Файл: Гордеевой Дарьи Алексеевны Вид работы Выпускная квалификационная работа бакалавра пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Положения, регулирующие договорные отношения в рамках статьи 39 Закона, действуют с 01.01.2011 г.
Перечень нормативных правовых актов, которые применяются для регулирования отношений в сфере ОМС, состоит из следующих нормативно-правовых актов.
Основой правового регулирования отношений в сфере ОМС является Конституция РФ. В Конституции прямо не содержится понятие «обязательное медицинское страхование», также нет прямых указаний на такой институт. Однако согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, причем медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также охрану жизни и здоровья человека.
Таким образом, Конституция РФ закрепляет основы для создания такого института, как ОМС, целью которого является, прежде всего, создание условий для обеспечения реализации права каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Сам законодательный массив состоит, прежде всего, из законодательных актов, регулирующих вопросы охраны здоровья и ОМС, в частности:
1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» входит в круг законодательных актов, регулирующих вопросы ОМС.
2. Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Включение данного Закона в перечень источников законодательства об ОМС не случайно. Законодатель закрепляет позицию, что ОМС выступает в качестве особого вида социального страхования, тем самым выделив его из аналогичных видов личного страхования в целом.
3. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере ОМС, является Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Именно он определяет правовой статус участников ОМС, включая права и обязанности участников ОМС, принципы осуществления ОМС и т.д.
4. Другие федеральные законы, которые непосредственно затрагивают отношения, связанные с ОМС – это, прежде всего, вопросы оказания медицинской помощи, финансовой системы медицинских учреждений и ОМС, бюджетной системы Российской Федерации, законодательства в сфере налогов и сборов в части отчислений в фонды медицинского страхования, а также законодательные акты в сфере страхования, положения ГК РФ о страховании, о договорах, об обязательствах.
5. Законы субъектов Российской Федерации. В качестве источников регулирования ОМС могут выступать и законы субъектов Российской Федерации. Отношения по поводу ОМС относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, могут регулироваться не только федеральными, но и региональными законами. Однако такие законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ. В случае наличия такого противоречия должны применяться положения федерального закона.
6. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В данном случае законодатель подразумевает, прежде всего, подзаконные нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения всеми участниками ОМС.14
Важнейшими нормативно-правовыми актами по своей практической значимости для регулирования ОМС после Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются:
-
Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
2. Подзаконные нормативные правовые акты должны быть приняты в строгой согласованности с федеральным законодательством. В части, противоречащей федеральному закону, такие акты не подлежат применению. Потому в случае, если есть противоречие (коллизия) между нормами федерального законодательства или федеральных подзаконных нормативных правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, применяются нормы, содержащиеся в федеральных нормативно-правовых актах.
Стоит обратить внимание на то, что к подзаконным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации не относятся нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (муниципальных органов власти), так как эти органы не входят в систему органов государственной власти и не уполномочены издавать нормативно-правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если это прямо не указано в федеральном законе. Между тем в соответствии со ст. 12, 130-133 Конституции РФ такие органы самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к ведению местных (муниципальных) органов власти, а также самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью. В собственности муниципальных органов власти могут находиться и медицинские учреждения, являющиеся участниками ОМС. Однако это не означает, что при управлении такой собственностью органы местной власти могут устанавливать и изменять правовой статус участников ОМС, порядок оказания медицинской помощи в рамках ОМС и т.д.15
Данный подход, имеет своей целью, очевидно, унифицировать регулирование ОМС и добиться максимального единообразия в правовом регулировании ОМС на всей территории Российской Федерации.
Необходимо также заострить внимание на том факте, что письма, указания, рекомендации федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации также не относятся к подзаконным нормативно-правовым актам. Так, письмо ОМС или рекомендация ОМС не могут быть основой для принятия значимого решения, и не будут рассматриваться в качестве нормативно-правового акта в спорной ситуации в арбитражном суде.
Таким образом, основой законодательства об ОМС является Конституция РФ, а регулирующая ОМС нормативно-правовая база включает в себя законодательные акты Российской Федерации (федеральные) и субъектов Российской Федерации (региональные), а также систему подзаконных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, применяются правила международного договора.
Для договоров, которые устанавливают иные, чем федеральное законодательство, правила, а также затрагивают права и свободы человека и гражданина, такое согласие дается в форме ратификации договора путем принятия соответствующего федерального закона.
Следовательно, перед тем как применить положения того или иного международного договора, следует убедиться, что договор ратифицирован полностью или в той части, нормы-правила которой будут применяться. В противном случае правила нератифицированного договора или части договора не влекут за собой никаких правовых последствий.
Таким образом, международные соглашения в случае признания их обязательности со стороны Российской Федерации включаются в состав нормативно-правовой базы, регулирующей основы ОМС. В настоящий момент международными соглашениями определяются общие основы-принципы, на которых базируется ОМС, или особенности предоставления медицинской помощи гражданам иностранных государств за счет средств ОМС.
2 Особенности обязательного медицинского страхования
в Российской Федерации
2.1 Содержание обязательного медицинского страхования
в Российской Федерации
Основные принципы ОМС закреплены в статье 4 Федерального закона № 326-ФЗ, в числе которых:
– обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медпомощи при наступлении страхового случая;
– устойчивость финансовой системы ОМС;
– обязательность уплаты страхователями страховых взносов на ОМС;
– государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС;
– создание условий для обеспечения доступности и качества медпомощи;
– равноправие представительства субъектов и участников обязательного медицинского страхования в органах управления ОМС.16
Страховыми взносами на ОМС признаются в рамках Федерального закона № 326-ФЗ обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В Федеральном законе № 326-ФЗ закреплены полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере ОМС, а также права и обязанности федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда ОМС.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 326-ФЗ субъектами для целей ОМС являются: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд ОМС.
Статьей 10 Федерального закона № 326-ФЗ установлен перечень застрахованных лиц, к которым относятся граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах».
То есть постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы наделены равными правами и обязанностями в системе ОМС с гражданами РФ.
Права застрахованных лиц закреплены в статьей 16 Федерального закона № 326-ФЗ, в частности: