Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложил идею «социального порядка», стабильности социальной системы, которая должна выполнять следующие функции: адаптационная, организация достижения социальных целей, интеграция, удержание системы ценностей.

Общество является социальной системой, которая отличается от природных систем. Социальная система – самая сложная их всех систем, так как складывается не только из материальных, но и из духовных отношений между людьми, поэтому имеет определенный уровень непредсказуемости, возможность возникновения конфликтов, так как человек сам представляет собой сложную систему. Общество подчиняется не только всеобщим законам, но и специфическим социальным законам, является саморазвивающейся системой.

Уровни социальных систем:

  • Фундаментальный уровень организации общества – человечество в целом, цивилизация.

  • Государство или группа государств.

  • Социальные институты, которые обеспечивают функционирование общественных отношений.

  • Классы, социальные группы, страты, слои, все виды объединения людей.

  • Отдельная личность.

Социальная структура общества – это исторически сложившаяся форма отношений в обществе, социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества.

Элементы структуры общества

1. Субъекты общества (люди, группы людей): каждый человек является представителем той или иной социальной группы, например, семьи, класса.

Люди могут быть объединены в социальные группы по следующим признакам:

  • социально-демографическим (в соответствии с полом и возрастом, например, мужчины и женщины, пенсионеры и молодежь);

  • территориальным (например, жители села и города);

  • по уровню дохода (элита, средний класс и т.д.).

2. Общественные отношения, или взаимоотношения между людьми, связь между субъектами, составляющими общество.

Общественные отношения могут быть:

  • экономическими;

  • социальными;

  • политическими;

  • семейно-бытовыми;

  • классовыми;

  • национальными;

  • межгосударственными и др.

3. Социальные институты как исторически сложившиеся формы организации общественной жизни, необходимы для обеспечения устойчивости общества.

Виды социальных институтов:

  • экономические (собственность, производство);

  • политические (государство, партии);

  • правовые;

  • культурные (театры, музеи);

  • религиозными и др.


4. Деятельность как форма активного отношения человека к окружающему миру в целях преобразования его в своих интересах.

Общество имеет несколько подсистем, которые существуют самостоятельно, но в тесном взаимодействии друг с другом.

Подсистемы (сферы) общества:

Экономическая сфера включает процессы материального производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, производительные силы и производственные отношения, научно-технический прогресс, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей людей (питание, одежда, жилье и другие).

Духовная сфера охватывает духовное производство (создание образов, идеи, научных и художественных ценностей на материальных носителях), что необходимо для удовлетворения духовных потребностей людей (книги, картины, скульптуры и т.д.). Основными сферами духовного производства являются наука, искусство, образование, воспитание, что необходимо для воспроизводства самого человека как обладающего сознанием, интеллектом, воспитанием и культурой.

Политическая сфера охватывает деятельность политиков, управляющих, государства, политических партий, что необходимо для регулирования деятельности людей и общественных отношений. Управление возможно на различных уровнях – государство, предприятие, семья.

Социальная сфера включает создание предпосылок для жизни людей, непосредственное обслуживание человека в процессе его жизнедеятельности (труд врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания).

Все сферы социальной жизни взаимосвязаны. Развитие общества и функционирование его основных сфер происходит по определенным законам.

Социальные законы – всеобщие, объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями в различных сферах жизни общества, проявляются через сознательную деятельность людей.

Таким образом, общество является сложнейшей системой, состоящей из множества систем и взаимоотношений, исторически сложившихся и существующих на данный момент. Развитие человека вне общества невозможно.

Проблемы философской антропологии

Философская антропология

Проблема человека относится к общим вопросам философии, на которые нет однозначного ответа, она сложна и многогранна, включает вопросы сущности человека, его развития и смысла жизни. Человек – сложнейшее создание природы, общества и себя самого, является объектом изучения множества дисциплин.



Философская антропология – это философское учение о человеке. В истории философии есть множество точек зрения на природу и сущность человека. Одним из родоначальников современной философской антропологии является немецкий философ М. Шелер (1874–1928), который пытается найти выход из состояния кризиса западно-европейской культуры своего времени. Согласно Шелеру, задача философской антропологии – показать, как формируются язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и все, что характеризует человека. Шелер определяет предмет философской антропологии – это сущность человека.

Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к природе (неорганический мир, растения, животные); его происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.

Философская антропология является центральной философской наукой, изучающей проблему человека, отвечая на вопросы: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ

Термин «философская антропология» употребляется в трех смыслах:

  1. Для обозначения любого философского учения о человеке, в отличие от других существующих естественных и гуманитарных наук и дисциплин («физическая антропология», «медицинская антропология» и др.)

  2. В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной или единственной.

