Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1230 кг/м3,
специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450 кг/м3.
После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монтируют оборудование для выполнения подземного ремонта.
В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конструкции оборудования, спущенного в скважину, целей подземного ремонта состав и размещение оборудования могут быть различными. Общим для большинства работ (рис. 1У.2) является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-комп-рессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), якорей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для
121
подъемника. При ремонте сква-жины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования несколько иное (рис. IV.3).
Порядок выполнения подготовительных работ следующий.
Рассмотрим более подробно выполняемые операции при монтаже агрегата Азинмаш-37А, В них участвуют оператор, помощник оператора, машинист подъемного агрегата и тракторист ходового трактора.
По сигналу оператора тракторист подгоняет ходовой трактор
к передвижным мосткам, .опера-
гор зацепляет их к фаркопфу и
наблюдает за точной установкой
мостков у устья. Вместе с помощником он отцепляет мостки после их установки.
Оператор вместе с трактористом проверяет качество крепления якорей. Для этого тракторист последовательно подводит трактор к каждой петле, оператор цепляет петлю якоря за фаркопф и дает сигнал на натяжку якоря. После проверки на усилие 45 кН трактор переезжает к следующему якорю.
В это время помощник наблюдает за подгонкой агрегата к устью скважины со стороны, противоположной мосткам. Не доезжая 10 м до устья, агрегат останавливается, оператор с помощником разматывают оттяжки и растаскивают их в стороны. Затем они подготавливают площадку под брусья и подъемный агрегат, укладывают брусья под домкраты агрегата.
122
Рис. IV.З. Схема размещения оборудования у устья ремонтируемой скважины с ЭЦН:
1 — якорь; 2 — страховочные оттяжки; 3 — приемные мостки; 4,5 — стеллажи для труб; б—рабочая площадка; 7— скважина; 8 — выкидная линия; 9 — площадка для подъемника; 10 — силовые оттяжки; 11 — кабеленаматыватель; 12 — культбудка, 13 — осветительная установка; 14 — станция управления ЭЦН и автотрансформатор
Машинист, руководствуясь сигналами оператора, стоящего на мостках, подгоняет агрегат к устью скважины таким образом, чтобы продольная ось агрегата совпадала с осью устья скважины. Одновременно с этим помощник следит за движением агрегата и, когда расстояние между плоскостью ног задней опоры мачты и устьем скважины составляет 1,5 м, дает сигнал на прекращение движения.
Машинист затормаживает агрегат, ставит его на ручной тормоз, присоединяет заземление к кондуктору и вынимает выносной пульт управления.
Оператор с помощником устанавливают ноги задней опоры мачты в нижнее положение. Для этого вытаскивают пальцы, фиксирующие их в верхнем положении, и после опускания ног их устанавливают в отверстие, соответствующее нижнему положению.
123
После этого вращением винтовых домкратов прижимают опорные плиты ног к фундаменту, устанавливают боковые откидные опоры, после чего разносят стяжные винты к якорям и цепляют их за петли.
После проверки исправности узлов подъема и работы упоров верхней секции вышки машинист заполняет маслом полость гидравлических домкратов для подъема мачты. По сигналу оператора, находящегося в 15—20 м от агрегата, машинист, работая за выносным пультом управления, начинает подъем до тех пор, пока мачта не сядет в гнезда задней опоры.
Оператор с помощником прикрепляют нижнюю секцию мачты к задней опоре и открепляют верхнюю секцию от нижней. Машинист по сигналу оператора начинает выдвижение секции вышки до появления светового сигнала на пульте, после чего опускает ее вниз, сажая на упоры.
При подъеме оператор с помощником наблюдают за подъемом секции и оттяжкой канатов. После выдвижения секции вышки они растаскивают оттяжки и зацепляют их за стяжные винты, ранее прикрепленные к петлям якорей.
Центрируют мачту вращением винтовых домкратов таким образом, чтобы ось вращения спущенного крюка совпадала с осью скважины. После центровки оператор с помощником натягивают оттяжки мачты винтами. Затем устанавливают и настилают рабочую площадку.
После размещения и монтажа оборудования бригада приступает к монтажу приспособлений для спуско-подъемочных операций: устанавливают инструментальный столик, монтируют, если они используются при ремонте, штанговый или трубные механические ключи и т. п.
