Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ледней штанги, если ее оборудуют трубным насосом, заливают водой, после этого сажают плунжер в цилиндр насоса и, заловив узел всасывающего клапана, срывают его с седла. Поток жидкости промывает штанги, трубы, детали насоса — плунжер, цилиндр посадочное седло, после этого узел клапана сажают на седло, отсоединяют плунжер и заполняют скважину водой.
После спуска колонны штанг вместе со вставным насосом его сажают на посадочное гнездо, полость насосных труб заполняют водой и затем срывают насос с посадочного гнезда. Вода из труб устремляется вниз, промывая колонну штанг и труб, после чего насос повторно сажают на место и заполняют трубы водой.
Выполнив посадку, приступают к установке плунжера в цилиндре скважинного насоса.
Плунжер в цилиндре насоса устанавливают таким образом, чтобы при нижнем положении головки балансира станка-качалки нижний конец плунжера был удален от верхней точки узла приемного клапана на строго определенную для данной марки насоса и глубины спуска величину. Устанавливают плунжер сле-
149
дующим образом: вместо устьевого штока навинчивают штангу,
Плавно перемещают ее вверх-вниз, определяя нижнее положение,
При котором происходит посадка плунжера на всасывающий клапан. Это положение отмечают на штанге, после чего колонну поднимают, последнюю штангу отвинчивают, измеряют расстояние от метки до муфты и подбирают с помощью укороченных штанг длину, при которой устьевой шток имел бы аналогичные габариты. Длину штанг наиболее удобно подбирать с использованием цангового захвата. Последний крепится к устьевому штоку, захватывает штангу, отпиленную на необходимую длину, исключая при этом длительный подбор укороченных штанг.
После сборки устьевого оборудования и соединения устьевого штока с канатной подвеской включают станок-качалку. Окончательно правильность положения плунжера в цилиндре определяют с помощью динамографа в процессе эксплуатации. При необходимости положение устьевого штока относительно траверсы подвески изменяют.
При ремонте скважин, оборудованных трубными насосами, на скважине приходится заменять узлы клапанов. Для извлечения
седла и шарика необходимо отвернуть клетку, пользуясь специальным ключом-«звездочкой». Применение каких-либо металлических предметов для ее захвата не допускается, так как может привести к порче ребер клетки.
Изменение глубины подвески ШСН
Глубину подвески скважинного насоса изменяют по геологическим, технологическим причинам, определяющим условия эксплуатации скважин, и, как правило, увеличивают или уменьшают
от нескольких метров до нескольких десятком метров.
При увеличении глубины подвески предварительно извлекают
колонну штанг вместе с плунжером (если насос трубный) или с
насосом (если насос вставной), далее разбирают планшайбу и в
скважину спускают необходимое число труб. Тип спускаемых труб,
их резьба, марка стали должны быть идентичны с находившимися
в скважине.
После спуска последней трубы монтируют планшайбу и начинают спускать колонну штанг. Штанги спускают в порядке, обрат-
ном последовательности их извлечения, после чего начинают наращивание дополнительного числа штанг. При достижении плунжером (насосом) требуемой глубины устанавливают его правильное положение относительно цилиндра.
При уменьшении глубины подвески, как и при ее увеличении,
вначале полностью извлекают колонну штанг вместе с плунжером
(насосом) и потом поднимают колонну НКТ, пока не укоротят ее
длину на намеченное число труб. После этого колонну НКТ сажают на планшайбу и спускают необходимое число штанг.
Положение плунжера (насоса) относительно цилиндра регулируют так же, как было описано ранее.
150
Особые работы, проводимые на скважине, оборудованной ШНС
Подъем труб с жидкостью. При нормальном ходе работ подъему колонны труб предшествует подъем колонны штанг вместе с плунжером трубного насоса или всего насоса, если используют вставной насос.
В первом случае одновременно с подъемом плунжера удаляют узел всасывающего клапана, во втором — насос в сборе. В результате этого жидкость, заполнявшая внутреннюю полость НК.Т, при
их подъеме вытекает в скважину.
