Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ров используют расходомер «Кобра-ЗбР» диаметром 36 мм, влагомер-расходомер «Кобра-ЗбРВ» диаметром 36 мм, термометр ТЧГ-25 диаметром 25 мм, манометр МГД-36 диаметром 36 мм, которые спускают в скважину на одножильном бронированном кабеле. Вместимость барабана лебедки рассчитана на 500 м кабеля.
С помощью этого оборудования можно регистрировать измеряемые параметры как на стрелочных приборах, так и на автоматическом электронном самописце, который позволяет фиксировать их в зависимости от времени измерений либо от глубины расположения прибора.
Измерения в зависимости от времени необходимы для опреде-ния таких характеристик скважины, как, например, время восстановления давления, определение динамического уровня скважины при исследовании ее на приток и т. п. В тех случаях, когда необходимо определить местонахождения дефекта в эксплуатационной колонне, через которое в скважину проникает вода, используют регистрацию измеряемого параметра в зависимости от глубины расположения прибора; при этом его медленно опускают в скважину, а записывающий прибор вычерчивает линию измерения расхода жидкости, поднимающейся по колонне. На той глубине, где произойдет изменение дебита, в полость скважины попадает жидкость. После определения этой зависимости по глубине скважины сопоставляют полученные данные с глубиной расположения перфорационных отверстий в колонне и делают выводы о местонахождении дефекта.
Для уточнения полученных данных в скважину можеть быть спущен термометр, показания которого в зависимости от глубины его спуска сопоставляются с показаниями расходомера.
Зоны дефекта колонны определяют по изменению температуры потока жидкости, поскольку температуры нефти из продуктивного пласта и воды из других пластов, как правило, отличаются.
Для определения глубины спуска приборов служит блок-баланс с датчиком глубины, счетчиком и датчиком натяжения кабеля. Для обеспечения высокой точности расположения приборов в скважине длину спущенного каната контролируют с помощью ролика и магнитных меток, накладываемых на кабель. Одновременно с этими параметрами измеряют также скорость спуска приборов.
Лебедка установки имеет второй барабан для наматывания про
волоки, что позволяет спускать в скважину приборы с местной регистрацией, т. е. приборы, заключающие в себе и собственно измерительный прибор, и устройство для записи параметра во времени.
Все оборудование станции расположено в двух отсеках утепленного кузова-фургона, смонтированного на шасси автомобиля ЗИЛ-131. В лебедочном отсеке располагают двухбарабанную лебедку, смоточное устройство для хранения кабелей, используемых
101
во время измерений, автономный бензоэлектрический агрегат, осветительную аппаратуру. В отделении оператора размещены вся вторичная аппаратура и органы управления лебедкой.
Помимо агрегатов для исследования скважин применяют лебедки различных конструкций с ручным приводом, позволяющие определять уровень жидкости в скважине, глубину забоя и другие показатели, величина которых должна быть известна перед подземным ремонтом.
Аппараты различных конструкций включают раму, на которой установлены ручная лебедка с барабаном, счетчик оборотов и индикатор нагрузки. На барабан наматывается проволока диаметром до 2 мм, на которой через 50 или 100 м сделаны наплавки. Лебедка позволяет спускать приборы и инструменты весом до 200 Н на глубину до 1000 м.
Лебедку располагают рядом со скважиной, на устье которой устанавливают ролик, направляющий проволоку от барабана лебедки в скважину. Приборы или инструменты спускают в скважину под действием веса, а поднимают вручную, вращением ручки привода лебедки.
В основу измерений с использованием ручных лебедок положена регистрация уменьшения натяжения проволоки при постановке или отрыве спускаемого прибора или инструмента от пробки, или при погружении под уровень жидкости. Это изменение веса фиксируют либо с помощью индикатора веса, либо по изменению усилия, прикладываемого к рукоятке лебедки.
При исследованиях в скважину спускают на проволоке специальные желонки, баллоны, гирьки, вилки.
§ 10. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ
Подземные ремонты сопряжены с выполнением ряда подготовительных транспортных операций, а также связаны с необходимостью ремонта и обслуживания оборудования, используемого не
посредственно при подземном ремонте. К перечисленным операциям относятся:
планировка площадок для установки ремонтных агрегатов, якорей для оттяжек, расчистка подъездных путей;
доставка на скважину, погрузка и разгрузка длинномерного оборудования, спускаемого в скважину,— штанг, труб, турбобуров, узлов погружных агрегатов ЭЦН, штанговых скважинных насосов, доставка к скважине кабеля;
аварийный и профилактический ремонт наземного оборудования, в том числе устьевого;
обслуживание агрегатов подземного ремонта: смена и дозаправка масла, замена различных узлов, намотка и перевозка талевого каната, выполнение аварийных, сварочных работ и т. п.
Агрегат ПАРС предназначен для механизации земляных работ при подготовке площадок у устья скважин, нарезании ще-
102
лей под якори оттяжек. Он смонтирован на базе трактора 1-ЮОМЗГП (агрегат 1ПАРС) или трактора С-130Г-1 (агрегат 2ПАРС), имеет бульдозерный отвал, заимствованный от бульдозера ДЗ-270, и механизм для разработки грунта, заимствованный от врубовой машины «Урал-33», позволяющий прорезать в грунте узкие щели, а также подъемный кран.
Управление узлами агрегата гидравлическое. С его помощью осуществляется изменение высоты бульдозерного отвала, приводится в действие гидравлический кран 403ОП и совершается работа механизмов подъема режущего органа. Агрегат обеспечивает подъем груза массой 500 кг на высоту до 6 м, прорезает щели шириной 140 мм и глубиной до 1,7 м. Его можно использовать также для монтажа и демонтажа устьевого оборудования, фонтанной арматуры.
Агрегат АПШ для перевозки штанг и выполнения погру-зочно-разгрузочных операций состоит из трехосного седельного тягача ЗИЛ-130-В1, специального полуприцепа и гидравлического крана. Он служит для перевозки равномерно распределенного по длине платформы груза, максимальная масса которого составляет 6000 кг. Для укладки груза на прицеп поперек его платформы расположены пять мягких брусьев, по бокам прицепа — съемные стойки. Перевозимый груз увязывают канатом, для натяжения которого служит специальная ручная лебедка.
Гидравлический кран позволяет выполнять разгрузку и погрузку прицепа, его грузоподъемность 500 кг при наибольшем вы
лете стрелы 3,6 м. Привод крана осуществляется от маслонасоса, установленного на тягаче и соединенного с прицепом гибкими шлангами, управление — с помощью гидрораспределителей, расположенных на пульте управления.
Агрегат 2ТЭМ предназначен для перевозки и механизированной погрузки длинномерных грузов, труб, турбобуров. Максимальная грузоподъемность —6,5 т. Погрузка осуществляется с помощью тяговых электроприводных лебедок, установленных на агрегате, которые подтягивают груз по наклонным металлическим накатам. Агрегат состоит из трехосного тягача ЗИЛ-131А и одноосного двухскатного роспуска.
Агрегат АТЭ-6 предназначен для перевозки и погрузки-разгрузки оборудования установок ЭЦН — погружного агрегата, кабельного барабана, трансформатора и станции управления. Оборудование агрегата смонтировано на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Погрузка барабана с кабелем осуществляется с помощью лебедки, обеспечивающей его накатывание по откидным трапам на качающуюся раму агрегата. Выгрузка барабана производится под действием собственного веса при наклоне качающейся рамы. Качающаяся рама приводится в действие гидравлическим цилиндром двухстороннего действия. Во время движения агрегата барабан крепится с помощью растяжек.
Для погрузки и разгрузки остального оборудования используют гидроприводной подъемный кран 403ОП, привод которого
103
Рис. 111.27. Агрегат АНР-1:
1 — отопительно-вентиляционная установка; 2 — кузов; 3 — грузоподъемный
механизм; 4 — грузовая площадка; 5 — газоэлектросварочная установка; 6 — верстак; 7—компрессор; 8 — место машиниста; 9 — стул откидной; 10 — ящик пневмоинструмента
осуществляется шестеренчатым насосом, установленным на фланце коробки отбора мощности. Краном управляют с пульта управления, расположенного у его основания, а гидроцилиндром качающей платформы — из кабины водителя.
Погружной насос, электродвигатель, протектор укладывают на призмы вдоль левой кромки площадки агрегата и закрепляют хо
мутами, а трансформатор и станцию управления — на правой площадке рамы.
Помимо описанного агрегата используют агрегаты различных конструкций для перевозки и перемотки кабеля при спуске или подъеме погружного центробежного насоса. Они предназначены для механизации наматывания и разматывания кабеля, погрузки, выгрузки и транспортировки кабельных барабанов.
Агрегат АНР-1 предназначен для аварийного и профилактического ремонтов наземного нефтепромыслового оборудования. Он состоит из кузова, грузовой площадки, отопительно-вентиляци-онной и компрессорной установок, грузоподъемного механизма, приводной группы, системы отвода отработанных газов. Агрегат смонтирован на базе автомашины КрАЗ-255Б и прицепа (рис. 111.27).
Кузов агрегата утепленный, отапливаемый, рассчитан на перевозку бригады не более чем из десяти человек. В кузове установлен компрессор для привода бетонолома, пневмоключа, пневмати-
104
ческой шлифовальной и сверлильной машин, пневматического бурильного молотка, входящих в комплект агрегата. В верхней части агрегата располагается грузоподъемный механизм — горизонтальная выдвижная балка с ручной шестеренчатой талью грузоподъемностью 3 т.
За кузовом размещается грузовая площадка агрегата для перевозки задвижек, патрубков и аналогичного оборудования. На ней установлена лебедка с максимальным тяговым усилием 120 кН, а по боковым бортам — шкафы для слесарного, шанцевого оборудования, приспособления для резки каната, ручной поршневой оп-рессовочный насос, домкраты и т. д. На прицепе располагают электросварочный агрегат, барабан сварочного кабеля, ацетиленовый генератор, стеллажи для кислородных баллонов и другой инструмент и приспособления для сварочных работ.
Агрегат АОП предназначен для технического обслуживания и текущего ремонта подъемных агрегатов. На шасси автомобиля «Урал-375А» размещен кузов, состоящий из утепленной кабины и открытой площадки. В кузове находится бригада во время переездов, ведутся слесарные работы, размещена часть оборудования и инструмента, имеются тиски для слесарных работ.
Агрегат оборудован гидрокраном 403ОП, электрогенератором, сварочным трансформатором, электрической сверлильной маши
С помощью этого оборудования можно регистрировать измеряемые параметры как на стрелочных приборах, так и на автоматическом электронном самописце, который позволяет фиксировать их в зависимости от времени измерений либо от глубины расположения прибора.
Измерения в зависимости от времени необходимы для опреде-ния таких характеристик скважины, как, например, время восстановления давления, определение динамического уровня скважины при исследовании ее на приток и т. п. В тех случаях, когда необходимо определить местонахождения дефекта в эксплуатационной колонне, через которое в скважину проникает вода, используют регистрацию измеряемого параметра в зависимости от глубины расположения прибора; при этом его медленно опускают в скважину, а записывающий прибор вычерчивает линию измерения расхода жидкости, поднимающейся по колонне. На той глубине, где произойдет изменение дебита, в полость скважины попадает жидкость. После определения этой зависимости по глубине скважины сопоставляют полученные данные с глубиной расположения перфорационных отверстий в колонне и делают выводы о местонахождении дефекта.
Для уточнения полученных данных в скважину можеть быть спущен термометр, показания которого в зависимости от глубины его спуска сопоставляются с показаниями расходомера.
Зоны дефекта колонны определяют по изменению температуры потока жидкости, поскольку температуры нефти из продуктивного пласта и воды из других пластов, как правило, отличаются.
Для определения глубины спуска приборов служит блок-баланс с датчиком глубины, счетчиком и датчиком натяжения кабеля. Для обеспечения высокой точности расположения приборов в скважине длину спущенного каната контролируют с помощью ролика и магнитных меток, накладываемых на кабель. Одновременно с этими параметрами измеряют также скорость спуска приборов.
Лебедка установки имеет второй барабан для наматывания про
волоки, что позволяет спускать в скважину приборы с местной регистрацией, т. е. приборы, заключающие в себе и собственно измерительный прибор, и устройство для записи параметра во времени.
Все оборудование станции расположено в двух отсеках утепленного кузова-фургона, смонтированного на шасси автомобиля ЗИЛ-131. В лебедочном отсеке располагают двухбарабанную лебедку, смоточное устройство для хранения кабелей, используемых
101
во время измерений, автономный бензоэлектрический агрегат, осветительную аппаратуру. В отделении оператора размещены вся вторичная аппаратура и органы управления лебедкой.
Помимо агрегатов для исследования скважин применяют лебедки различных конструкций с ручным приводом, позволяющие определять уровень жидкости в скважине, глубину забоя и другие показатели, величина которых должна быть известна перед подземным ремонтом.
Аппараты различных конструкций включают раму, на которой установлены ручная лебедка с барабаном, счетчик оборотов и индикатор нагрузки. На барабан наматывается проволока диаметром до 2 мм, на которой через 50 или 100 м сделаны наплавки. Лебедка позволяет спускать приборы и инструменты весом до 200 Н на глубину до 1000 м.
Лебедку располагают рядом со скважиной, на устье которой устанавливают ролик, направляющий проволоку от барабана лебедки в скважину. Приборы или инструменты спускают в скважину под действием веса, а поднимают вручную, вращением ручки привода лебедки.
В основу измерений с использованием ручных лебедок положена регистрация уменьшения натяжения проволоки при постановке или отрыве спускаемого прибора или инструмента от пробки, или при погружении под уровень жидкости. Это изменение веса фиксируют либо с помощью индикатора веса, либо по изменению усилия, прикладываемого к рукоятке лебедки.
При исследованиях в скважину спускают на проволоке специальные желонки, баллоны, гирьки, вилки.
§ 10. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ
Подземные ремонты сопряжены с выполнением ряда подготовительных транспортных операций, а также связаны с необходимостью ремонта и обслуживания оборудования, используемого не
посредственно при подземном ремонте. К перечисленным операциям относятся:
планировка площадок для установки ремонтных агрегатов, якорей для оттяжек, расчистка подъездных путей;
доставка на скважину, погрузка и разгрузка длинномерного оборудования, спускаемого в скважину,— штанг, труб, турбобуров, узлов погружных агрегатов ЭЦН, штанговых скважинных насосов, доставка к скважине кабеля;
аварийный и профилактический ремонт наземного оборудования, в том числе устьевого;
обслуживание агрегатов подземного ремонта: смена и дозаправка масла, замена различных узлов, намотка и перевозка талевого каната, выполнение аварийных, сварочных работ и т. п.
Агрегат ПАРС предназначен для механизации земляных работ при подготовке площадок у устья скважин, нарезании ще-
102
лей под якори оттяжек. Он смонтирован на базе трактора 1-ЮОМЗГП (агрегат 1ПАРС) или трактора С-130Г-1 (агрегат 2ПАРС), имеет бульдозерный отвал, заимствованный от бульдозера ДЗ-270, и механизм для разработки грунта, заимствованный от врубовой машины «Урал-33», позволяющий прорезать в грунте узкие щели, а также подъемный кран.
Управление узлами агрегата гидравлическое. С его помощью осуществляется изменение высоты бульдозерного отвала, приводится в действие гидравлический кран 403ОП и совершается работа механизмов подъема режущего органа. Агрегат обеспечивает подъем груза массой 500 кг на высоту до 6 м, прорезает щели шириной 140 мм и глубиной до 1,7 м. Его можно использовать также для монтажа и демонтажа устьевого оборудования, фонтанной арматуры.
Агрегат АПШ для перевозки штанг и выполнения погру-зочно-разгрузочных операций состоит из трехосного седельного тягача ЗИЛ-130-В1, специального полуприцепа и гидравлического крана. Он служит для перевозки равномерно распределенного по длине платформы груза, максимальная масса которого составляет 6000 кг. Для укладки груза на прицеп поперек его платформы расположены пять мягких брусьев, по бокам прицепа — съемные стойки. Перевозимый груз увязывают канатом, для натяжения которого служит специальная ручная лебедка.
Гидравлический кран позволяет выполнять разгрузку и погрузку прицепа, его грузоподъемность 500 кг при наибольшем вы
лете стрелы 3,6 м. Привод крана осуществляется от маслонасоса, установленного на тягаче и соединенного с прицепом гибкими шлангами, управление — с помощью гидрораспределителей, расположенных на пульте управления.
