Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
-
Очень хорошо, ‐ невозмутимо продолжал профессор, ‐ однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?
-
Нет, ‐ был ответ. ‐ Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мыш‐
цах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
-
Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? ‐ Спросил профессор.
-
Опустить стакан, ‐ последовал ответ из аудитории.
-
Вот, ‐ воскликнул профессор, ‐ точно так же происходит и с жизненными про‐
блемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут ‐ это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать вы‐
воды, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро смо‐
жете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизнен‐
ными ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение “Передача чувств”
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает пред‐
последнего и передает ему мимикой какое‐либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство.
У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чув‐
ство было послано вначале.
Упражнение релаксации
Презентация «Красота воды». Рефлексия: Сейчас я Вас попрошу поделиться своими эмоциями, впечатлениями от проведенного тренинга и скажите, пожа‐
луйста, свои пожелания по кругу.

126
Лечебная физическая культура с использованием фитбола
для развития равновесия у дошкольников с ДЦП
Гайнуллина Д.Т., медицинская сестра по массажу отделения реабилитации №2 БУЗОО «ЦМР»
Научный руководитель: Синельникова Т.В., доцент кафедра физического воспитания "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского", к.п.н.
Актуальность темы. В структуре детской инвалидности детский церебраль‐
ный паралич (ДЦП) занимает лидирующее положение. ДЦП – органическое по‐
ражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в период новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса (К.А. Семенова, 2001; О.А. Бадалян, 2005).
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, вызывающее наруше‐
ние двигательной активности и неестественное положение тела. С одной сторо‐
ны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно‐обоснованной программе, то нервная си‐
стема, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции (Н.А. Гросс, 2000; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001 и др.).
Реакция равновесия в сочетании со статокинетическими рефлексами состав‐
ляют основу развития двигательных функций. Анализ научно‐методической ли‐
тературы показал, что в настоящее время большое внимание уделяется физкуль‐
турным занятиям у дошкольников с ДЦП. Вместе с тем, недостаточно работ, направленных на исследование развития равновесия у дошкольников с ДЦП на занятиях лечебной гимнастикой.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29

Цель исследования – обоснование методики развития равновесия у детей с
ДЦП на занятиях лечебной гимнастикой с применением фитбола.
Гипотеза исследования: предложенная нами методика развития равновесия позволит улучшить координационные способности у дошкольников с ДЦП.
Задачи исследования:
1) Изучить научно‐методическую литературу по вопросам развития равновесия у дошкольников с ДЦП.
2) Разработать и обосновать методику развития равновесия у дошкольников с
ДЦП с применением фитбола.
3) Экспериментально доказать эффективность методики развития равновесия у дошкольников с ДЦП.

127
Методы исследования: анализ научно‐методической литературы, педагоги‐
ческое тестирование, педагогическое исследование, методы математической статистики, медико‐биологические методы исследования (Поза Ромберга, тест
«Фламинго», проба Яроцкого, «шагающий» тест).
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялся анализ научно‐методической литературы, подбирались методы исследования.
На втором этапе проводилось педагогическое исследование: подбор и апроби‐
рование специальной методики развития равновесия у детей с ДЦП, направлен‐
ной на нормализацию двигательных функций у детей с ДЦП, оценка равновесия на начальном и конечном этапах исследования. На третьем этапе – обработка полученных результатов. Исследование проводилось на базе БУЗОО «Центр вос‐
становительной медицины и реабилитации». В исследовании участвовало 16 де‐
тей в возрасте 6‐7 лет с гемипаретической формой церебрального паралича из числа пациентов центра, при этом достоверных различий изучаемых показателей между мальчиками и девочками выявлено не было. Далее все испытуемые были разделены на 2 группы:
‐ основная группа – занятия проводились на основе разработанной методи‐
ки развития равновесия у детей с ДЦП с применением фитбола;
‐ контрольная группа – занятия осуществлялись по традиционной методике развития двигательных функций у детей с ДЦП Н.Н. Ефименко.
Основная форма проведения занятий – индивидуальная. Занятия для каждо‐
го из детей проводились 5 раз в неделю на протяжении 20 дней в рамках часов
ЛФК и индивидуальной коррекции. Длительность занятий составляла 30 минут.
Вариативность упражнений существенно зависела от степени тяжести дефекта, оказывающей влияние на объем активных движений ребенка, количество повто‐
рений – от 3‐4 до 15 раз.
Разработанная методика лечебной гимнастики включала следующие группы упражнений:
1) упражнения на расслабление, ритмичные пассивные потряхивания конеч‐
ностей, маховые движения, динамические упражнения;
2) пассивно‐активные и активные упражнения из облегченных исходных по‐
ложений (сидя, лежа);
3) упражнения с предметами под музыку; переключение на новые условия деятельности; развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы; упражнения для головы (в И.П. – сидя и стоя);
4) принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упраж‐
нения в различных исходных положениях перед зеркалом;
5) фитбол‐гимнастику.
Главной особенностью усовершенствованной методики развития равнове‐
сия у детей с ДЦП с применением фитбола, является использование мяча, как ос‐
новополагающего элемента, на котором строится все занятие. Разнообразие


