Файл: Актуальность темы исследования. В последние годы Российская Федерация встала на путь демократических и социальноэкономических преобразований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность темы исследования. В последние годы Российская Федерация встала на путь демократических и социально-экономических преобразований. В связи с этим осуществляется правовая реформа, требующая колоссальных финансовых вливаний. К ним следует отнести и затраты на эффективное функционирование органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Расходы, связанные с уголовным судопроизводством включают в себя: подбор, подготовку и переподготовку кадрового аппарата, оснащение учреждений и органов правоохранительной системы современными техническими средствами предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также законного и обоснованного рассмотрения уголовных дел в суде, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В структуре расходов на уголовно-процессуальную деятельность целесообразно выделить расходы, непосредственно понесенные в ходе уголовного судопроизводства. Ведется работа по раскрытию преступлений, установлению и преследованию лиц, совершивших деяния, возмещению ущерба гражданам и государству, а также расходов, понесенных гражданами при их участии в работе в сфере уголовного правосудия. Это также может включать расходы на пребывание обвиняемого (подозреваемого, задержанного) в изоляторе временного содержания, СИЗО во время предварительного расследования и судебного разбирательства.
Одной из важных задач государства является минимизация указанных расходов с учетом реализации прав граждан, участвующих в уголовном процессе. Необходимо разработать методы снижения затрат, гарантирующие отсутствие нарушений прав участников уголовного судопроизводства.
В структуре государственных расходов на уголовное судопроизводство следует выделить процессуальные расходы-расходы, связанные с уголовным судопроизводством, которые несут отдельные лица, участвующие в уголовном судопроизводстве.
Уголовно-процессуальный кодекс частично приписывает эти материальные расходы государству, а часть из них распределяется между отдельными участниками уголовного производства.
Говоря о текущем состоянии правового регулирования судебных издержек, следует отметить, что их перечень, правила исчисления, возмещения и взыскания сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее-кодекс) и направлены в порядке и порядке отчетности, а поскольку политическая, социально-экономическая ситуация в стране изменилась, то она не соответствует современным реалиям.
В связи с изменением социально-политической и социально-экономической ситуации в России, установившейся спецификой рыночных отношений необходим новый подход к экономической оценке материальных затрат в уголовном процессе, в частности, Конституции РФ 131-132 УПК РФ, права свидетелей, потерпевших, законных представителей, свидетелей и других участников процесса возмещения материальных расходов с участием в расследовании, предварительном расследовании, вызове органов прокуратуры и суда, новым решением вопроса о вознаграждении переводчиков, Все это делает необходимым разные взгляды на вопросы, связанные с расходами в уголовном процессе.
Исследованием различных аспектов института процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве занимались такие ученые как: В.А. Азаров, М.М. Бабаев, С.В. Бажанов, А.Д. Богдановский, В.Н. Демидов, В.А. Дружинин, Ю.А. Кудряшова, О.Ю. Кузнецов, Ю.В. Мещеряков, И.Л. Петрухин, Н.А. Сидорова, М.С. Строгович, А.М. Чеяьцов, Д.П. Чекулаев и др.
Практически все теоретические разработки вопросов, связанных с процессуальными издержками, проводились на основе уголовнопроцессуального законодательства 1960 г. Научных работ, рассматривающих понятие и виды процессуальных издержек, порядок исчисления и возмещения расходов, понесенных лицами в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, на основе УПК РФ проведено не было, за исключением ряда публикаций в периодических изданиях. Авторы, предлагая механизмы решения вопросов о процессуальных издержках в российском уголовном судопроизводстве, затрагивали отдельные проблемы данного института, а комплексного анализа данного института не проводили.
Целью исследования является выработка путей совершенствования теоретической модели процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве, а также оптимизация правоприменительной деятельности соответствующих субъектов уголовного процесса в этой сфере.
Сущность и значение института процессуальных издержек в уголовном судопроизводстве рассматривается вопрос об уголовно-процессуальном институте процессуальных издержек, приводятся и анализируются точки зрения различных ученых, обосновывается значимость данного института. Автором определены задачи, поставленные перед данным институтом уголовнопроцессуальным законом, а именно:
-
обеспечение необходимых условий для выполнения участниками уголовно-процессуальной деятельности своих обязанностей; -
частичное возмещение затрат государства в сфере уголовного судопроизводства; -
охрана материальных (в первую очередь, финансовых) интересов участников уголовно-процессуальной деятельности; -
повышение качества уголовного судопроизводства путем привлечения к участию в деле более широкого круга заинтересованных и компетентных лиц;
Таким образом, соответствующие органы занимают неделимое место в системе уголовного правосудия и, конечно же, являются важными гарантами гражданских прав и законных интересов.
Правила определения перечня расходов, связанных с размером процессуальных расходов, их исчислением и возмещением, направлены на обеспечение имущественных интересов лиц, участвующих в уголовном производстве.
Следует отметить, что система уголовно-процессуальных издержек во многом схожа с аналогичными институтами, такими как гражданский процесс, арбитраж.Но в то же время у него есть определенные отличия из-за того, что уголовное производство больше основано на публичном возбуждении. Кроме того, система процессуальных издержек тесно связана с другими органами уголовного правосудия,поскольку все уголовно-процессуальные кодексы направлены на строгое и неукоснительное соблюдение прав граждан в сфере уголовного судопроизводства.