Указывать общий для подземных ремонтов всех видов перечень работ не представляется целесообразным, поскольку он определяется не только целью ремонта, применяемыми инструментами и механизмами, но и традициями выполнения этих операций, существующими в НГДУ или объединениях.
Перед ремонтом скважины, эксплуатируемой Э11Н, рядом с ней в поле зрения тракториста устанавливают кабеленаматыва-тель и пульт управления им. Ось барабана должна быть перпендикулярна к линии, соединяющей его середину с осью скважины. Кабель должен сбегать с верхней части барабана и через подвесной ролик направляться к устью скважины.
У устья скважины располагают инструмент для спуско-подъ-емных работ, вспомогательное оборудование.
Проведению спуско-подъемных операций, расхаживанию труб и всех операций, связанных с применением или извлечением внут-рискважинного оборудования, предшествует разборка устьевой арматуры.
Фонтанную арматуру разбирают следующим образом: вначале отсоединяют боковые фланцы, снимают буферный и вместо него устанавливают подъемный патрубок. После отвинчивания болтов,
124
крепящих тройник к центровой задвижке, элеватор подводят под муфту подъемного патрубка и осторожно поднимают арматуру вверх.
Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ШСН
После установки балансира в крайнем верхнем положении на устьевом штоке закрепляют штанговый зажим, отсоединяют канатную подвеску от штока и опускают колонну штанг до тех пор, пока штанговый зажим не сядет на крышку устьевого сальника. После этого, захватив нижний конец балансира канатным штро-пом, поднимают головку и плавно укладывают ее тыльной частью на верхнюю полку балансира, где она находится в течение всего ремонта.
Новые станки-качалки имеют поворотные головки, которые сначала приподнимают с помощью талевой системы, а затем вручную с помощью вспомогательного канатика оттягивают влево или вправо.
После разъединения устьевого штока и поворота головки балансира разбирают устьевое оборудование. Если устье оборудовано сальником несамоуплотняющейся конструкции, сначала отсоединяют выкидную линию, поднимают устьевой шток и освобождают его от зажима, отодвигают сальник от верхней муфты устьевого фланца и поднимают колонну штанг вместе с сальником до выхода очередной штанговой муфты. Под муфту устанавливают штанговый элеватор, который опирается на торец муфты НКТ. После этого штанговую муфту плавно сажают на элеватор и отвинчивают устьевой шток вместе с висящим на нем сальником. Для того чтобы последний не мешал отвинчивать резьбовое соединение перед подъемом устьевого штока, его привязывают канатом малого диаметра к штанговому зажиму.
Отсоединенный устьевой шток вместе с сальником укладывают на мостки, после чего скважина готова к подъему штанг и труб.
При использовании самоуплотняющихся сальников разборка устья упрощается, поскольку отпадает необходимость в разборке бокового отвода.
Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ЭЦН
Перед разборкой давление в затрубном пространстве снижают, для чего открывают затрубную задвижку. Раскрепляют болты арматуры, разбирают сальник КРБК и устанавливают подъемный патрубок. На подъемном патрубке размещают элеватор и приподнимают пьедестал, оператор снимает клямсы, после чего пьедестал сажают обратно. Оператор с помощником протаскивают кабель
125
через сальник, заряжают ключ на патрубок пьедестала и развинчивают его.
По сигналу оператора пьедестал поднимают и опускают рядом с рабочей площадкой.
Далее кабель протаскивают через ролик и закрепляют на барабане кабеленаматывателя.
Перед подъемом колонны НКТ необходимо вскрыть отверстие в спускном клапане, расположенном над насосом (в противном случае трубы будут подниматься вместе с жидкостью). Для этого во внутреннюю полость НКТ сбрасывают металлический стержень диаметром 35 мм и длиной 650 мм, который ударяет по штуцеру сливного клапана и обламывает его в месте надреза, в результате чего внутренняя полость НКТ соединяется с кольцевым пространством.
Устьевое оборудование нагнетательных скважин разбирается аналогично фонтанной арматуре.
К подготовке скважины к подземному ремонту относится также определение уровня жидкости, места расположения песчаной пробки, длины спущенных труб и аналогичные изменения, позволяющие судить о состоянии скважины.
Уровень жидкости и глубину забоя определяют с помощью лебедки, приводимой в действие вручную или от двигателя автомобиля, на котором она смонтирована. Для измерения применяется желонка, спускаемая в скважину на проволоке под действием собственного веса и веса проволоки. Во время спуска барабан притормаживают, обеспечивая скорость не более 3 м/с. Достижение уровня жидкости или забоя определяют по резкому уменьшению нагрузки и изменению характера вращения барабана.
После этого прекращают сматывать канат с барабана, снимают показания индикатора, регистрирующие вес каната и желонки в жидкости и начинают медленный подъем. Отрыв желонки от уровня жидкости или от забоя определяют либо по резкому изменению показаний индикатора, или — если используют ручную лебедку — по увеличению усилия, прилагаемого к рукоятке.
Подняв желонку, определяют ее вес в воздухе и вес проволоки. Далее вычисляют сумму показаний, характеризующую вес проволоки и желонки, наполовину погруженной в жидкость, после чего спускают желонку вниз, пока индикатор не покажет вычисленное значение. При соответствующей глубине погружения снимают показания счетчика оборотов и находят по ним глубину спуска.
Полученные результаты дублируют, определяя величину погружения при подъеме следующим образом: возможно более точно снимают показания со счетчика и определяют длину проволоки, соответствующую расстоянию от исходного положения желонки до момента появления ближайшей метки — наплавки на проволоке лебедки с ручным приводом или магнитной метки на лебедках агрегатов для исследования скважин,— после этого производят подъем, подсчитывая только число меток, расстояние между которыми равно 100 или 50 м. Складывая первоначально измерен-
126
ную величину с длиной проволоки, поднятой с расчетом меток, вычисляют длину проволоки, спущенной в скважину. При проведении точных расчетов в значение этой длины вводят поправку на ее температурное удлинение под действием собственного веса и веса подвешенного к ней инструмента. Величины поправок при намотке проволок различных диаметров приводятся в инструкциях к лебедкам.
Глубину забоя скважины определяют аналогичным образом, на вместо желонки используют гирьку, глубину спуска которой отмечают по моменту изменения нагрузки без вычисления средних глубин погружения желонки.
Определение длины колонны, труб, спущенных в скважину, вычисляют с помощью вилки — стержня, в нижней части которого расположены две свободно вращающиеся вокруг удерживающей их оси планки. Перед спуском верхние концы планок связывают шпагатом так, чтобы в свободном состоянии планки торчали вверх под углом 45—60° к вертикальной оси.
Вилку опускают в трубы — при этом планки сходятся и их верхние концы свободно скользят по стенкам труб — до тех пор, пока, выйдя из-под башмака колонны, они под действием собственного веса не повернутся вокруг оси и раздвинутся.
При подъеме вилки планки, упираясь в нижний торец труб, препятствуют ее перемещению вверх, что отражается на показаниях индикатора веса. Длина проволоки, смотанной с барабана лебедки, и соответствующее этой длине увеличение усилия определяют глубину спуска труб. Зафиксировав ее величину, увеличивают натяжку проволоки, обрывают шпагат, после чего планки поворачиваются вниз, занимают вертикальное положение и прибор извлекается на поверхность.
Подобные измерения можно проводить через подъемные или промывочные трубы.
Райберовка насосно-компрессорных труб
Эта операция подготовки труб перед спуском их в скважину выполняется для создания на их внутренних поверхностях фасок, обеспечивающих свободный проход при спуске или подъеме приборов, 1скребков, плунжеров и т. п. Трубы обрабатывают специальным инструментом — райбером, представляющим собой коническую фрезу с наклоном образующей конической поверхности к оси в пределах 12—20 °.
Для райберовки труб в промысловых условиях их укладывают в ряд на горизонтальные стойки, после чего обрабатывают торцы труб. При этом райбер может вращаться вручную с помощью коловорота или пневмо- или электроинструмента. Во время обработки ось райбера должна совпадать с осью трубы, в противном случае размер фаски и угол ее наклона будут переменными. При обработке концов труб, на которые навинчены муфты, необходимо принять меры предосторожности по защите ее внутренней резьбо-
127
вой поверхности от случайных повреждений райбером. Для этого целесообразно использовать защитные стаканы из листовой стали толщиной 1—1,5 мм, которые перед райберовкой вставляют в отверстие муфты. В стенке стакана делают два отверстия диаметром 10—15 мм для извлечения его с помощью стержня, продеваемого в них при заклинивании, смятии и т. п.
