Файл: Реферат по дисциплине История органов внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Незначительные судебные разбирательства по нарушениям общественного порядка и благоустройства осуществляли два пристава по уголовным и гражданским делам с участием двух ратманов, избиравшихся из городских сословий. Определен был четкий перечень наказаний: порицание, арест, заключение в работный дом, штраф и запрет на деятельность.

В конце ХVIII в. Павел I провел реорганизацию полицейских органов, подчинив их в столицах военным губернаторам, а в губернских городах военным комендантам. Также его указами 1798 и 1799 гг. усиливался средний состав столичной полиции дополнительными должностными лицами: по два офицера в подчинение частному инспектору, по два квартальных комиссара и по городовому - квартальному унтер-инспектору.

Несмотря на становление и развитие регулярной полиции в ХVIII в., следует констатировать несовершенство методов ее работы по противодействию преступности, особенно организованной. Высокий уровень преступности был вызван тяжелыми социально-экономическими условиями для населения. По выражению исследователя В.И. Ченкова, преступный путь выбирали «не столько для наживы, сколько в целях выживания». По мнению И.В. Курукина, рост преступности был своеобразной «ценой» форсированной модернизации страны с петровской «ревизией», налогами и солдатчиной, когда вооруженные банды осаждали целые города, а воеводы вместе с гарнизонными инвалидами прятались от них.

Следует констатировать, что сформированная на основе армейских служащих регулярная полиция действовала в основном карательными методами, что не могло в конечном счете повлиять на разрешение социальных конфликтов и противоречий. Население сочувственно относилось к разбойникам, поэтому борьбу с ними вели в основном силами военных команд при активной поддержке земской полиции.

Беглые крестьяне, солдаты, рекруты объединялись до 100 человек и устраивали в лесах поселение, огороженное забором, с круглосуточным вооруженным караулом. Шайки вели себя скрытно, разбои совершали подальше.

Так, весной 1732 г. в Тамбовском крае банда из ста человек разгромила купеческую пристань и таможню на реке Выше, затем на лодках вниз по реке продолжила грабеж помещичьих имений. Близ Сасова в перестрелке с разбойниками гарнизонные солдаты понесли потери и отступили. В целях противодействия распространению «воровских пристанищ» Сенат в 1735 г. принял решение вырубить лес вблизи дороги от Петербурга и по новгородской дороге. В 1756 г. ярославский магистрат получил от Сената указание на принятие мер в связи с ростом на Волге воровских шаек, вооруженных пушками и другим немалым оружием, грабивших суда и бьющих до смерти людей.


Вести борьбу с разбойниками были уполномочены специальные должностные лица -сыщики. Еще в 1683 г. «Наказ сыщикам» предоставил им широкие полномочия по сыску беглых крестьян и расследованию разбойных дел. В ХVIII в. деятельность сыщиков получила последующую регламентацию: «Наказ сыщику. О поимке воров и разбойников и об исследовании их преступлений» 1710 г., указ Сената «О беспрепятственном розыске и преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников по всем губерниям» 1711 г., указ «Об определении сыщиков для искоренения воров и разбойников в низовых городах» 1744 г. и др.

Для координации борьбы с разбойниками в 1756 г. Сенат издает указ «Об определении главных сыщиков для сыску и искоренения воров и разбойников и беглых людей». Для четырех главных сыщиков были определены военные и сыскные команды и зоны ответственности, включавшие наиболее криминогенные губернии.

В обязанности сыщиков входили поимка преступников, их заключение под стражу, проведение розыска (допроса с пыткой). Сыщики могли проводить повальные обыски (опросы) местного населения.

Проведение сыскных операций с применением военной силы было весьма обременительно для центральной власти и малоэффективно. Поэтому с 1762 г. функции сыска воров и разбойников были возложены на местные органы власти.

Помимо розыскных команд непосредственно для борьбы со столичной преступностью были учреждены в 1729 г. в Санкт-Петербурге Розыскная экспедиция и в Москве Сыскной приказ.

Розыскная экспедиция изначально занималась только поимкой преступников в Санкт-Петербурге, но уже в 1746 г. была преобразована в Особую экспедицию для розысков по делам воров и разбойников при Петербургской полицмейстерской канцелярии и наделена следственной функцией. В последующем, получив снова название Розыскная экспедиция, она из ведения полиции была передана Санкт-Петербургской губернской канцелярии.

