Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
462
В процессе реальной профессиональной деятельности водитель постоянно наблюдает различные дорожные ситуации. При этом неза- метно для него самого в его сознании происходит сопоставление на- блюдаемых положений с опытом и знаниями, накопленными в памяти.
Если какая-либо ситуация встречалась водителю и в прошлом приво- дила к опасности, у него складывается стереотип предвидения воз- можной неприятности либо возможности её появления. Таким обра- зом, происходит индивидуальное, стихийное формирование навыков безопасного управления автомобилем, являющееся, по существу, ва- риантом метода проб и ошибок, который принято называть процессом естественного самообучения водителя. У этого метода обучения есть одно важное свойство: ошибки водителя, как правило, сопровождают- ся тяжёлым эмоционально-отрицательным опытом. При этом сильные эмоциональные переживания, связанные с прогнозированием реальной угрозы жизни и здоровью, обеспечивают автоматизм прочного запо- минания опасной ситуации и особенностей её ранних стадий.
При ситуационном обучении происходит замена естественного процесса накопления опыта прогнозирования опасности искусствен- ным, что компенсирует недостатки стихийного обучения.
Ситуационное обучение следует строить на базе изучения сле- дующих материалов:
− ситуационного анализа ДТП;
− изучения ситуационных характеристик типичных участков по- вышенной опасности;
− изучения ситуационных характеристик конкретных участков повышенной опасности;
− изучения ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта данного предприятия.
Ситуационный анализ является приёмом, заключающимся в на- коплении опыта по изучению опасных ситуаций, в которых уже ока- зывался кто-то другой. Задача заключается в том, чтобы при разборе типичной ситуации проследить во всех подробностях её развитие, за- кончившееся происшествием, чтобы водитель мог представить себя на месте участника ситуации.
Анализировать происшествие необходимо со следующих позиций:
− что побудило участников движения неправильно оценить об- становку;
− что мог сделать каждый из них для предотвращения ДТП;
− что в данном конкретном примере типично и может часто повторяться в других местах с другими водителями;
− как следует поступать для предотвращения аналогичных ситуаций.
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 55
463
По достаточно часто встречающимся опасным ситуациям, в кото- рых ошибки водителей наиболее характерны, приводится по несколько примеров, достаточно близких между собой, подчёркивая общность причин и механизмов развития ситуации.
Обучение на основе ситуационных характеристик типичных уча- стков повышенной опасности преследует цель дать водителю система- тизированные знания о ситуациях, характерных для того или иного конкретного случая, что поможет ему правильно оценивать обстановку в подобных случаях, прогнозировать их развитие, предотвращая ДТП.
Проведение обучения должно содержать общую характеристику опас- ности участка; условия, при которых участки данного типа становятся наиболее опасными; описание типичных ошибок водителей, а также действий, обеспечивающих безопасность при проезде участка.
Водитель, ознакомленный с материалом по представленной схе- ме, при приближении к типичному опасному участку дороги должен правильно оценить степень опасности и определить меры для обеспе- чения безопасного проезда этого участка.
Обучение на основе ситуационных характеристик маршрутов движения автотранспорта предполагает его изучение в обычных и сложных погодных условиях. Сама характеристика состоит из общего описания маршрута, в зависимости от степени опасности которого либо приводится краткая характеристика участков повышенной опас- ности, либо развёрнутое ситуационное описание для особо опасных участков. Последнее даётся по схеме: причины опасности участка; факторы, повышающие опасность; причины происшествий на участке; рекомендации по безопасному проезду данного участка.
Все характеристики составляются по данным опроса работников службы БД, опытных водителей, хорошо знакомых с особенностями движения на маршруте, сведений ГИБДД.
Как показала зарубежная и отечественная практика, этот метод даёт определённый позитивный эффект, однако на современном этапе он требует нового методологического подхода, поскольку одно дело теоретически знать признаки той или иной потенциально опасной си- туации и способы выхода из неё, а другое – на практике выработать автоматический навык правильного управления автомобилем в стре- мительно развивающейся критической ситуации. Как следует из опыта подготовки операторов на других видах транспорта как в Российской
Федерации, так и за рубежом, наиболее эффективным является ис- пользование ситуационного обучения с применением технических средств, таких как специализированные автотренажёры, оборудован- ные соответствующими имитаторами отказов и аварийных ситуаций при обязательном наличии устройств обратной связи, постоянно обес- печивающих водителю оценку его действий.
464
Следующим этапом такой подготовки является отработка навы- ков на автодромах, т.е. в условиях, максимально приближенных к ре- альной деятельности.
