Файл: Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии.rtf
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23. Таким образом, он выделяет зоны городского расширения и типы районов, которые появились в процессе экспансии. Э. Берджесс пришел к выводу, что если рост города осуществляется за счет иммиграции, то зачастую рост города оказывает на индивида негативное влияние. Причинами этого могут служить преобладание одного пола над другим, укоренение новых традиций, увеличение населения и т.д. Проявляться негативное влияние может в душевных конфликтах индивида, в увеличении преступности и порока, в возрастании болезней, в беспорядочной жизни индивида и его излишней свободе, в повышении самоубийств. С другой стороны, рост города способствует появлению определенной формы города и его характера, что дает возможность получить индивидам их место и роль в целостной организации городской жизни.
Г. Блумер внес вклад в мировую социологию развитием идей символического интеракционизма. Он сформулировал методологические постулаты данного направления24: 1) Люди действуют в отношении вещей на основе значений, которыми они для них обладают (в данном смысле вещи - это физические предметы; другие люди; институты; идеалы; поступки других людей); 2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением; 3) Эти значения вещей используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. Общество для Г. Блумера – цепочка интеракций, другими словами, процесс производства смыслов, которые способствуют упорядочиванию социальных отношений: «Человеческое общество необходимо рассматривать как состоящее из действующих людей, и жизнь общества надо рассматривать как состоящую из этих действий»25. Как и Дж. Мид, он выделяет два уровня взаимодействия – несимволический и символический. Различия между ними Г. Блумер видит, прежде всего, в том, что несимволическое взаимодействие характерно для живой природы, тогда как символическое, определяемое наличием коммуникации между участниками интеракции посредством использования символов, присуще только человеческому обществу. Несимволическое взаимодействие входит в формирование установок. Г. Блумер пишет, что именно несимволическое взаимодействие содержит такие виды чувств, которые входят в социальные и коллективные установки. Установка – это некая ориентация индивида, направленная на то, чтобы действовать определенным образом в определенной ситуации
; некий план действия, зависящий от значимого характера объекта или ситуации, на которые она направлена. Установка включает в себя два аспекта: чувственный (аффективный) и символический (символический аспект – центральный, а чувственный добавляется к центральному). Эффективный аспект гарантирует установке живость, движение, силу и напористость. Для Г. Блумера действия или значения конструируются в социальном контексте – то есть индивид, посредством принятия роли подстраивает свои действия под действия других, стремясь выяснить, что они делают и что они собираются делать. В конструированном действии, в отличие от осуществляемого, индивид оценивает и интерпретирует ситуацию, в которой он действует. Другими словами, конструируемое действие индивид продумывает, а осуществляемое – нет.
И. Гофман – социолог, известный мировому сообществу своей концепцией, получившей название драматургический подход. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, то есть на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. И. Гофман вводит понятие «общее определение ситуации». Оно означает, что между участниками действия возникает согласие относительно того, «чьи притязания и по каким вопросам временно будут признаваться всеми»26 и желание проецировать достаточно созвучные друг другу определения ситуации. Достигается общее определение ситуации в том случае, когда выполняются следующие требования: каждый участник действия начинает скрывать собственные желания за высказываниями, утверждающими ценности, которые будут обязательными для каждого из участников хотя бы на словах; каждый из участников считается со своеобразным разделением труда при определении ситуации; каждый из участников избегает тем, которые не являются для него важными. И. Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса): 1) Вера в собственную роль – режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием; 2) Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию. Эти режимы могут меняться. Далее И. Гофман говорит, что в любом действии существует «передний план» и «личный передний план», «зона исполнения», «зона переднего плана» и «зона заднего плана». Передний план – «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, … выработанных индивидом в ходе исполнения»
27, которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план – набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Зона исполнения – любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других. Зона переднего плана – место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета. Поведение в этой зоне направлено на создание впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов. Зона заднего плана – место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты. Зоны заднего плана играют роль, так называемых кулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них могут попасть только исполнители.
Итак, мы рассмотрели некоторые основные концепции представителей Чикагской школы. Впервые теорема У. Томаса помогла обратить внимание социологов на важность того, о чем думают люди и как это влияет на их действия. Экологически подход Р. Парка способствовал развитию нового взгляда на общество. Именно исследования Р. Парка показали, что процессы, происходящие в обществе зависят от среды обитания и, более того, влияют на нее. Исследования Э. Берджесса показали зависимость социальной мобильности от мобильности пространственной. Г. Блумер смог обратить внимание социологов на интерпретацию индивидами смыслов объектов и ее практическую реализацию в их повседневной социальной жизни. Драматургический же подход И. Гофмана показал, что в процессе интеракции индивиды принимают определенные роли, разыгрывают друг перед другом представление и действуют в нем относительно своей роли.