Следует отметить, что исторически сложилось так, что с появлением общих принципов судопроизводства не было никакой разницы между расходами по гражданским и уголовным делам. Преступления и гражданские правонарушения рассматриваются как частные жалобы, и процесс их рассмотрения идентичен. Такая ситуация в России существует уже давно.
В царствование Петра I государство было признано прокурором в уголовном процессе, поэтому оно должно было нести предварительные денежные расходы, связанные с уголовным процессом. Кроме того, он проявляет значительный интерес к тем действиям, которые предпринимаются исключительно в интересах подсудимого, например, при осуществлении его защиты, поскольку целью расследования является адекватное и точное определение истины дела. Таким образом, было признано, что для определения виновности или невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности, расходы, понесенные ранее, должны быть привлечены государством. Не существует единой системы законов, регулирующих расходы на уголовное судопроизводство.
В 1832 году русские процессуальные власти кодифицировали процессуальные нормы, целью которых было упрощение действующего законодательства, в том числе за счет судебных нужд. Они подразделяются на два основных типа: 1) Общие, которые относятся к структуре и содержанию руководителей судов и органов уголовного правосудия; 2) частные, которые возникают при изучении и рассмотрении отдельных уголовных дел. Последние, в свою очередь, делятся на два типа: а) предварительные, которые необходимы в течение всего процесса (например, расходы, связанные с доставкой обвиняемого, свидетеля и т. д.;Для печати различных видов рекламы и т. д.).Б) В конце концов, это связано с чьей-то учетной записью в конце процесса.
И эта ситуация восходит к принятию первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако даже в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, принятом в 1921 году, состав судебных издержек был весьма ограниченным и не учитывал многих фактических затрат участников уголовного процесса.
Впоследствии, до принятия в 1960 году Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РФ не внес существенных изменений в состав видов расходов, связанных с судебными издержками.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года посвящен проблеме расходов, понесенных участниками уголовного процесса: УПК РСФСР 105, 106, 107. Статья 105 УПК РСФСР включает в себя четыре категории судебных расходов(до принятия УПК все расходы, связанные с расследованием и рассмотрением уголовных дел, относились к судебным расходам). Казалось бы, на момент принятия в 1960 году Уголовно-процессуального кодекса РСФСР такого состава было достаточно, но этот документ имел достаточно длительную юридическую силу, поэтому виды судебных издержек были прописаны в ст. 127 УПК РСФСР. 105 Уголовно-процессуальный кодекс Правительства Российской Федерации перестал отражать реалии постсоветского периода перестройки.
Полученные данные из анализа формирования и развития системы процессуальных издержек позволяют сделать вывод о том, что на всех этапах развития уголовного судопроизводства государству не уделяется должного внимания защите имущественных прав граждан.
В 2007 году темпы прироста населения в Российской Федерации были относительно низкими (-3,65%) по сравнению с 2006 годом, зарегистрировано 3 588 500 уголовных дел. Вот почему для того, чтобы успешно бороться с этой гангстерской преступностью, государство является увеличение Министерства внутренних дел, прокуроров, судебных органов, ввести новую судебную систему (уголовные дела слушаются магистратом; с присяжными заседателями, поэтому вопрос о материальных расходах на поддержание правопорядка в стране, особенно в уголовном процессе, должен быть постоянно рассмотрен.
Материальные расходы по уголовному производству несет не только государство, но и участники уголовного производства, заинтересованные в результатах рассмотрения дела. Уголовно-процессуальный кодекс относит эти расходы к процессуальным расходам, которые, по нашему мнению, являются частью материальных затрат государства на производство общего уголовного дела. По сравнению с понятием "расходы на уголовное производство "понятие" процессуальные расходы" особенно актуально в целом.
Проанализировав определение процессуальных издержек в Уголовно-процессуальном кодексе, рассмотрев точку зрения процессуальных ученых по этому вопросу, мы пришли к выводу, что процессуальные затраты-расходы, понесенные субъектами, участвующими в уголовном процессе (предварительное следствие, предварительное следствие, судебное преследование и судебное разбирательство), а также другими участниками уголовного производства в целях установления фактов и обстоятельств нарушения охраняемых правоотношений, взыскиваются с лиц, осужденных за совершение преступления, и других лиц, участвующих в уголовном процессе (части 8, 9 статьи 132)
Эти расходы, можно подразделить на две большие группы:
а) компенсационный вид издержек - расходы, понесенные участниками уголовного судопроизводства, которые впоследствии возмещаются за счет государства или взыскиваются с осужденного либо иных участников уголовного судопроизводства;
б) бенефициарный вид издержек - это расходы, представляющие собой вознаграждение, выплачиваемое за исполнение обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, на основании договора или иного законного документа, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись в порядке служебного задания.
К ним относятся: 1) суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием; 2) суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд; 3) суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий; 4) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса; 5) иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные Уголовнопроцессуальным кодексом России.
В определении содержания процессуальных издержек наибольшую сложность вызывает понятие «иных» расходов, понесенных при производстве по уголовному делу. Невозможно с одной стороны, определить содержание процессуальных издержек путем перечисления, а с другой - оставаться в плену всеобъемлющей формулы УПК - «иные расходы», открывающей возможность отнести к числу процессуальных издержек любые затраты, понесенные при производстве по делу. Поэтому перечень процессуальных издержек требует расширения, а понятие «иные расходы» - детализации. В связи с этим предлагается расширить перечень процессуальных издержек, предусмотренных ст. 131 УПК РФ.