Файл: Учебное пособие по эпидемиологии для студентов лечебного факультета Часть i воронеж 2007 ббк51. 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
следуют относительно быстро за воздействием очевидных факторов риска. Од­нако заболеваемость и смертность в большей степени обусловлены хрониче­скими болезнями, для которых связь между воздействием фактора риска и раз­витием заболевания носит не столь явный характер. Поэтому врач, каким бы проницательным он ни был, не может оценить риск на основании своей личной практики.

Многие факторы риска, такие как курение или потребление пищи с высо­ким содержанием холестерина и насыщенных жиров, настолько распростране­ны в нашем обществе, что в течение многих лет не казались опасными. Только при сравнении заболеваемости людей с этими факторами риска и без них или путем исследования особых подгрупп, например мормонов (которые не курят) или вегетарианцев (которые употребляют пищу с низким содержанием холе­стерина), удалось понять значимость этих факторов риска.

Применение показателей риска:

  1. Прогнозирование. Знание факторов риска используется, прежде всего,
    для прогнозирования заболевания. Наиболее полную информацию для прогно­зирования болезни у индивидуума можно получить, обобщив фактический ма­териал, полученный при изучении большого числа людей со сходным фактором
    риска.

  2. Причина. Хотя предсказать заболевание по наличию тех или иных фак­торов риска можно, они не всегда служат его причиной. Фактор риска может

оказаться косвенным маркером исхода благодаря связи с одним или несколь­кими причинными факторами, т.е. он может лишь находиться под влиянием причинного фактора. Фактор риска, не являющийся причиной заболевания, на­зывается маркером, поскольку он служит "меткой" (marker) повышенной веро­ятности развития заболевания.

3. Профилактика. Если фактор риска является к тому же причиной бо­лезни, то его устранение можно использовать в качестве профилактической ме­ры, независимо от того, известен или нет патогенез заболевания. Иллюстрацией служат некоторые классические примеры из истории эпидемиологии. Так, еще до того как был идентифицирован возбудитель, Сноу заметил, что холерой ча­ще заболевают люди, употребляющие воду из определенных источников, и предотвратил эпидемию, перекрыв эти источники.

Популяционный риск. Мы можем посмотреть на риск и с другой стороны, задав вопрос: каков вклад фактора риска в общую заболеваемость группы лю­дей, а не отдельных индивидуумов? Такого рода информация позволяет опре­делить, какие факторы риска действительно важны, а какие не имеют особого
значения для здоровья общества. Это помогает административным органам системы здравоохранения определять приоритеты при распределении ресурсов. Относительно слабый фактор риска (с низким относительным риском), но с вы­сокой распространенностью в данной популяции может создать более значи­тельную заболеваемость, чем сильный, но редкий фактор риска.

Для того чтобы оценить риск в популяции, необходимо знать, с какой частотой члены рассматриваемой популяции подвергаются воздействию факто­ра риска. Популяционный добавочный (атрибутивный) риск (population attribut­able risk) рассчитывается как произведение добавочного риска на распростра­ненность фактора риска в популяции. Этот показатель отражает до­полнительную заболеваемость в популяции, связанную с фактором риска. Кро­ме того, можно определить долю заболеваемости в популяции, связанную с данным фактором риска, т.е. добавочную долю популяционного риска. Она рассчитывается путем деления добавочного популяционного риска на общую заболеваемость в популяции.

Доказательная медицина

В последнее десятилетие существенно возросла роль такого направления в здравоохранении как доказательная медицина. В основе доказательной ме­дицины лежит клиническая эпидемиология, ее главнейший постулат - любое решение в медицинской практике должно опираться на строго доказанные на­учные факты.

Доказательная медицина — это раздел медицины, использующий эпи­демиологический метод для получения медицинской информации, осно­ванной только на строго доказанных научных фактах, исключающих влияние систематических и случайных ошибок.

Часто складывается такая ситуация, когда результаты отдельных иссле­дований бывают неопределенными, в частности, из-за малого числа популяции пациентов или редко развивающихся исходов. Выходом из таких ситуаций яв­

ляется объединение данных нескольких разрозненных, но сходных клинических исследований, посвященных одному и тому же вопросу, и формирование как бы одного большого исследования. Такой подход обеспечивает большую статистическую мощность за счёт увеличения размера выборки - мета-анализ. Мета-анализ (анализ анализов, синтез информации) предназначен для повыше­ния достоверности оценок. Увеличение количества данных снижает вероят­ность систематических и случайных ошибок, в результате чего возрастает дос­товерность данных и обеспечивается большая надежность принятия решений.

