ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, наука и практика взаимосвязаны, практика ставит задачи перед наукой, наука с помощью определенных методов познания постигает истину, чтобы применить знания о сущности предметов и явлений, их основные закономерности на практике с целью удовлетворения потребностей человека.
Природа как предмет философского осмысления
Природа является объектом изучения многих наук, так как это среда обитания человека. Философия рассматривает природу под особым углом зрения. Человек всегда пытался определить свое место в природе, соотношение природы и общества.
Начиная с Античности, люди искали объяснение природным явлениям и пытались определить, из чего состоит мир. Пифагор представлял Землю как шарообразное тело, Аристотель считал, что Земля накрыта куполом, на котором находятся звезды. Природа не противопоставлялась человеку, а считалась эталоном. В Средние века природа рассматривалась как материальное первоначало, низменное, по сравнению с Богом (духовным). В Эпоху Возрождения формируется гелиоцентрическая система мира. В Новое время природа тщательно изучается, рассматривается как кладовая, из которой можно брать без меры. Во второй половине XX века изменился характер взаимодействия природы и человека, что нарушило природное равновесие, привело к возникновению экологических проблем.
Природа в широком смысле слова – бытие, объективный мир, имеющий разнообразие форм, общество является частью природы.
В узком смысле природа – это часть объективного мира, природная (географическая) среда, в которой живет человек, и с которой взаимодействует общество. Представления о природной среде привели к развитию учения о биосфере (от греч. «био» – «жизнь», «сфера» – «шар»).
Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1831–1914). В. Вернадский (1863–1945), автор книги «Биосфера», развивал учение о биосфере.
Биосфера (согласно В. Вернадскому) – это оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь.
Изучение биосферы привело к открытию единства химического состава органических (живого) и неорганических веществ, к выяснению роли живого вещества для геологических процессов, образования почвы, и др.
Биосферу рассматривают в нескольких измерениях:
Геологическое: охватывает литосферу (верхняя оболочка земного шара), гидросферу (совокупность вод планеты), атмосферу (газообразная оболочка Земли).
Геохимическое: изучает биокосное (почва, вода), биогенное (уголь, торф, нефть и др.), живое вещество.
Экологическое: изучает экологические системы (болота, водоемы, леса и др.).
Биотическое: изучает животный и растительный мир.
Таким образом, природа рассматривается в единстве всех компонентов, которые изменялись вследствие изменений климата. Появление человека открывает новый период в развитии биосферы. Природа является досоциальной ступенью развития материи. Общество – часть материального мира, отделившаяся от природы.
При этом общество и природа находятся в диалектическом единстве: общество возникло в результате эволюции природы, оно не может существовать независимо от природы, материальность природы и общества, которые существуют независимо от сознания человека, кроме того, действуют единые законы развития природы и общества, что подтверждает их единство.
Однако законы природы и общества отличаются друг от друга:
-
законы общественного развития проявляются в сознательной, целенаправленной деятельности людей, законы природы действуют для всех как необходимость; -
законы природы вечны, законы общества ограничены временем существования данного общества; -
общественные законы сложны для познания, так как проявляются более скрыто, в поступках людей, в отличие от законов природы, которые никто не скрывает.
Периоды взаимодействия природы и общества:
-
Период присвоения – добывание средств для существования. -
Аграрный период – сельскохозяйственное производство. -
Индустриальный период – промышленное производство. -
Ноосферный период.
Ноосфера (от греч. – «разум») – это сфера взаимодействия природы и общества, в которой разумная человеческая деятельность определяет развитие (человек создает новые технологии, изымает химические вещества из природного круговорота).
Понятие «ноосфера» было введено Э. Леруа и П.Т. де Шарден в 20-е гг. XX века. Разработкой идеи ноосферы также занимался В. Вернадский.
Ноосфера – это высшая стадия биосферы, связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое изучает законы природы, изменяет ее в соответствии со своими потребностями.
К элементам ноосферы относят:
-
людей и их деятельность; -
технику (транспорт, электросвязь и др.); -
культурно-экономические комплексы; - 1 2 3 4 5 6 7 8
часть живой и неживой природы, в которую вмешивается человек (влияние на изменение климата, загрязнения атмосферы, вод и почвы, и т.д.).
Взаимодействие природы и общества:
1. Влияние природы на общество:
-
природа дает средства к существованию (материалы и энергия, воздух, вода); -
природа определяет размещение производственных сил и специализацию экономики (например, экономика Норвегии основывается на рыбной ловле); -
природа ускоряет или замедляет развитие производственных сил; -
природа может уничтожить результаты человеческой деятельности (например, в результате засухи, землетрясения и т.д.); -
природа влияет на формирование и развитие общественного сознания (открытия в науке дают объяснение процессам, происходящим в природе).
