Файл: Разбор заданий алгоритмы тесты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.

Знаменитого актёра Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдёт призвание че­ловек - и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замеча­тельный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И то­гда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным - и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближаю­щемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Полу­чился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

(245 слов)

(По В.В. Шахиджаняну)

Сравните свой вариант сжатия предложенного текста с одним из возможных спосо­бов сжатой передачи его содержания:

Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.

Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А на­стоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(114 слов)

РАЗДЕЛ № 4.

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ)


Для успешной сдачи экзамена необходимо овладеть навыками решения тестовых зада­ний. Комментарий к заданиям А1-АЗ, В1-В14 призван сориентировать в специфике каждого из них. Попутно дается необходимый теоретический материал, без знания которого невозможно правильно выполнить тесты второй части экзаменационной работы. После комментария поме­щены тестовые задания к каждому вопросу, последовательное выполнение которых еще на од­ну ступеньку приблизит вас к успешной сдаче экзамена.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания Л1-ЛЗ; В1-В14; С2.

    1. Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.

    2. Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

    3. Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не ве­рилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось времен­ным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к по­стоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоми­нание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была ма­леньким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках по­ближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёт­кие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.



      1. Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

      2. На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, бе­лела записка: «Библиотека временно закрыта».

      3. Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную кни­гу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться...

(По А. Лиханову)

Задания А1-АЗ выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждо­му заданию А1-АЗ даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-АЗ обведите кружком.

ЗАДАНИЕ А1

Формулировка задания: в каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»

читал свою толстую библиотечную книгу очень долго-месяц или полтора.

        1. (З)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.

        2. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосно­вений к постоянству.

        3. (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

Правильный ответ: 3.

Что должен знать ученик, выполняя задание А1: в спецификации контрольных изме­рительных материалов ГИА 2012 года сказано, что в вопросе А 1 востребовано знание тем «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста».

Алгоритм выполнения задания А1:

          1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз (не беспокойтесь о вре­мени, как правило, выпускники выполняют экзаменационную работу за три часа, даже не ис­пользуя предлагаемые четыре, что, конечно же, опрометчиво - лучше внимательно все читать, проверять, не спешить).

          2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

          3. Определите, какая из предлагаемых цитат соответствует вопросу (аналитическое про­чтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).

В нашем случае предлагаемый первый ответ не соотносим с содержанием вопроса. В во­просе - почему рассказчик наслаждался книгой, а в ответе №
1: «Я читал свою толстую биб­лиотечную книгу очень долго - месяц или полтора». То есть ответ № 1 дан на вопрос «Как дол­го рассказчик читал свою книгу?», а не на вопрос, указанный в задании.

Ответ № 2 ((З)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.) - это ответ на вопрос: что казалось рассказчику?

Ответ № 4 ((.22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.) предпола­гает, что вопрос, на который нужно ответить, был сформулирован примерно так: куда отправ­лялся рассказчик после чтения книги? чем занимался рассказчик, закончив читать?

А вот ответ № 3 {(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.) является правильным. Очень тяжело было проживать военные годы, и чтение литературы, позволяющей соприкоснуться с мирным временем, питало надежду на лучшее будущее и позволяло на время отвлечься от тяжелых событий повседневности.

ЗАДАНИЕ А2

Формулировка задания: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «по­стоянство» (предложение 9).

1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность

Правильный ответ: 1

Что должен знать ученик, выполняя задание А2: уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно их употреблять в предложении.

В приведенном выше задании требуется определить значение слова «постоянство» в предложении № 9: «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве

Предлагается синонимический ряд, из которого следует выбрать необходимое по зада­нию слово:

1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность

Поместим каждый из синонимов в предложение № 9 вместо слова «постоянство».

            1. «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было вос­поминание о неизменности?». Неизменность мирной жизни, ее устоев - вот, что приятно вспомнить мальчику в военные годы и о чем он тоскует. Первый ответ оказывается верным, но рассмотрим и другие предлагаемые варианты.

            2. «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было вос­поминание о верности?» В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова дается следующее объяснение лексического значения слова «верность»: «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Сразу же возникает вопрос: чьей верно­сти или верности кому? чему? Чувствуется смысловое несоответствие, если заменить слово «постоянство» словом «верность» в предложении № 9.

            3. «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было вос­поминание о твердости?» Твердость - это стойкость, внутренняя сила в убеждениях, в харак­тере, в поступках. Но вряд ли мальчик тоскует о стойкости, когда вся страна проявляет именно это качество характера, воюя с врагом, не только на фронте, но и в тылу, внося свою трудовую лепту в идущую битву.

            4. «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было вос­поминание о неподвижности?» Неподвижность - многозначное слово, лексические значения которого так определяются в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова: 1. непередвигаю- щийся, остающийся в одном и том же положении; 2. не меняющий своего выражения, лишен­ный выразительности. Ни в одном из своих значений это слово не вписывается в предлагаемый в задании контекст.


Таким образом, правильный ответ - № 1.

Алгоритм выполнения задания А2

              1. Определите лексическое значение предлагаемого в задании слова.

              2. Обратите внимание на смысловые, стилистические оттенки значений слов того ряда, что вам предлагается в вариантах ответа.

              3. Поместите в указанное предложение каждое из слов, предлагаемых в вариантах отве­та, взамен слова, лексическое значение которого следует определить.

              4. После произведенной замены вслушайтесь в новое звучание и значение предложения.

              5. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе произведенной замены своей смысловой цельности (в случае смыслового несоответствия вы сразу же определите на­рушение и найдете правильный ответ):

  • если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен;

  • если смысл предложения изменился - ответ неверен.

ЗАДАНИЯ К А2

Задание № 1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «опростоволоситься»? (предложение 34)

  1. Как важно не опростоволоситься перед ним!

    1. опорочить себя

    2. совершить промах

    3. выдать себя за другого человека

    4. не понравиться

Задание № 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «держать» (предложе­ние 35).

  1. Пасеку в сто ульев держишь - копейку отдать жмешься.

    1. не отпускать от себя, заставлять быть при себе

    2. класть, помещать куда-нибудь

    3. служить опорой чему-нибудь, поддерживать

    4. вести какое-нибудь дело, предприятие

Задание № 3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «потупясь» (предложе­ние 11).

      1. Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.

        1. опустив глаза

        2. сосредоточившись

        3. задумавшись

        4. молча

Задание № 4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бродим» (предложе­ние 3).

(3) Вечером мы бродим с Люсей по набережной.

          1. с трудом идем

          2. путешествуем

          3. медленно ходим

          4. блуждаем