Файл: Философия, ее предмет и роль в обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Л. Морган (1818–1881) описал поэтапное становление человечества:

а) стадия австралопитеков (обезьянолюдей), для которых характерна деятельность с помощью орудий (3–2 млн. лет до н.э.);

б) стадия питекантропов, период начальных производственных отношений (2 млн.–200 тыс. лет до н.э.);

в) стадия неандертальцев, для которых характерно развитие языка, обмен информацией, формирование понятий (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н.э.);

г) стадия кроманьонца (человека современного типа), для которого характерно развитие предметного сознания, родовой общности, частного хозяйства.

На основе этих данных Ф. Энгельс (1820–1895) предложил теорию происхождения человека и общества, главным в развитии человека он считал труд:

  • организм человека стал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности (прямая походка, различные функции передних и задних конечностей, развитие рук, головного мозга),

  • труд является совместной деятельностью, что послужило для развития различных видов общения, членораздельной речи, языка, передачи трудового и социального опыта,

  • сложились производственные отношения, так как необходимо объединиться для достижения общей цели (производства), в результате появились формы общественного сознания, учреждения и организации, то есть формировалось человеческое общество.

Данная схема является открытой, и, возможно, будет дополнена новыми исследованиями.

Как любой биологический вид, человек разумный характеризуется определённой совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в больших пределах (например, цвет волос, кожи, рост). Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространённые значения каждого видового признака (например, средний рост у мужчин и женщин). На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы.

Как биологический вид, человек пластичен. Другие виды способны выжить в пределах совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Биологическая организация человека позволяет адаптироваться к широкому диапазону факторов окружающей среды.

Сущность человека

В философии используют два понятия: «человеческая природа» (совокупность разных свойств человека), и «человеческая сущность» (основное его качество). Природа человека биологическая, а сущность – социальная.

В человеке условно выделяют сущность пяти ступеней:


Живая сущность объединяет человека с миром живой природы, у человека как у всех живых существ, есть потребности (в пище, в воде, в защите и т.д.).

Потребность – это состояние живого как открытой системы, в которой нарушается внутреннее равновесие организма, направляющее к действиям по восстановлению этого равновесия. У животных потребности биологические, возникают на основе рефлексов и инстинктов, человек находит объект своих потребностей (например, еду), ищет пути удовлетворения потребностей с помощью целенаправленной деятельности, отличающейся от активности животных (например, охота).

Деятельная сущность: деятельность человека имеет творческий характер, это новый, характерный только для человека способ взаимодействия с окружающей средой, при котором человек самостоятельно создает условия своего существования, так как не находит их готовыми в природе.

Человек целесообразно изменяет мир с помощью освоения и развития имеющихся форм культуры. Человек, как природное существо, удовлетворяет свои потребности с помощью природы (первичной и рукотворной), однако не с помощью приспособления к природе, а путем материально-производственной деятельности (например, изготавливает орудия труда), в результате чего произошло изменение потребностей. Поэтому человек – деятельное существо, так как производит средства для существования.

Социальная сущность: сущность человека состоит в том, что его труд требует труда других людей, так как производство можно осуществить при объединении, это качественно новые отношения по сравнению с животным миром.

В систему общественных отношений включены производственные отношения, а также брачно-семейные, бытовые, межличностные и т.д. Так происходит взаимодействие людей, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение привычек, появляется солидарность. Общественные отношения становятся особой потребностью людей, а человек – общественным существом.

Мыслящая сущность: вследствие возникновения материального производства и системы общественных отношений появляется новый тип поведения. Для животных свойственно удовлетворять свои потребности путем приспособления к природе. Человеку этого не достаточно, так как его взаимоотношения с природой связаны с социальными условиями, поэтому он изменяет ее.

На основе потребности появляется интерес (от лат. «то, что имеет значение»). Интересов может быть множество, на их основании формируется цель – это субъективный образ предмета, в котором предполагается результат деятельности человека (например, образ кувшина с водой, если человек испытывает жажду). Поэтому человек является существом целеустремленным. Появляется речь как средство общения с другими людьми. Сущность человека в том, что он является мыслящим существом, сознательно, целесообразно действует, познает и изменяет мир для своего существования.



Творческая сущность: человеку свойственно мыслить творчески, по-новому, у него есть потребность в свободе и в самореализации. Жизнедеятельность человека является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мир и самого себя для обеспечения своего существования и развития.

Таким образом, человек – живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющее их в процессе производства, благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир и самого себя.

Для человека, как для любого живого существа, характерно природное движение по кругу: рождение – жизнь – смерть. Вопрос о том, в чем смысл этого природного круговорота, возникает как потребность оправдать свое существование во все времена. Отсюда появляется вопрос о смысле жизни.