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
В данном пункте будут рассмотрены некоторые современные направления и концепции, которые являются продолжением концептуальной мысли Чикагской школы. Во-первых, стоит обратить внимание на инвайронментальную социологию.
Инвайронментальная социология – направление в социологии, которое использует социально-экологический подход при исследовании сообществ. Развитие инвайронментальных идей связано, прежде всего, с социально-экологической концепцией чикагской школы. В основе этого подхода лежит суждение Р. Парка о том, что общество – это, в первую очередь, биологический феномен. Данное суждение означает, что в основе всего социального развития общества лежит биотический уровень: «Эти проявления живого, изменяющегося, но устойчивого порядка среди конкурирующих организмов – организмов, воплощающих в себе конфликтующие, но взаимосвязанные интересы – являются, по всей видимости, основой для понятия социального порядка,
относящегося к отдельным видам, и к обществу, покоящемуся, скорее, на биотическом, нежели культурном основании»28. В свою очередь, И.А. Сосунова дает такое определение инвайронментальной социологии: «это наука о развитии и функционировании социальных общностей, социальных структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность экологических факторов антропологического характера, приводящих к социально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах их снижения или разрешения; о закономерностях социальных действий и массового поведения в условиях социально-экологической напряженности или конфликта на фоне проявления экологического кризиса»29. Из этого определения видно, что главными задачами данного направления социологии являются: восстановление гармонии взаимодействия социальной и природной сферы, опровержение возможности непрерывного культурного и социального развития общества, выход из так называемого «экологического кризиса», вызванного глобальными изменениями окружающей среды, который негативно отразится на развитии человеческого сообщества. Главный постулат направления заключается в том, что люди – живые существа, которые взаимосвязаны с природой; человеческое общество живет в биосфере, а деятельность общества влияет на биосферу, вследствие чего, на деятельность человека нужно наложить ограничения30. В последние десятилетия инвайронментализм способствует формированию нового мировоззрения, новых целей и глобальной переоценке ценностей.
Методологической основой исследований данного направления послужили идеи Дж. Дьюи. Основополагающей ценностью для инвайронментализма стало положение Дж. Дьюи об эволюционном становлении социальной природы человека, которое зависит от характера человека и результатов его взаимодействия с окружающей средой. Результатом эволюции выступала сформированная «природа человека», которая соединила в себе биологическое и социальное начала: «Разумное признание непрерывности природы, человека и общества … обеспечит совершенствование морали … установив единство морали и человеческой природы и единство обеих с окружающей средой»31. Дж. Дьюи считал, что необходимо изучать данные начала с целью установления их моральной и социальной ценности.
Далее рассмотрим еще одно направление, которое имеет название «структурный функционализм». В истоках структурно-функционального анализа лежат идеи Р. Парка,
который разрабатывал принципы данного метода, проводя различные исследования городской среды. Он считал, что все города имеют сходство друг с другом, а у каждого города существуют свои естественные зоны, то есть районы: «Город – это особая организация с типичной биографией, и отдельные города обладают достаточным сходством, чтобы знание, полученное об одном городе, могло считаться (до некоторой степени) истинным и для других городов»32. Город состоит из естественных зон, а каждая такая зона имеет свою особую функцию, что делает город системой, которая функционирует по определенным правилам и законам: «Существование таких естественных зон, каждая из которых исполняет свою особую функцию, указывает на то, чем оказывается город при более подробном анализе – не просто артефактом, как это было принято считать ранее, но в определенном смысле организмом»33.
Сейчас структурный функционализм рассматривает общество как социальную систему, которая имеет определенную структуру, а каждый из элементов системы имеет собственную определенную функцию. Целью данного направления является поиск условий стабилизации частей социальной системы. Т. Парсонс выделял несколько уровней социальных систем. Социальные системы возникают, по его мнению, по определенной необходимости для решения определенного класса задач. Т. Парсонс ввел понятие «двойной контингентности». По его словам, данная ситуация блокирует взаимодействия индивидов друг с другом. Для снятия этой ситуации и возникают социальные системы, которые состоят из институтов, которые определяют что именно ценно, а что не является ценным. В системах содержатся шаблонные модели поведения – роли. Парсонс считал, что система может существовать, только если она отвечает 4 функциям: адаптация (А) – должна иметь средства для достижения целей; целедостижение (G) – должна уметь мобилизировать средства для достижения целей; интеграция (I) – должна поддерживать единство; латентность, то есть поддержание образца (L) – должна сохранять стабильность. По первым буквам соответствующих английских терминов схема получила название «AGIL»34.
Таким образом, Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. Более того, методы социологических исследований, проводимых Чикагской школой, применяются различными социологами и сегодня.