При использовании трубного насоса в результате заклинивания плунжера в цилиндре или невозможности срыва конуса всасывающего клапана с посадочной муфты приходится поднимать колонну труб с жидкостью. Аналогичная ситуация может возникнуть и при невозможности извлечения вставного насоса. В подобных случаях разбирают оборудование устья, после чего круговым штанговым ключом захватывают верхнюю штангу и, вращая против часовой стрелки, отвинчивают ее. Отвинчивание резьбового соединения может произойти на любой глубине, после чего отвинченную часть колонны поднимают, а затем приступают к подъему труб. После отвинчивания очередной трубы жидкость, заполнявшая ее, вытекает.
Для предотвращения загрязнения рабочих и площадки применяют приспособление, состоящее из двух шарнирно соединенных половин трубы, которые устанавливают вокруг муфты перед подъемом отвинченной трубы.
После появления колонны штанг, оставшейся в трубах, опять, используя круговой ключ, отвинчивают штанги, извлекают их из скважины и продолжают подъем труб. Этот процесс повторяют до тех пор, пока вся колонна штанг и труб не будет поднята на поверхность.
Ликвидация заклинивания плунжера. Работам по ликвидации заклинивания предшествует подготовка устья скважины, аналогичная подготовке перед подъемом колонны штанг.
Захватив колонну штанг элеватором, его плавно поднимают, подтягивают, чередуя уменьшение и увеличение нагрузки. Если удается извлечь плунжер из цилиндра трубного насоса, то многократно повторяют посадку его в цилиндр и полный выход. При этом пластовая жидкость, заполняющая трубы, устремляется вниз, промывая плунжер и цилиндр насоса. Для обеспечения перетока жидкости при использовании трехклапанного насоса всасывающий клапан предварительно «ловят».
После выполнения этих операций убеждаются в свободном без заедания перемещении плунжера в цилиндре. Затем его опускают до нижнего положения.
После заполнения скважины водой повторяют процессы про-
151
мывки плунжера и цилиндра, периодически полностью извлеки
его из цилиндра.
Завершив промывку, сажают всасывающий клапан в гнезде заливают насосные трубы водой, собирают устьевое оборудования скважины, включают станок-качалку и убеждаются в нормальной подаче насоса.
Если плунжер не удается извлечь из цилиндра путем расхаживания, приходится поднимать колонну труб, как было описано выше.
Для предотвращения заклинивания плунжера необходимо использовать правильно подобранные трубы для каждого условного размера, не допускать загрязнения штанг перед спуском их в скважину: при использовании остеклованных труб — применять защитные приспособления, не позволяющие попадать в зазор «плунжер-цилиндр» осколкам стекла.
При заклинивании плунжера вставного насоса в том случае, если расхаживание его не удается произвести с усилием меньше того, при котором он выходит из замковой пружины, насос вместе с колонной извлекают на поверхность. В скважину производят спуск новый насос, а заклинивший насос отправляют в ремонтные мастерские.
Ликвидация обрыва или отвинчивания штанг. Обрыв колонны штанг определяют по изменению режима работы станка-качалки. По его динамограмме можно ориентировочно определить глубину, на которой произошел обрыв. Для его ликвидации устье скважины готовят так же, как для проведения подземного ремонта.
Вначале извлекают верхнюю часть оборванной колонны, после этого в насосные трубы спускают шлипс — ловильный инструмент для захвата тела оборванной штанги. После подъема колонны оборванную штангу отвинчивают и на ее место ставят штангу того же диаметра и той же марки стали, что используется в колонне. Обычно эту штангу берут из запаса (2—3 штанги), который должен находиться на мостках у скважины.
При отвинчивании штанги предварительно извлекают верхнюю часть колонны, после чего в насосные трубы спускают штанговый ловитель для захвата штанги и извлекают нижнюю часть колонны на поверхность. Если отвинчивание произошло в нижней части колонны, то ее извлекают на поверхность всю.
Если резьба отвинтившихся штанг имеет дефекты, то обе они заменяются новыми.
Участившиеся обрывы колонны штанг свидетельствуют о неправильном выборе ее конструкции, плохом режиме работы или ее износе. При этом должна быть устранена первоначальная причина, вызывающая повышение аварийности. Для уменьшения числа отвинчиваний резьбовых соединений штанг основным способом является использование при свинчивании механических ключей, обеспечивающих стабильный крутящий момент, и штанговращателей.
