ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложил идею «социального порядка», стабильности социальной системы, которая должна выполнять следующие функции: адаптационная, организация достижения социальных целей, интеграция, удержание системы ценностей.
Общество является социальной системой, которая отличается от природных систем. Социальная система – самая сложная их всех систем, так как складывается не только из материальных, но и из духовных отношений между людьми, поэтому имеет определенный уровень непредсказуемости, возможность возникновения конфликтов, так как человек сам представляет собой сложную систему. Общество подчиняется не только всеобщим законам, но и специфическим социальным законам, является саморазвивающейся системой.
Уровни социальных систем:
Социальная структура общества – это исторически сложившаяся форма отношений в обществе, социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества.
Элементы структуры общества
1. Субъекты общества (люди, группы людей): каждый человек является представителем той или иной социальной группы, например, семьи, класса.
Люди могут быть объединены в социальные группы по следующим признакам:
2. Общественные отношения, или взаимоотношения между людьми, связь между субъектами, составляющими общество.
Общественные отношения могут быть:
3. Социальные институты как исторически сложившиеся формы организации общественной жизни, необходимы для обеспечения устойчивости общества.
Виды социальных институтов:
4. Деятельность как форма активного отношения человека к окружающему миру в целях преобразования его в своих интересах.
Общество имеет несколько подсистем, которые существуют самостоятельно, но в тесном взаимодействии друг с другом.
Подсистемы (сферы) общества:
Экономическая сфера включает процессы материального производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, производительные силы и производственные отношения, научно-технический прогресс, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей людей (питание, одежда, жилье и другие).
Духовная сфера охватывает духовное производство (создание образов, идеи, научных и художественных ценностей на материальных носителях), что необходимо для удовлетворения духовных потребностей людей (книги, картины, скульптуры и т.д.). Основными сферами духовного производства являются наука, искусство, образование, воспитание, что необходимо для воспроизводства самого человека как обладающего сознанием, интеллектом, воспитанием и культурой.
Политическая сфера охватывает деятельность политиков, управляющих, государства, политических партий, что необходимо для регулирования деятельности людей и общественных отношений. Управление возможно на различных уровнях – государство, предприятие, семья.
Социальная сфера включает создание предпосылок для жизни людей, непосредственное обслуживание человека в процессе его жизнедеятельности (труд врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания).
Все сферы социальной жизни взаимосвязаны. Развитие общества и функционирование его основных сфер происходит по определенным законам.
Социальные законы – всеобщие, объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями в различных сферах жизни общества, проявляются через сознательную деятельность людей.
Таким образом, общество является сложнейшей системой, состоящей из множества систем и взаимоотношений, исторически сложившихся и существующих на данный момент. Развитие человека вне общества невозможно.
Проблемы философской антропологии
Философская антропология
Проблема человека относится к общим вопросам философии, на которые нет однозначного ответа, она сложна и многогранна, включает вопросы сущности человека, его развития и смысла жизни. Человек – сложнейшее создание природы, общества и себя самого, является объектом изучения множества дисциплин.
Философская антропология – это философское учение о человеке. В истории философии есть множество точек зрения на природу и сущность человека. Одним из родоначальников современной философской антропологии является немецкий философ М. Шелер (1874–1928), который пытается найти выход из состояния кризиса западно-европейской культуры своего времени. Согласно Шелеру, задача философской антропологии – показать, как формируются язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и все, что характеризует человека. Шелер определяет предмет философской антропологии – это сущность человека.
Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к природе (неорганический мир, растения, животные); его происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.
Философская антропология является центральной философской наукой, изучающей проблему человека, отвечая на вопросы: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ
Термин «философская антропология» употребляется в трех смыслах:
Для биологического направления философской антропологии свойственно видеть сущность человека в самой его природе (например, для К. Лоренца, человек – «заложник» врожденных инстинктов).
Социокультурная антропология, рассматривает человека как существо, определяемое культурой (например, философия Э. Кассирера).
Со второй половины XIX века стало известно, что человек – продукт биологической эволюции, поэтому появился вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных. Речь идёт об образовании такого рода живых существ, внутри которого с определенного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» (вид «человек разумный» не дает начало другим видам). Одним из факторов антропогенеза (становления и развития человека) было развитие языка. Развитие человека неразрывно связано с развитием общества, так как именно в процессе совместной деятельности в обществе человек развивал членораздельную речь и навыки общения.