После обработки труб с двух сторон их следует продуть воздухом или промыть водой для удаления металлической стружки.
Демонтаж и монтаж гидроприводных установок
При эксплуатации скважины штанговым скважинным насосом, приводимым в действие гидравлическим приводом, смонтированным на устье скважины, подземному ремонту должен предшествовать демонтаж установки, а после его окончания — монтаж. Монтажу установки на скважине должен предшествовать спуск колонн насосно-компрессорных труб, штанг и насоса.
Монтируют и демонтируют установку с помощью агрегата подземного ремонта с грузоподъемностью, обеспечивающей подъем установки вместе с колоннами штанг, насосно-компрессорных труб и жидкостью, содержащейся в них, или с помощью автокрана, грузоподъемная сила которого должна соответствовать лишь весу наземной части установки. При работе с агрегатом подземного ремонта монтаж-демонтаж выполняется бригадой ПРС.
Рассмотрим последовательность операций при работе с помощью агрегата подземного ремонта: после доставки на скважину к установке, лежащей на транспортном средстве, присоединяют монтажную тележку. Она крепится к нижнему фланцу установки.
Перед монтажом установка 5 должна быть расположена относительно устья скважины в соответствии со схемой (рис. IV.4, а). Монтажная тележка 7, прикрепленная к установке, соединяется тросом с вспомогательной лебедкой 8, (установленной на транспортном средстве 6. (В качестве вспомогательной лебедки может быть использована лебедка автомобиля высокой проходимости.) Элеватором ЭГ 2, подвешенным на крюке талевой системы 1 подъемника, захватывают «грибок» 3, расположенный в верхней части установки. (Вместо элеватора можно использовать специальное
монтажное приспособление, захватывающее установку внизу или в средней части.) Поднимать элеватор следует на минимальной скорости, одновременно сматывая трос с барабана вспомогательной лебедки (рис. IV.4, б). Установка в это время одним (концом висит на крюке, а другим опирается на монтажную тележку, катящуюся по направляющим рамы транспортного средства.
После подъема установки в вертикальное положение монтажную тележку отсоединяют от нижнего фланца и (рис. IV.4, в). Муфту 12 штанги с устьевым штоком 10 соединяют при помощи переводника 11 (рис. IV.4, г). Во время свинчивания вручную ко-, лонна насосно-компрессорных труб 14 опирается на элеватор 15,
128
Рис. IV.4. Технология монтажа-демонтажа гидроприводной установки на устье
скважины
а муфта 12 штанги — на штанговый элеватор 13. Для установки ключей при свинчивании следует использовать лыски на устьевом штоке установки, переводнике и квадрате штанги.
После свинчивания установку вместе с колонной штанг приподнимают вверх, штанговый элеватор убирают и опускают установку до соприкосновения переводника устьевой трубы с муфтой колонны насосно-компрессорных труб.
Колонну насосно-компрессорных труб с устьевой трубой (рис. IV.4, д) свинчивают также вручную при помощи цепного
129
ключа, установленного на переводнике 9, одновременно стопорят насосно-компрессорную трубу 14, опертую на элеватор.
После свинчивания резьбового соединения установку вместе с колонной труб поднимают, освобождают элеватор, проверяют состояние уплотнения на торце переходного фланца 16 и опускают вниз для стыковки фланцев (рис. IV.4, е).Затем соединяют гибким шлангом 17 муфту устьевой трубы с промысловым коллектором, а кабель электродвигателя подключают к станции управления.
После общего осмотра установки и проверки заполнения ее бака рабочей жидкостью необходима регулировка основных гидравлических аппаратов, лишь тогда привод может быть включен
специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450 кг/м3.
После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монтируют оборудование для выполнения подземного ремонта.
