Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шляхтова Лариса Васильевна Группа №2 г. Караганда | Портфолио Лидерство учителя в педагогическом сообществе | Отчёт А1 |
| | |
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Аристипп
Рефлексивный отчёт
о внедрении изменений в собственную практику преподавания и учения.
Я работаю учителем начальных классов в гимназии №3 города Караганды. Попав на курсы «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», познакомившись с 7 модулями для обучения, поняла, что необходимо менять и менять свою систему преподавания. Изучив эти модули, решила применить их на практике, разработав серию уроков по предмету «Познание мира» по теме «Вода», согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год по стандарту ГОСО 2012. Из этой серии уроков я взяла четвёртый урок «Охрана воды» интегрированный с ОБЖ, для того чтобы апробировать 7 модулей обучения. При планировании целей урока и подборе заданий, постаралась освоить все семь модулей.
С первых этапов урока применю модуль ИКТ. Использование модуля ИКТ актуально и неоспоримо, т.к. это помогает экономить время, способствует развитию мышления и логики, приводит к автоматизму действий, прививает навыки саморегуляции. С применением компьютера уроки становятся интереснее, живее. Есть возможность попробовать себя в качестве создателя презентации по темам уроков, видеороликов.
Первый модуль плавно переходит в модуль «Обучение талантливых и одарённых». Думаю, этот модуль поможет обрести уверенность в себе каждому участнику процесса обучения и почувствовать, что всё обязательно получится. Учащимся, которые «схватывают» всё на лету, предложу задания более сложного характера, либо помочь мне, т. е. «поиграть в учителя» и помочь одноклассникам, у которых остались вопросы по той или иной теме. Сначала такая работа строится по принципу «пара», но в дальнейшем, в ходе групповой работы, такие учащиеся выступят уже в роли консультантов, экспертов. Это не отдельная группа учащихся класса. Каждый может проявить свои способности.
Предыдущий модуль неразрывно связан с модулем «Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников». Этот модуль обязательно учитывать при планировании, т. к. учащимся младших классов требуется частая смена деятельности и комфортная обстановка. Будут применяться различные способы психологического настроя, одним из которых является «Мозговая гимнастика», которая направлена на включение в работу обоих полушарий мозга. Обязательны физминутки для глаз, динамические паузы. В работе постараюсь использовать различные стратегии: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Кластер», «Объясни мне, почему…». Такие приёмы помогут «тихим» ученикам раскрыться, «скучающим» - активизироваться.
Но нельзя забывать, что реалии сегодняшнего дня ставят перед учениками и учителем новые цели и задачи в обучении, что помогает решать модуль «Новые подходы в преподавании». В урок я включила стратегию творческого характера «Грани куба», где каждая группа работает над определённой проблемой. Затем учащиеся должны будут составить «толстые» вопросы типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…» в соответствии с таксономией Блума. Потом эти вопросы ученики будут задавать другим группам. Это должно перерасти в своего рода соревнование: у кого вопрос более точнее отражает ту или иную идею темы урока. Можно предложить составить «Карту понятий», а всевозможные Активити помогут ребятам перестраиваться на другой вид деятельности.
Следующий модуль «Обучение критическому мышлению» является прямым доказательством того, как должно измениться отношение к внедрению новых подходов. Этот модуль внедряется на этапе диалогового обучения, через подбор заданий, требующих осмысления и ретрансляции своего мнения по изучаемому вопросу. Стратегии КМ помогают быстрому включению в процесс обучения, повышает интерес у учащихся. Характерной особенностью таких заданий является их небольшой объём, чёткость в постановке задачи, что позволяет за короткий период времени решать дидактические задачи. Также важен аспект рефлексии. Это модуль, помогающий анализировать, перерабатывать и осмысливать те знания, которые ученики могут принять в свою ЗБР (зону ближайшего развития).
Не маловажным фактором является выявление и развитие лидерских качеств у учащихся с первых уроков в школе. Поэтому нельзя обойтись без модуля «Управление и лидерство в обучении». Этот модуль, через парную и групповую работу, помогает раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. Лидерские качества ярко проявляются, когда учащиеся в творческом процессе берут ответственность на себя, показывают свои ораторские способности при защите конечного результата работы своей группы (результатов работы по стратегиям «Мозговой штурм» и «Грани куба»; концептуальной карты «Охрана воды»; постера с правилами поведения на воде).
Обучение не может существовать без оценивания. Изучая модуль ОдО и ОО, увидела явные преимущества формативного и суммативного оценивания. Формативное оценивание поможет снять тревожность у обучающихся, раскрыть их потенциал. Не маловажным фактором является и то, что учащиеся смогут сами оценить свою работу при помощи листов самооценивания. Также всегда вызывает интерес, когда учащимся предлагается оценить работу своих товарищей по группе или работу другой группы. В этом помогут критерии, которые будут вырабатываться совместно. Такая работа будет способствовать тому, что ученики будут учиться адекватно реагировать на критику и помогут выработать умение контролировать свои результаты, подводить итоги своей работы на каждом этапе урока. И тогда уже не будет возникать вопросов при суммативном оценивании – итоговом оценивании всей работы в целом.