Антропосоциогенез (становление человека и общества) длился в течение 3–3,5 миллионов лет. Для характеристики человека как биологического и социального существа используют ряд понятий:
Человек – это живое существо, имеющее потребности, способное удовлетворять их в процессе производства с помощью общения, а также сознательно преобразовывать мир и самого себя.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества, имеющий неповторимые индивидуальные качества. Данное понятие отражает переход от биологического (человек) к социальному (личность).
Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений, имеет биологическую наследственность и социальную сущность, это совокупность устойчивых социально значимых качеств.
Личность имеет внутреннюю структуру:
Личностью человек становится в процессе своего развития, усвоения норм и правил общества, в котором он живет. Этот процесс называется социализацией. Развитие личности, ее способности и достижения зависят как от биологических особенностей человека (наследственность), так и от социальных факторов (воспитание, пример родителей, развитие природных задатков). Таким образом, личность является сложной системой, объединяющей биологическое и социальное, материальное и духовное в человеке.
Индивидуальность – это неповторимое сочетание личностных качеств, которое проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, и т.д.
Существование человека
В истории философии в основе представлений о человеке лежит преувеличение роли биологических или социальных факторов в его развитии. Человек существует в единстве биологического (природного: тело, физические качества, внешность), социального (личность, жизненный опыт), и духовного.
1. Биологизаторские концепции преувеличивают роль природных (биологических) факторов, представление о человеке как о природном существе.
а) Психологизм: преувеличение психологической природы человека, вне связи с историческими условиями.
б) Натурализм: объяснение сущности человека с помощью законов природы (климатические условия, биологические и расовые особенности).
2. Социологизаторские концепции не учитывают природного в человеке, считая главным социальную природу человека, биологическое – только предпосылка социальной жизни, не оказывающая влияния на поведение и интеллект.
а) Конвенционализм: наука о человеке определяется договором между учеными, жизнь человека протекает в соответствии с нормами, которые возникли на основе соглашений (конвенций) между учеными.
б) Социологизм: не учитывает природные особенности человека, не придает значение духовной сущности человека. При определенных социальных условиях из человека можно «вылепить» все, что угодно (развитие человека зависит от развития общества).
в) Социологический дуализм в существовании человека признает наличие двух первооснов. Одним из вариантов является психоанализ (психика состоит из сознания, подсознательного и бессознательного).
3. Спиритуализм считает, что в основе сущности человека лежит его духовный мир (способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству, свобода воли и самосознание).
а) Антропологизм: человек отличается от других живых существ чувствами, разумом и волей, он связан с другими людьми, поэтому человеческая сущность проявляется только в общении, в единении с другим «Я».
б) Религиозный антропологизм: человек признается как существо – двойник, имеющий природное и божественное начало, которое освобождает человека от природной зависимости.
В ходе антропосоциогенеза совершился необходимый переход к человеческому нравственному существованию. С утверждением общинно-родового устройства в процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, многообразие отношений человека с окружающей средой и друг с другом.
Основные гипотезы происхождения человека
1. Религиозная (теологическая) гипотеза: основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, об Адаме и Еве.
2. Космическая гипотеза: жизнь привнесена на Землю из Космоса (Вселенной). Предположение о том, что жизнь могла быть занесена космической пылью через атмосферу, о существовании внеземных цивилизаций.
3. Эволюционная гипотеза: во второй половине XIX века Ч. Дарвин (1809–1882) предложил теорию естественного отбора, в результате которого под воздействием естественных факторов возник вид Homo sapiens (человек разумный).
Общество является социальной системой, которая отличается от природных систем. Социальная система – самая сложная их всех систем, так как складывается не только из материальных, но и из духовных отношений между людьми, поэтому имеет определенный уровень непредсказуемости, возможность возникновения конфликтов, так как человек сам представляет собой сложную систему. Общество подчиняется не только всеобщим законам, но и специфическим социальным законам, является саморазвивающейся системой.
Уровни социальных систем:
-
Фундаментальный уровень организации общества – человечество в целом, цивилизация. -
Государство или группа государств. -
Социальные институты, которые обеспечивают функционирование общественных отношений. -
Классы, социальные группы, страты, слои, все виды объединения людей. -
Отдельная личность.
Социальная структура общества – это исторически сложившаяся форма отношений в обществе, социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества.