В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конструкции оборудования, спущенного в скважину, целей подземного ремонта состав и размещение оборудования могут быть различными. Общим для большинства работ (рис. 1У.2) является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-комп-рессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), якорей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для
121
подъемника. При ремонте сква-жины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования несколько иное (рис. IV.3).
Порядок выполнения подготовительных работ следующий.
-
Установка передвижных
мостков у устья скважины в тех
случаях, когда отсутствуют ста-
ционарные. -
Проверка якорей для крепления оттяжек. -
Устройство площадки для
опоры домкрата вышки и агрегата. -
Установка агрегата у устья
скважины. -
Установка вышки в вертикальное положение, выдвижение
ее секции вверх. -
Центровка мачты и натяжение оттяжек. -
Установка настила рабочей площадки.
Рассмотрим более подробно выполняемые операции при монтаже агрегата Азинмаш-37А, В них участвуют оператор, помощник оператора, машинист подъемного агрегата и тракторист ходового трактора.
По сигналу оператора тракторист подгоняет ходовой трактор
к передвижным мосткам, .опера-
гор зацепляет их к фаркопфу и
наблюдает за точной установкой
мостков у устья. Вместе с помощником он отцепляет мостки после их установки.
Оператор вместе с трактористом проверяет качество крепления якорей. Для этого тракторист последовательно подводит трактор к каждой петле, оператор цепляет петлю якоря за фаркопф и дает сигнал на натяжку якоря. После проверки на усилие 45 кН трактор переезжает к следующему якорю.
В это время помощник наблюдает за подгонкой агрегата к устью скважины со стороны, противоположной мосткам. Не доезжая 10 м до устья, агрегат останавливается, оператор с помощником разматывают оттяжки и растаскивают их в стороны. Затем они подготавливают площадку под брусья и подъемный агрегат, укладывают брусья под домкраты агрегата.
122
Рис. IV.З. Схема размещения оборудования у устья ремонтируемой скважины с ЭЦН:
1 — якорь; 2 — страховочные оттяжки; 3 — приемные мостки; 4,5 — стеллажи для труб; б—рабочая площадка; 7— скважина; 8 — выкидная линия; 9 — площадка для подъемника; 10 — силовые оттяжки; 11 — кабеленаматыватель; 12 — культбудка, 13 — осветительная установка; 14 — станция управления ЭЦН и автотрансформатор
Машинист, руководствуясь сигналами оператора, стоящего на мостках, подгоняет агрегат к устью скважины таким образом, чтобы продольная ось агрегата совпадала с осью устья скважины. Одновременно с этим помощник следит за движением агрегата и, когда расстояние между плоскостью ног задней опоры мачты и устьем скважины составляет 1,5 м, дает сигнал на прекращение движения.
Машинист затормаживает агрегат, ставит его на ручной тормоз, присоединяет заземление к кондуктору и вынимает выносной пульт управления.
Оператор с помощником устанавливают ноги задней опоры мачты в нижнее положение. Для этого вытаскивают пальцы, фиксирующие их в верхнем положении, и после опускания ног их устанавливают в отверстие, соответствующее нижнему положению.
123
После этого вращением винтовых домкратов прижимают опорные плиты ног к фундаменту, устанавливают боковые откидные опоры, после чего разносят стяжные винты к якорям и цепляют их за петли.
После проверки исправности узлов подъема и работы упоров верхней секции вышки машинист заполняет маслом полость гидравлических домкратов для подъема мачты. По сигналу оператора, находящегося в 15—20 м от агрегата, машинист, работая за выносным пультом управления, начинает подъем до тех пор, пока мачта не сядет в гнезда задней опоры.
Оператор с помощником прикрепляют нижнюю секцию мачты к задней опоре и открепляют верхнюю секцию от нижней. Машинист по сигналу оператора начинает выдвижение секции вышки до появления светового сигнала на пульте, после чего опускает ее вниз, сажая на упоры.
При подъеме оператор с помощником наблюдают за подъемом секции и оттяжкой канатов. После выдвижения секции вышки они растаскивают оттяжки и зацепляют их за стяжные винты, ранее прикрепленные к петлям якорей.
Центрируют мачту вращением винтовых домкратов таким образом, чтобы ось вращения спущенного крюка совпадала с осью скважины. После центровки оператор с помощником натягивают оттяжки мачты винтами. Затем устанавливают и настилают рабочую площадку.