Г. Блумер внес вклад в мировую социологию развитием идей символического интеракционизма. Он сформулировал методологические постулаты данного направления24: 1) Люди действуют в отношении вещей на основе значений, которыми они для них обладают (в данном смысле вещи - это физические предметы; другие люди; институты; идеалы; поступки других людей); 2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением; 3) Эти значения вещей используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. Общество для Г. Блумера – цепочка интеракций, другими словами, процесс производства смыслов, которые способствуют упорядочиванию социальных отношений: «Человеческое общество необходимо рассматривать как состоящее из действующих людей, и жизнь общества надо рассматривать как состоящую из этих действий»25. Как и Дж. Мид, он выделяет два уровня взаимодействия – несимволический и символический. Различия между ними Г. Блумер видит, прежде всего, в том, что несимволическое взаимодействие характерно для живой природы, тогда как символическое, определяемое наличием коммуникации между участниками интеракции посредством использования символов, присуще только человеческому обществу. Несимволическое взаимодействие входит в формирование установок. Г. Блумер пишет, что именно несимволическое взаимодействие содержит такие виды чувств, которые входят в социальные и коллективные установки. Установка – это некая ориентация индивида, направленная на то, чтобы действовать определенным образом в определенной ситуации
; некий план действия, зависящий от значимого характера объекта или ситуации, на которые она направлена. Установка включает в себя два аспекта: чувственный (аффективный) и символический (символический аспект – центральный, а чувственный добавляется к центральному). Эффективный аспект гарантирует установке живость, движение, силу и напористость. Для Г. Блумера действия или значения конструируются в социальном контексте – то есть индивид, посредством принятия роли подстраивает свои действия под действия других, стремясь выяснить, что они делают и что они собираются делать. В конструированном действии, в отличие от осуществляемого, индивид оценивает и интерпретирует ситуацию, в которой он действует. Другими словами, конструируемое действие индивид продумывает, а осуществляемое – нет.
И. Гофман – социолог, известный мировому сообществу своей концепцией, получившей название драматургический подход. Драматургический подход фокусируется на принципах театрального представления, то есть на том, какими именно способами индивид представляет себя и свою деятельность другим, контролирует у этих людей формирование определенного впечатления о себе и что может делать, а что нет во время этого представления. И. Гофман вводит понятие «общее определение ситуации». Оно означает, что между участниками действия возникает согласие относительно того, «чьи притязания и по каким вопросам временно будут признаваться всеми»26 и желание проецировать достаточно созвучные друг другу определения ситуации. Достигается общее определение ситуации в том случае, когда выполняются следующие требования: каждый участник действия начинает скрывать собственные желания за высказываниями, утверждающими ценности, которые будут обязательными для каждого из участников хотя бы на словах; каждый из участников считается со своеобразным разделением труда при определении ситуации; каждый из участников избегает тем, которые не являются для него важными. И. Гофман выделяет два режима исполнения роли (два полюса): 1) Вера в собственную роль – режим, при котором индивид полностью увлечен собственным действием; 2) Отсутствие веры в собственную роль - режим, при котором индивид цинично относится к собственному действию. Эти режимы могут меняться. Далее И. Гофман говорит, что в любом действии существует «передний план» и «личный передний план», «зона исполнения», «зона переднего плана» и «зона заднего плана». Передний план – «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, … выработанных индивидом в ходе исполнения»
27, которые сопровождают его лишь в исключительных случаях. Личный передний план – набор выразительных приемов и инструментов, которые тесно связаны с самим исполнителем и сопровождают его повсюду. Зона исполнения – любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зоны исполнения заостряют внимание индивидов на определенных аспектах исполнения и ограничивают в других. Зона переднего плана – место проведения представления, в котором какое-либо исполнение является точкой отсчета. Поведение в этой зоне направлено на создание впечатления, что деятельность индивида в этой зоне направлена на поддержание и воплощение определенных социальных норм и стандартов. Зона заднего плана – место, в котором появляются и признаются скрываемые от публики факты. Зоны заднего плана играют роль, так называемых кулис, т.к. в них репетируются и подготавливаются различные представления, а также в них могут попасть только исполнители.
Итак, мы рассмотрели некоторые основные концепции представителей Чикагской школы. Впервые теорема У. Томаса помогла обратить внимание социологов на важность того, о чем думают люди и как это влияет на их действия. Экологически подход Р. Парка способствовал развитию нового взгляда на общество. Именно исследования Р. Парка показали, что процессы, происходящие в обществе зависят от среды обитания и, более того, влияют на нее. Исследования Э. Берджесса показали зависимость социальной мобильности от мобильности пространственной. Г. Блумер смог обратить внимание социологов на интерпретацию индивидами смыслов объектов и ее практическую реализацию в их повседневной социальной жизни. Драматургический же подход И. Гофмана показал, что в процессе интеракции индивиды принимают определенные роли, разыгрывают друг перед другом представление и действуют в нем относительно своей роли.
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
В данном пункте будут рассмотрены некоторые современные направления и концепции, которые являются продолжением концептуальной мысли Чикагской школы. Во-первых, стоит обратить внимание на инвайронментальную социологию.
Инвайронментальная социология – направление в социологии, которое использует социально-экологический подход при исследовании сообществ. Развитие инвайронментальных идей связано, прежде всего, с социально-экологической концепцией чикагской школы. В основе этого подхода лежит суждение Р. Парка о том, что общество – это, в первую очередь, биологический феномен. Данное суждение означает, что в основе всего социального развития общества лежит биотический уровень: «Эти проявления живого, изменяющегося, но устойчивого порядка среди конкурирующих организмов – организмов, воплощающих в себе конфликтующие, но взаимосвязанные интересы – являются, по всей видимости, основой для понятия социального порядка,
относящегося к отдельным видам, и к обществу, покоящемуся, скорее, на биотическом, нежели культурном основании»28. В свою очередь, И.А. Сосунова дает такое определение инвайронментальной социологии: «это наука о развитии и функционировании социальных общностей, социальных структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность экологических факторов антропологического характера, приводящих к социально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах их снижения или разрешения; о закономерностях социальных действий и массового поведения в условиях социально-экологической напряженности или конфликта на фоне проявления экологического кризиса»29. Из этого определения видно, что главными задачами данного направления социологии являются: восстановление гармонии взаимодействия социальной и природной сферы, опровержение возможности непрерывного культурного и социального развития общества, выход из так называемого «экологического кризиса», вызванного глобальными изменениями окружающей среды, который негативно отразится на развитии человеческого сообщества. Главный постулат направления заключается в том, что люди – живые существа, которые взаимосвязаны с природой; человеческое общество живет в биосфере, а деятельность общества влияет на биосферу, вследствие чего, на деятельность человека нужно наложить ограничения30. В последние десятилетия инвайронментализм способствует формированию нового мировоззрения, новых целей и глобальной переоценке ценностей.
Методологической основой исследований данного направления послужили идеи Дж. Дьюи. Основополагающей ценностью для инвайронментализма стало положение Дж. Дьюи об эволюционном становлении социальной природы человека, которое зависит от характера человека и результатов его взаимодействия с окружающей средой. Результатом эволюции выступала сформированная «природа человека», которая соединила в себе биологическое и социальное начала: «Разумное признание непрерывности природы, человека и общества … обеспечит совершенствование морали … установив единство морали и человеческой природы и единство обеих с окружающей средой»31. Дж. Дьюи считал, что необходимо изучать данные начала с целью установления их моральной и социальной ценности.
Далее рассмотрим еще одно направление, которое имеет название «структурный функционализм». В истоках структурно-функционального анализа лежат идеи Р. Парка,
который разрабатывал принципы данного метода, проводя различные исследования городской среды. Он считал, что все города имеют сходство друг с другом, а у каждого города существуют свои естественные зоны, то есть районы: «Город – это особая организация с типичной биографией, и отдельные города обладают достаточным сходством, чтобы знание, полученное об одном городе, могло считаться (до некоторой степени) истинным и для других городов»32. Город состоит из естественных зон, а каждая такая зона имеет свою особую функцию, что делает город системой, которая функционирует по определенным правилам и законам: «Существование таких естественных зон, каждая из которых исполняет свою особую функцию, указывает на то, чем оказывается город при более подробном анализе – не просто артефактом, как это было принято считать ранее, но в определенном смысле организмом»33.
Сейчас структурный функционализм рассматривает общество как социальную систему, которая имеет определенную структуру, а каждый из элементов системы имеет собственную определенную функцию. Целью данного направления является поиск условий стабилизации частей социальной системы. Т. Парсонс выделял несколько уровней социальных систем. Социальные системы возникают, по его мнению, по определенной необходимости для решения определенного класса задач. Т. Парсонс ввел понятие «двойной контингентности». По его словам, данная ситуация блокирует взаимодействия индивидов друг с другом. Для снятия этой ситуации и возникают социальные системы, которые состоят из институтов, которые определяют что именно ценно, а что не является ценным. В системах содержатся шаблонные модели поведения – роли. Парсонс считал, что система может существовать, только если она отвечает 4 функциям: адаптация (А) – должна иметь средства для достижения целей; целедостижение (G) – должна уметь мобилизировать средства для достижения целей; интеграция (I) – должна поддерживать единство; латентность, то есть поддержание образца (L) – должна сохранять стабильность. По первым буквам соответствующих английских терминов схема получила название «AGIL»34.
Таким образом, Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. Более того, методы социологических исследований, проводимых Чикагской школой, применяются различными социологами и сегодня.