Элементы структуры общества
1. Субъекты общества (люди, группы людей): каждый человек является представителем той или иной социальной группы, например, семьи, класса.
Люди могут быть объединены в социальные группы по следующим признакам:
-
социально-демографическим (в соответствии с полом и возрастом, например, мужчины и женщины, пенсионеры и молодежь); -
территориальным (например, жители села и города); -
по уровню дохода (элита, средний класс и т.д.).
2. Общественные отношения, или взаимоотношения между людьми, связь между субъектами, составляющими общество.
Общественные отношения могут быть:
-
экономическими; -
социальными; -
политическими; -
семейно-бытовыми; -
классовыми; -
национальными; -
межгосударственными и др.
3. Социальные институты как исторически сложившиеся формы организации общественной жизни, необходимы для обеспечения устойчивости общества.
Виды социальных институтов:
-
экономические (собственность, производство); -
политические (государство, партии); -
правовые; -
культурные (театры, музеи); -
религиозными и др.
4. Деятельность как форма активного отношения человека к окружающему миру в целях преобразования его в своих интересах.
Общество имеет несколько подсистем, которые существуют самостоятельно, но в тесном взаимодействии друг с другом.
Подсистемы (сферы) общества:
Экономическая сфера включает процессы материального производства, распределения, обмена, потребления материальных благ, производительные силы и производственные отношения, научно-технический прогресс, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей людей (питание, одежда, жилье и другие).
Духовная сфера охватывает духовное производство (создание образов, идеи, научных и художественных ценностей на материальных носителях), что необходимо для удовлетворения духовных потребностей людей (книги, картины, скульптуры и т.д.). Основными сферами духовного производства являются наука, искусство, образование, воспитание, что необходимо для воспроизводства самого человека как обладающего сознанием, интеллектом, воспитанием и культурой.
Политическая сфера охватывает деятельность политиков, управляющих, государства, политических партий, что необходимо для регулирования деятельности людей и общественных отношений. Управление возможно на различных уровнях – государство, предприятие, семья.
Социальная сфера включает создание предпосылок для жизни людей, непосредственное обслуживание человека в процессе его жизнедеятельности (труд врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания).
Все сферы социальной жизни взаимосвязаны. Развитие общества и функционирование его основных сфер происходит по определенным законам.
Социальные законы – всеобщие, объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями в различных сферах жизни общества, проявляются через сознательную деятельность людей.
Таким образом, общество является сложнейшей системой, состоящей из множества систем и взаимоотношений, исторически сложившихся и существующих на данный момент. Развитие человека вне общества невозможно.
Проблемы философской антропологии
Философская антропология
Проблема человека относится к общим вопросам философии, на которые нет однозначного ответа, она сложна и многогранна, включает вопросы сущности человека, его развития и смысла жизни. Человек – сложнейшее создание природы, общества и себя самого, является объектом изучения множества дисциплин.
Философская антропология – это философское учение о человеке. В истории философии есть множество точек зрения на природу и сущность человека. Одним из родоначальников современной философской антропологии является немецкий философ М. Шелер (1874–1928), который пытается найти выход из состояния кризиса западно-европейской культуры своего времени. Согласно Шелеру, задача философской антропологии – показать, как формируются язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и все, что характеризует человека. Шелер определяет предмет философской антропологии – это сущность человека.
Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к природе (неорганический мир, растения, животные); его происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.
Философская антропология является центральной философской наукой, изучающей проблему человека, отвечая на вопросы: что такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он отличается от других живых существ
Термин «философская антропология» употребляется в трех смыслах:
-
Для обозначения любого философского учения о человеке, в отличие от других существующих естественных и гуманитарных наук и дисциплин («физическая антропология», «медицинская антропология» и др.) -
В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной или единственной. -
Также данный термин используется для обозначения философских идей ряда мыслителей в начале XX века. Одни учения в рамках философской антропологии характеризуются как «биологическая антропология» (Гелена, Плесснера и др.), другие как «культурная антропология» (Ротхакера, Ландманна и др.), общим для всех этих учений является поиск специфических отличий человека от мира животных. К одному из направлений философской антропологии также относят «религиозную (или теологическую) антропологию».
Для биологического направления философской антропологии свойственно видеть сущность человека в самой его природе (например, для К. Лоренца, человек – «заложник» врожденных инстинктов).