128 упражнений происходит за счет использования в упражнениях мяча с дополни‐
тельными предметами: игрушками, спортивными снарядами. Кроме того, суще‐
ственно расширяются вариации исходных положений.
Для оценки эффективности методики развития равновесия у дошкольников с ДЦП было проведено тестирование детей в возрасте 6‐7 лет. После проведения исследования в обеих группах наблюдалась положительная динамика. В то же время, в основной группе отмечены достоверные изменения практически во всех изучаемых нами показателях. В контрольной группе достоверных изменений изучаемых показателей не выявлено.
Анализ результатов исследования показал следующее: по всем показате‐
лям темпы прироста после проведения курса реабилитации в основной группе выше, чем в контрольной. Сравнивая полученные результаты оценки равновесия, важно отметить статистическую значимость межгрупповых различий по следую‐
щим показателям: проба Ромберга, тест «Фламинго», оценка походки и «шагаю‐
щий» тест (рис. 1). Оценивая полученные результаты, можно заключить, что раз‐
работанная нами методика развития равновесия у дошкольников с ДЦП способ‐
ствовала более качественному улучшению двигательных навыков обследуемых, чем стандартная методика.
Рисунок 1 ‐ Эффективность разработанной методики
Выводы:
1. Анализ научно‐методической литературы показал, что ранняя и система‐
тическая коррекция нарушений равновесия у дошкольников с ДЦП, осуществля‐
емая в едином комплексе лечебно‐педагогических мероприятий, способствует

129 предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Вместе с тем отмечается, что су‐
ществующие методики развития равновесия у детей дошкольного возраста ред‐
ко подходят для дошкольников с ДЦП, поскольку не учитывают особенности фи‐
зического развития данной категории детей.
2. Использование методики развития равновесия для дошкольников с ДЦП, усовершенствованной элементами фитбол‐гимнастики, позволяет разнообразить занятия, вносит эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению за‐
нимающегося в лечебно‐педагогический процесс, что значительно повышает эф‐
фективность реабилитационных мероприятий.
3. Статистически значимые различия в приросте показателей (p≤0,05) по пробе Ромберга и тесту «Фламинго» в основной группе указывают на то, что фит‐
бол‐гимнастика более эффективна в отношении развития равновесия у детей с
ДЦП по сравнению со стандартной методикой. Достоверно более высокие темпы снижения показателей оценки походки и «шагающего теста» в основной группе, по сравнению с контрольной, говорят о том, что разработанная методика ЛФК позволяет добиться лучшего эффекта в развитии координационных способностей дошкольников с ДЦП.
Таким образом, усовершенствованная методика ЛФК для развития равнове‐
сия у дошкольников с ДЦП способствовала более качественному улучшению дви‐
гательных навыков обследуемых, чем стандартная методика, что позволяет ре‐
комендовать ее в качестве компонента ЛФК в реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП.
Практические рекомендации:
1. Применяя фитбол в качестве основного средства ЛФК, следует использо‐
вать его во всех частях занятия: подготовительной, основной, заключительной.
Разнообразие занятия достигается за счет применения фитбола в сочетании с до‐
полнительными предметами (мягкими игрушками, корзинами, кубиками, пира‐
мидками, кольцами, маленькими мячами)
2. Развивая равновесие у детей с ДЦП посредством фитбола следует учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений с покачиваниями на фитболе; при уменьшении площади опоры; используя различные и.п. на фит‐
боле (лежа на фитболе на спине, на животе, сидя на фитболе, сидя на фитболе на коленях, стоя с опорой на фитбол).
3. Упражнения на фитболе необходимо применять с учетом тяжести дефек‐
та: при тяжелой степени дефекта следует развивать равновесие параллельно с нормализацией тонуса и моторики ребенка, формированием предметной дея‐
тельности, развитием манипулятивной функции. У детей со средней тяжестью дефекта следует развивать равновесие параллельно с ручной умелостью и двига‐


