Файл: Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии.rtf
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чикагская школа оказала большое влияние на развитие мировой социологии и институционализации американской социологии как академической дисциплины. До основания университета в Чикаго американская социология была представлена в основном работами нескольких американских социологов: Дж. Кули, А. Смолл, У. Уорд, Э. Гидденс. Лишь после появления первого департамента западная социология получает всеобщее признание.
Чикагская школа – это эмпирическая социология. Главная задача социологических исследований – решение конкретных социальных проблем. Чикагский университет стал одним из первых в Америке, соединивших преподавание с интенсивной исследовательской деятельностью. Более того, в Чикаго был представлен не только один из наиболее удачных примеров внедрения обширных исследовательских программ в университетскую среду, но и задан образец организации инфраструктуры исследований.
Выделяется четыре поколения Чикагской школы. Первое поколение представляет собой имена А. Смолла, Дж. Винсента, У. Томаса и Ч. Хандерсена. Именно в этот период была издана первая фундаментальная работа У. Томаса и Ф. Знанецкого, впоследствии ставшая классическим образцом исследования в стиле чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и Америке». Ко второму поколению мы относим Р. Парка, Э. Берджесса, У. Огборна и Р. Фэриса. Р. Парка можно назвать интеллектуальным лидером и идейным основателем Чикагской школы. С именами представителей второго поколение связано создание новой теории, названной «социально-экологическим подходом». Третье поколение включает в себя таких ученых, как: Г. Блумер, Р. Маккензи, Л. Вирт, Э. Хьюз, С. Стауффер, Ф. Фразье, П. Кресси, Э. Шилз. К четвертому же поколению относятся И. Гофман, Г. Беккер, А. Стросс, М. Яновиц, Дж. Саттлз, У. Корнблум и А. Хантер.
Идеи представителей американской социологии, практикуемой в Чикагском университете, повлияли на развитие мировой социологии. Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. В завершении можно сказать, что вклад, который внесла Чикагская школа
, очень значим не только для развития американской социологии и утверждения ее как академической дисциплины, но и для развития мировой социологии в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абельс Х. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса // http://www.univer.omsk.su/students/s01los/pars1.htm -
Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Личность. Культура. Общество. – М., 2002, Т. 4, № 1-2. С. 168-181 -
Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179 -
Буровой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж (альманах социальных исследований).,1991. № 1. С. 74-95 -
Вахштайн В.В. Памяти Ирвинга Гофмана//Социологическое обозрение, том 6, № 2, 2007. С. 65-78 -
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 304 c. -
Гуревич А.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // http://www.socjournal.ru/article/212 -
Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. 308 с. -
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, №3-4 (34), 2002. С. 23-34 -
Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291 -
История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. 576 с. -
Лисаускене М.В., Лихачева Т.И. Инвайронментальная социология: ступени развития // Вестник ВГУ, 2005, №5. С. 313-321 -
Луков А.В. Следствия теоремы Томаса в условиях становления информационной цивилизации // Знание. Понимание. Умение. №4, 2006. С. 220-222 -
Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сообщества // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 4. С. 136-152 -
Николаев В.Г. Герберт Блумер и символический интеракционизм (I): Предисловие к коллекции статей Г. Блумера // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11.- Социология. -М.: ИНИОН РАН, 2008. - №1. - С. 105-114 -
Николаев В.Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укорененная теория сегодня // Социологический ежегодник, 2009. C. 146-157 -
Николаев В.Г. Многомерные и редукционистские стратегии в чикагской социологии // Социологический журнал, №2, 2009. С. 18-55 -
Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход // СПО, №8, 2008. С. 39-42 -
Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 3. С. 1-10 -
Парк Р. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998. № 2. С. 175–191 -
Парк Р. Экология человека // Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А.Ф. Филиппова. М.:Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 384-400 -
Сосунова И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. М., 1999. 144 с. -
Тарасова Н.В. Теоретико-методологические основы изучения причин и природы проявления и распространения социальной девиации в подростковой среде // Вестник СГУТиКД, №4 (14), 2010. С.85-89 -
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет Бизнеса и Управления. 1996. C. 335-357 -
Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин, У. Уорнер) // Социальная реальность, №5, 2008. С. 81-92 -
Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография // Южный федеральный университет, Факультет психологии. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
1 Буровой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж (альманах социальных исследований).,1991. № 1. С. 75
2Гуревич А.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // http://www.socjournal.ru/article/212
3Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 275
4 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, №3-4 (34), 2002. С. 29
5 Bulmer M. The Chicago school of sociology: Institutionalization. Diversity and the rise of sociological research. Chicago, 1984. P. 1//Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. С. 16
6 История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. 576 с.
7 Tracy X. Karner. Soshial change // http://www.nyu.edu/ipk/calhoun/files/calhounSocialChange.pdf
8 Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход//СПО, №8, 2008. С.39
9 Тарасова Н.В. Теоретико-методологические основы изучения причин и природы проявления и распространения социальной девиации в подростковой среде//Вестник СГУТиКД, №4 (14), 2010. С.86
10 История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. С. 262
11 Николаев В.Г. Герберт Блумер и Символический интеракционизм: предисловие к коллекции статей Герберта Блумера // http://socportal.ucoz.ru/publ/2-1-0-8
12 Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности(П. Сорокин, У. Уорнер)// Социальная реальность, №5, 2008. С. 88
13 Warner W.L., Lunt P.S. The Social Life of a Modern Community. New Haven: Yale university press; L.: H. Milford, Oxford university press, 1941.P.15.// Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности(П. Сорокин, У. Уорнер)// Социальная реальность, №5, 2008. С. 90
14 Вахштайн В.В. Памяти Ирвинга Гофмана//Социологическое обозрение, том 6, № 2, 2007. С. 67
15 Николаев В.Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укорененная теория сегодня // Социологический ежегодник, 2009. C. 147
16 Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сообщества // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 4. С. 137
17 Николаев В.Г. Многомерные и редукционистские стратегии в чикагской социологии//Социологический журнал, №2, 2009. С. 40
18 Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет Бизнеса и Управления. 1996. C. 352
19 Луков А.В. Следствия теоремы Томаса в условиях становления информационной цивилизации//Знание. Понимание. Умение. №4, 2006. С. 222
20 Парк Р. Экология человека//Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А.Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 399
21 Парк Р. Личность и культурный конфликт//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: реферативный журнал/Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. С. 177
22 Парк Р. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998. № 2. С. 187
23 Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект//Личность. Культура. Общество. – М., 2002, Т. 4, № 1-2. С. 172
24 Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография// Южный федеральный университет, Факультет психологии. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. С. 27
25 Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 177
26 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. С. 41
27 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. С. 54
28 Парк Р. Экология человека//Теоретическая социология: Антология: В 2 ч./Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 376
29 Сосунова И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. М., 1999. С. 9
30 Лисаускене М.В., Лихачева Т. И. Инвайронментальная социология: ступени развития//Вестник ВГУ, 2005, №5. С. 317
31 Dewey J. Human nature and conduct. N.Y., 1992. P. 112-113 // Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. С. 42
32 Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 3. С. 7
33 Там же, С. 7
34 Абельс Х. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса // http://www.univer.omsk.su/students/s01los/pars1.htm