Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть I (оценка уровня ТРЕВОГИ)
1. Я испытываю напряжение, мне не по себе
3 — все время
2 — часто
1 — время от времени, иногда
0 — совсем не испытываю
2. Я испытываю страх, кажется, будто что — то ужасное может вот — вот случить‐
ся
3 — определенно это так, и страх очень велик
2 — да, это так, но страх не очень велик
1 — Иногда, но это меня не беспокоит
0 — совсем не испытываю
3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
3 — постоянно
2 — большую часть времени
1 — время от времени и не так часто
4. Я легко могу сесть и расслабиться
0 — определенно, это так
1 — наверно, это так
2 — лишь изредка, это так
3 — совсем не могу
5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
0 — совсем не испытываю
1 — иногда
2 — часто
3 — очень часто
6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться
3 — определенно, это так
2 — наверное, это так
1 — лишь в некоторой степени, это так
0 — совсем не испытываю
7. У меня бывает внезапное чувство паники
3 — очень часто
2 — довольно часто
1 — не так уж и часто
0 — совсем не бывает

117
Часть II (оценка уровня ДЕПРЕССИИ)
8. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство
0 — определенно, это так
1 — наверное, это так
9. 2 — лишь в очень малой степени, это так
3 — это совсем не так
10. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
0 — определенно, это так
1 — наверное, это так
2 — лишь в очень малой степени, это так
0 — совсем не способен
11. Я испытываю бодрость
3 — совсем не испытываю
2 — очень редко
1 — иногда
0 — практически все время
12. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно
3 — практически все время
2 — часто
1 — иногда
0 — совсем нет
13. Я не слежу за своей внешностью
3 — определенно, это так
2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно
1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени
0 — я слежу за собой та же, как и раньше
14. Я считаю, что мои дела ( занятия, увлечения) могут принести мне чувство удо‐
влетворения
0 — точно так же, как и обычно
1 — да, но не в той степени, как раньше
2 — значительно меньше, чем обычно
3 — совсем так не считаю
15. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограм‐
мы
0 — часто
1 — иногда
2 — редко
3 — очень редко

118
Шкала составлена из 14 утверждений, и включает две части: тревога (I часть) и депрессия (II часть)
Для интерпретации необходимо суммировать баллы по каждой части в от‐
дельности:

0‐7 баллов норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии)

8‐ 10 баллов субклинически выраженная тревога /депрессия

11 баллов и выше клинически выраженная тревога / депрессия
Например: по шкале тревоги получилось 11 баллов, по шкале депрессии ‐3 балла. Можно сделать вывод, что имеет место клинически выраженная тревога, а уровень депрессии находится в пределах нормы.
Или: по шкале тревоги получилось 15 баллов, по шкале депрессии – 9 бал‐
лов. Можно сделать вывод о том, что имеет место клинически выраженная тре‐
вога и субклинически выраженная депрессия.
Или: по шкале тревоги получилось 6 баллов, по шкале депрессии 7 баллов.
Можно сделать вывод о том, что уровни и тревоги, и депрессии находятся в пре‐
делах нормы (т.е. суммировать баллы каждой из частей между собой не нужно!).
Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа. Выберите
тот из ответов, который соответствует Вашему состоянию, а затем сум‐
мируйте баллы.
Приложение 2
Опросник на выгорание (MBI)
(авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон.
Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «нико‐
гда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
Текс опроса
Никогда
Очень
редко
Иногда
Часто
Очень
часто
Каждый
день
1
2
3
4
5
6
7
Я чувствую себя эмоцио‐
нально опустошенным


119
1
2
3
4
5
6
7
После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним
После работы мне на неко‐
торое время хочется уеди‐
ниться
Я умею находить правиль‐
ное решение в конфликт‐
ных ситуациях, возникаю‐
щих при общении с колле‐
гами
Я чувствую угнетенность и апатию
Я уверена, что моя работа нужна людям
В последнее время я стала более черствой по отноше‐
нию к тем, с кем я работаю
Я замечаю, что моя работа ожесточает меня
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление
Моя работа все больше меня разочаровывает
Мне кажется, что я слиш‐
ком много работаю
Бывает, что мне действи‐
тельно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам

120
1
2
3
4
5
6
7
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех
Я легко могу создать атмо‐
сферу доброжелательности и сотрудничества в коллек‐
тиве
Во время работы я чув‐
ствую приятное оживление
Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко мно‐
гому, что радовало меня в моей работе
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональ‐
ными проблемам
Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «депер‐
сонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утвержде‐
ний).
Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда»,
1 балл – «очень редко»,
3 балла – «иногда»,
4 балла – «часто»,
5 баллов – «очень часто»,
6 баллов – «каждый день».
Ключ:
«Эмоциональное истощение» ‐ ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
(максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21
(максимальная сумма баллов – 48).

121
Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональ‐
ное «выгорание».
Приложение 3
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: Сохранение психического здоровья медицинских работников.
Задачи:

знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристи‐
ками.

анализ проявления признаков «выгорания», выделение источников неудовле‐
творения профессиональной деятельностью.

создание условий способствующих профилактике синдрома профессиональ‐
ного «выгорания».

Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Тренинг состоит их трех частей:
Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжела‐
тельности и принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) ‐ это диагностический компонент и освоение навыков эмоциональной саморегуляции.
Третья (заключительная) направлена на формирование навыков позитивно‐
го самовосприятия и рефлексии.
I часть
Игра – приветствие «Здороваемся локтями»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3:
 Участники под с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
 Участники под №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;


122
 Участники под №3 – держат сложенные крест‐накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное по‐
ложение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Упражнение «Порядковый счет»
Цель: Сплочение группы, формирование доверия
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками.
Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого участника.
Мини‐лекция
Деятельность медицинского работника связана с целым рядом напряжен‐
ных ситуаций. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузок, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Многие медработники, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное ре‐
шение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тре‐
воги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно ска‐
зывается на здоровье.
Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку пре‐
вышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его пси‐
хофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс при‐
водит к полному истощению имеющихся эмоционально‐энергетических и лич‐
ностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном эта‐
пе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и воз‐
никает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соот‐
ветствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состо‐
ит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгора‐
ния дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симп‐
томы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетво‐
ренность в личной жизни.


123
‐ Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома
“выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

невозможность влиять на принятие важных решений

необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным
(необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

работа с тяжелыми людьми (агрессивными или с психопадоподобными пове‐
дениями)

отсутствие каких – либо интересов вне работы

переживание несправедливости

неудовлетворенность работой
Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чув‐
ство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появ‐
ляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек переста‐
ет интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вы‐
зывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, де‐
прессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
II часть
Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Инструкция: Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить со‐
ставить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это поз‐
волит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:

похожие черты,

противоположные черты

одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

отсутствие общих черт

какой список, было составлять легче; какой список получился объемнее?

каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.


124
Упражнение “Маска гнева”
Алгоритм релаксации мышц может быть следующим.
Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не бо‐
лее чем на секунду, с выдохом опустить брови.
Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом
Упражнение “Отдых” ‐ Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить но‐
ги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении
“замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед.
Задержка дыхания (2— 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на коле‐
ни.
Упражнение “Напряжение ‐ расслабление”
Участникам предлагается сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить.
Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
III часть
Притча. В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по‐вашему, весит этот стакан? "‐ "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " ‐ предполагали студенты.
-
Я и сам не знаю, ‐ продолжил профессор, чтобы узнать это, нужно его взве‐
сить.
-
Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение несколь‐
ких минут?
-
Ничего, ‐ ответили студенты.
-
Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? ‐ снова спро‐
сил профессор.
-
У вас заболит рука, ‐ ответил один из студентов.
-
Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
-
Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу‐ сказал один студент.