Файл: Реферат по дисциплине История органов внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РЕФЕРАТ

по дисциплине «История органов внутренних дел»

Тема № 12 «Сочетание в деятельности полиции судебно-следственной функции, управления тюремными учреждениями и обеспечения пожарной безопасности в XVIII в»


Выполнил:

Курсант факультета ____________

3 курса 209 учебного взвода

Сержант полиции

Проверил:

_______________________________

_______________________________
Оценка______________________

____________________________

Подпись преподавателя
Санкт-Петербург

2022

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2

1 Становление полицейских учреждений как основы полицейского государства в Российской империи в XVIII веке………………………………...3

2 Полиция и следственные органы в годы правления Екатерины II…………..12

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы и источников……………………………20

Введение
Развитие общественных отношений в населенных пунктах Российской империи в XVIII в. диктовало необходимость создания специальных органов, призванных поддерживать порядок и безопасность в общественных местах. История первых полицейских подразделений берет свое начало со столицы. В 1718 г. в Санкт-Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, в обязанность которого вменялась организация работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В его распоряжении находились 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 60 солдат. Положительные результаты деятельности в Северной столице способствовали учреждению четырьмя годами позже аналогичной должности в Москве. Спустя несколько лет должности полицмейстеров были учреждены, и назначенные на них чиновники приступили к исполнению служебных обязанностей в ряде крупных в то время городов империи — Астрахани, Кронштадте, Шлиссельбурге, Ладоге.

Следует отметить, что деятельность вновь создаваемых государственных органов тщательно отслеживалась. Постоянно шла работа по сбору, анализу и обобщению результатов правоохранительной деятельности на местах. Она получила одобрение высшего руководства страны, понимание и всяческую поддержку.


Сказанное подчеркивает актуальность темы представленной работы.

1 Становление полицейских учреждений как основы полицейского государства в Российской империи в XVIII веке
Усиление бюрократических начал в регулировании общественной жизни в странах Западной Европы в XVII в. подвигло царя Петра I провести реформы в русле общеевропейских тенденций. Новая столица Российской империи должна была стать эталоном и центром организации нового политического режима - абсолютной всеобъемлющей монархии с регулярной армией и развитым аппаратом управления.

Обновленный стиль внутреннего политического управления, расширявший свою заботу дальше лишь одной безопасности, получил в те времена в научных кругах отличное от «политики» наименование - «полиция». В настоящее же время термин «полиция» употребляется в более узком значении, чем жесткое обширное государственное управление. Полиция сегодня есть система правоохранительных органов, а само «полицейское право» именуется «административным».

Утверждавшийся абсолютизм в рамках полицейского государства основывался на подробной регламентации различных сфер общественной жизни - от строительства, торговли, чистоты улиц до нравов, одежды и поведения в быту. Тотальный контроль за общественной упорядоченностью со стороны государства превозносился как доброжелательная, но пристальная опека во имя общего блага, «благочиния» и народного процветания. Феодальный государственный механизм опирался при этом на чиновничью бюрократию и силу органов принуждения - армию и полицию.

К реорганизации управления Петр I подходил спонтанно и жестко, не считаясь с традиционным укладом и привлекая зарубежных ученых и администраторов. Упразднив в начале XVIII в. органы губного самоуправления, полицейские функции возложил на воевод, а позже и на губернаторов. Отправной точкой выделения из госаппарата самостоятельной регулярной полиции можно считать создание в новой столице 20 мая 1715 г. Главной полицмейстерской канцелярии и учреждение 25 мая 1718 г. должности Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера.

Круг обязанностей полиции был определен царем в «Пунктах, данных Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру». Полномочия полиции были достаточно широкими и разнообразными: прекращать ссоры в общественных местах, задерживать и определять на работы «гулящих» и нищих, выявлять притоны и игорные дома, осматривать печи и камины в домах, организовывать из горожан ночные караулы со шлагбаумами на концах улиц
, следить за чистотой улиц, укреплением берегов рек и сточных канав, контролировать границы строений, следить за качеством, мерами весов и ценами на товары, а также за умеренными расходами населения.

Дальнейшую регламентацию полиция получила в утвержденном царем 16 января 1721 г. «Регламенте, или Уставе Главного магистрата», который призван был контролировать полицию и полицейские функции городских магистратов в области торговли и промышленности. Полиция была определена «душой гражданства, добрых порядков, безопасности и удобства». В ее задачи вошли: обеспечение прав и правосудия, добрых порядков и нравоучений, борьба с преступностью, контроль за гражданами в быту и их трудовой деятельностью, воспитанием подрастающего поколения.

По словам историка И.В. Курукина, немногочисленная столичная полиция была вынуждена наподобие современных средств массовой информации оповещать горожан о значимых происшествиях, следить за посадкой деревьев и штрафовать за их поломку, регистрировать деятельность извозчиков путем клеймения лошадиных хомутов, задерживать «с усердием» нищих, которых меньше от этого не становилось. Несмотря на снижение уровня преступности на улицах столицы, в литературе отмечались и злоупотребления первой полиции: чувствуя власть и безнаказанность, пили, дрались и брали взятки с населения, преимущественно занимались преступлениями в отношении знатных лиц.

Руководитель столичной полиции находился в подчинении Правительствующему Сенату и контролировался Петром I, вел самостоятельную переписку с коллегиями. Прокурорский надзор на него не распространялся.

Для укомплектования находившейся в подчинении генерал-полицмейстера канцелярии сенатским указом от 4 июня 1718 г. было выделено 90 военнослужащих (офицеры, унтер-офицеры и солдаты во главе с майором) и 11 приказных служителей под руководством дьяка.