Интегрирование семи модулей Программы позволит мне лучше смотивировать учащихся на получение знаний, улучшит психологический микроклимат в классе. Осталось претворить эти идеи на практике.
Среднесрочное планирование уроков познания мира в 4 «В» классе КГУ «Гимназия № 3» учителем начальных классов Шляхтовой Л. В.
Тема «ВОДА».
Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, посредством диалогового обучения и групповой работы
№/тема урока |
|
работы, используемые при активном обучении |
|
включая оценку в целях обучения |
|
|
|
1. Вода. Круговорот воды в природе. | Расширить знания о круговороте воды и ее охране. | Позитивный настрой Мозговой штурм «Почему высыхает мокрая одежда?» Физминутка Самостоятельная работа по учебнику Работа в дневниках наблюдения Проведение опыта с водой Рефлексия учебная | Все: знают круговорот воды в природе | Форматирование оценивание «Смайлики» Взамооценивание в парах Самооценивание Суммативное оценивание | Ученик «А» Выступление в группе в роли спикера. Ученик «В» Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами Ученик «С» Задания разного уровня сложности | Учебник «Познание мира 4 класс» (Алматыкитап) Рабочие тетради Смайлики для рефлексии и оценок Карточки с дополнительными заданиями Листы с рефлексией | НПВО, ВО, ОдО, ОО, КМ. |
Большинство: умеют проводить опыты по определению свойств тел и веществ | |||||||
Некоторые: применяют знания о свойствах воды на практике и в жизни. | |||||||
2. Подземные воды. Минеральные воды. | Расширить знания учащихся о подземных и минеральных водах. | Позитивный настрой Корзина идей «Можно ли очистить воду от песка?» Физминутка Самостоятельная работа по учебнику Работа в дневниках наблюдения Проведение опыта по очистке воды Эмоциональная рефлексия | Все: знают о круговороте вода; о деятельности человека по охране воды | Формативное оценивание «оценки-наклейки» Суммативное оценивание Взамооценивание в парах Самооценивание | Ученик «С» Создание положительного настроя. Ученик «А» Вовлечение всех учеников в групповую работу. Ученик «В» Разнообразие видов работы на уроке | Учебник «Познание мира 4 класс» (Алматыкитап) Рабочие тетради Смайлики для рефлексии и оценок Карточки с дополнительными заданиями Листы с рефлексией | НПВО, КМ, ВО, ОдО, ОО, ЛиУ. |
Большинство: умеют различать подземные и минеральные воды | |||||||
Некоторые: понимают каково значение их в жизни человека и в целом на земле. | |||||||
3. Реки и озера Казахстана. | Сформировать знания учащихся о реках и озерах Казахстана. | Позитивный настрой Трениниг "австралийский дождь" Мозговой штурм «диаграмма Венна "Река и озеро"» Физминутка Самостоятельная работа по учебнику Работа в дневниках наблюдения Изучение таблицы реки и озера Казахстана Рефлексия учебная | Все: знают о реках и озерах Казахстана; о деятельности человека по охране воды | Взаимооценивание в парах «Смайлики» Суммативное оценивание | Ученик «А» Правильно организованная работа в группе Ученик «В» Вовлечение всех учащихся в групповую работу Ученик «С» Разноуровневое домашнее задание | Учебник «Познание мира 4 класс» (Алматыкитап) Рабочие тетради Смайлики для рефлексии и оценок Карточки с дополнительными заданиями Листы с рефлексией | НПВО, ВО, ОО, ОдО, КМ, ТиО. |
Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана | |||||||
Некоторые: понимают важность рек и озер для жизни на земле | |||||||
4. Охрана воды | Систематизировать знания по разделу «Вода» и подвести к пониманию значения охраны воды. ОБЖ: Содействовать пониманию учащихся представлений о правилах поведения на воде; охране водоёмов | Позитивный настрой Грани куба по теме «Сможет ли человек жить без воды?» Физминутка Самостоятельная работа по учебнику Работа в дневниках наблюдения Презентация сказки "Жила была река..." Рефлексия учебная | Все: знают о деятельности человека по охране воды; будут знать о правилах поведения на водоемах, правилах пользования водой и ее охраны | Самопроверка Взаимооценивание в парах «Смайлики» Суммативное оценивание | Ученик «С» Разноуровневые задания Дифференцированные задания Ученик «В» Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами Ученик «А» Выступление в группе в роли спикера. | Учебник «Познание мира 4 класс» (Алматыкитап) Рабочие тетради Смайлики для рефлексии и оценок Карточки с дополнительными заданиями Листы с рефлексией | ИКТ ОТиО ВО, НПВО, КМ, УиЛ, ОО, ОдО. |
Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана | |||||||
Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы. |