152
§ 5. РЕМОНТ СКВАЖИН, ОБОРУДОВАННЫХ ПОГРУЖНЫМИ ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ ЭЛЕКТРОНАСОСАМИ
Перед спуском в скважину погружного агрегата или перед его подъемом устье скважины и площадку вокруг нее готовят к подземному ремонту (см. § 1 гл.IV).
В состав вахты, выполняющей работы по подъему или спуску погружного электроцентробежного насоса, может вводиться дополнительно еще один рабочий, управляющий кабеленаматывателем. Для выполнения операций, связанных с обслуживанием агрегата перед его спуском в скважину, привлекают дополнительный специально обученный персонал.
Перед спуском погружного агрегата в скважину проверяют состояние экспуатационной колонны на глубине, превышающей глубину спуска агрегата не менее чем на 100 м, шаблоном длиной не менее 10 м и диаметром, превышающим на 4 мм максимальный диаметральный габарит погружного агрегата.
Перед спуском в скважину погружной агрегат собирают у устья — соединяют двигатель с гидрозащитой и насосом. Для этого на компенсатор надевают монтажный хомут, поднимают с мостков и спускают в скважину до посадки хомута на фланец эксплуатационной колонны, после чего снимают защитную крышку вала. Надевают хомут на двигатель, поднимают его над устьем и, сняв защитную крышку, соединяют с компенсатором. Затем вывинчивают пробку на три—четыре оборота, открывают перепускной клапан двигателя и ввинчивают пробку обратно.
Приподняв собранные узлы, снимают монтажный хомут с компенсатора и плавно сажают монтажный хомут двигателя на фланец эксплуатационной колонны.
Сняв крышку с кабельного ввода двигателя, промывают контакты обезвоженным трансформаторным маслом и проверяют сопротивление изоляции двигателя и кабеля.
Для заполнения двигателя маслом ввинчивают штуцер масло-насоса и закачивают масло до перелива его через отверстие кабельного ввода. Соединив муфту кабеля с колодкой токоввода, устанавливают крышку, открывают перепускной клапан и испытывают герметичность кабельного ввода и соединения двигателя с компенсатором опрессовкой давлением 0,1 МПа в течение 5 мин. После опрессовки с двигателя снимают верхнюю крышку, проверяют с помощью шлицевого ключа легкость вращения вала двигателя.
На протектор надевают монтажный хомут, поднимают его над устьем скважины и после проверки легкости вращения соединяют
После спуска колонны штанг вместе со вставным насосом его сажают на посадочное гнездо, полость насосных труб заполняют водой и затем срывают насос с посадочного гнезда. Вода из труб устремляется вниз, промывая колонну штанг и труб, после чего насос повторно сажают на место и заполняют трубы водой.
Выполнив посадку, приступают к установке плунжера в цилиндре скважинного насоса.
Плунжер в цилиндре насоса устанавливают таким образом, чтобы при нижнем положении головки балансира станка-качалки нижний конец плунжера был удален от верхней точки узла приемного клапана на строго определенную для данной марки насоса и глубины спуска величину. Устанавливают плунжер сле-
149
дующим образом: вместо устьевого штока навинчивают штангу,
Плавно перемещают ее вверх-вниз, определяя нижнее положение,
При котором происходит посадка плунжера на всасывающий клапан. Это положение отмечают на штанге, после чего колонну поднимают, последнюю штангу отвинчивают, измеряют расстояние от метки до муфты и подбирают с помощью укороченных штанг длину, при которой устьевой шток имел бы аналогичные габариты. Длину штанг наиболее удобно подбирать с использованием цангового захвата. Последний крепится к устьевому штоку, захватывает штангу, отпиленную на необходимую длину, исключая при этом длительный подбор укороченных штанг.
После сборки устьевого оборудования и соединения устьевого штока с канатной подвеской включают станок-качалку. Окончательно правильность положения плунжера в цилиндре определяют с помощью динамографа в процессе эксплуатации. При необходимости положение устьевого штока относительно траверсы подвески изменяют.
При ремонте скважин, оборудованных трубными насосами, на скважине приходится заменять узлы клапанов. Для извлечения
седла и шарика необходимо отвернуть клетку, пользуясь специальным ключом-«звездочкой». Применение каких-либо металлических предметов для ее захвата не допускается, так как может привести к порче ребер клетки.