Повышение профессионального мастерства водителей осуществ- ляется путём организации занятий с необходимой для обеспечения безопасности движения периодичностью, но не реже одного раза в год по специальным учебным планам и программам.
Особое внимание должно уделяться навыкам прогнозирования и предупреждения опасных дорожно-транспортных ситуаций и отработ- ке приёмов управления автомобилем в критических ситуациях. В ре- зультате занятий водители должны не только получать необходимые знания и навыки, но и научиться критически переосмысливать стиль своего поведения в дорожном движении и потенциальную опасность нарушений Правил дорожного движения и ошибочных действий.
Служба безопасности движения автотранспортного предприятия взаимодействует и сотрудничает со смежными организациями, с отде- лами и службами собственного предприятия, а также с ГИБДД, Ро- странснадзором, дорожно-эксплуатационными службами, обществен- ными организациями по вопросам:
− выявления и изучения причин и условий возникновения до- рожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;
− разработки и участия в осуществлении организационно- технических мероприятий по обеспечению безаварийной работы авто- мобильного транспорта;
− разработок и участия в осуществлении мероприятий по повы- шению профессионального мастерства водительского состава;
− изучения и распространения передового опыта в организации безаварийной работы автомобильного транспорта;
− решения возложенных задач в тесном взаимодействии с дру- гими службами и подразделениями автотранспортных предприятий, органами ГИБДД, Ространснадзором, дорожными, коммунальными и другими организациями, деятельность которых связана с обеспечени- ем безопасности дорожного движения;
− участия в рассмотрении и оценке итогов деятельности транс- портных предприятий и организаций, вопрос обеспечения безопасно- сти дорожного движения;
− участия в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приёмке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транс-
465
порта, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного дви- жения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;
− разъяснения законодательства Российской Федерации о безо- пасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, проведения смотров, конкурсов, соревнований, содейст- вия соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, пропа- ганды правил дорожного движения;
− разработки предложений по повышению безопасности дорож- ного движения, в том числе совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридически- ми лицами и общественными объединениями;
− участия в разработке проектов законодательных и иных нор- мативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорож- ного движения, внесения в установленном порядке предложений по их совершенствованию.
Служба безопасности движения автотранспортного предприятия:
− анализирует результаты своей деятельности и на этой основе разрабатывает мероприятия по её совершенствованию;
− совместно с соответствующими подразделениями разрабаты- вает тематические планы занятий с работниками по повышению их квалификации;
− осуществляет проверки работы служб и подразделений авто- транспортного предприятия по выполнению ими законодательных ак- тов и нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
− ведёт учёт дорожно-транспортных происшествий и анализиру- ет состояние аварийности, оценивает эффективность работы по обес- печению безопасности автомобильных перевозок и на основе этого разрабатывает и вносит руководству автотранспортного предприятия предложения о наиболее рациональных направлениях и формах рабо- ты по предупреждению происшествий и тяжести последствий от них;
− разрабатывает совместно с другими службами и подразделе- ниями автотранспортного предприятия мероприятия по предупрежде- нию дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выпол- нение;
− разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний по вопросам, относящимся к обеспечению безопасности движения;
466
− изучает передовой отечественный и зарубежный опыт и мето- ды работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разрабатывает мероприятия по внедрению их в практику, готовит по этим вопросам обзоры и рекомендации;
− организует проведение совещаний, семинаров, конкурсов и других мероприятий по вопросам безопасности автомобильных пере- возок, принимает меры к реализации принятых по ним рекомендаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
− регулярно информирует водительский состав, инженерно- технических работников, руководство автотранспортного предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно- транспортных происшествий;
− совместно с отделом кадров и другими службами готовит ма- териалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий» и других мер поощрения и представляет в вышестоящую организацию, а в отношении водителей и других работников, нару- шающих требования безопасности, – предложения о применении мер дисциплинарного воздействия;
− выезжает на места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, совершённое водителем предприятия, и организует служебное расследование, подготавливает соответствующие материа- лы и предложения руководству предприятия;
− участвует в работе общественных комиссий по безопасности дорожного движения на разных уровнях исполнительных органов вла- сти при рассмотрении административных материалов по безопасности дорожного движения;
− принимает участие в решении вопросов о приёме водителей на работу, о переводе их на работу с автомобиля одной марки на другую, с одного автобусного маршрута на другой. Контролирует допуск води- телей к управлению транспортными средствами в соответствии с дей- ствующим законодательством;
− осуществляет контроль за прохождением водителями пред- рейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
− организует с другими службами проведение инструктажей во- дителей, а также оказывает методическую помощь службам предпри- ятия в проведении занятий, бесед;
− осуществляет контроль за эксплуатацией транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда и отдыха;