Файл: Шляхтова Лариса Васильевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шляхтова Лариса Васильевна

Группа №2

г. Караганда

Портфолио

Лидерство учителя в педагогическом сообществе

Отчёт А1













«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Аристипп

Рефлексивный отчёт
о внедрении изменений в собственную практику преподавания и учения.



Я работаю учителем начальных классов в гимназии №3 города Караганды. Попав на курсы «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», познакомившись с 7 модулями для обучения, поняла, что необходимо менять и менять свою систему преподавания. Изучив эти модули, решила применить их на практике, разработав серию уроков по предмету «Познание мира» по теме «Вода», согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год по стандарту ГОСО 2012. Из этой серии уроков я взяла четвёртый урок «Охрана воды» интегрированный с ОБЖ, для того чтобы апробировать 7 модулей обучения. При планировании целей урока и подборе заданий, постаралась освоить все семь модулей.

С первых этапов урока применю модуль ИКТ. Использование модуля ИКТ актуально и неоспоримо, т.к. это помогает экономить время, способствует развитию мышления и логики, приводит к автоматизму действий, прививает навыки саморегуляции. С применением компьютера уроки становятся интереснее, живее. Есть возможность попробовать себя в качестве создателя презентации по темам уроков, видеороликов.

Первый модуль плавно переходит в модуль «Обучение талантливых и одарённых». Думаю, этот модуль поможет обрести уверенность в себе каждому участнику процесса обучения и почувствовать, что всё обязательно получится. Учащимся, которые «схватывают» всё на лету, предложу задания более сложного характера, либо помочь мне, т. е. «поиграть в учителя» и помочь одноклассникам, у которых остались вопросы по той или иной теме. Сначала такая работа строится по принципу «пара», но в дальнейшем, в ходе групповой работы, такие учащиеся выступят уже в роли консультантов, экспертов. Это не отдельная группа учащихся класса. Каждый может проявить свои способности.

Предыдущий модуль неразрывно связан с модулем «Преподавание и обучение в соответствии возрастными особенностями учеников». Этот модуль обязательно учитывать при планировании, т. к. учащимся младших классов требуется частая смена деятельности и комфортная обстановка. Будут применяться различные способы психологического настроя, одним из которых является «Мозговая гимнастика», которая направлена на включение в работу обоих полушарий мозга. Обязательны физминутки для глаз, динамические паузы. В работе постараюсь использовать различные стратегии: «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Кластер», «Объясни мне, почему…». Такие приёмы помогут «тихим» ученикам раскрыться, «скучающим» - активизироваться.


Но нельзя забывать, что реалии сегодняшнего дня ставят перед учениками и учителем новые цели и задачи в обучении, что помогает решать модуль «Новые подходы в преподавании». В урок я включила стратегию творческого характера «Грани куба», где каждая группа работает над определённой проблемой. Затем учащиеся должны будут составить «толстые» вопросы типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…» в соответствии с таксономией Блума. Потом эти вопросы ученики будут задавать другим группам. Это должно перерасти в своего рода соревнование: у кого вопрос более точнее отражает ту или иную идею темы урока. Можно предложить составить «Карту понятий», а всевозможные Активити помогут ребятам перестраиваться на другой вид деятельности.

Следующий модуль «Обучение критическому мышлению» является прямым доказательством того, как должно измениться отношение к внедрению новых подходов. Этот модуль внедряется на этапе диалогового обучения, через подбор заданий, требующих осмысления и ретрансляции своего мнения по изучаемому вопросу. Стратегии КМ помогают быстрому включению в процесс обучения, повышает интерес у учащихся. Характерной особенностью таких заданий является их небольшой объём, чёткость в постановке задачи, что позволяет за короткий период времени решать дидактические задачи. Также важен аспект рефлексии. Это модуль, помогающий анализировать, перерабатывать и осмысливать те знания, которые ученики могут принять в свою ЗБР (зону ближайшего развития).