130 тельными навыками. При легкой степени тяжести дефекта сосредоточиться необ‐
ходимо на развитии двигательных навыков.
4. Для развития движений рук следует включать в занятие элементы само‐
массажа кистей и пальцев рук. Самомассаж выполняется в и.п. сидя на фитболе с речевым сопровождением (чтение коротких стихотворений).
5. В занятия по развитию равновесия у детей с ДЦП следует включать упраж‐
нения на расслабление и растягивание мышц с применением фитбола.
6. В упражнениях на развитие равновесия у детей с ДЦП на фитболе особое внимание следует уделять страховке и самостраховке, особенно в и.п. лежа или сидя на мяче. Следует следить за состоянием ребенка: во время упражнения он не должен испытывать боль или психологический дискомфорт.
Список использованной литературы
1. Абрамович‐Лехтман Р.Я., Психологическая помощь детям с церебральными параличами
/Абрамович‐ЛехтманР.Я.//
Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Турнера Г.И., – СПб: Изд‐во НИИ им. Турнера Г.И., 2002. – С. 122‐127.
2. Частные методики адаптивной физической культуры:
Учебное пособие/Шапкова Л.В., – М.: Советский спорт, 2003. – 267 с.
3. Белая Н.А., Лечебная физкультура и массаж / Белая Н.Е., – М.: Советский спорт,
2001. – 324 с.
4. Болезни нервной системы: Руководство для врачей: в 2 т. Т. 2 / под ред. Яхно
Н.Н., Штульмана Д.Р., – 2‐е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 480 с.
5. Гусейнова А.А., Основные направления коррекционно‐педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями /Гусейнова А.А. //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 27‐
30.
6. Дубровский В.И.,Спортивная медицина : учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Дубровский В.И.,– 2‐е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 512 с.
7. Ипполитова М.В., К вопросу о преодолении пространственно‐временных нарушений у детей с церебральным параличом / Ипполитова М.В. //
Специальная школа. – 2001. – № 3. – С. 8‐12.
8. Калюжнова И.А., Лечебная физкультура /Калюжнова И.А, Перепелова О.В., –
М.: Феникс, 2010. – 352 с.
9. Калюжнова И.А., Лечебная физкультура и оздоровительная гимнастика.
Домашний справочник / В.А., Перепелова О.В., – М.: Феникс, 2009. – 256 с.
10. Качесов, В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП / Качесов В.А., – М.:
ЭЛБИ‐СПб, 2003. – 128 с.

