Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1230 кг/м3,

специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450 кг/м3.

После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монти­руют оборудование для выполнения подземного ремонта.

В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конст­рукции оборудования, спущенного в скважину, целей подземного ремонта состав и размещение оборудования могут быть различны­ми. Общим для большинства работ (рис. 1У.2) является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-комп-рессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), яко­рей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для

121




подъемника. При ремонте сква-жины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования не­сколько иное (рис. IV.3).

Порядок выполнения подгото­вительных работ следующий.

  1. Установка передвижных
    мостков у устья скважины в тех
    случаях, когда отсутствуют ста-
    ционарные.


  2. Проверка якорей для креп­ления оттяжек.

  3. Устройство площадки для
    опоры домкрата вышки и агре­гата.

  4. Установка агрегата у устья
    скважины.

  5. Установка вышки в верти­кальное положение, выдвижение
    ее секции вверх.


  6. Центровка мачты и натя­жение оттяжек.

  7. Установка настила рабо­чей площадки.

Рассмотрим более подробно выполняемые операции при мон­таже агрегата Азинмаш-37А, В них участвуют оператор, помощ­ник оператора, машинист подъ­емного агрегата и тракторист ходового трактора.

По сигналу оператора тракто­рист подгоняет ходовой трактор
к передвижным мосткам, .опера-
гор зацепляет их к фаркопфу и
наблюдает за точной установкой
мостков у устья. Вместе с помощником он отцепляет мостки после их установки.

Оператор вместе с трактористом проверяет качество крепления якорей. Для этого тракторист последовательно подводит трактор к каждой петле, оператор цепляет петлю якоря за фаркопф и да­ет сигнал на натяжку якоря. После проверки на усилие 45 кН трактор переезжает к следующему якорю.

В это время помощник наблюдает за подгонкой агрегата к ус­тью скважины со стороны, противоположной мосткам. Не доез­жая 10 м до устья, агрегат останавливается, оператор с помощ­ником разматывают оттяжки и растаскивают их в стороны. Затем они подготавливают площадку под брусья и подъемный агрегат, укладывают брусья под домкраты агрегата.

122



Рис. IV.З. Схема размещения оборудования у устья ремонтируемой скважины с ЭЦН:

1 — якорь; 2 — страховочные оттяжки; 3 — приемные мостки; 4,5стеллажи для труб; б—рабочая площадка; 7— скважина; 8 — выкидная линия; 9 — площадка для подъемни­ка; 10 — силовые оттяжки; 11 — кабеленаматыватель; 12 — культбудка, 13 — осветитель­ная установка; 14 — станция управления ЭЦН и автотрансформатор
Машинист, руководствуясь сигналами оператора, стоящего на мостках, подгоняет агрегат к устью скважины таким образом, что­бы продольная ось агрегата совпадала с осью устья скважины. Одновременно с этим помощник следит за движением агрегата и, когда расстояние между плоскостью ног задней опоры мачты и устьем скважины составляет 1,5 м, дает сигнал на прекращение движения.

Машинист затормаживает агрегат, ставит его на ручной тормоз, присоединяет заземление к кондуктору и вынимает выносной пульт управления.

Оператор с помощником устанавливают ноги задней опоры мачты в нижнее положение. Для этого вытаскивают пальцы, фик­сирующие их в верхнем положении, и после опускания ног их ус­танавливают в отверстие, соответствующее нижнему положению.

123






После этого вращением винтовых домкратов прижимают опорные плиты ног к фундаменту, устанавливают боковые откидные опо­ры, после чего разносят стяжные винты к якорям и цепляют их за петли.

После проверки исправности узлов подъема и работы упоров верхней секции вышки машинист заполняет маслом полость гид­равлических домкратов для подъема мачты. По сигналу оператора, находящегося в 15—20 м от агрегата, машинист, работая за вы­носным пультом управления, начинает подъем до тех пор, пока мачта не сядет в гнезда задней опоры.

Оператор с помощником прикрепляют нижнюю секцию мачты к задней опоре и открепляют верхнюю секцию от нижней. Маши­нист по сигналу оператора начинает выдвижение секции вышки до появления светового сигнала на пульте, после чего опускает ее вниз, сажая на упоры.

При подъеме оператор с помощником наблюдают за подъемом секции и оттяжкой канатов. После выдвижения секции вышки они растаскивают оттяжки и зацепляют их за стяжные винты, ранее прикрепленные к петлям якорей.