Сыскной приказ при Юстиц-коллегии разделил полномочия с Московской полицмейстерской канцелярией. Все розыскные дела для проведения следствия и суда из полицмейстерской канцелярии и других московских учреждений передавались в Сыскной приказ. Необходимость этого была вызвана большим объемом скопившихся в учреждениях уголовных дел. Также Сыскной приказ являлся общеимперским пересыльным пунктом колодников в Сибирь и Оренбург.

Следственным сбором информации в Сыскном приказе занимались доносители. Получив наказ от доносителей о местонахождении преступника, подьячий с воинской командой и окольными людьми организовывал его задержание. В дальнейшем производился так называемый «розыск», т.е. «испытание и изведывание правды». Розыск представлял собой тайный и письменный процесс установления истины по делу преимущественно с помощью пытки. С середины XVIII в. в связи «со смягчением нравов» в законодательстве отмечалась тенденция изъятия от пытки привилегированных социальных групп, отдельных деяний и территорий.


Однако работа Сыскного приказа особой быстротой не отличалась. Многие колодники ожидали рассмотрения своего дела в тюрьмах по несколько лет. Кроме того, известен факт сращивания Сыскного приказа с криминалитетом: знаменитый московский вор Иван Осипов Каин (Ванька-Каин), являясь доносителем Сыскного приказа, покровительствовал крупной преступности, занимался вымогательством и грабежом. Преступная деятельность Ваньки Каина стала предметом рассмотрения особой следственной комиссии в 1749 г., а штат Сыскного приказа был заново набран.

В 1763 г. функции Сыскного приказа перешли в образованную Розыскную экспедицию при Московской губернской канцелярии.

В связи с образованием Палаты уголовных дел и управ благочиния специальные следственные органы - столичные розыскные экспедиции в 1782 г. были ликвидированы.

Таким образом, можно сделать вывод, что начатая Петром I коренная реформа государственного управления в сторону усиления надзора за широким спектром общественных отношений в Российском государстве не была завершена. Однако заложенные им преимущественно в столичных городах основы полицейского государства позволили последующим правителям в XVIII в. реализовать их на территории всей империи, а также разделить обязанности по формированию и содержанию полицейских органов между армией и местным самоуправлением. Черты полицейского управления можно встретить и в современной России, что говорит о преемственности в развитии нашего государства.
2 Полиция и следственные органы в годы правления Екатерины II
В годы правления Екатерины II (1762-1796гг.) происходит дальнейшее совершенствование и укрепление полицейской системы. Уже в начале своего царствования она приняла ряд мер по улучшению деятельности полиции. Были увеличены штаты руководящих сотрудников Главной и московской полицмейстерской канцелярии. Тогда же Екатерина II попыталась изъять из ведения полиции судебные функции.

Но коренная реформа полицейских учреждений начинает проводиться только с 1775 года. Непосредственным толчком, побудившим императрицу провести её, была крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. После подавления бунта царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы полицейских органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

В 1775 году в России была проведена реформа местных органов управления. Почти вся страна делилась на губернии с примерно равным числом жителей в них. Губернии, в свою очередь, разделялись на уезды. Основным нормативным документом, определявшим организацию, функции и компетенцию полиции, стало «Учреждение для управления губерний» (1775г.). Поэтому нормативному акту полицейская деятельность в губернии была вверена губернатору и губернскому правлению, под главным ведением генерал-губернатора. Главная полицмейстерская канцелярия, как центральный орган управления, полицией упразднялась.


Согласно «Учреждению управления губерний» в каждом уезде создавалась сельская полиция в виде нижнего земского суда. Полиция в уезде состояла из начальника - земского исправника или капитан-исправника и двух – трёх заседателей. Количество заседателей зависело от масштаба уезда. Начальник сельской полиции выбирался местным дворянством и утверждался губернатором. В непосредственном подчинении нижнего земского суда находились сотские и десятские, которые исполняли полицейские функции в деревнях и сёлах. Данная категория нижних полицейских служителей избиралась из крестьян. За плохие исполнения своих обязанностей руководство полицией могло подвергнуть сотских и десятских штрафу.