Изменение глубины подвески ШСН
Глубину подвески скважинного насоса изменяют по геологическим, технологическим причинам, определяющим условия эксплуатации скважин, и, как правило, увеличивают или уменьшают
от нескольких метров до нескольких десятком метров.
При увеличении глубины подвески предварительно извлекают
колонну штанг вместе с плунжером (если насос трубный) или с
насосом (если насос вставной), далее разбирают планшайбу и в
скважину спускают необходимое число труб. Тип спускаемых труб,
их резьба, марка стали должны быть идентичны с находившимися
в скважине.
После спуска последней трубы монтируют планшайбу и начинают спускать колонну штанг. Штанги спускают в порядке, обрат-
ном последовательности их извлечения, после чего начинают наращивание дополнительного числа штанг. При достижении плунжером (насосом) требуемой глубины устанавливают его правильное положение относительно цилиндра.
При уменьшении глубины подвески, как и при ее увеличении,
вначале полностью извлекают колонну штанг вместе с плунжером
(насосом) и потом поднимают колонну НКТ, пока не укоротят ее
длину на намеченное число труб. После этого колонну НКТ сажают на планшайбу и спускают необходимое число штанг.
Положение плунжера (насоса) относительно цилиндра регулируют так же, как было описано ранее.
150
Особые работы, проводимые на скважине, оборудованной ШНС
Подъем труб с жидкостью. При нормальном ходе работ подъему колонны труб предшествует подъем колонны штанг вместе с плунжером трубного насоса или всего насоса, если используют вставной насос.
В первом случае одновременно с подъемом плунжера удаляют узел всасывающего клапана, во втором — насос в сборе. В результате этого жидкость, заполнявшая внутреннюю полость НК.Т, при
их подъеме вытекает в скважину.
При использовании трубного насоса в результате заклинивания плунжера в цилиндре или невозможности срыва конуса всасывающего клапана с посадочной муфты приходится поднимать колонну труб с жидкостью. Аналогичная ситуация может возникнуть и при невозможности извлечения вставного насоса. В подобных случаях разбирают оборудование устья, после чего круговым штанговым ключом захватывают верхнюю штангу и, вращая против часовой стрелки, отвинчивают ее. Отвинчивание резьбового соединения может произойти на любой глубине, после чего отвинченную часть колонны поднимают, а затем приступают к подъему труб. После отвинчивания очередной трубы жидкость, заполнявшая ее, вытекает.
Для предотвращения загрязнения рабочих и площадки применяют приспособление, состоящее из двух шарнирно соединенных половин трубы, которые устанавливают вокруг муфты перед подъемом отвинченной трубы.
После появления колонны штанг, оставшейся в трубах, опять, используя круговой ключ, отвинчивают штанги, извлекают их из скважины и продолжают подъем труб. Этот процесс повторяют до тех пор, пока вся колонна штанг и труб не будет поднята на поверхность.
Ликвидация заклинивания плунжера. Работам по ликвидации заклинивания предшествует подготовка устья скважины, аналогичная подготовке перед подъемом колонны штанг.
Захватив колонну штанг элеватором, его плавно поднимают, подтягивают, чередуя уменьшение и увеличение нагрузки. Если удается извлечь плунжер из цилиндра трубного насоса, то многократно повторяют посадку его в цилиндр и полный выход. При этом пластовая жидкость, заполняющая трубы, устремляется вниз, промывая плунжер и цилиндр насоса. Для обеспечения перетока жидкости при использовании трехклапанного насоса всасывающий клапан предварительно «ловят».
После выполнения этих операций убеждаются в свободном без заедания перемещении плунжера в цилиндре. Затем его опускают до нижнего положения.
После заполнения скважины водой повторяют процессы про-
151
мывки плунжера и цилиндра, периодически полностью извлеки
его из цилиндра.
Завершив промывку, сажают всасывающий клапан в гнезде заливают насосные трубы водой, собирают устьевое оборудования скважины, включают станок-качалку и убеждаются в нормальной подаче насоса.
Если плунжер не удается извлечь из цилиндра путем расхаживания, приходится поднимать колонну труб, как было описано выше.
Для предотвращения заклинивания плунжера необходимо использовать правильно подобранные трубы для каждого условного размера, не допускать загрязнения штанг перед спуском их в скважину: при использовании остеклованных труб — применять защитные приспособления, не позволяющие попадать в зазор «плунжер-цилиндр» осколкам стекла.
