Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

93 3. Следует отметить более высокий уровень приверженности к лечению у паци‐
ентов основной группы. Значение по этому признаку составило 1,16 + 0,10 баллов в основной группе, в контрольной 2,25 + 0,17 балла. контрольной группе пациентки были склонны к тому, чтобы снижать дозу препаратов, за‐
менять их Джен ериками, они активно изучали инструкции к лекарственным препаратам, искали побочные действия лекарств. Были склонны к использо‐
ванию сомнительных «методов лечения» типа «народных средств», «целите‐
лей», «энергоинформационной терапии» и пр. В основной группе пациентки получали достоверную, проверенную информацию и вовремя решали возни‐
кающие вопросы по медикаментозному лечению. В целом поведение паци‐
енток менялось: они более осторожно относились к психотравмирующим об‐
стоятельствам, в частности в трех случаях в основной группе пациентки рас‐
стались с алкоголизирующимися сожителями, из них двое установили новые отношения. Пациентки отвергали роль жертвы и более решительно и аутен‐
тично занимались вопросами создания благоприятной психологической об‐
становки.
4. Число противопоказанных во время лечения алкогольных эпизодов установ‐
лено у 54 пациенток (0,9 на 1 респондента) основной группы, тогда как в кон‐
трольной группе данный показатель почти втрое больше –14 пациенток (2,7 на 1 респондента). Случаев брутального пьянства не наблюдалось в обеих группах. Четыре пациентки основной группы бросили курить сигареты.
5. Обращает на себя внимание тенденция к тому, что пациентки основной груп‐
пы чувствуют себя менее стигматизированными и чаще советуют родствен‐
никам и соседям обращаться в психиатрическую больницу по сходным и про‐
чим клинико‐социальным ситуациям. Так в 12 случаях пациентки основной группы сами приводили родственников, тогда как в контрольной группе этого не наблюдалось. Однако отметим, что у 6 пациенток контрольной группы ак‐
туализировались рентные психологические установки. Они обращались к вра‐
чам и, особенно, к медсестрам по малейшему поводу, иногда принимая роль беззащитной жертвы. Самостоятельно увеличивали дозы принимаемых пре‐
паратов, активно стремились к госпитализации в психиатрическую клинику без соответствующих показаний. Данное обстоятельство следует учитывать при проведении психосоциальной реабилитации в тематической группе.
6. В ходе групповой психотерапии пациентки с НППР активно обсуждали вопро‐
сы клиники и лечения основного заболевания, тогда как проблемы в личной жизни нередко вызывали у них крайне негативную реакцию и стремление по‐
кинуть группу. Особенно это касалось взаимоотношений между замужними пациентками и теми, у кого не было полового партнера и /или детей. В силу этой конфронтации наша попытка создать своеобразный "Женский клуб", где выздоравливающие больные депрессией могли бы решать проблемы в лич‐
ных взаимоотношениях или привлекать потенциальных партнеров, закончи‐
лась неудачей.


94 7. Для оценки стандартизированных показателей качества жизни в данном направлении мы использовали "Опросник для оценки социального функцио‐
нирования и качества жизни", разработанный И.Я. Гуровичем и А.Б. Шмукле‐
ром (1998), который был адаптирован для пациенток данного контингента
(приложение 1). С помощью опросника становится возможным получение широкого круга сведений, касающихся функционирования пациентов и их удовлетворенности различными сторонами своей жизни. Эти сведения, наря‐
ду с клиническими характеристиками, являются важнейшими составляющими оценки результатов терапии и реабилитационного процесса, качества психи‐
атрической помощи. Изучаемые показатели могут служить основой для выде‐
ления отдельных групп пациентов, имеющих сходные социальные проблемы, особенности функционирования и его оценки, что позволяет создать базу для формирования адресно ориентированных реабилитационных программ. По‐
лученные данные делают возможным выделение категорий больных с опре‐
деленными (целевыми) задачами по их социальной поддержке и реабилита‐
ции, а также групп пациентов, различающихся по соотношению их социаль‐
ному функционирования и качества жизни (например, высокие показатели ка‐
честв; жизни при низком уровне функционирования и др.) Показатели отра‐
жены в таблице 1.
Таблица 1 ‐ Показатели качества жизни пациентов с НППР
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   29

