Файл: Основные сведения о разработке нефтяных и газовых залежей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
валы шлицевой муфтой и корпус двигателя и протектора.

Через клапан в головке двигателя закачивают трансформатор­ное масло до появления его в отверстии под пробкой, ввинчивают в отверстие манометр и опрессовывают фланцевое соединение про­тектора с двигателем. После опрессовки давление снижают, мано­метр вывинчивают, а верхнюю крышку протектора снимают.

153

Насос поднимают над устьем скважины, снимают защитную крышку и, проверив легкость вращения валов насоса и протектора, соединяют их валы шлицевой муфтой и затем их фланцы. После этого собранный агрегат приподнимают, вывинтив пробку из ком­пенсатора, открывают перепускной клапан и ввинчивают пробку.

Для определения правильности присоединения кабеля к дви­гателю кратковременно включают его и маркируют жилы верх­него конца кабеля.

Далее погружной агрегат соединяют с трубой, над которой монтируют спускной клапан, и приступают к спуску колонны НКТ одновременно с кабелем.

Технология спуска колонны труб аналогична технологии при обычном подземном ремонте, но при этом параллельно спускают кабель и крепят к колонне с помощью металлических хомутов с пряжкой.

Процесс спуска одной трубы состоит из следующих операций: подачи штропов к элеватору, установленному на трубе, лежа­щей на мостках;

подъема трубы с мостков;

посадки очередной трубы в муфту колонны;

свинчивания резьбового соединения;

снятия элеватора с колонны труб и крепления кабеля клямса-ми;

спуска колонны труб в скважину и посадки загруженного эле­ватора.

Рассмотрим более подробно две последние операции, отличаю­щиеся от описанных ранее.

После снятия трубных ключей оператор дает сигнал на подъем, отцепляет крючок от кабеля и подходит к устью скважины. Ма­шинист приподнимает трубы на 0,25 м, оператор с помощником снимают элеватор, переносят его к мосткам и надевают на очеред­ную трубу. Возвратившись к устью, помощник берет две клямсы и устанавливает одну выше, а вторую, ниже на 20—30 см муфты, одновременно прижимая кабель с клямсой к трубе. После закреп­ления кабеля оператор дает сигнал машинисту на спуск колонны труб. Машинист выполняет его со скоростью не более 0,25 м/с.
Одновременно оператор на пульте управления включает кабеле-наматыватель на спуск.

После посадки колонны труб на элеватор оператор выключает кабеленаматыватель, помощник, во время спуска колонны очищав­ший и смазывавший резьбу очередной трубы, лежащей на мостках, зацепляет кабель за крючок. Вместе с помощником оператор вы­нимает предохранительные шпильки из отверстий и выводит штро-пы из проушин.

На этом цикл спуска одной трубы завершается.

После спуска всей колонны НКТ вместе с кабелем выполняют заключительные работы:

навинчивают пьедестал на колонну труб;

сажают пьедестал на фланец эксплуатационной колонны;

154

набивают сальник, крепят пьедестал и снимают подъемный

патрубок;

устанавливают арматуру устья и проверяют состояние задви­жек;

подключают ЭЦН к блоку управления, опускают его и ожидают

подачу насоса.

Извлекают агрегат из скважины в обратном порядке. Прежде чем приступить к работам, отключают установку, отсоединяют ка­бель. Подготовка устья скважины к демонтажу насоса описана в

§ 2 гл. IV.

Поднимают агрегат со скоростью не более 0,25 м/с. По мере подъема колонны кабель освобождается от хомутов и равномерно навивается на верхнюю часть барабана. При этом не допускают­ся касание кабелем земли, резкие перегибы и удары металлически­ми предметами по броне.

Извлекают из скважины погружной агрегат с помощью монтаж­ных хомутов — сначала насос, потом протектор, двигатель, ком­пенсатор. После разборки фланцевых соединений отдельных узлов их закрывают транспортными крышками.

В процессе эксплуатации скважины, оборудованной ЭЦН, те­кущие ремонты, связанные с чисткой и промывкой песчаных про­бок, удалением отложений парафина и солей, проводят, как на обычных скважинах.

К специфическим относятся аварийно-ремонтные работы, кото­рые приходится; выполнять при падении на забой скважины пог­ружной установки с кабелем в результате нарушения резьбового соединения труб. При этом оборванный конец кабеля может рас­полагаться различным образом относительно разрушенного резь­бового соединения или трубы и, как правило, усложнять ловильные работы.

В процессе подъема погружного агрегата может произойти его
заклинивание, обусловленное изменением толщины стенки эксплу­атационной колонны или попаданием в скважину посторонних предметов. Наконец, в результате нарушения правил работы с ин­струментами кабель может разрушиться у устья.

Монтировать и демонтировать наземное электрооборудование погружных электроцентробежных и винтовых насосов, осматривать, ремонтировать и налаживать его должен электротехнический пер­сонал. Операторам, мастерам разрешается только их пуск или ос­тановка.