Центрируют мачту вращением винтовых домкратов таким об­разом, чтобы ось вращения спущенного крюка совпадала с осью скважины. После центровки оператор с помощником натягивают оттяжки мачты винтами. Затем устанавливают и настилают рабо­чую площадку.

После размещения и монтажа оборудования бригада присту­пает к монтажу приспособлений для спуско-подъемочных опера­ций: устанавливают инструментальный столик, монтируют, если они используются при ремонте, штанговый или трубные механи­ческие ключи и т. п.

Указывать общий для подземных ремонтов всех видов перечень работ не представляется целесообразным, поскольку он опреде­ляется не только целью ремонта, применяемыми инструментами и механизмами, но и традициями выполнения этих операций, су­ществующими в НГДУ или объединениях.

Перед ремонтом скважины, эксплуатируемой Э11Н, рядом с ней в поле зрения тракториста устанавливают кабеленаматыва-тель и пульт управления им. Ось барабана должна быть перпен­дикулярна к линии, соединяющей его середину с осью скважины. Кабель должен сбегать с верхней части барабана и через подвес­ной ролик направляться к устью скважины.

У устья скважины располагают инструмент для спуско-подъ-емных работ, вспомогательное оборудование.

Проведению спуско-подъемных операций, расхаживанию труб и всех операций, связанных с применением или извлечением внут-рискважинного оборудования, предшествует разборка устьевой ар­матуры.

Фонтанную арматуру разбирают следующим образом: вначале отсоединяют боковые фланцы, снимают буферный и вместо него устанавливают подъемный патрубок. После отвинчивания болтов,

124

крепящих тройник к центровой задвижке, элеватор подводят под муфту подъемного патрубка и осторожно поднимают арматуру вверх.

Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ШСН

После установки балансира в крайнем верхнем положении на устьевом штоке закрепляют штанговый зажим, отсоединяют ка­натную подвеску от штока и опускают колонну штанг до тех пор, пока штанговый зажим не сядет на крышку устьевого сальника. После этого, захватив нижний конец балансира канатным штро-пом, поднимают головку и плавно укладывают ее тыльной частью на верхнюю полку балансира, где она находится в течение всего ремонта.

Новые станки-качалки имеют поворотные головки, которые сна­чала приподнимают с помощью талевой системы, а затем вруч­ную с помощью вспомогательного канатика оттягивают влево или вправо.

После разъединения устьевого штока и поворота головки ба­лансира разбирают устьевое оборудование. Если устье оборудовано сальником несамоуплотняющейся конструкции, сначала отсоеди­няют выкидную линию, поднимают устьевой шток и освобождают его от зажима, отодвигают сальник от верхней муфты устьевого фланца и поднимают колонну штанг вместе с сальником до выхо­да очередной штанговой муфты. Под муфту устанавливают штан­говый элеватор, который опирается на торец муфты НКТ. После этого штанговую муфту плавно сажают на элеватор и отвинчивают устьевой шток вместе с висящим на нем сальником. Для того чтобы последний не мешал отвинчивать резьбовое соединение пе­ред подъемом устьевого штока, его привязывают канатом малого диаметра к штанговому зажиму.

Отсоединенный устьевой шток вместе с сальником укладыва­ют на мостки, после чего скважина готова к подъему штанг и труб.

При использовании самоуплотняющихся сальников разборка устья упрощается, поскольку отпадает необходимость в разборке бокового отвода.

Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ЭЦН

Перед разборкой давление в затрубном пространстве снижа­ют, для чего открывают затрубную задвижку. Раскрепляют болты арматуры, разбирают сальник КРБК и устанавливают подъемный патрубок. На подъемном патрубке размещают элеватор и припод­нимают пьедестал, оператор снимает клямсы, после чего пьедестал сажают обратно. Оператор с помощником протаскивают кабель

125


через сальник, заряжают ключ на патрубок пьедестала и развин­чивают его.

По сигналу оператора пьедестал поднимают и опускают рядом с рабочей площадкой.

Далее кабель протаскивают через ролик и закрепляют на бара­бане кабеленаматывателя.

Перед подъемом колонны НКТ необходимо вскрыть отверстие в спускном клапане, расположенном над насосом (в противном случае трубы будут подниматься вместе с жидкостью). Для этого во внутреннюю полость НКТ сбрасывают металлический стержень диаметром 35 мм и длиной 650 мм, который ударяет по штуцеру сливного клапана и обламывает его в месте надреза, в результате чего внутренняя полость НКТ соединяется с кольцевым пространст­вом.

Устьевое оборудование нагнетательных скважин разбирается аналогично фонтанной арматуре.

К подготовке скважины к подземному ремонту относится так­же определение уровня жидкости, места расположения песчаной пробки, длины спущенных труб и аналогичные изменения, позво­ляющие судить о состоянии скважины.

Уровень жидкости и глубину забоя определяют с помощью ле­бедки, приводимой в действие вручную или от двигателя автомо­биля, на котором она смонтирована. Для измерения применяется желонка, спускаемая в скважину на проволоке под действием соб­ственного веса и веса проволоки. Во время спуска барабан при­тормаживают, обеспечивая скорость не более 3 м/с. Достижение уровня жидкости или забоя определяют по резкому уменьшению нагрузки и изменению характера вращения барабана.

После этого прекращают сматывать канат с барабана, снима­ют показания индикатора, регистрирующие вес каната и желонки в жидкости и начинают медленный подъем. Отрыв желонки от уровня жидкости или от забоя определяют либо по резкому изме­нению показаний индикатора, или — если используют ручную ле­бедку — по увеличению усилия, прилагаемого к рукоятке.

Подняв желонку, определяют ее вес в воздухе и вес проволоки. Далее вычисляют сумму показаний, характеризующую вес прово­локи и желонки, наполовину погруженной в жидкость, после чего спускают желонку вниз, пока индикатор не покажет вычисленное значение. При соответствующей глубине погружения снимают по­казания счетчика оборотов и находят по ним глубину спуска.

Полученные результаты дублируют, определяя величину пог­ружения при подъеме следующим образом: возможно более точно снимают показания со счетчика и определяют длину проволоки, соответствующую расстоянию от исходного положения желонки до момента появления ближайшей метки — наплавки на проволо­ке лебедки с ручным приводом или магнитной метки на лебедках агрегатов для исследования скважин,— после этого производят подъем, подсчитывая только число меток, расстояние между ко­торыми равно 100 или 50 м. Складывая первоначально измерен-

126

ную величину с длиной проволоки, поднятой с расчетом меток, вычисляют длину проволоки, спущенной в скважину. При проведе­нии точных расчетов в значение этой длины вводят поправку на ее температурное удлинение под действием собственного веса и веса подвешенного к ней инструмента. Величины поправок при намот­ке проволок различных диаметров приводятся в инструкциях к лебедкам.

Глубину забоя скважины определяют аналогичным образом, на вместо желонки используют гирьку, глубину спуска которой от­мечают по моменту изменения нагрузки без вычисления средних глубин погружения желонки.

Определение длины колонны, труб, спущенных в скважину, вы­числяют с помощью вилки — стержня, в нижней части которого расположены две свободно вращающиеся вокруг удерживающей их оси планки. Перед спуском верхние концы планок связывают шпагатом так, чтобы в свободном состоянии планки торчали вверх под углом 45—60° к вертикальной оси.

Вилку опускают в трубы — при этом планки сходятся и их верх­ние концы свободно скользят по стенкам труб — до тех пор, пока, выйдя из-под башмака колонны, они под действием собственного веса не повернутся вокруг оси и раздвинутся.

При подъеме вилки планки, упираясь в нижний торец труб, препятствуют ее перемещению вверх, что отражается на показани­ях индикатора веса. Длина проволоки, смотанной с барабана ле­бедки, и соответствующее этой длине увеличение усилия опреде­ляют глубину спуска труб. Зафиксировав ее величину, увеличива­ют натяжку проволоки, обрывают шпагат, после чего планки по­ворачиваются вниз, занимают вертикальное положение и прибор извлекается на поверхность.

Подобные измерения можно проводить через подъемные или промывочные трубы.

Райберовка насосно-компрессорных труб

Эта операция подготовки труб перед спуском их в скважину выполняется для создания на их внутренних поверхностях фасок, обеспечивающих свободный проход при спуске или подъеме при­боров, 1скребков, плунжеров и т. п. Трубы обрабатывают специаль­ным инструментом — райбером, представляющим собой коническую фрезу с наклоном образующей конической поверхности к оси в пределах 12—20 °.