131 11. Клиническая детская неврология / под ред., Петрухина А.С., – СПБ.:
Медицина, 2008. – 1096 с.
12. Ланда Б.Х., Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Ланда Б.Х., – М.: Сов. спорт, 2004. – 192 с.
13. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник / под ред. Епифанова
В.А, Апанасенко Г.Л. – М.: Медицина, 2000. – 368 с.
14. Медведева Л., Использование гимнастических мячей при нарушениях осанки детей /Медведева Л., Баранова В.// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. –
С. 77‐81.
15. Неврология для врачей общей практики / под ред. Гинсберг Л., М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2010. – 336 с.
16. Панов В.А., Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы /Панов В.А., –
М.: ФиС, 2006. – 98 с.
17. Семенова К.А., Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом
/Семенова К.А., – М.: Закон и порядок, 2007. – 224 с.
Снижение количества венепункций у пациентов при проведении
процедуры дискретного плазмафереза
Егорова А.Ю., старшая медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии №4
БУЗОО «ГКБ №1 им Кабанова А.Н.»
Научный руководитель: Лапшин С.П., заведующий ОРИТ №4
БУЗОО «ГКБ №1 им. Кабанова А.Н.», врач анестезиолог – реаниматолог, к.м.н.
Актуальность темы. Инфузионная терапия является неотъемлемой частью современного лечебного процесса и наиболее часто используемым инвазивным методом лечения, без которого невозможно качественное проведение методик экстракорпоральной гемокоррекции. Методы, обеспечивающие изменения ком‐
понентного состава крови вне тела пациента, считаются в настоящее время необ‐
ходимой частью программ активной детоксикации и применяются в лечении ши‐
рокого круга острых состояний и хронических заболеваний [1]. В современной


132 клинической практике с успехом используются различные модификации плазма‐
фереза.
Термин «плазмаферез» (от греческого «apheresis» ‐ удаление) (ПА) был предложен в начале прошлого столетия. В 1914 году Д. Абель сформулировал идею санации организма за счет удаления плазмы вместе с содержащимися в ней патогенетически значимыми субстанциями. Относительная простота, а также патогенетическая обоснованность применения плазмафереза при лечении забо‐
леваний, не поддающихся эффективной медикаментозной терапии, обеспечили популярность этой методики [5] .
Процедура плазмафереза состоит из нескольких этапов: взятие у пациента цельной крови, последующее разделение её на компоненты, выделение необхо‐
димого компонента (плазмы) и возврат всех остальных компонентов в кровенос‐
ное русло. Во время проведения операции дискретного плазмафереза за одну процедуру удаляется 30 – 40 % ОЦП (объема циркулирующей плазмы) (1000 –
1200 мл). Для нормализации внутренней среды организма плазмаферез преду‐
сматривает не только удаление определенного объема плазмы, но и его адек‐
ватное замещение разного рода кровезаменителями. Объем циркулирующей плазмы компенсируется сочетанным введением кристаллоидных и коллоидных растворов в двойном объеме по отношению к удаленной плазме [5]. Инфузион‐
ная терапия позволяет, как значительно потенцировать специфическое действие операции плазмафереза, так и нивелировать отрицательные эффекты вмеша‐
тельства [1].
Сосудистый доступ при проведении инфузионной терапии осуществляется посредством пункции или катетеризации периферических вен. В связи с прове‐
дением длительной инфузионной терапии, которая включает предперфузионную подготовку, возврат компонентов крови в кровеносное русло и замещение уда‐
ленного объема плазмы, сохраняется актуальность проблемы повторных вене‐
пункций, что связано с риском развития возможных осложнений и тяжело пере‐
носится пациентами.
Цель исследования: повысить качество и безопасность проведения инфузи‐
онной терапии за счет снижения количества повторных венепункций у пациентов при проведении процедуры дискретного плазмафереза.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ количества выполняемых венепункций клас‐
сическим игольным методом и с помощью периферического венозного кате‐
тера.
2. Снизить потенциальную опасность для пациентов, связанную с высоким риском развития осложнений, за счет уменьшения числа травмирующих ма‐
нипуляций.
3. Выявить и проанализировать влияние конструктивных особенностей расход‐
ного материала (иглы, периферического венозного катетера) на уровень пси‐