После размещения и монтажа оборудования бригада приступает к монтажу приспособлений для спуско-подъемочных операций: устанавливают инструментальный столик, монтируют, если они используются при ремонте, штанговый или трубные механические ключи и т. п.
Указывать общий для подземных ремонтов всех видов перечень работ не представляется целесообразным, поскольку он определяется не только целью ремонта, применяемыми инструментами и механизмами, но и традициями выполнения этих операций, существующими в НГДУ или объединениях.
Перед ремонтом скважины, эксплуатируемой Э11Н, рядом с ней в поле зрения тракториста устанавливают кабеленаматыва-тель и пульт управления им. Ось барабана должна быть перпендикулярна к линии, соединяющей его середину с осью скважины. Кабель должен сбегать с верхней части барабана и через подвесной ролик направляться к устью скважины.
У устья скважины располагают инструмент для спуско-подъ-емных работ, вспомогательное оборудование.
Проведению спуско-подъемных операций, расхаживанию труб и всех операций, связанных с применением или извлечением внут-рискважинного оборудования, предшествует разборка устьевой арматуры.
Фонтанную арматуру разбирают следующим образом: вначале отсоединяют боковые фланцы, снимают буферный и вместо него устанавливают подъемный патрубок. После отвинчивания болтов,
124
крепящих тройник к центровой задвижке, элеватор подводят под муфту подъемного патрубка и осторожно поднимают арматуру вверх.
Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ШСН
После установки балансира в крайнем верхнем положении на устьевом штоке закрепляют штанговый зажим, отсоединяют канатную подвеску от штока и опускают колонну штанг до тех пор, пока штанговый зажим не сядет на крышку устьевого сальника. После этого, захватив нижний конец балансира канатным штро-пом, поднимают головку и плавно укладывают ее тыльной частью на верхнюю полку балансира, где она находится в течение всего ремонта.
Новые станки-качалки имеют поворотные головки, которые сначала приподнимают с помощью талевой системы, а затем вручную с помощью вспомогательного канатика оттягивают влево или вправо.
После разъединения устьевого штока и поворота головки балансира разбирают устьевое оборудование. Если устье оборудовано сальником несамоуплотняющейся конструкции, сначала отсоединяют выкидную линию, поднимают устьевой шток и освобождают его от зажима, отодвигают сальник от верхней муфты устьевого фланца и поднимают колонну штанг вместе с сальником до выхода очередной штанговой муфты. Под муфту устанавливают штанговый элеватор, который опирается на торец муфты НКТ. После этого штанговую муфту плавно сажают на элеватор и отвинчивают устьевой шток вместе с висящим на нем сальником. Для того чтобы последний не мешал отвинчивать резьбовое соединение перед подъемом устьевого штока, его привязывают канатом малого диаметра к штанговому зажиму.
Отсоединенный устьевой шток вместе с сальником укладывают на мостки, после чего скважина готова к подъему штанг и труб.
При использовании самоуплотняющихся сальников разборка устья упрощается, поскольку отпадает необходимость в разборке бокового отвода.
Устьевое оборудование при эксплуатации скважин ЭЦН
Перед разборкой давление в затрубном пространстве снижают, для чего открывают затрубную задвижку. Раскрепляют болты арматуры, разбирают сальник КРБК и устанавливают подъемный патрубок. На подъемном патрубке размещают элеватор и приподнимают пьедестал, оператор снимает клямсы, после чего пьедестал сажают обратно. Оператор с помощником протаскивают кабель
125
через сальник, заряжают ключ на патрубок пьедестала и развинчивают его.
По сигналу оператора пьедестал поднимают и опускают рядом с рабочей площадкой.
Далее кабель протаскивают через ролик и закрепляют на барабане кабеленаматывателя.
Перед подъемом колонны НКТ необходимо вскрыть отверстие в спускном клапане, расположенном над насосом (в противном случае трубы будут подниматься вместе с жидкостью). Для этого во внутреннюю полость НКТ сбрасывают металлический стержень диаметром 35 мм и длиной 650 мм, который ударяет по штуцеру сливного клапана и обламывает его в месте надреза, в результате чего внутренняя полость НКТ соединяется с кольцевым пространством.