Контрольные вопросы по теме

1. В официальной статистике РФ для отражения состояния здоровья на­
селения используют:

а) кумулятивный показатель заболеваемости

б) данные ВОЗ

в) результаты скрининговых исследований

г) результаты анкетирования

2. Показатель превалентности (распространенности):

а) показатель заболеваемости, характеризующий риск заболевания у лиц,
контактировавших с инфекционным больным


б) показатель заболеваемости, используемый для оценки риска заболеть
хроническими инфекциями (например, туберкулезом)


в) показатель заболеваемости, учитывающий все случаи какого-либо заболевания независимо от времени его возникновения

г) отражает риск лиц, относящихся к одной профессиональной группе,
заболеть определенной болезнью

3. Основные этапы эпидемиологического исследования:

а) подготовительный, сбор данных, описательный, аналитический

б) организация исследования и анализ

в) сбор информации и ее первичная обработка

г) анализ статистических данных и формулирование выводов

4. Синонимы термина «эпидемиологическое исследование»:

а) эпидемиологическая диагностика

б) расследование вспышек болезней

в) эпидемиологический анализ

г) обследование эпидемических очагов

5. Наблюдательные эпидемиологические исследования отличаются от
экспериментальных тем, что:


а) исследуемая и контрольная группы могут быть разной численности

б) наблюдательные исследования бывают только когортными

в) наблюдательные исследования бывают только проспективными

г) наблюдательные исследования не предусматривают вмешательства в

естественное течение событий

6. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть:

а) ретроспективным

б) наблюдательным

в) выборочным

г) полевым

7. В городе Н. в январе 1996 г. специалисты кардиоцентра для оценки
распространённости ревмокардита среди подростков обследовали 25% школь­ников старших классов. Проведенная ими работа:

а) не является эпидемиологическим исследованием, так как изучалась
лишь частота возникновения ревмокардита, а не его факторы риска

б) не является эпидемиологическим исследованием, так как ревмокардит
нельзя считать типичным инфекционным заболеванием


в) является одномоментным эпидемиологическим исследованием

г) является наблюдательным эпидемиологическим исследованием

8. Эпидемиологическим исследованием является:

а) расследование вспышки инфекционных заболеваний

б) исследование типа «случай - контроль», проводимое в клинике

в) полевое исследование типа «случай - контроль»

г) расследование вспышки болезни неизвестной этиологии

9. Целью отдельных эпидемиологических исследований могут быть:

а) описание заболеваемости какой-либо болезнью

б) оценка потенциальной эффективности профилактических и лечебных
средств

в) выявление факторов риска распространения болезни

г) планирование противоэпидемических мероприятий

10. Можно ли называть эпидемиологическим исследованием рассле­дование вспышки дизентерии в детском дошкольном учреждении:

а) нет, так как это не эпидемиологическое исследование, а обследование
эпидемического очага с множественными случаями

б) да, это вариант эпидемиологического исследования типа «случай - кон­троль»

в) нет, так как это обычная рутинная работа эпидемиолога

г) да, это вариант аналитического эпидемиологического исследования

Ситуационные задачи

Задача №1

С целью оздоровления условий труда монтажниц микросхем, соприка­сающихся с парами и аэрозолями редкоземельных элементов, изучена за 3-х летний период частота временной нетрудоспособности (заболеваемость)
150 работниц крупного радиозавода в возрасте 30-49 лет (основная группа). Уста­новлено, что среди данной группы заболевших было 98 чел., здоровых - 52 чел. В качестве контрольной группы выбраны 150 работниц заводоуправления ана­логичного возраста, не контактирующие с парами и аэрозолями редкоземель­ных элементов. При анализе заболеваемости среди них установлено, что забо­левших в этой группе 41. чел., здоровых — 109 чел.

Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать абсолют­ный риск, относительный риск, атрибутивный риск; относительную разность рисков, шансы на развитие заболевания при наличии фактора риска и при отсутствии фактора риска; 3) оценить достоверность различий состояния здоро­вья работниц основной и контрольной групп.

Задача №2

С целью изучения причин развития ишемической болезни сердца (ИБС) были проведены исследования «случай - контроль». Был поставлен вопрос, увеличивает ли риск развития ИБС ежедневное употребление кофе. В кон­трольную группу были включены 108 больных с ИБС терапевтического отде­ления городской больницы, в опытную - 108 больных ЛОР-отделения, не имеющие ИБС. При опросе больных было установлено, что в опытной группе ежедневно употребляли кофе 79 чел., употребляли его редко 29 чел.; в кон­трольной группе ежедневно употребляли кофе 36 чел., употребляли редко - 72 чел.

Задание: 1) составить четырехпольную таблицу; 2) рассчитать шансы и отношение шансов; 3)провести оценку отношения шансов.