Социокультурная антропология, рассматривает человека как существо, определяемое культурой (например, философия Э. Кассирера).
Со второй половины XIX века стало известно, что человек – продукт биологической эволюции, поэтому появился вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных. Речь идёт об образовании такого рода живых существ, внутри которого с определенного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» (вид «человек разумный» не дает начало другим видам). Одним из факторов антропогенеза (становления и развития человека) было развитие языка. Развитие человека неразрывно связано с развитием общества, так как именно в процессе совместной деятельности в обществе человек развивал членораздельную речь и навыки общения.
Антропосоциогенез (становление человека и общества) длился в течение 3–3,5 миллионов лет. Для характеристики человека как биологического и социального существа используют ряд понятий:
Человек – это живое существо, имеющее потребности, способное удовлетворять их в процессе производства с помощью общения, а также сознательно преобразовывать мир и самого себя.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех социальных и психологических черт человечества, имеющий неповторимые индивидуальные качества. Данное понятие отражает переход от биологического (человек) к социальному (личность).
Личность – это социальный облик человека как субъекта общественных отношений, имеет биологическую наследственность и социальную сущность, это совокупность устойчивых социально значимых качеств.
Личность имеет внутреннюю структуру:
-
Физическая составляющая (тело, одежда, дом, все предметы, созданные данной личностью). -
Духовная составляющая (человеческое «Я») -
Социальная структура (система социальных ролей в разных группах).
Личностью человек становится в процессе своего развития, усвоения норм и правил общества, в котором он живет. Этот процесс называется социализацией. Развитие личности, ее способности и достижения зависят как от биологических особенностей человека (наследственность), так и от социальных факторов (воспитание, пример родителей, развитие природных задатков). Таким образом, личность является сложной системой, объединяющей биологическое и социальное, материальное и духовное в человеке.
Индивидуальность – это неповторимое сочетание личностных качеств, которое проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, и т.д.
Существование человека
В истории философии в основе представлений о человеке лежит преувеличение роли биологических или социальных факторов в его развитии. Человек существует в единстве биологического (природного: тело, физические качества, внешность), социального (личность, жизненный опыт), и духовного.
1. Биологизаторские концепции преувеличивают роль природных (биологических) факторов, представление о человеке как о природном существе.
а) Психологизм: преувеличение психологической природы человека, вне связи с историческими условиями.
б) Натурализм: объяснение сущности человека с помощью законов природы (климатические условия, биологические и расовые особенности).
2. Социологизаторские концепции не учитывают природного в человеке, считая главным социальную природу человека, биологическое – только предпосылка социальной жизни, не оказывающая влияния на поведение и интеллект.
а) Конвенционализм: наука о человеке определяется договором между учеными, жизнь человека протекает в соответствии с нормами, которые возникли на основе соглашений (конвенций) между учеными.
б) Социологизм: не учитывает природные особенности человека, не придает значение духовной сущности человека. При определенных социальных условиях из человека можно «вылепить» все, что угодно (развитие человека зависит от развития общества).
в) Социологический дуализм в существовании человека признает наличие двух первооснов. Одним из вариантов является психоанализ (психика состоит из сознания, подсознательного и бессознательного).
3. Спиритуализм считает, что в основе сущности человека лежит его духовный мир (способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству, свобода воли и самосознание).
а) Антропологизм: человек отличается от других живых существ чувствами, разумом и волей, он связан с другими людьми, поэтому человеческая сущность проявляется только в общении, в единении с другим «Я».
б) Религиозный антропологизм: человек признается как существо – двойник, имеющий природное и божественное начало, которое освобождает человека от природной зависимости.
В ходе антропосоциогенеза совершился необходимый переход к человеческому нравственному существованию. С утверждением общинно-родового устройства в процессе трудовой деятельности формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, многообразие отношений человека с окружающей средой и друг с другом.
Основные гипотезы происхождения человека
1. Религиозная (теологическая) гипотеза: основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, об Адаме и Еве.
2. Космическая гипотеза: жизнь привнесена на Землю из Космоса (Вселенной). Предположение о том, что жизнь могла быть занесена космической пылью через атмосферу, о существовании внеземных цивилизаций.
3. Эволюционная гипотеза: во второй половине XIX века Ч. Дарвин (1809–1882) предложил теорию естественного отбора, в результате которого под воздействием естественных факторов возник вид Homo sapiens (человек разумный).