Рефлексия: во всех уроках этой серии я постаралась подобрать задания таким образом, чтобы реализовать поставленные цели через применение 7 модулей для обучения. Уроки составлены согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год ГОСО 2012 по учебнику «Познание мира» издательства «Алматыкітап» 2015 г. После проведения этих уроков учащиеся закрепят свои знания по теме «Круговорот воды в природе», расширят знания по теме «Подземные и миниральные воды», смогут показать на карте реки и озёра Казахастана, повторят и закрепят правила поведения на воде, получат представление о том, как проводится охрана водных ресурсов в Казахстане. Через задания, которые будут использованы на этих уроках, будут представлены все семь модулей обучения. Запланированные цели расчитаны на один академический час (45 минут)
Учитель __Шляхтова Лариса Васильевна
4 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4 «В» класс, раздел: "Вода"
Тема: Охрана воды. | Школа: КГУ «Гимназия № 3» г. Караганды | |||
Дата: 18.10.2016 | ФИО учителя: Шляхтова Л. В. | |||
КЛАСС: 4 «В» | Кол-во присутствующих: 27 (+1 обучение на дому) | отсутствующих: нет | ||
Цель обучения | Систематизировать знания по разделу «Вода» и подвести к пониманию значения охраны воды. ОБЖ: Содействовать пониманию учащихся представлений о правилах поведения на воде; охране водоёмов | |||
Цели обучения/ Ожидаемый результат | Все: знают о деятельности человека по охране воды; знают правила поведения на водоёмах, правила пользования водой и её охраны Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озёра Казахстана Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы | |||
Языковые цели | Охрана воды и значение ее для жизнедеятельности человека. | |||
Предшествующее обучение | Реки и озера РК |
План
Планируемое время (в минутах) | Запланированная деятельность | Оценивание | Ресурсы | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | | | |
Введение | Позитивный настрой. Тренинг «Букет пожеланий». | Встают в круг и передают пожелания своему соседу вместе с цветочком, у последнего ребенка получится букет добрых пожеланий. | | |
Презентация | Презентация «Красота воды». | | | |
Основная часть |
Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку. -Как называется начало реки? исток -Какое озеро самое большое? Каспийское -Какое озеро самое глубокое? Байкал -Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное -Какие свойства имеет вода? не имеет цвета, запаха, текуча, прозрачна -Пресные водоемы, созданные человеком – это… пруд, колодец
-Давайте вспомним над каким разделом в ПМ мы с вами сейчас работаем? -Скажите, как происходит круговорот воды в природе? -В каком состоянии может находиться вода? -Надо ли охранять воду (реки и озера), зачем? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Какие нам нужно поставить перед собой цели, чтобы добиться положительных результатов?
Прочитать методом INSERT, выделить главное. Составить «толстые» вопросы для групп-оппонентов
Составление концептуальной карты по разделу: «Охрана воды»
– Что мы можем с вами сделать для охраны воды? (Беречь воду) – Информационный центр нашего класса подготовил для вас интересные факты нерационального использования человеком воды. - А ещё нам необходимо повторить правила поведения на водоёмах (стратегия «Мозговой штурм»)
Тестовые задания по разделу: «Вода»
-Что на уроке было главным? -Что было интересным? (следует различать главное и интересное) -Что нового сегодня узнали? -Чему научились?
Уровень ниже среднего: прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать. Средний уровень: прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект. Высокий уровень: прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект, кроссворд по всему разделу.
Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием. |
Учащиеся в парах проверяют друг друга.
Высказывают своё мнение, рассуждают. 4. Индивидуальная работа, с переходом в групповую – составление вопросов типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…»
(пример) 1. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. 2. Каждый раз, вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. 3. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды. 4. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды. 5. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. 6. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час. – Специалисты утверждают: достаточная норма расхода воды в современной квартире – 200 литров в сутки на человека. – Какой можно сделать вывод? (Проверь все краны в квартире, чтобы не было утечки воды.) Учащиеся работают в группах: вспоминают правила на воде в различных условиях и записывают их на постере
Осуществляют выбор домашнего задания в соответствие с уровнем развития познавательных процессов. | 2. Взаимооценивание
|
«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап). Флажки для оценивания «толстых» вопросов оппонирующей группы.
|
Рефлексия | Рефлексия через стратегию: «Капелька, капелька - получился ручеек» | У детей капельки разного размера, в зависимости понимания всего раздела (большая капелька - все понятно, все запомнил, средняя капелька - понятно, но испытывал затруднения, маленькая капелька -ничего не понял и не запомнил) | | |