Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110 соблюдать режим дня. Не надо пытаться справится с депрессией, загрузив себя большим количеством дел. Это может привести к быстрому истощению и к ухуд‐
шению Вашего состояния.
Если Вы проходите лечение от тяжёлой депрессии, и Вам трудно работать, не отчаиваетесь. Пусть Вашей работой на время станет Ваше лечение.
ПРИ ВОЗНИКШИХ СОСТОЯНИЯХ ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВРАЧУ ПСИХОТЕ‐
РАПЕВТУ И ПОМНИТЕ!

Если Вы или Ваши близкие подозреваете у себя наличие депрессии – обратитесь к врачу – психиатру

Депрессия хорошо поддается лечению с помощью современных антидепрессантов.

Лечение депрессии требует времени, тем более что современные антидепрессанты это позволяют, практическим отсутствием побочных эффектов;

Не следует ждать полного выздоровления уже в первые дни лечения.
Необходимо помнить, что антидепрессанты начинают действовать не ранее чем через 1‐2 недели после начала приема;

Отмена лечения, как и его назначение, должна проводиться только врачом;

В некоторых случаях врач может попросить продолжить прием антидепрессанта в течение определенного времени, даже после полного исчезновения всех симптомов, что необходимо для профилактики обострений депрессий.
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ЛЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО СОВЕТОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ!

111
Комплексный подход к профилактике эмоциональных нарушений
у лиц трудоспособного возраста
Воронкова Т. А., старшая медицинская сестра психотерапевтического амбулаторного отделения
БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова»
Научный руководитель: Четвериков Д.В., заведующий психотерапевтическим амбулаторным отделением,
БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова», к.м.н., д.п.н.
Актуальность исследования. В структуре всей психической патологии погра‐
ничные психические расстройства составляют около 80%, а диапазон их распро‐
страненности в общем населении чрезвычайно высок – от 17 до 210 на 1000 населения. Заболевания невротического круга, как правило, поражают лиц тру‐
доспособного возраста и зачастую оказываются причинами значительного сни‐
жения качества жизни больных, а в ряде случаев ‐ длительной и рецидивирую‐
щей нетрудоспособности. В этой связи возникает необходимость комплексного подхода раннего выявления состояний психоэмоционального напряжения, кото‐
рые предшествуют пограничным психическим расстройствам. Особую роль, в данном аспекте лечебно‐профилактической работы играют медицинские сестры разных специальностей, работающие, как в стационарных, так и в амбулаторных звеньях, оказывающие первичную, многопрофильную и специализированную помощь населению.
Новизна исследования заключается в том, что впервые были разработан комплексный подход к профилактике эмоциональных нарушений у лиц трудо‐
способного возраста.
Цель исследования: разработать комплексный подход, направленный на профилактику эмоциональных нарушений у лиц трудоспособного возраста.
Основные задачи участка медицинских сестер в решении данной пробле‐
мы могут быть обозначены следующим образом:
1. Обучение медицинских сестер сестринской диагностике признаков погранич‐
ных расстройств, в частности склонности к тревожным реакциям с оценкой анамнеза, психического статуса с использованием шкал тревоги и депрессии
Гамильтона и HADS.
2. Формирование у медицинской сестры навыков по доврачебной коррекции проблемного реагирования на психосоциальные обстоятельства.
3. Обучение медицинских сестер навыкам само и взаимодиагностики первых признаков социально стрессовых расстройств.


