммом, не могут привести к устранению действительных причин кризиса индустриального общества.
Структурализм
С развитием науки, ростом знаний, появлением компьютеров перед философами встали проблемы нового порядка: выработка метода, позволяющего выявлять не только природу языка, но и целостных образований (текстов, документов, целых культур). Поэтому с 20-х годов XX столетия стало формироваться направление, занимающееся выявлением, поиском структур в различных областях культуры: в языке, литературе, искусстве.
Одним из известных представителей структурализма является Клод Леви-Строс (родился в 1908 г.) – французский этнолог, созидатель концепции структурной антропологии (науки о человеке).
Основной метод, которым пользуется Леви-Строс, – структурная лингвистика (от лат. язык), т. е. определение структуры языка. Он использует приемы анализа языка для постижения социального устройства культурной жизни первобытных племен. Главное, на что философ обращает внимание, – то, что правила браков, ритуалы, маски, мифы и другие культурные проявления есть ни что иное, как особого рода язык, и в каждой из этих сфер мы видим нечто вроде обмена сообщениями, информацией. Отвлекаясь от исторического развития первобытного общества, Леви-Строс ищет то, что было общим для всех культур и всех людей. Общей была идея сверх рационализма, т. е. гармония чувственного и рационального начал, что было утрачено современной европейской цивилизацией.
ГЕРМЕНЕВТИКА
Основные представители герменевтики: Г. Г. Гадамер, П. Рикер.
Гадамер Ханс Георг (род. в 1800 г.) – немецкий философ, является учеником Хайдеггера. Для Гадамера герменевтика – это своего рода философия понимания текстов. Понимание очень важно для человека познающего, действующего и оценивающего. Поэтому, по Гадамеру, жизнь не только познается (теоретически), но и как бы «испытуется» (жизненно-практически) через опыт мира. Опыт мира включает и непосредственность переживаний, и различные формы освоения реальности (через искусство, например). А основные механизмы формирования этого опыта заложены в языке. Язык задает исходные формы человеческой ориентации в мире, схватывая все явления в понятиях обращения к языку как к способу самораскрытия бытия и составляет предмет философствования Гадамера.
СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ
ХХ век – это эпоха научно-технической революции, невиданного взлета научной мысли. Рациональное знание, в особенности научное, стало важнейшей составляющей нововведений, кардинальных социально-экономических преобразований, основной формой повышения производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия.
НТР, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила, с одной стороны, проблемы и противоречия, с другой – надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут, наконец, разрешены трудные проблемы и противоречия существования человеческого общества. Влияние научнотехнического разума на социальное развитие, жизнь людей рисовалось как мощное и прямое. В 50 – 60-х годах – на волне высокой экологической конъюнктуры – приобрела широкое влияние концепция «общества всеобщего благоденствия», построенного на принципах «рациональной эффективности».
Ведущие представители этой концепции У. Ростоу, Д. Белл, обещая «общество всеобщего благоденствия», полагались именно на взлет и государственную силу научно-технического разума, на «разумность», «научность» управления, на рост образовательного уровня больших масс населения и т. д. Сциентистские мечтания переплетались с технократической утопией, с представлением о грядущей власти компетентных научно-технических специалистов, экспертов.
На сегодняшний день, когда научные достижения наряду с новыми благами несут обострение различных проблем и противоречий, представители сциентизма раскололись на два лагеря. Одни, разочаровавшись в возможностях науки и техники, но не усматривая других равноценных им стимулов и механизмов социального прогресса, выдвигают идеи своего рода умеренного, критического оптимизма или даже сциентистского пессимизма. Другие, даже подвергая критике связанные с развитием научно-технического прогресса социальные противоречия и конфликты и прогнозируя их сохранение в будущем, по-прежнему возлагают надежды на новую волну этого прогресса, на преобразующую роль знания, на экономические изменения. При этом они с большим, чем ранее, вниманием относятся к политическим, духовно-нравственным и гуманистическим факторам.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антисциентистского течения, которое получило свое выражение в форме «антиутопий». Создатели антиутопий вместе со сциентистами, по существу, исходят из всевластия науки и техники, хотя не приемлют техницистского оптимизма, заменяя его антитехницистским пессимизмом. Идейно-теоретические основания сциентистских концепций оказываются, таким образом, очень сходными, и только эмоциональные оценки меняются на противоположные.
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философская религиозная мысль принадлежит к традиционному типу сознания. Возникла она очень давно и продолжает упорную борьбу за существование. Мало того, она оказывает значительное влияние на умы, сердца людей и на другие философские течения. Надо отметить, что каждое из вероисповеданий имеет своих философов. За примером далеко ходить не надо.
Неотомизм как философское направление – это детище официальной католической церкви. С 1879 года, когда учение философа средневековья Фомы Аквинского было объявлено единственно истинным, было положено начало новой волны католической философской мысли.
Что же позволяет, скажем так, столь долго удерживаться неотомизму на «плаву»? Причин здесь несколько. Главное, что характеризует такое положение, – это постоянное существование соответствующих религиозных организаций (церквей, соборов) с их широкой и разнообразной идейной деятельностью. Поворот религиозной философии к новым неортодоксальным проблемам: наряду с проблематикой бога, ставятся и социальные, и этические проблемы человека. Т. е. неотомизм приспосабливается к изменениями в мире. Основные представители религиозной философии: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Тейяр де Шарден и другие.
Ведущим представителем неотомизма является Жак Маритен (1882 – 1973 гг.). Критикуя философов Нового времени за то, что они разрушили фундамент средневековой философии (в частности Декарта, Ж. Ж. Руссо), Ж. Маритен полагал, что в рамках неотомизма соединить многие положения экзистенциализма, позитивизма, рационализма.
Основной вопрос для Маритена – как развиваться человечеству в будущем и где спасение от потрясений XX века. Как и во все времена, основной ценностью мировой истории продолжает быть совершенствование человека.
Путь же совершенствования, по Маритену, лежит между плотским капиталистическим индивидуализмом и таким же плотским марксизмом. Это третий путь, и осуществить его поможет диалог между церковью (градом Божьим) и общественным (градом Земным). Спасение же мира в целом состоит во внесении христианских ценностей в современную культуру.
Таким образом, Маритен выработал своего рода модель идеального общества «интегрального гуманизма», в котором будет проявляться солидарность предпринимателей и трудящихся в рамках корпораций.
Подводя краткие итоги рассмотрения немарксистской философии XX века, следует подчеркнуть широкий спектр проблем, которые ставит сегодня перед собой современная философия. Исходя из этого, можно отметить и большое число различных философский течений, направлений, школ, которые решают эти проблемы неоднозначно, часто противореча друг другу. Но именно философская картина мира, представленная в многообразии различных подходов и концепций, отражает многообразие нашей жизни.