Запрещается подвешивать кабельный ролик на пеньковой ве­ревке— он должен быть укреплен с помощью хомута. Запрещает­ся прикасаться к кабелю при опробовании электродвигателя пог­ружного агрегата на устье скважины.

Намотка и размотка кабеля на барабан должны быть механи­зированы. Запрещается транспортировка кабеля без барабана.

155


§ 6. ЧИСТКА И ПРОМЫВКА ПЕСЧАНЫХ И ГИДРАТНЫХ ПРОБОК
Выбор оборудования и технологии очистки пробок обусловлен типом пробки, местом ее расположения, состоянием эксплуатаци­онной колонны (степенью ее герметичности и износа), пластовым

давлением.

Технологию очистки пробок выбирают таким образом, чтобы, с одной стороны, ее удалить, а с другой — свести к минимуму ухуд­шение гидродинамических свойств пласта, например, в результате попадания в него технологических жидкостей, используемых для промывки.

Образующиеся в процессе эксплуатации скважины песчаные пробки были подробно рассмотрены в гл. I. Они бывают забойны­ми, образующимися на забое скважины, и патронными, распола­гающимися в средней и верхней части колонны. Пробки бывают рыхлыми и плотными.

Существуют два основных метода очистки скважин — удаление песчаных пробок желонками и промывкой. В первом случае в колонну труб на канате последовательно опускают и поднимают же­лонку — цилиндрическую емкость, снабженную каналами и рядом устройств для захвата материала пробки, например песка, подъе­ма его на поверхность и быстрого опорожнения. Во втором случае в засоренные подъемные трубы или эксплуа­тационную колонну спускают колонну промывочных труб и спе­циальными промывочными насосами создают циркуляцию жидко­сти для размывания пробки и выноса составляющих ее материа­лов на поверхность.

Необходимо иметь в виду, что при образовании песчаной проб­ки в случае полного прекращения подачи пластовой жидкости дав­ление в нижней части колонны увеличивается и в процессе удале­ния пробки может произойти выброс части пробки, нефти, а иногда и оборудования, спущенного в скважину. Поэтому при удалении пробки следует строго выполнять правила техники безопасности.

Рассмотрим подробно каждый из указанных методов.
Удаление песчаных пробок желонками
Преимущества этого метода — простота применяемого оборудования и процесса очистки, исключение проникновения в приза-бойную зону пласта технологических жидкостей; возможность очи­стки скважин с негерметичными эксплуатационными колоннами.

Недостатки метода: длительность процесса; возможность про­тирания эксплуатационной колонны; возможность обрыва каната, на котором спускается инструмент; загрязнение территории вок­руг устья скважины извлеченным материалом пробки; невозмож­ность чистки желонкой колонн, имеющих смятия или сломы.


При очистке желонкой скважины она должна быть оборудована подъемником, колонна подъемных труб должна быть поднята
156

и уложена на мостки; рядом с устьем скважины установлен от-

обойный ящик для сбора материала пробки.

Диаметр желонки выбирается исходя из диаметра колонны, в которой образовалась пробка.
Диаметр труб, мм 114 127 140 146 168 и более

Диаметр желонки, мм .... 73 89 89 89 114
В зависимости от характера пробки используют следующие типы желонок: для рыхлых пробок — простые, при плотных — поршневые, в специальных случаях — автоматические.

Простую желонку подвешивают на тартальном канате

диаметром 16 или 19,5 мм при оснастке талевой системы «на прямую». В процессе работ следует систематически проверять надеж­ность крепления каната к желонке и состояние каната.

Длина каната, намотанного на барабан лебедки, должна быть такой, чтобы при самом нижнем положении желонки в скважине на барабане оставалось бы не менее одного ряда каната.

Простая желонка представляет собой трубу диаметром 73— 114 мм и длиной 8—12 м с тарельчатым или шариковым клапаном на нижнем конце и дужкой для крепления каната на верхнем кон­це. Хотя желонки подобной конструкции малоэффективны, но из-за простоты конструкции их часто применяют на промыслах.

В процессе работы желонку опускают на канате со средней скоростью. За 10—15 м до пробки скорость увеличивают и желон­ка врезается в пробку, клапан в нижней части открывается и пе­сок вместе с жидкостью заполняет ее внутренний объем. Для на­дежного закрытия клапана желонку отрывают от забоя на макси­мальной скорости подъема.

Подняв желонку из скважины, ее с помощью крючка отводят от устья к отбойному ящику, в дне которого укреплен стержень. Установленный на стержне клапан открывается, и песок вместе с жидкостью стекает в ящик.

Освобожденную желонку опускают в скважину и повторяют процесс ее заполнения.

Поршневые желонки (рис. 1У.9) отличаются от прос­тых наличием в них поршня, установленного на штоке, свободно проходящем через верхнюю крышку корпуса. Шток поршня дол­жен быть достаточно массивным, чтобы обеспечивать его движение вниз относительно корпуса желонки при провисании каната. Для амортизации удара на шток надеты две пружины — одна снаружи, другая внутри корпуса.

Для обеспечения перетока жидкости из подпоршневой полости в надпоршневую в поршне имеется ряд осевых каналов