Не маловажным фактором является выявление и развитие лидерских качеств у учащихся с первых уроков в школе. Поэтому нельзя обойтись без модуля «Управление и лидерство в обучении». Этот модуль, через парную и групповую работу, помогает раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. Лидерские качества ярко проявляются, когда учащиеся в творческом процессе берут ответственность на себя, показывают свои ораторские способности при защите конечного результата работы своей группы (результатов работы по стратегиям «Мозговой штурм» и «Грани куба»; концептуальной карты «Охрана воды»; постера с правилами поведения на воде).

Обучение не может существовать без оценивания. Изучая модуль ОдО и ОО, увидела явные преимущества формативного и суммативного оценивания. Формативное оценивание поможет снять тревожность у обучающихся, раскрыть их потенциал. Не маловажным фактором является и то, что учащиеся смогут сами оценить свою работу при помощи листов самооценивания. Также всегда вызывает интерес, когда учащимся предлагается оценить работу своих товарищей по группе или работу другой группы. В этом помогут критерии, которые будут вырабатываться совместно. Такая работа будет способствовать тому, что ученики будут учиться адекватно реагировать на критику и помогут выработать умение контролировать свои результаты, подводить итоги своей работы на каждом этапе урока. И тогда уже не будет возникать вопросов при суммативном оценивании – итоговом оценивании всей работы в целом.


Интегрирование семи модулей Программы позволит мне лучше смотивировать учащихся на получение знаний, улучшит психологический микроклимат в классе. Осталось претворить эти идеи на практике.


Среднесрочное планирование уроков познания мира в 4 «В» классе КГУ «Гимназия № 3» учителем начальных классов Шляхтовой Л. В.

Тема «ВОДА».

Цель: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, посредством диалогового обучения и групповой работы

/тема урока

  1. Основные цели обучения

  1. Формы

работы, используемые при активном обучении

  1. Результаты обучения

  1. Оценивание,

включая оценку в целях обучения

  1. Включая всех

  1. Основные ресурсы

  1. Модули

1. Вода. Круговорот воды в природе.

Расширить знания о круговороте воды и ее охране.

Позитивный настрой
Мозговой штурм

«Почему высыхает мокрая одежда?»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Проведение опыта с водой
Рефлексия учебная

Все: знают круговорот воды в природе

Форматирование оценивание «Смайлики»

Взамооценивание в парах
Самооценивание
Суммативное оценивание

Ученик «А»

Выступление в группе в роли спикера.
Ученик «В»

Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами
Ученик «С»

Задания разного уровня сложности

Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

ВО,

ОдО,

ОО,

КМ.

Большинство: умеют проводить опыты по определению свойств тел и веществ

Некоторые: применяют знания о свойствах воды на практике и в жизни.

2. Подземные воды. Минеральные воды.

Расширить знания учащихся о подземных и минеральных водах.

Позитивный настрой
Корзина идей

«Можно ли очистить воду от песка?»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Проведение опыта по очистке воды
Эмоциональная рефлексия

Все: знают о круговороте вода; о деятельности человека по охране воды

Формативное оценивание

«оценки-наклейки»

Суммативное оценивание
Взамооценивание в парах
Самооценивание



Ученик «С»

Создание положительного настроя.
Ученик «А»

Вовлечение всех учеников в групповую работу.
Ученик «В»

Разнообразие видов работы на уроке



Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

КМ,

ВО,

ОдО,

ОО,

ЛиУ.

Большинство: умеют различать подземные и минеральные воды

Некоторые: понимают каково значение их в жизни человека и в целом на земле.

3. Реки и озера Казахстана.

Сформировать знания учащихся о реках и озерах Казахстана.

Позитивный настрой

Трениниг "австралийский дождь"
Мозговой штурм

«диаграмма Венна "Река и озеро"»
Физминутка
Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Изучение таблицы реки и озера Казахстана
Рефлексия учебная

Все: знают о реках и озерах Казахстана; о деятельности человека по охране воды

Взаимооценивание в парах
«Смайлики»
Суммативное оценивание

Ученик «А»

Правильно организованная работа в группе
Ученик «В»

Вовлечение всех учащихся в групповую работу

Ученик «С»

Разноуровневое домашнее задание



Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

НПВО,

ВО,

ОО,

ОдО,

КМ,

ТиО.

Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана

Некоторые: понимают важность рек и озер для жизни на земле

4. Охрана воды

Систематизировать знания по разделу «Вода» и подвести к пониманию значения охраны воды.

ОБЖ: Содействовать пониманию учащихся представлений о правилах поведения на воде; охране водоёмов

Позитивный настрой
Грани куба по теме

«Сможет ли человек жить без воды?»
Физминутка

Самостоятельная работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдения
Презентация сказки "Жила была река..."
Рефлексия учебная

Все: знают о деятельности человека по охране воды; будут знать о правилах поведения на водоемах, правилах пользования водой и ее охраны

Самопроверка
Взаимооценивание в парах
«Смайлики»
Суммативное оценивание


Ученик «С»

Разноуровневые задания
Дифференцированные задания
Ученик «В»

Сильные обучают более слабых, тем самым обучая одноклассников и обучаясь сами

Ученик «А»

Выступление в группе в роли спикера.


Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап)
Рабочие тетради
Смайлики для рефлексии и оценок
Карточки с дополнительными заданиями
Листы с рефлексией

ИКТ

ОТиО

ВО,

НПВО,

КМ,

УиЛ,

ОО, ОдО.


Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озера Казахстана

Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.


Рефлексия: во всех уроках этой серии я постаралась подобрать задания таким образом, чтобы реализовать поставленные цели через применение 7 модулей для обучения. Уроки составлены согласно календарно-тематическому планированию на 2016 – 2017 уч. год ГОСО 2012 по учебнику «Познание мира» издательства «Алматыкітап» 2015 г. После проведения этих уроков учащиеся закрепят свои знания по теме «Круговорот воды в природе», расширят знания по теме «Подземные и миниральные воды», смогут показать на карте реки и озёра Казахастана, повторят и закрепят правила поведения на воде, получат представление о том, как проводится охрана водных ресурсов в Казахстане. Через задания, которые будут использованы на этих уроках, будут представлены все семь модулей обучения. Запланированные цели расчитаны на один академический час (45 минут)

Учитель __Шляхтова Лариса Васильевна

4 урок из серии последовательных уроков. «Познание мира», 4 «В» класс, раздел: "Вода"

Тема: Охрана воды.

Школа: КГУ «Гимназия № 3» г. Караганды

Дата: 18.10.2016

ФИО учителя: Шляхтова Л. В.

КЛАСС: 4 «В»

Кол-во присутствующих: 27

(+1 обучение на дому)

отсутствующих: нет

Цель обучения

Систематизировать знания по разделу «Вода» и подвести к пониманию значения охраны воды.

ОБЖ: Содействовать пониманию учащихся представлений о правилах поведения на воде; охране водоёмов

Цели обучения/

Ожидаемый результат

Все: знают о деятельности человека по охране воды; знают правила поведения на водоёмах, правила пользования водой и её охраны

Большинство: умеют показывать на физической карте реки, озёра Казахстана

Некоторые: умеют анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы

Языковые цели

Охрана воды и значение ее для жизнедеятельности человека.

Предшествующее обучение

Реки и озера РК


План

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика







Введение


Позитивный настрой. Тренинг «Букет пожеланий».

Встают в круг и передают пожелания своему соседу вместе с цветочком, у последнего ребенка получится букет добрых пожеланий.








Презентация


Презентация «Красота воды».










Основная часть


  1. Проверка домашнего задания.




  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Кто знает ответ на вопрос, поднимает красную карточку.