Для райберовки труб в промысловых условиях их укладывают в ряд на горизонтальные стойки, после чего обрабатывают торцы труб. При этом райбер может вращаться вручную с помощью ко­ловорота или пневмо- или электроинструмента. Во время обработ­ки ось райбера должна совпадать с осью трубы, в противном слу­чае размер фаски и угол ее наклона будут переменными. При об­работке концов труб, на которые навинчены муфты, необходимо принять меры предосторожности по защите ее внутренней резьбо-

127





вой поверхности от случайных повреждений райбером. Для этого целесообразно использовать защитные стаканы из листовой стали толщиной 1—1,5 мм, которые перед райберовкой вставляют в от­верстие муфты. В стенке стакана делают два отверстия диаметром 10—15 мм для извлечения его с помощью стержня, продеваемого в них при заклинивании, смятии и т. п.

После обработки труб с двух сторон их следует продуть воз­духом или промыть водой для удаления металлической стружки.

Демонтаж и монтаж гидроприводных установок

При эксплуатации скважины штанговым скважинным насосом, приводимым в действие гидравлическим приводом, смонтирован­ным на устье скважины, подземному ремонту должен предшест­вовать демонтаж установки, а после его окончания — монтаж. Монтажу установки на скважине должен предшествовать спуск колонн насосно-компрессорных труб, штанг и насоса.

Монтируют и демонтируют установку с помощью агрегата под­земного ремонта с грузоподъемностью, обеспечивающей подъем установки вместе с колоннами штанг, насосно-компрессорных труб и жидкостью, содержащейся в них, или с помощью автокрана, гру­зоподъемная сила которого должна соответствовать лишь весу наземной части установки. При работе с агрегатом подземного ре­монта монтаж-демонтаж выполняется бригадой ПРС.

Рассмотрим последовательность операций при работе с по­мощью агрегата подземного ремонта: после доставки на скважи­ну к установке, лежащей на транспортном средстве, присоединя­ют монтажную тележку. Она крепится к нижнему фланцу уста­новки.

Перед монтажом установка 5 должна быть расположена отно­сительно устья скважины в соответствии со схемой (рис. IV.4, а). Монтажная тележка 7, прикрепленная к установке, соединяется тросом с вспомогательной лебедкой 8, (установленной на тран­спортном средстве 6. (В качестве вспомогательной лебедки может быть использована лебедка автомобиля высокой проходимости.) Элеватором ЭГ 2, подвешенным на крюке талевой системы 1 подъ­емника, захватывают «грибок» 3, расположенный в верхней части установки. (Вместо элеватора можно использовать специальное
монтажное приспособление, захватывающее установку внизу или в средней части.) Поднимать элеватор следует на минимальной скорости, одновременно сматывая трос с барабана вспомогатель­ной лебедки (рис. IV.4, б). Установка в это время одним (концом висит на крюке, а другим опирается на монтажную тележку, ка­тящуюся по направляющим рамы транспортного средства.

После подъема установки в вертикальное положение монтаж­ную тележку отсоединяют от нижнего фланца и (рис. IV.4, в). Муфту 12 штанги с устьевым штоком 10 соединяют при помощи переводника 11 (рис. IV.4, г). Во время свинчивания вручную ко-, лонна насосно-компрессорных труб 14 опирается на элеватор 15,

128

Рис. IV.4. Технология монтажа-демонтажа гидроприводной установки на устье

скважины

а муфта 12 штанги — на штанговый элеватор 13. Для установки ключей при свинчивании следует использовать лыски на устьевом штоке установки, переводнике и квадрате штанги.

После свинчивания установку вместе с колонной штанг припод­нимают вверх, штанговый элеватор убирают и опускают установ­ку до соприкосновения переводника устьевой трубы с муфтой ко­лонны насосно-компрессорных труб.

Колонну насосно-компрессорных труб с устьевой трубой (рис. IV.4, д) свинчивают также вручную при помощи цепного

129

ключа, установленного на переводнике 9, одновременно стопорят насосно-компрессорную трубу 14, опертую на элеватор.

После свинчивания резьбового соединения установку вместе с колонной труб поднимают, освобождают элеватор, проверяют со­стояние уплотнения на торце переходного фланца 16 и опускают вниз для стыковки фланцев (рис. IV.4, е).Затем соединяют гиб­ким шлангом 17 муфту устьевой трубы с промысловым коллекто­ром, а кабель электродвигателя подключают к станции управле­ния.

После общего осмотра установки и проверки заполнения ее бака рабочей жидкостью необходима регулировка основных гид­равлических аппаратов, лишь тогда привод может быть включен