Показатели
Основная группа
Группа сравнения
оценка своего психического здоровья
1,05 + 0,15
баллов
2,07+0,38
баллов удовлетворённость своим психиче‐
ским состоянием
1,76 + 0,25 баллов
3,62 + 0,43
баллов удовлетворенность физическим само‐
чувствием
0,95 + 0,15
баллов
2,03 + 0,37
баллов удовлетворённость профессиональ‐
ной деятельностью
2,07+0,34 баллов
2,34 + 0,41 баллов общение с друзьями и знакомыми
2,57+0,17 баллов
3,05+0,24
баллов ведение домашнего хозяйства
2,51+0,40 баллов
2,34+0,38
баллов
Результат исследования: технологии сестринского психиатрического серви‐
са в психосоциальной реабилитации женщин трудоспособного возраста, страда‐
ющих непсихотическими аффективными расстройствами, стабилизирует аффек‐
тивное состояние его субъектов, способствует нормализации эмоционального фона личности и вносит существенный вклад в превенцию пограничных психиче‐
ских расстройств. По результатам опроса почти в ста процентах случаев пациенты

95 и их родственники удовлетворены качеством разработанных технологий сест‐
ринского психиатрического сервиса и считают необходимым функционирования не только в психиатрической клинике, но и в других общесоматических медицин‐
ских организациях.
Выводы:
-
Разработка системы повышения информированности всех участников соци‐
альной практики в отношении пограничной психиатрии стала реальным фак‐
тором превенции психической патологии.
-
Изменились функциональные обязанности медицинской сестры психотера‐
певтического амбулаторного отделения, в которые вошли дистанционные формы поддерживающей терапии (телефонное консультирование пациентов), проведение сестринской диагностики донозологических признаков погранич‐
ных эмоциональных расстройств, оценка физиологических предикторов тре‐
вожно‐депрессивных расстройств, проведение индивидуальных (психообра‐
зование, индивидуальная рациональная психотерапия, инструментальная поддержка), семейных (семейное консультирование) и групповых («Школа психического здоровья») формах реабилитации пациенток, проведение заня‐
тий в «Школа психического здоровья для пациентов пограничного профиля», проведение коммуникативных тренингов и психообразования для пациентов и их родственников.
-
Предложенные в работе комплексные методы лечения непсихотических пси‐
хических расстройств, включая комбинированное применение психофармако‐
терапии и психотерапии, способствуют оптимизации терапевтического про‐
цесса, профилактических и реабилитационных мероприятий не связанных со стрессом расстройства.
Исследование нуждается в продолжении и определение роли каждого компонента в психосоциальной реабилитации. Мы считаем, что вопросам психо‐
социальной реабилитации пациентов с непсихотическими расстройствами до настоящего времени уделялось незаслуженно мало внимания. Учитывая то, что эти пациенты имеют более благоприятный социальный дисплей, и при соответ‐
ствующем лечении, способны полностью восстановить психосоциальные функ‐
ции. В современном российском обществе отсутствует запрос на психотерапевти‐
ческую помощь; его формирование возможно после длительного предметного психогигиенического просвещения. Исторически сложилось так, что потребность населения в обращении к специалистам при возникновении проблем в психиче‐
ской сфере не выражена; пациенты обращаются к врачам‐психотерапевтам в по‐
следнюю очередь, нередко ‐ в состоянии психоза. Разработка системы повыше‐
ния информированности всех участников социальной практики в отношении по‐
граничной психиатрии может стать реальным фактором превенции психической патологии.


96
Следующим шагом по продолжению исследования станет:
-
Создание карты маршрута пациента с непсихотическими депрессивными рас‐
стройствами в амбулаторных условиях.
-
Создание школ по профилактики рецидива болезни.
Список литературы:
1. Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М.: ИД Мед‐ практика, 2007. – 492 с.
2. Гурович И.Я. Психосоциальное лечебно‐реабилитационное направление в психиатрии / И.Я. Гурович // Социальная и клиническая психиатрия – 2004. –
Т.14, № 1. – С.81‐86.
3. Гурович И.Я. Общественно‐ориентированная психиатрическая служба (служ‐ ба с опорой на сообщество) / И.Я.Гурович, Я.И.Сторожакова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. – Т. 13, № 1. – С. 5‐10.
4. Дмитриева Т.Б. Предмет социальной психиатрии / Т.Б.Дмитриева // XII съезд психиатров России. – М., 1995. – С. 62.
5. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. – ВОЗ, 2001. – С. 215.
6. Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни (к вопросу об охране психического здоровья) / М.М. Кабанов // Соци‐ ал. и клинич. психиатрия. – 2001. – Т.11,№1. – С.22‐27.
7. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия /
М.М. Кабанов. – СПб.: Изд‐во СПб. науч. – исслед. психоневрол. ин–та им. В.М.
Бехтерева, 1998. – 256с.
8. Краснов В.Н. Охрана психического здоровья – общая ответственность / В.Н.
Краснов // Социал. и клинич. психиатрия. – 2001. – №2. – С.5‐6.
9. Лейтц Г. Классическая психодрама, Морено Я. Теория и практика./ Лейтц Г. –
М.: Прогресс, 1994. – С.29.

