ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актёра Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдёт призвание человек - и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным - и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов)
(По В.В. Шахиджаняну)
Сравните свой вариант сжатия предложенного текста с одним из возможных способов сжатой передачи его содержания:
Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.
Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.
В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.
(114 слов)
РАЗДЕЛ № 4.
ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ)
Для успешной сдачи экзамена необходимо овладеть навыками решения тестовых заданий. Комментарий к заданиям А1-АЗ, В1-В14 призван сориентировать в специфике каждого из них. Попутно дается необходимый теоретический материал, без знания которого невозможно правильно выполнить тесты второй части экзаменационной работы. После комментария помещены тестовые задания к каждому вопросу, последовательное выполнение которых еще на одну ступеньку приблизит вас к успешной сдаче экзамена.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания Л1-ЛЗ; В1-В14; С2.
-
Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора. -
Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. -
Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (б)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.
(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
-
Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. -
На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта». -
Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться...
(По А. Лиханову)
Задания А1-АЗ выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-АЗ даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-АЗ обведите кружком.
ЗАДАНИЕ А1
Формулировка задания: в каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
читал свою толстую библиотечную книгу очень долго-месяц или полтора.
-
(З)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. -
(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. -
(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
Правильный ответ: 3.
Что должен знать ученик, выполняя задание А1: в спецификации контрольных измерительных материалов ГИА 2012 года сказано, что в вопросе А 1 востребовано знание тем «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста».
Алгоритм выполнения задания А1:
-
Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз (не беспокойтесь о времени, как правило, выпускники выполняют экзаменационную работу за три часа, даже не используя предлагаемые четыре, что, конечно же, опрометчиво - лучше внимательно все читать, проверять, не спешить). -
Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ. -
Определите, какая из предлагаемых цитат соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).
В нашем случае предлагаемый первый ответ не соотносим с содержанием вопроса. В вопросе - почему рассказчик наслаждался книгой, а в ответе №
1: «Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора». То есть ответ № 1 дан на вопрос «Как долго рассказчик читал свою книгу?», а не на вопрос, указанный в задании.
Ответ № 2 ((З)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.) - это ответ на вопрос: что казалось рассказчику?
Ответ № 4 ((.22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.) предполагает, что вопрос, на который нужно ответить, был сформулирован примерно так: куда отправлялся рассказчик после чтения книги? чем занимался рассказчик, закончив читать?
А вот ответ № 3 {(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.) является правильным. Очень тяжело было проживать военные годы, и чтение литературы, позволяющей соприкоснуться с мирным временем, питало надежду на лучшее будущее и позволяло на время отвлечься от тяжелых событий повседневности.
ЗАДАНИЕ А2
Формулировка задания: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9).
1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность
Правильный ответ: 1
Что должен знать ученик, выполняя задание А2: уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно их употреблять в предложении.
В приведенном выше задании требуется определить значение слова «постоянство» в предложении № 9: «Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?»
Предлагается синонимический ряд, из которого следует выбрать необходимое по заданию слово:
1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность
Поместим каждый из синонимов в предложение № 9 вместо слова «постоянство».
-
«Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неизменности?». Неизменность мирной жизни, ее устоев - вот, что приятно вспомнить мальчику в военные годы и о чем он тоскует. Первый ответ оказывается верным, но рассмотрим и другие предлагаемые варианты. -
«Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о верности?» В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова дается следующее объяснение лексического значения слова «верность»: «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Сразу же возникает вопрос: чьей верности или верности кому? чему? Чувствуется смысловое несоответствие, если заменить слово «постоянство» словом «верность» в предложении № 9. -
«Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о твердости?» Твердость - это стойкость, внутренняя сила в убеждениях, в характере, в поступках. Но вряд ли мальчик тоскует о стойкости, когда вся страна проявляет именно это качество характера, воюя с врагом, не только на фронте, но и в тылу, внося свою трудовую лепту в идущую битву. -
«Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о неподвижности?» Неподвижность - многозначное слово, лексические значения которого так определяются в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова: 1. непередвигаю- щийся, остающийся в одном и том же положении; 2. не меняющий своего выражения, лишенный выразительности. Ни в одном из своих значений это слово не вписывается в предлагаемый в задании контекст.
Таким образом, правильный ответ - № 1.
Алгоритм выполнения задания А2
-
Определите лексическое значение предлагаемого в задании слова. -
Обратите внимание на смысловые, стилистические оттенки значений слов того ряда, что вам предлагается в вариантах ответа. -
Поместите в указанное предложение каждое из слов, предлагаемых в вариантах ответа, взамен слова, лексическое значение которого следует определить. -
После произведенной замены вслушайтесь в новое звучание и значение предложения. -
Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе произведенной замены своей смысловой цельности (в случае смыслового несоответствия вы сразу же определите нарушение и найдете правильный ответ):
-
если предложение не потеряло своей смысловой цельности - ответ верен; -
если смысл предложения изменился - ответ неверен.
ЗАДАНИЯ К А2
Задание № 1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «опростоволоситься»? (предложение 34)
-
Как важно не опростоволоситься перед ним!-
опорочить себя -
совершить промах -
выдать себя за другого человека -
не понравиться
-
Задание № 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «держать» (предложение 35).
-
Пасеку в сто ульев держишь - копейку отдать жмешься.-
не отпускать от себя, заставлять быть при себе -
класть, помещать куда-нибудь -
служить опорой чему-нибудь, поддерживать -
вести какое-нибудь дело, предприятие
-
Задание № 3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «потупясь» (предложение 11).
-
Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.-
опустив глаза -
сосредоточившись -
задумавшись -
молча
-
Задание № 4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бродим» (предложение 3).
(3) Вечером мы бродим с Люсей по набережной.
-
с трудом идем -
путешествуем -
медленно ходим -
блуждаем