При заклинивании плунжера вставного насоса в том случае, если расхаживание его не удается произвести с усилием меньше того, при котором он выходит из замковой пружины, насос вместе с колонной извлекают на поверхность. В скважину производят спуск новый насос, а заклинивший насос отправляют в ремонтные мастерские.
Ликвидация обрыва или отвинчивания штанг. Обрыв колонны штанг определяют по изменению режима работы станка-качалки. По его динамограмме можно ориентировочно определить глубину, на которой произошел обрыв. Для его ликвидации устье скважины готовят так же, как для проведения подземного ремонта.
Вначале извлекают верхнюю часть оборванной колонны, после этого в насосные трубы спускают шлипс — ловильный инструмент для захвата тела оборванной штанги. После подъема колонны оборванную штангу отвинчивают и на ее место ставят штангу того же диаметра и той же марки стали, что используется в колонне. Обычно эту штангу берут из запаса (2—3 штанги), который должен находиться на мостках у скважины.
При отвинчивании штанги предварительно извлекают верхнюю часть колонны, после чего в насосные трубы спускают штанговый ловитель для захвата штанги и извлекают нижнюю часть колонны на поверхность. Если отвинчивание произошло в нижней части колонны, то ее извлекают на поверхность всю.
Если резьба отвинтившихся штанг имеет дефекты, то обе они заменяются новыми.
Участившиеся обрывы колонны штанг свидетельствуют о неправильном выборе ее конструкции, плохом режиме работы или ее износе. При этом должна быть устранена первоначальная причина, вызывающая повышение аварийности. Для уменьшения числа отвинчиваний резьбовых соединений штанг основным способом является использование при свинчивании механических ключей, обеспечивающих стабильный крутящий момент, и штанговращателей.
152
§ 5. РЕМОНТ СКВАЖИН, ОБОРУДОВАННЫХ ПОГРУЖНЫМИ ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ ЭЛЕКТРОНАСОСАМИ
Перед спуском в скважину погружного агрегата или перед его подъемом устье скважины и площадку вокруг нее готовят к подземному ремонту (см. § 1 гл.IV).
В состав вахты, выполняющей работы по подъему или спуску погружного электроцентробежного насоса, может вводиться дополнительно еще один рабочий, управляющий кабеленаматывателем. Для выполнения операций, связанных с обслуживанием агрегата перед его спуском в скважину, привлекают дополнительный специально обученный персонал.
Перед спуском погружного агрегата в скважину проверяют состояние экспуатационной колонны на глубине, превышающей глубину спуска агрегата не менее чем на 100 м, шаблоном длиной не менее 10 м и диаметром, превышающим на 4 мм максимальный диаметральный габарит погружного агрегата.
Перед спуском в скважину погружной агрегат собирают у устья — соединяют двигатель с гидрозащитой и насосом. Для этого на компенсатор надевают монтажный хомут, поднимают с мостков и спускают в скважину до посадки хомута на фланец эксплуатационной колонны, после чего снимают защитную крышку вала. Надевают хомут на двигатель, поднимают его над устьем и, сняв защитную крышку, соединяют с компенсатором. Затем вывинчивают пробку на три—четыре оборота, открывают перепускной клапан двигателя и ввинчивают пробку обратно.
Приподняв собранные узлы, снимают монтажный хомут с компенсатора и плавно сажают монтажный хомут двигателя на фланец эксплуатационной колонны.
Сняв крышку с кабельного ввода двигателя, промывают контакты обезвоженным трансформаторным маслом и проверяют сопротивление изоляции двигателя и кабеля.
Для заполнения двигателя маслом ввинчивают штуцер масло-насоса и закачивают масло до перелива его через отверстие кабельного ввода. Соединив муфту кабеля с колодкой токоввода, устанавливают крышку, открывают перепускной клапан и испытывают герметичность кабельного ввода и соединения двигателя с компенсатором опрессовкой давлением 0,1 МПа в течение 5 мин. После опрессовки с двигателя снимают верхнюю крышку, проверяют с помощью шлицевого ключа легкость вращения вала двигателя.
На протектор надевают монтажный хомут, поднимают его над устьем скважины и после проверки легкости вращения соединяют