97
Приложение 1
ОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
1. Ф.И. О. _____________________________________________________________
2. Год рождения _______________________________________________________
3. Адрес ______________________________________________________________
4. Дата обследования ___________________________________________________
5. Пол________________________________________________________________
6. Возраст
□ 0‐20 □ 21‐25 □ 26‐29 □ 31‐39 □ 41‐49 □ 51‐59 □ 60 и старше
ТЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ
7. Диагностическая категория, код расстройства (МКБ‐10)________________
8. Длительность заболевания:
□ до 1 года □ от 1 года до 3 лет □ от 3 до 5 лет □ от 5 до 10 лет
□от 10 до 15 лет □ свыше 15 лет
9.
Частота обращений в АПТО в год:
□ 1 – раз □ 1‐2 раза □ 3‐4 раза □ 5 и более раз □ наблюдается менее 1 года
10. Частота госпитализаций в стационар ОПБ за последние 5 лет:
□ 0 раз □ 3‐2 раза □ 3‐4 раза □ 5 и более раз □ наблюдается менее 5 лет
11. Поддерживающая терапия:
□ не нуждается □ отказывается □ эпизодически □ постоянно
12. Обращаемость в амбулаторно‐поликлиническое отделение:
□ не обращается □ обращается самостоятельно
□ обращается по вызову □отказывается от посещений
13. Цель обращения:
□ не обращается □ получение рецепта
□ лечение □ получение б/л
□ социально опасный □ прочее
ОБЩЕЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ


98 14. Удовлетворенность жизнью в целом:
□ не удовлетворен □скорее не удовлетворен
□ чем удовлетворен □ скорее удовлетворен, чем не удовлетворен
□ удовлетворен полностью
ЗДОРОВЬЕ
15. Оценка своего психического здоровья:
□ очень плохое □ плохое (скорее плохое, чем хорошее)
□ хорошее (скорее хорошее, чем плохое) □ очень хорошее
16. Удовлетворенность своим психическим состоянием:
□ не удовлетворен
□ скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
□ скорее удовлетворен, чем не удовлетворен
□ удовлетворен полностью
17. Наличие хронических соматических заболеваний:
□ нет □ есть, без группы инвалидности
□ есть, установлена группа инвалидности
18. Оценка здоровья в целом:
□ очень плохое □ плохое (скорее плохое, чем хорошее)
□ хорошее (скорее хорошее, чем плохое) □ очень хорошее
19. Удовлетворенность физическим самочувствием:
□ не удовлетворен □ скорее не удовлетворён, чем удовлетворен
□ скорее удовлетворен, чем не удовлетворен □ удовлетворен полностью
ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
20. Образование:
□ не учился □ вспомогательная школа □ начальное образование
□ неполное среднее образование □ среднее образование
□ среднее специальное образование □ незаконченное высшее образование
□ высшее образование
21. Удовлетворенность полученным образованием:
□ не удовлетворен □ скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
□ скорее удовлетворен, чем не удовлетворен □ удовлетворен полностью
22. Трудовой стаж:
□ не работал □ 1‐4 года □ 5‐9 лет □ 10‐19 лет □ 20 лет и более

99 23. Профессиональная группа на момент обследования:
□ не работает и не учится □ учащийся □ неквалифицированный рабочий
□ высококвалифицированный рабочий □ ИТР
□ руководящий работник, чиновник
□ служащий (врач, учитель, научный работник) □ представитель творческой профессии
□ предприниматель □ пенсионер □ инвалид
□ прочее ______________________________________________________________
24. Удовлетворенность имеющейся профессией:
□ скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
□ скорее удовлетворен, чем не удовлетворен
□ удовлетворен полностью
25. Трудоспособность:
□ сохранена полностью □ сохранена, но не работает
□ инвалид 3 группы по психическому заболеванию
□ инвалид 2 группы по психическому заболеванию
□ инвалид 1 группы по психическому заболеванию
□ инвалид по соматическому заболеванию
26. Число дней временной нетрудоспособности по психическому заболеванию в течение года (всего) инвалид, пенсионер, не работает и пр.:
□не было
□ до 15 дней (включительно) □ до 1 месяца (включительно)
□ до 2 месяцев (включительно) □ до 3 месяцев (включительно)
□ до 4 месяцев (включительно) □ свыше 4 месяцев
□ наблюдается менее года
27. Число дней временной нетрудоспособности по психическому заболеванию в течение года (амбулаторно и ДС) инвалид, пенсионер, не работает и пр.
□не было □ до 15 дней (включительно)
□ до 1 месяца (включительно) □ до 2 месяцев (включительно)
□ до 3 месяцев (включительно) □ до 4 месяцев (включительно)
□ свыше 4 месяцев □ наблюдается менее года
28. Количество смен места работы за последние 5 лет:
□ не было □ 1 раз □ 2 раза □ 3 раза □ 4 раза □ 5 раз и более □ пенсионер
□ инвалид □ работает менее 5 лет