Устьевое оборудование нагнетательных скважин разбирается аналогично фонтанной арматуре.
К подготовке скважины к подземному ремонту относится также определение уровня жидкости, места расположения песчаной пробки, длины спущенных труб и аналогичные изменения, позволяющие судить о состоянии скважины.
Уровень жидкости и глубину забоя определяют с помощью лебедки, приводимой в действие вручную или от двигателя автомобиля, на котором она смонтирована. Для измерения применяется желонка, спускаемая в скважину на проволоке под действием собственного веса и веса проволоки. Во время спуска барабан притормаживают, обеспечивая скорость не более 3 м/с. Достижение уровня жидкости или забоя определяют по резкому уменьшению нагрузки и изменению характера вращения барабана.
После этого прекращают сматывать канат с барабана, снимают показания индикатора, регистрирующие вес каната и желонки в жидкости и начинают медленный подъем. Отрыв желонки от уровня жидкости или от забоя определяют либо по резкому изменению показаний индикатора, или — если используют ручную лебедку — по увеличению усилия, прилагаемого к рукоятке.
Подняв желонку, определяют ее вес в воздухе и вес проволоки. Далее вычисляют сумму показаний, характеризующую вес проволоки и желонки, наполовину погруженной в жидкость, после чего спускают желонку вниз, пока индикатор не покажет вычисленное значение. При соответствующей глубине погружения снимают показания счетчика оборотов и находят по ним глубину спуска.
Полученные результаты дублируют, определяя величину погружения при подъеме следующим образом: возможно более точно снимают показания со счетчика и определяют длину проволоки, соответствующую расстоянию от исходного положения желонки до момента появления ближайшей метки — наплавки на проволоке лебедки с ручным приводом или магнитной метки на лебедках агрегатов для исследования скважин,— после этого производят подъем, подсчитывая только число меток, расстояние между которыми равно 100 или 50 м. Складывая первоначально измерен-
126
ную величину с длиной проволоки, поднятой с расчетом меток, вычисляют длину проволоки, спущенной в скважину. При проведении точных расчетов в значение этой длины вводят поправку на ее температурное удлинение под действием собственного веса и веса подвешенного к ней инструмента. Величины поправок при намотке проволок различных диаметров приводятся в инструкциях к лебедкам.
Глубину забоя скважины определяют аналогичным образом, на вместо желонки используют гирьку, глубину спуска которой отмечают по моменту изменения нагрузки без вычисления средних глубин погружения желонки.
Определение длины колонны, труб, спущенных в скважину, вычисляют с помощью вилки — стержня, в нижней части которого расположены две свободно вращающиеся вокруг удерживающей их оси планки. Перед спуском верхние концы планок связывают шпагатом так, чтобы в свободном состоянии планки торчали вверх под углом 45—60° к вертикальной оси.
Вилку опускают в трубы — при этом планки сходятся и их верхние концы свободно скользят по стенкам труб — до тех пор, пока, выйдя из-под башмака колонны, они под действием собственного веса не повернутся вокруг оси и раздвинутся.
При подъеме вилки планки, упираясь в нижний торец труб, препятствуют ее перемещению вверх, что отражается на показаниях индикатора веса. Длина проволоки, смотанной с барабана лебедки, и соответствующее этой длине увеличение усилия определяют глубину спуска труб. Зафиксировав ее величину, увеличивают натяжку проволоки, обрывают шпагат, после чего планки поворачиваются вниз, занимают вертикальное положение и прибор извлекается на поверхность.
Подобные измерения можно проводить через подъемные или промывочные трубы.
Райберовка насосно-компрессорных труб
Эта операция подготовки труб перед спуском их в скважину выполняется для создания на их внутренних поверхностях фасок, обеспечивающих свободный проход при спуске или подъеме приборов, 1скребков, плунжеров и т. п. Трубы обрабатывают специальным инструментом — райбером, представляющим собой коническую фрезу с наклоном образующей конической поверхности к оси в пределах 12—20 °.
