Файл: Н. В. Пеньшин организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса тамбов .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
448
2. Основные вопросы, подлежащие выяснению.
Для установления связи между причинами возникновения ДТП и упущениями в работе по профилактике аварийности на предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследова- ние, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:
− соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;
− соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транс- портного средства в предшествовавший происшествию период;
− имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушений тру- довой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;
− как организовано на предприятии обучение водителей по по- вышению их профессионального мастерства;
− какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);
− обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы ав- томобилей данного предприятия и принимались ли меры по устране- нию выявленных недостатков;
− проводилось ли нормирование скоростей движения на мар- шрутах;
− техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли пе- репробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заяв- ки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;
− как владельцем транспортного средства организовано техни- ческое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли перио- дичность технического обслуживания автомобилей;
− соблюдается ли порядок стажировки водителей.
3. Порядок оформления результатов служебного расследования.
По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, а также по подчинённости.
Акт должен состоять из следующих основных разделов.
В первом разделе указываются состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных
449
средств, участвовавших в ДТП, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшест- вию» указываются действия водителя до момента происшествия, кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблю- дался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен со- держать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения ДТП, а также наличии не- достатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии до- рожных элементов требованиям СНиПа (если такие имеются).
В четвёртом разделе «Сведения о водителе» указываются возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем на данном хозяйствующем субъекте, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения ДТП, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД (если бы- ли, за что), участвовал ли ранее в ДТП и т.д.
В пятом разделе «Сведения о транспортном средстве» отражают- ся сведения о техническом состоянии транспортного средства, участ- вовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его прове- дения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д., сведе- ния о другом транспортном средстве, участвовавшем в происшествии.
В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безо- пасности движения» даётся оценка работы, проводимой в целях пре- дотвращения ДТП, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки: дата проведения разбора, число и категория работников, присутствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
− копия протокола осмотра места ДТП и осмотра транспорта;
− копия схемы ДТП;
− объяснения водителей и должностных лиц предприятия, орга- низации с выводами и конкретными мероприятиями по предупрежде- нию ДТП, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных
450
лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства ДТП;
− список погибших и пострадавших с указанием фамилий, ини- циалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и дру- гих данных.
4. Разбор дорожно-транспортного происшествия на хозяйствую- щем субъекте автомобильного транспорта.
Руководитель хозяйствующего субъекта автомобильного транс- порта при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.
Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые ме- ры доводятся до трудового коллектива.
Основные задачи деятельности автотранспортного предпри-
ятия по предупреждению ДТП.
1. Обеспечение надёжности водительского состава.
Ведётся статистика:
− количества ДТП, погибших и раненых в ДТП по вине водителей;
− количества выявленных нарушений ПДД водителями на линии;
− числа водителей, отстранённых после предрейсового медос- мотра, и причины отстранения;
− числа нарушений ПДД, числа водителей с неоднократными нарушениями ПДД;
− числа водителей, повысивших свою квалификацию;
− числа водителей со стажем работы до одного года.
2. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации.
Ведётся статистика:
− количества ДТП по причине технической неисправности транспортных средств;
− удельной тяжести последствий, связанной с неисправностью автомобиля;
− числа сходов с линии по технической неисправности;
− числа автомобилей, выявленных на линии с техническими не- исправностями;
− числа автомобилей, неоснащённых необходимыми приборами и оборудованием, включая навигационные и др.;
− числа автомобилей со сроками эксплуатации, превышающими нормативы.
451
3. Обеспечение безопасности при организации перевозочного процесса.
Ведётся статистика:
− количество ДТП, совершённых водителями после 8 часов ра- боты водителя на линии;
− количество ДТП, совершённых водителями при несанкциони- рованной эксплуатации автомобиля;
− количество ДТП, совершённых водителями со стажем от од- ного до трёх лет;
− количество выявленных нарушений режимов труда и отдыха водителей и иных нарушений Правил перевозки пассажиров и грузов;
− частоты проведения линейного контроля;
− процента водителей, неохваченных предрейсовым мед- осмотром.
4. Обеспечение безопасных условий работы водителей на линии.
Ведётся статистика:
− количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий;
− количество маршрутов, на которых не обследовались дорож- ные условия в установленные сроки;
− количество (процент) маршрутов регулярных перевозок, на которые не составлены паспорта и схемы маршрутов с указанием опасных мест;
− количество сходов с линии из-за неблагоприятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.
На основе анализа и статистики аварийности (сопоставительного анализа динамики и структуры аварийности), анализа единичных ДТП
(в ходе и по материалам служебных расследований), анализа практики реализации мероприятий по БДД на автотранспортном предприятии, анализа выполнения требований нормативных документов выявляются основные причины ДТП. Формируются проблемы («узкие места», не- достатки) в деятельности автотранспортного предприятия по БДД, определяются задачи, основные направления деятельности по устра- нению выявленных причин и проблем. Результаты проведённого ком- плексного анализа являются базой для формирования плана (програм- мы) конкретных мероприятий по безопасности движения.
Вопросы для самопроверки
1. Основные задачи хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта (предприятия) по предупреждению аварийности.
452
2. Функциональные обязанности и праваслужбы безопасности движения хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта
(предприятия).
3. Численность, финансирование и материальное обеспечение службы безопасности движения хозяйствующего субъекта автомо- бильного транспорта (предприятия).
4. Какие задачи возложены на руководителя хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта (предприятия) по обеспечению безопасности движения?
5. Основные задачи службы эксплуатации автотранспортного предприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики аварийности.
6. Какими средствами техническая служба автотранспортного предприятия обеспечивает безаварийность работы подвижного состава?
7. Учёт и служебное расследование ДТП хозяйствующими субъ- ектами автомобильного транспорта.
8. Основные задачи деятельности автотранспортного предпри- ятия по предупреждению ДТП.
12.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ В АТП. ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЕ
ПОСОБИЯ КАБИНЕТА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И
СОТРУДНИЧЕСТВО СО СМЕЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ,
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Общие положения. Кабинеты безопасности движения на авто- транспортных предприятиях организуются для проведения мероприя- тий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в рам- ках комплекса профилактических мероприятий, проводимых на пред- приятии.
Работу в кабинетах безопасности движения организует служба безопасности движения автотранспортного предприятия. Кабинеты безопасности движения являются информационно-методическим цен- тром профилактической работы, проводимой администрацией и обще- ственными организациями автотранспортного предприятия.
В кабинете безопасности движения проводится пропаганда пере- дового опыта, научно-технических достижений в области обеспечения безопасности движения, повышения знаний водителей и других работ- ников предприятия, информирование о состоянии аварийности на предприятии, в регионе, особенностях движения по маршрутам и от- дельным дорогам, о погодных условиях (инструктажи), ознакомление
453
с различными справочными и руководящими материалами по безопас- ности движения.
Организация занятий в кабинете безопасности движения должна предусматривать различные их формы: групповые, индивидуальные; совещания, семинары, лекции, кинофильмы, беседы, консультации.
Оборудование кабинета безопасности движения включает техни- ческие средства и наглядные пособия по рекомендуемому перечню.
Материально-техническое обеспечение кабинета безопасности движения возлагается на администрацию автотранспортного пред- приятия.
Размеры и оборудование кабинета безопасности движения. Раз- меры кабинета безопасности движения определяются численностью водителей на автотранспортном предприятии. Минимальные размеры кабинета безопасности движения устанавливаются по численности средней расчётной группы одновременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения имеющегося оборудования.
Средняя численность группы определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете каждым водителем предприятия не реже одного раза в месяц.
Минимальную площадь кабинета и число учебных мест в них ре- комендуется принимать по табл. 12.1.
При числе водителей на предприятии более 600 к числу мест, ука- занных в таблице, следует прибавлять 2 на каждые 100 человек, пло- щадь кабинета увеличивается при этом, исходя из соотношения
2,5 м
2
на одно место.
Экспозиция кабинета безопасности движения должна представ- ляться отдельными разделами, для каждого из которых определяется необходимое оборудование, наглядные пособия.
Для оснащения кабинета безопасности движения рекомендуется следующий перечень оборудования:
12.1. Размеры кабинета безопасности движения
Число водителей
Число мест в кабинете
Площадь помещения, м
2
До 150 10...15 25...38 151...300 15...20 38...50 301...500 20...25 50...62 501...600 25...30 62...75
454
− комплекты наглядных пособий;
− настенная учебная доска, кинопроекционный экран;
− кинопроекционный аппарат;
− диапроектор;
− эпидиаскоп;
− видеомагнитофон;
− кинокамера;
− программированное обучение Правилам дорожного движения;
− устройство для контроля знаний и обучения (тренажёры для отработки навыков вождения – могут быть установлены в тренажёр- ном классе);
− магнитная доска с необходимым набором фигур для создания различных дорожно-транспортных ситуаций; электрофицированные макеты, стенды, щиты, табло; мебель.
Содержание экспозиции кабинета безопасности движения. Экс- позиция кабинета безопасности движения должна отражать специфику и условия работы на автотранспортном предприятии.
Экспозиции рекомендуется представлять тремя разделами:
1) учебно-методическим;
2) справочно-информационным;
3) агитационно-пропагандистским.
Учебно-методический раздел должен включать материалы, от- носящиеся к обучению и контролю знаний водителей и других ра- ботников:
− Правила дорожного движения;
− Правила технической эксплуатации подвижного состава авто- мобильного транспорта;
− должностные инструкции;
− нормативно-методические документы по безопасности дви- жения;
− рекомендации о действиях водителей в типичных опасных си- туациях;
− рациональные режимы движения;
− психофизиологические основы труда водителя;
− санитарно-гигиенические требования к рабочему месту во- дителя;
− дорожные условия и режимы движения на основных маршру- тах работы транспортных средств автотранспортного предприятия;
− устройства, конструктивные особенности и технико-эксплуа- тационные характеристики подвижного состава автотранспортного предприятия;
1 ... 47 48 49 50 51 52 53 54 55