Однако комплектование первой полиции происходило с трудностями: принудительно, путем длительной переписки с учреждениями. Так, к концу 1718 г. штат полиции был укомплектован 41 человеком, в 1719 г. численность возросла до 67 человек. В феврале 1719 г. сам генерал-полицмейстер писал в Сенат о неприбытии из Москвы в течение 8 месяцев дьяка.

Полиция комплектовалась в основном из непригодных к службе в полевых войсках бывших военных. Полицейские чины носили форменное обмундирование (штаны синего цвета, кафтаны и зеленые камзолы). Жалование и провиант полицейские получали на одном уровне с военнослужащими. Из оружия полиция была оснащена фузеями со штыками, алебардами и шпагами.


Во втором по значимости городе Москве 19 января 1722 г. была учреждена должность обер-полицмейстера, которому была дана подробная инструкция для решения широкого круга общественных задач. Также московская полиция руководствовалась упомянутым «Регламентом, или Уставом Главного магистрата» 1721 г. и указаниями Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера.

Обязанности, возлагаемые на полицию двух столичных городов, были схожими. Московскому обер-полицмейстеру предписывалось следить за порядком и благоустройством улиц, привлекать горожан к полицейской повинности, ловить нищих и искоренять злоумышленников, контролировать ценообразование и доброкачественность товаров, снабжать население продовольствием в голодные годы, проверять противопожарность домовых печей, выделять участки под застройки и взимать поземельный сбор, расквартировывать чиновников. В полиции были свои трубочисты и архитектор с помощниками, тюрьма с надзирателями-урядниками и «заплечных дел мастером».

Сотрудников в московскую полицейскую канцелярию поручалось набирать из прежних должностных лиц, выполнявших функции полицейского надзора и управления.

Учитывая практически в пять раз большую в Москве, чем в Петербурге, разницу в численности населения, были организованы территориальные подразделения - съезжие дворы с полицейской командой и подьячим под руководством офицера. Подьячий в съезжем дворе вел делопроизводство по четырем направлениям: учет податей и штрафов, регистрация арестантов, приезжих и отъезжающих из Москвы. Информацию о происшествиях в съезжие дворы давали старосты, десятские и сотские.

Несомненно, проводимые Петром I реформы государственного аппарата не ограничивались созданием полиции в столицах. Указами 1722-1723 гг. были учреждены должности полицмейстеров в Кронштадте и Астрахани, но сами указы не были исполнены. В Инструкции или Наказе воеводам от 26 января 1719 г. император отдавал воеводам на попечение земскую полицию, впервые документально употребив это название. Инструкцией или Наказом земским комиссарам в губерниях и провинциях 1719 г. регламентировались обязанности последних, схожие со столичной полицией.

Однако этап становления регулярной полиции в России был завершен уже императрицей Анной Иоанновной, также являвшейся сторонницей укрепления полицейского режима как основы абсолютной власти. Указом от 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах» были образованы полицмейстерские конторы в 23 губернских и провинциальных городах. Этими городами были назначены Архангельск, Астрахань, Белгород, Брянск, Вологда, Воронеж, Казань, Киев, Нижний Новгород, Новгород, Калуга, Коломна, Кострома, Ладога, Орел, Переславль-Рязанский, Псков, Симбирск, Смоленск, Тверь, Тобольск, Шлиссельбург и Ярославль.


Штат управления полицмейстерских контор в указанных городах формировался из военных гарнизонов. Возглавлял городскую полицию полицмейстер. Для караулов и съезжих дворов предполагалось выделить по унтер-офицеру, капралу и 6-8 солдат. Также для канцелярских работ были определены по 2 человека. Контролирующим органом была назначена Главная полиция (Главная полицмейстерская канцелярия). Однако из-за начавшейся войны с Турцией в 1735 г. некомплект полицейских подразделений компенсировался привлечением на дежурство горожан.

Задачи местной полиции определялись общими нормативными актами для столичных полиций, а также отдельными инструкциями Главной полицмейстерской канцелярии. Полиция могла самостоятельно применять наказание к мелким нарушителям за пьянство, передвижение в неустановленное время, продажу некачественного продовольствия, предоставление жилья беспаспортным. Содержание контор осуществлялось за счет местных гарнизонов, что в значительной степени предопределило централизацию полицейского ведомства и его независимость от учреждений самоуправления.

Во второй половине XVIII в. режим абсолютной монархии требовал более действенных мер своей защиты и усиления полицейского надзора за населением. Столкнувшаяся в 1773-1775 гг. с крестьянской войной Емельяна Пугачева Екатерина II осознавала несовершенство системы управления перед лицом новых вызовов. Проведя оптимизацию административно-территориального деления империи в 1775 г., местные органы власти были усилены за счет передачи в распоряжение губернаторов гарнизонных военных команд и наделения нижнего земского суда полицейскими функциями в уездах.

Свои воззрения на укрепление порядка в государстве Екатерина II реализовала 8 апреля 1782 г. в Уставе Благочиния или Полицейском, соединившем в себе передовые правовые и морально-религиозные западно-европейские идеи порядка с четко регламентированной структурой органов надзора на местах. Тем самым значительно усиливался низовой полицейский аппарат, представлявший основу для последующей его централизации.

Полицейские органы на местах по Уставу должны были не только следить за соблюдением нравственно-правовых норм, но и сами воплощать в своем поведении пример добропорядочности, бескорыстия, справедливости и человеколюбия.

В городах судебно-полицейские функции «благочиния, добронравия и порядка» были возложены на управы благочиния. Возглавлялись они в губернских городах полицмейстерами, в уездных - городничими. Также Уставом были определены ответственные полицейские лица за части города (по 200-700 дворов) -частные приставы и за кварталы (по 50-100 дворов) - квартальные надзиратели. В помощь из населения городов выделялись квартальные поручики. Из бывших солдат назначались постовые-будочники.