Обязанности нижнего земского суда были многочисленными. Сельская полиция следила за порядком и «благочинием» в уезде, исполняла решения вышестоящих властей, а также проводила предварительное следствие по уголовным делам. Отвечал капитан-исправник и за состояние дорог, мостов, противопожарную безопасность, вёл борьбу с эпидемиями и эпизоотиями. Он выполнял решения не только уездных, губернских и судебных органов, но и дворянской опеки, которая защищала интересы дворянства.

Некоторые изменения были внесены и в организацию городской полиции. В городе полицейское управление поручалось городничему, который назначался по представлению губернского совета Сенатом. Подчинялся городничий губернскому правлению и, в отличие от капитан-исправника не был обязан исполнять решения дворянской опеки. Должность городничего учреждалась только в тех городах, где не было постоянного военного гарнизона. Там же, где был гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом.

Реформа 1775 года основное внимание уделила созданию административно-полицейского аппарата в уезде, оставив без должного внимания городскую полицию. Именно для решения этой проблемы в 1782 году был издан «Устав благочиния или полицейский», по которому в городах создавался новый полицейский орган – Управа благочиния. Во главе Управы – в уездных городах – городничий, в губернских – полицмейстер. Начальнику полиции подчинялись два пристава: один по уголовным, другой по гражданским делам; и два ратмана (помощника) – избирались на три года от горожан. Подчинялась Управа благочиния непосредственно губернскому правлению. По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части (200-700 дворов), во главе с частным приставом. В его распоряжении были два полицейских сержанта, а в больших городах-полицейская команда. В свою очередь части делились на кварталы (50-100 дворов) во главе с квартальным надзирателем. Ему подчинялись все сторожа квартала, а также избираемые на три года из местных жителей квартальные поручики.


На управу благочиния возлагались административно-хозяйственные функции, включающие в себя надзор за исправностью городских сооружений, чистотой улиц и рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел. Следила городская полиция за паспортным режимом и осуществляла контроль над общественными организациями. Вводился в действие Устав благочиния постепенно. Издавался специальный указ императрицы о создании Управы благочиния в отдельных городах, и определялась денежная сумма на её содержание.

Во времена Екатерины II по полицейской части особенно отличался генерал Николай Петрович Архаров. Он был известен не только в России, но и в Европе. Императрица лично призывала его на раскрытие некоторых преступлений. Н.П. Архаров начинал службу рядовым в Преображенском полку, в 1761 году получил первый офицерский чин. Участвовал в следствии по делу Пугачёва. С 1775 года московский обер-полицмейстер. В 1797 году уволен Павлом I со всех постов и выслан в своё имение. По имени Архарова долгое время московские полицейские в народе назывались архаровцами.

Дальнейшее развитие полиции было связано с кратким периодом царствования Павла I. Постоянные изменения, перемещения, слияния, характерные для этого периода, приводили к путанице в организации городской полиции. К концу царствования Павла I полиция российских городов стала строиться по образу гатчинской полиции. Если в городе был военный комендант, полицмейстер являлся помощником по полиции. В 1797 году Управа благочиния ликвидируется.

При Павле I компетенция полиции была расширена путём возложения контроля над исправным отношением к службе чиновников и исполнением предписаний властей. Для усиления эффективности работы полиции на губернаторов, комендантов, полицмейстеров возлагались материальная ответственность за нераскрытые хищения и кражи и кражи государственного имущества. В это же время для полицейских чиновников вводятся специальные жетоны, указывающие их должность.

В конце XVIII века произошли изменения в организации петербургской и московской полиции. Руководил полицией в этих городах обер-полицмейстер. Город в полицейском отношении разделялся надвое. В каждой половине города назначался полицмейстер. Затем половина делилась на части, во главе которых стояли частные инспектора, и на кварталы – с унтер-частным инспектором и двумя квартальными комиссарами. Возглавляющий полицейскую часть частный пристав в случае совершения преступления на обслуживаемой им территории обязан был по собственной инициативе выяснить все обстоятельства дела. Истина восстанавливалась в основном путём личного сыска.