-Как называется начало реки? исток

-Какое озеро самое большое? Каспийское

-Какое озеро самое глубокое? Байкал

-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное

-Какие свойства имеет вода?

не имеет цвета, запаха, текуча, прозрачна

-Пресные водоемы, созданные человеком – это… пруд, колодец


  1. Обсуждение темы и цели урока с детьми «Мозговой штурм»

-Давайте вспомним над каким разделом в ПМ мы с вами сейчас работаем?

-Скажите, как происходит круговорот воды в природе?

-В каком состоянии может находиться вода?

-Надо ли охранять воду (реки и озера), зачем?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие нам нужно поставить перед собой цели, чтобы добиться положительных результатов?


  1. Работа с учебником, применяя стратегию «Грани куба».

Прочитать методом INSERT, выделить главное. Составить «толстые» вопросы для групп-оппонентов


  1. Работа в группах.

Составление концептуальной карты по разделу: «Охрана воды»


  1. Закрепление

– Что мы можем с вами сделать для охраны воды? (Беречь воду)

– Информационный центр нашего класса подготовил для вас интересные факты нерационального использования человеком воды.

- А ещё нам необходимо повторить правила поведения на водоёмах (стратегия «Мозговой штурм»)


  1. Работа с тестами

Тестовые задания по разделу: «Вода»


  1. Подведение итогов.

-Что на уроке было главным?

-Что было интересным? (следует различать главное и интересное)

-Что нового сегодня узнали?

-Чему научились?


  1. Домашнее задание

Уровень ниже среднего: прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать.

Средний уровень:

прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект.

Высокий уровень:

прочитать по учебнику «Познание мира» с 53-55, пересказать, выполнить задания по учебнику, составить конспект, кроссворд по всему разделу.


  1. Оценивание.

Оценивание учителем, выставление оценок с комментированием.

  1. Проверка дифференцированного домашнего задания в виде беседы.

Учащиеся в парах проверяют друг друга.



  1. Поднимают карточку красного цвета при ответе



  1. Должны перечислить всё, что узнали на предыдущих уроках.

Высказывают своё мнение, рассуждают.

4. Индивидуальная работа, с переходом в групповую – составление вопросов типа «Предположите, почему…?», «Докажите…», «Объясните…», «Придумайте…»


  1. Учащиеся работают в группе



  1. Подготовленные заранее учащиеся озвучивают информацию

(пример)

1. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.

2. Каждый раз, вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.

3. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.

4. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.

5. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

6. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
– Специалисты утверждают: достаточная норма расхода воды в современной квартире – 200 литров в сутки на человека.

– Какой можно сделать вывод? (Проверь все краны в квартире, чтобы не было утечки воды.)

Учащиеся работают в группах: вспоминают правила на воде в различных условиях и записывают их на постере


  1. Индивидуальная работа учащихся.



  1. На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.



  1. Запись задания в дневник.

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствие с уровнем развития познавательных процессов.



2. Взаимооценивание


  1. «Смайлики»



  1. Самооценивание – «Пик знаний». Взаимооценивание.




  1. Самооценивание при помощи хлопков


  1. Взаимооценивание



  1. Суммативное оценивание



  1. «Смайлики»








  1. Оценочные листы




  1. Карточки оценивания



  1. Смайлики для оценивания



  1. Учебник

«Познание мира 4 класс» (Алматыкитап). Флажки для оценивания «толстых» вопросов оппонирующей группы.


  1. Рабочие тетради




  1. Различные информационные ресурсы. Ватман для постеров



  1. Карточки с тестами


  1. Смайлики для оценивания



  1. Дневники

Рефлексия



Рефлексия через стратегию: «Капелька, капелька - получился ручеек»

У детей капельки разного размера, в зависимости понимания всего раздела

(большая капелька - все понятно, все запомнил, средняя капелька - понятно, но испытывал затруднения,

маленькая капелька -ничего не понял и не запомнил)