112 4. Профилактика пограничных эмоциональных нарушений в сестринских коллек‐
тивах за счет выстраивания доброжелательной, комфортной профессиональ‐
ной среды; разрешение на ранних стадиях производственных сложностей и конфликтов.
5. Участие медицинских сестер в лечебно‐реабилитационных мероприятиях у пациентов с пограничными расстройствами, а также у лиц соматоневрологи‐
ческими заболеваниями и коморбидными тревожно‐депрессивными наруше‐
ниями.
6. Оценить эффективность комплексного подхода к профилактике эмоциональ‐
ных нарушений у лиц трудоспособного возраста.
Критерии включения: лица трудоспособного возраста, страдающие различ‐
ными формами НППР (шифры F4, частично F3 и F0 по МКБ‐10).
Критерии исключения: лицо не входящие в рубрики F4, частично F3 и F0 по
МКБ‐10, не имеющие работы или находящие на пенсии, а так же пациенты не желающие принимать участие в исследовании.
Размер выборки – 80 пациентов.
Методы исследования:
- анализ статистических данных;
- наблюдение (лист сестринского наблюдения);
- анкетирование (шкала тревоги и депрессии Гамильтона и HADS).
Обработка полученных данных проводилась в программе «Статистика 6.0» и
«Excel – 2007».
Ход исследования. Исследование проводилось на базе БУЗОО «КПБ им.
Н.Н. Солодникова» в психотерапевтическом амбулаторном отделении с февраля
2014 года по ноябрь 2014 года.
Нами был разработан комплекс мероприятий "Медицинская сестра в психо‐
терапии", который включал в себя следующие этапы:
1. Введение в программу подготовки вышеизложенной проблематики.
2. Использование полученных теоретических знаний и практических навыков в работе с пациентами пограничного профиля и с дозонологическими призна‐
ками.
3. Сестринская диагностика пограничных психических расстройств (с оценкой анамнеза, психического статуса с использованием шкал тревоги и депрессии
Гамильтона и HADS).
4. Участие медицинских сестер в специальной программе психосоциальной реа‐
билитации пограничных больных "Школа радости" с оценкой ее эффективно‐
сти.
5. Участие медицинских сестер в специализированной школе «Профилактика эмоционального выгорания».
В целях объективизации результатов исследования были использованы сле‐
дующие методы: клинико‐катамнестическое изучение пациентов и участников образовательных программ, экспериментально‐психологическое исследование,


113 динамическое и скрининг ‐ диагностическое с использованием психометрических шкал.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Медицинские сестры первичных, многопрофильных и специализированных звеньев владеют навыками выявления донозологических признаков пограничных психических расстройств на низком уровне. После проведенного семинара‐тренинга, который прошла 21 медицинская сестра, 68% медицинских сестер стали обращать внима‐
ние на данные симптомы в ходе сбора сестринского анамнеза и изучения жалоб и причин обращения пациентов.
В ходе бесед медицинских сестер с пациентами 86% из них стали учитывать критические возрастные периоды и описывать связь между сложными психосо‐
циальными обстоятельствами пациентов и уровнем их психического здоровья.
При выявлении клинических признаков пограничных психических рас‐
стройств или наличия в анамнезе пациента сложных ситуаций в процессе органи‐
зации комплекса программ психосоциальной реабилитации, медицинские сестра сообщали лечащему врачу о данных обстоятельствах, и при реализации поли‐
профессиональной помощи участвовали в процессе составления индивидуали‐
зированного плана лечения.
В ходе семинара‐тренинга 21 медицинская сестра в удовлетворительной степени освоила навыки первичной психотерапевтической помощи и включила в свою повседневную работу элементы релаксационной и телесно‐
ориентированной психотерапии, психодраммы. Кроме того, при проведении групповой релаксационной и телесно‐ ориентированной терапии эти медицин‐
ские сестры включались вместе с врачами – психотерапевтами, выполняя таким образом функцию ко‐терапевта. Для оценки эффективности комплексного под‐
хода было проведено изучение динамики психоэмоционального напряжения в 2 однородных группах пациентов с тревожно‐депрессивными состояниями. В пер‐
вой группе (36 пациентов) психотерапию проводили только врачи, во второй (44 пациента) принимали участие медицинские сестры. В первой группе показатель депрессии в среднем снизился на 3,45±1,02 балла, тревоги на 2,31±0,98 балла, а во второй – на 4,23±1,13 и 4,54±0,76 соответственно (p ≤0.05), что достоверно свидетельствует об эффективности данной технологии психиатрического сервиса с участием медицинских сестер.
В ходе проведения специализированных школ по профилактике эмоцио‐
нального выгорания среди медицинских работников БУЗОО «Клиническая психи‐
атрическая больница им. Н.Н. Солодникова» с февраля 2014 года по ноябрь 2014 года (n = 39) было выявлено, что у 50% медицинского персонала отмечалась вы‐
сокая степень эмоционального выгорания по опроснику Маслях ‐ Джексан, (при‐
ложение 2). Занятия в школе проводись в течение 2‐х недель в 3 этапа:
I этап – верификация уровня эмоционального выгорания и планирование индивидуального профилактического комплекса;


114
II этап – теоретическая часть – ознакомление с понятием эмоционального выгорания, признаками, стадиями и методами профилактики;
III этап – практическая часть – релаксационная психотерапия, телесно‐
ориентированная психотерапия (приложение 3).
Контрольное исследование показало, что эмоциональное состояние участ‐
ников школы улучшилось: явления физического и психического дискомфорта практически исчезли, появилось чувство собранности и готовности к работе, и снизился уровень увольнения медицинских сестер, уровень формально выго‐
ревших медицинских сестёр упал 2,6 раза.
Результат исследования:
1. Комплексный подход к профилактике психоэмоциальных проблем стабилизи‐
рует аффективное состояние его субъектов, способствует нормализации эмо‐
ционального фона личности и вносит существенный вклад в предотвращение пограничных психических расстройств.
2. Участие медицинских сестре в психосоциальной профилактике и реадаптации у лиц с кризисными состояниями и пограничными психическими расстрой‐
ствами в значительной степени повышает эффективность лечебно‐
реабилитационных программ.
3. Специализированные превентивные программы, входящие в разработанный комплекс, существенно повышают профессиональное здоровье медицинских сестер и, опосредованно, эффективность функционирования медицинской ор‐
ганизации.
Выводы:
1. Сестринская диагностика психоэмоциональных нарушений у пациентов долж‐
на проводиться на всех этапах первичной, многопрофильной и специализиро‐
ванной медицинской помощи.
2. Профилактические мероприятия в отношении психоэмоциональных проблем у тематических групп (лица с психосоциальными стрессами, больные с погра‐
ничными психическими расстройствами) должны проводиться на комплекс‐
ной основе с активным участием медицинских сестер в контексте полипро‐
фессиональной помощи.
3. Профилактические программы в отношении медицинских работников в лю‐
бой медицинской организации должны стать неотъемлемой частью системы оздоровления медицинского персонала.

115
Список используемой литературы
1. Абрамова, Г.А. Психология в медицине / Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. // ‐ М.:
«Кафедра ‐ М», 1998. – С. 231 – 243.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилакти‐
ка/Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. // ‐ СПб., 2005. – 336 с.
3. Водопьянова Н.Е., Личные смыслы как факторы противодействия синдрому профессионального выгорания/Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н.// Материа‐
лы Первой Всероссийской научно‐практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика». – Казань: Новое знание, 2008. – С.
121 – 123.
4. Гафарова Н.В., Влияние личностных особенностей на социальную и професси‐
ональную дезадаптацию на примере исследования медицинских работников.
/ Гафарова Н.В.// Вестник Южно‐Уральского государственного университета. –
2011. ‐ №42. Серия Психология. – Вып.15. – С.84‐91 5. Гафарова, Н.В. Формирование адаптивных копинг‐стратегий как способ про‐
филактики профессионального выгорания у среднего медицинского персона‐
ла. /Гафарова Н.В.// Актуальные проблемы личности в современном мире: че‐
ловек в трудных жизненных ситуациях: Материалы межрегиональной конфе‐
ренции. ‐ Магнитогорск, 2008. – С. 96‐ 101.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Психология профессиональных деструкций / Зеер
Э.Ф., Сыманюк Э.Э // ‐ М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая кни‐
га, 2005. – 240 с.
7. Золотухина Л.В., Синдром профессионального выгорания у психиатров и ме‐
дицинского персонала психиатрических учреждений/Золотухина Л.В., Шадри‐
на И.В.// Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррек‐
ции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологиче‐
ской и педагогической практике): сб. науч. статей с междунар. участием. –
Курск: Изд‐во КГУ, 2007. – С. 62 – 65.
8. Ларенцова Л.И., Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты/Ларенцова Л.И, Барденштейн
Л.М.,– М.: Медицинская книга, 2009. – 142 с.
9. Леонова А.Б., Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции /Леонова А.Б.,// Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 75 – 85.


116
Приложение 1
Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS)
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29