Смысл жизни для каждого человека уникален, как и сама жизнь. Это понятие, которое отражает стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, чтобы объяснить, «для чего живешь».

Существует несколько точек зрения на проблему смысла жизни:

1. Смысл жизни существует в глубинах самой жизни, это скорее религиозная точка зрения.

2. Смысл жизни находится за пределами жизни, «жизнь ради других людей», когда для человека жизнь становится осмысленной, если он живет ради интересов семьи, нации, общества и т.д.

3. Смысл жизни создается самим субъектом, «жизнь ради жизни», жизнь сама по себе является ценностью.

В разных философских учениях существуют различные точки зрения на обоснования смысла жизни, они представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Различные взгляды философских направлений на вопрос о смысле жизни

Гедонизм

наслаждение

Аскетизм

ограничение потребностей человека, отказ от благ и наслаждений ради самоусовершенствования

Эвдемонизм

стремление человека к счастью

Корпоративизм

принадлежность к групповому сообществу

Прагматизм

стремление человека к выгоде

Перфекционализм

личное самоусовершенствование, в том числе за счет интересов других людей

Гуманизм

достоинство и разум человека, свободное проявление его чувств и способностей


Таким образом, философы в разное время пытались понять сущность человека, предлагали разное видение смысла жизни. Человек является одновременно биологическим и социальным существом, для которого характерна активная целенаправленная деятельность и творческое мышление.

Проблемы и перспективы современной цивилизации

К философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни, современная эпоха добавила новую, никогда не существовавшую ранее проблему сохранение жизни на Земле и выживание человечества, что связано с глобальными проблемами современности, которые появились в результате изменений в системе «общество – природа», а также в самом общественном развитии.

В конце XX – начале XXI века перед народами мира встало множество острых жизненных вопросов, которые получили название глобальных (от лат. «земной шар»).

Глобальными называют проблемы, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества.

Выделяют основные явления глобализации:

  • Разделение труда на международном уровне,

  • Всемирное движение информации,

  • Международная миграция, создание международных союзов,

  • Усиление толерантности и терпимости к представителям других национальностей,

  • Образование международных организаций (ООН, ОПЕК),

Существуют как позитивные последствия глобализации, так и негативные. Последствия глобализации представлены в таблице 2.

блица 2 – Позитивные и негативные последствия глобализации

Позитивные

Негативные

ускорение научного прогресса благодаря привлечению большего количества ученых и применению различных технологий

приобщение к определенному образу жизни, без расчета на возможное несоответствие ценностям и традициям какого-либо народа

расширение географии прогресса

вестернизация – процесс насаждения единого стандарта потребления

обмен ресурсами на международном уровне

импорт может мешать развитию местного производства, идеи соперничества

увеличение конкуренции и улучшение производительности государств

неравномерностьглобализации, расслоение населения земного шара на тех, кто может пользоваться плодами глобализации и тех, кому они недоступны


Глобальные проблемы современности возникли в результате длительного дисбаланса в системе «природа – общество», под влиянием научно-технического и общественного прогресса.

Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от простых форм организации к более сложным. Противоположное понятие – регресс, для которого характерно обратное движение от высшего к низшему, деградация.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума. Современные точки зрения на исторический прогресс связаны с переходом от аграрного общества к индустриальному, и к постиндустриальному.

Выделяют следующие критерии общественного прогресса:

  • развитие человеческого разума,

  • совершенствование нравственности людей,

  • развитие производительных сил, включая самого человека,

  • прогресс науки и техники,

  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;

  • средняя продолжительность жизни человека,

  • детская и материнская смертность,

  • состояние здоровья,

  • уровень образования,

  • развитие различных сфер культуры,

  • чувство удовлетворенности жизнью,

  • степень соблюдения прав человека,

  • отношение к природе.

Любая проблема может считаться глобальной, если она касается любого региона планеты, проявляется в каждом из них. В настоящее время происходит осознание глобальных проблем, пересмотр привычных стереотипов. Развитие человеческого общества постоянно сопровождалось разрушительным воздействием на природу. Появление глобальных проблем современности не результат просчета, или преднамеренно выбранной стратегии социально-экономического и политического развития. Причины проблем корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей кризис индустриального общества. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул мировое сообщество.

Основные глобальные проблемы современности:

  • экологический кризис, порождаемый вторжением человека в биосферу;

  • исчерпание природных ресурсов;

  • стремительный рост численности населения («демографический взрыв») в бедных странах и падение рождаемости в развитых странах;

  • повреждение генофонда (рождение умственно отсталых и больных детей);

  • международный терроризм;

  • угроза термоядерной войны, гонка вооружений;

  • экономический кризис;

  • проблемы охраны здоровья;

  • кризис духовности человека (утрата нравственных ценностей);

  • преодоление последствий научно-технической революции.