Для райберовки труб в промысловых условиях их укладывают в ряд на горизонтальные стойки, после чего обрабатывают торцы труб. При этом райбер может вращаться вручную с помощью коловорота или пневмо- или электроинструмента. Во время обработки ось райбера должна совпадать с осью трубы, в противном случае размер фаски и угол ее наклона будут переменными. При обработке концов труб, на которые навинчены муфты, необходимо принять меры предосторожности по защите ее внутренней резьбо-
127
вой поверхности от случайных повреждений райбером. Для этого целесообразно использовать защитные стаканы из листовой стали толщиной 1—1,5 мм, которые перед райберовкой вставляют в отверстие муфты. В стенке стакана делают два отверстия диаметром 10—15 мм для извлечения его с помощью стержня, продеваемого в них при заклинивании, смятии и т. п.
После обработки труб с двух сторон их следует продуть воздухом или промыть водой для удаления металлической стружки.
Демонтаж и монтаж гидроприводных установок
При эксплуатации скважины штанговым скважинным насосом, приводимым в действие гидравлическим приводом, смонтированным на устье скважины, подземному ремонту должен предшествовать демонтаж установки, а после его окончания — монтаж. Монтажу установки на скважине должен предшествовать спуск колонн насосно-компрессорных труб, штанг и насоса.
Монтируют и демонтируют установку с помощью агрегата подземного ремонта с грузоподъемностью, обеспечивающей подъем установки вместе с колоннами штанг, насосно-компрессорных труб и жидкостью, содержащейся в них, или с помощью автокрана, грузоподъемная сила которого должна соответствовать лишь весу наземной части установки. При работе с агрегатом подземного ремонта монтаж-демонтаж выполняется бригадой ПРС.
Рассмотрим последовательность операций при работе с помощью агрегата подземного ремонта: после доставки на скважину к установке, лежащей на транспортном средстве, присоединяют монтажную тележку. Она крепится к нижнему фланцу установки.
Перед монтажом установка 5 должна быть расположена относительно устья скважины в соответствии со схемой (рис. IV.4, а). Монтажная тележка 7, прикрепленная к установке, соединяется тросом с вспомогательной лебедкой 8, (установленной на транспортном средстве 6. (В качестве вспомогательной лебедки может быть использована лебедка автомобиля высокой проходимости.) Элеватором ЭГ 2, подвешенным на крюке талевой системы 1 подъемника, захватывают «грибок» 3, расположенный в верхней части установки. (Вместо элеватора можно использовать специальное
монтажное приспособление, захватывающее установку внизу или в средней части.) Поднимать элеватор следует на минимальной скорости, одновременно сматывая трос с барабана вспомогательной лебедки (рис. IV.4, б). Установка в это время одним (концом висит на крюке, а другим опирается на монтажную тележку, катящуюся по направляющим рамы транспортного средства.
После подъема установки в вертикальное положение монтажную тележку отсоединяют от нижнего фланца и (рис. IV.4, в). Муфту 12 штанги с устьевым штоком 10 соединяют при помощи переводника 11 (рис. IV.4, г). Во время свинчивания вручную ко-, лонна насосно-компрессорных труб 14 опирается на элеватор 15,
128
Рис. IV.4. Технология монтажа-демонтажа гидроприводной установки на устье
скважины
а муфта 12 штанги — на штанговый элеватор 13. Для установки ключей при свинчивании следует использовать лыски на устьевом штоке установки, переводнике и квадрате штанги.
После свинчивания установку вместе с колонной штанг приподнимают вверх, штанговый элеватор убирают и опускают установку до соприкосновения переводника устьевой трубы с муфтой колонны насосно-компрессорных труб.
Колонну насосно-компрессорных труб с устьевой трубой (рис. IV.4, д) свинчивают также вручную при помощи цепного
129
ключа, установленного на переводнике 9, одновременно стопорят насосно-компрессорную трубу 14, опертую на элеватор.
После свинчивания резьбового соединения установку вместе с колонной труб поднимают, освобождают элеватор, проверяют состояние уплотнения на торце переходного фланца 16 и опускают вниз для стыковки фланцев (рис. IV.4, е).Затем соединяют гибким шлангом 17 муфту устьевой трубы с промысловым коллектором, а кабель электродвигателя подключают к станции управления.
После общего осмотра установки и проверки заполнения ее бака рабочей жидкостью необходима регулировка основных гидравлических аппаратов, лишь тогда привод может быть включен