  3. Также данный термин используется для обозначения философских идей ряда мыслителей в начале XX века. Одни учения в рамках философской антропологии характеризуются как «биологическая антропология» (Гелена, Плесснера и др.), другие как «культурная антропология» (Ротхакера, Ландманна и др.), общим для всех этих учений является поиск специфических отличий человека от мира животных. К одному из направлений философской антропологии также относят «религиозную (или теологическую) антропологию».

Для биологического направления философской антропологии свойственно видеть сущность человека в самой его природе (например, для К. Лоренца, человек – «заложник» врожденных инстинктов).

Социокультурная антропология, рассматривает человека как существо, определяемое культурой (например, философия Э. Кассирера).

Со второй половины XIX века стало известно, что человек – продукт биологической эволюции, поэтому появился вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных. Речь идёт об образовании такого рода живых существ, внутри которого с определенного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» (вид «человек разумный» не дает начало другим видам). Одним из факторов антропогенеза (становления и развития человека) было развитие языка. Развитие человека неразрывно связано с развитием общества, так как именно в процессе совместной деятельности в обществе человек развивал членораздельную речь и навыки общения.


Антропосоциогенез (становление человека и общества) длился в течение 3–3,5 миллионов лет. Для характеристики человека как биологического и социального существа используют ряд понятий:

Человек – это живое существо, имеющее потребности, способное удовлетворять их в процессе производства с помощью общения, а также сознательно преобразовывать мир и самого себя.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества, имеющий неповторимые индивидуальные качества. Данное понятие отражает переход от биологического (человек) к социальному (личность).

Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений, имеет биологическую наследственность и социальную сущность, это совокупность устойчивых социально значимых качеств.

Личность имеет внутреннюю структуру:

  • Физическая составляющая (тело, одежда, дом, все предметы, созданные данной личностью).

  • Духовная составляющая (человеческое «Я»)

  • Социальная структура (система социальных ролей в разных группах).

Личностью человек становится в процессе своего развития, усвоения норм и правил общества, в котором он живет. Этот процесс называется социализацией. Развитие личности, ее способности и достижения зависят как от биологических особенностей человека (наследственность), так и от социальных факторов (воспитание, пример родителей, развитие природных задатков). Таким образом, личность является сложной системой, объединяющей биологическое и социальное, материальное и духовное в человеке.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание личностных качеств, которое проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, и т.д.

Существование человека

В истории философии в основе представлений о человеке лежит преувеличение роли биологических или социальных факторов в его развитии. Человек существует в единстве биологического (природного: тело, физические качества, внешность), социального (личность, жизненный опыт), и духовного.

1. Биологизаторские концепции преувеличивают роль природных (биологических) факторов, представление о человеке как о природном существе.

а) Психологизм: преувеличение психологической природы человека, вне связи с историческими условиями.


б) Натурализм: объяснение сущности человека с помощью законов природы (климатические условия, биологические и расовые особенности).

2. Социологизаторские концепции не учитывают природного в человеке, считая главным социальную природу человека, биологическое – только предпосылка социальной жизни, не оказывающая влияния на поведение и интеллект.

а) Конвенционализм: наука о человеке определяется договором между учеными, жизнь человека протекает в соответствии с нормами, которые возникли на основе соглашений (конвенций) между учеными.

б) Социологизм: не учитывает природные особенности человека, не придает значение духовной сущности человека. При определенных социальных условиях из человека можно «вылепить» все, что угодно (развитие человека зависит от развития общества).

в) Социологический дуализм в существовании человека признает наличие двух первооснов. Одним из вариантов является психоанализ (психика состоит из сознания, подсознательного и бессознательного).

3. Спиритуализм считает, что в основе сущности человека лежит его духовный мир (способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству, свобода воли и самосознание).

а) Антропологизм: человек отличается от других живых существ чувствами, разумом и волей, он связан с другими людьми, поэтому человеческая сущность проявляется только в общении, в единении с другим «Я».

б) Религиозный антропологизм: человек признается как существо – двойник, имеющий природное и божественное начало, которое освобождает человека от природной зависимости.

В ходе антропосоциогенеза совершился необходимый переход к человеческому нравственному существованию. С утверждением общинно-родового устройства в процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, многообразие отношений человека с окружающей средой и друг с другом.

Основные гипотезы происхождения человека

1. Религиозная (теологическая) гипотеза: основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, об Адаме и Еве.

2. Космическая гипотеза: жизнь привнесена на Землю из Космоса (Вселенной). Предположение о том, что жизнь могла быть занесена космической пылью через атмосферу, о существовании внеземных цивилизаций.

3. Эволюционная гипотеза: во второй половине XIX века Ч. Дарвин (1809–1882) предложил теорию естественного отбора, в результате которого под воздействием естественных факторов возник вид Homo sapiens (человек разумный).