Агрегат 2ТЭМ предназначен для перевозки и механизированной погрузки длинномерных грузов, труб, турбобуров. Максимальная грузоподъемность —6,5 т. Погрузка осуществляется с помощью тяговых электроприводных лебедок, установленных на агрегате, которые подтягивают груз по наклонным металлическим накатам. Агрегат состоит из трехосного тягача ЗИЛ-131А и одноосного двухскатного роспуска.
Агрегат АТЭ-6 предназначен для перевозки и погрузки-разгрузки оборудования установок ЭЦН — погружного агрегата, кабельного барабана, трансформатора и станции управления. Оборудование агрегата смонтировано на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Погрузка барабана с кабелем осуществляется с помощью лебедки, обеспечивающей его накатывание по откидным трапам на качающуюся раму агрегата. Выгрузка барабана производится под действием собственного веса при наклоне качающейся рамы. Качающаяся рама приводится в действие гидравлическим цилиндром двухстороннего действия. Во время движения агрегата барабан крепится с помощью растяжек.
Для погрузки и разгрузки остального оборудования используют гидроприводной подъемный кран 403ОП, привод которого
103
Рис. 111.27. Агрегат АНР-1:
1 — отопительно-вентиляционная установка; 2 — кузов; 3 — грузоподъемный
механизм; 4 — грузовая площадка; 5 — газоэлектросварочная установка; 6 — верстак; 7—компрессор; 8 — место машиниста; 9 — стул откидной; 10 — ящик пневмоинструмента
осуществляется шестеренчатым насосом, установленным на фланце коробки отбора мощности. Краном управляют с пульта управления, расположенного у его основания, а гидроцилиндром качающей платформы — из кабины водителя.
Погружной насос, электродвигатель, протектор укладывают на призмы вдоль левой кромки площадки агрегата и закрепляют хо
мутами, а трансформатор и станцию управления — на правой площадке рамы.
Помимо описанного агрегата используют агрегаты различных конструкций для перевозки и перемотки кабеля при спуске или подъеме погружного центробежного насоса. Они предназначены для механизации наматывания и разматывания кабеля, погрузки, выгрузки и транспортировки кабельных барабанов.
Агрегат АНР-1 предназначен для аварийного и профилактического ремонтов наземного нефтепромыслового оборудования. Он состоит из кузова, грузовой площадки, отопительно-вентиляци-онной и компрессорной установок, грузоподъемного механизма, приводной группы, системы отвода отработанных газов. Агрегат смонтирован на базе автомашины КрАЗ-255Б и прицепа (рис. 111.27).
Кузов агрегата утепленный, отапливаемый, рассчитан на перевозку бригады не более чем из десяти человек. В кузове установлен компрессор для привода бетонолома, пневмоключа, пневмати-
104
ческой шлифовальной и сверлильной машин, пневматического бурильного молотка, входящих в комплект агрегата. В верхней части агрегата располагается грузоподъемный механизм — горизонтальная выдвижная балка с ручной шестеренчатой талью грузоподъемностью 3 т.
За кузовом размещается грузовая площадка агрегата для перевозки задвижек, патрубков и аналогичного оборудования. На ней установлена лебедка с максимальным тяговым усилием 120 кН, а по боковым бортам — шкафы для слесарного, шанцевого оборудования, приспособления для резки каната, ручной поршневой оп-рессовочный насос, домкраты и т. д. На прицепе располагают электросварочный агрегат, барабан сварочного кабеля, ацетиленовый генератор, стеллажи для кислородных баллонов и другой инструмент и приспособления для сварочных работ.
Агрегат АОП предназначен для технического обслуживания и текущего ремонта подъемных агрегатов. На шасси автомобиля «Урал-375А» размещен кузов, состоящий из утепленной кабины и открытой площадки. В кузове находится бригада во время переездов, ведутся слесарные работы, размещена часть оборудования и инструмента, имеются тиски для слесарных работ.
Агрегат оборудован гидрокраном 403ОП, электрогенератором, сварочным трансформатором, электрической сверлильной маши