2. Влияние общества на природу:
-
общество расширяет объем использования природы (освоение нового пространства, расселение человека по всей земле, освоение космоса); -
общество изучает природу «вглубь» (открытие неизвестных явлений и их использование в промышленных целях); -
общество более интенсивно использует природную среду с помощью увеличения объема использования природных ресурсов (например, добыча полезных ископаемых), а также с помощью вовлечения в производство природных процессов, которые раньше не использовались (например, энергия приливов), с помощью повышения эффективности использования природных ресурсов (например, удобрение почвы); -
общество влияет на структуру окружающей среды, изменяя ландшафт, тепловой и энергетический баланс, круговорот веществ в природе; -
общество старается воссоздать природу, что связано с социально-экологическими проблемами: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, опасные для здоровья людей, проблема роста народонаселения планеты.
В начале XIX века стали заметны последствия научно-технического прогресса. В 60-е годы XIX века Э. Генкель (1834–1919) ввел понятие «экология», которая изучает организм, популяцию, экосистему в единстве с природной средой.
В настоящее время выделяют основные направления экологической политики:
-
усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений, -
управление охраной природы, -
внедрение безотходных и малоотходных технологий, -
повышение качества экологического образования и воспитания.
Таким образом, природа является необходимым условием существования общества и человека, человек представляет собой наивысшую форму организации живой материи, деятельность человека является специфическим способом существования социального. Жизнь одного человека конечна, но в пределах Вселенной человечество существует в течение большого промежутка времени. Появление экологических и демографических проблем нарушает равновесие системы «природа – общество».
Общество как система
Человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Общество является предметом многих наук, философия изучает сущность и закономерности развития общества, различая понятия «общность», «народ», «нация», «государство».
В социальной философии изучается и анализируется «общество вообще», то есть абстрактное понятие. «Общества вообще» фактически не существует, а существуют конкретные общества (древние племена, феодальные, средневековые и современные общества). Говорят о семье, о социальных, возрастных, этнических объединениях, отмечая их формальные признаки. Каждый человек входит в существующее общество, которое является условием и средой жизни. Поэтому общество является объективной реальностью, существует независимо от человека.
В рамках философского исследования общества решаются проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его мышления, деятельности. Философский подход к обществу предполагает исследование его структуры. Изучение специфики религии, искусства, нравственности, науки и других форм жизнедеятельности общества позволяет им существовать и развиваться, образуя целостность общества.
Общество в широком смысле – часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в основе которой труд и общественное производство.
В узком смысле общество – это:
-
Совокупность общественных отношений, отличающих социальное от других систем материального мира. -
Определенный этап человеческой истории (первобытное, индустриальное, постиндустриальное общество) -
Конкретное общество, которое является субъектом истории (общество какого-либо государства).
Также общество может рассматриваться как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов.
Общество в социальной философии понимается как продукт целенаправленной, разумно организованной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов.
Понятие «общность» включает совокупность людей, связанных общим происхождением, языком, культурой (например, семья, род, племя). Не каждая общность является обществом, но каждое общество имеет черты общности.
Народ – это общность людей, связанных общей территорией, происхождением, языком, культурой.
Нация – это форма организации жизни одного или нескольких народов, которые связаны единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями.
Государство – это форма организации жизни народов и наций, которая основана на праве и законе.
Во все времена философы интересовались вопросом о возникновении и развитии общества, от общинной формы существования до образования общества прошло более пяти тысяч лет. В результате был сформулирован ряд теоретических моделей:
Религиозно-мифологическая модель: возникла в рабовладельческом обществе на основе античной философии, когда люди верили в божественную предопределенность общественных отношений.
Теологическая модель связана с периодом Средних веков, когда Бог определял все существующее, в том числе и общество (например, Ф. Аквинский считал, что разделение на сословия определено Богом).
Натуралистическая модель возникла в эпоху Нового времени, когда социальные явления рассматриваются как результат действия природных сил, тип общества определялся или географическими, климатическими условиями, или биологическими, расовыми особенностями людей.
Идеалистическая модель преувеличивает духовную сферу общественной жизни, общественное развитие слагается из действий отдельных людей, которые преследуют свои цели, но в итоге получается нечто новое.
Диалектико-материалистическая модель (авторами которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс), в которой за первооснову общества (базис) принимается система производственных отношений, на основе которого строятся политические и духовные отношения (надстройка).
Т. Парсонс