Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

307 зование рабочего времени для обучения пациентов и их родственников уходу при выписке из стационара.
Выводы:
1. Клинические проявления обездвиженности пациентов сопровождаются тро‐
фическими изменениями кожи формированием пролежней. Сопутствующий диабет усугубляет трофические нарушения и повышает риск развития про‐
лежней в 2 раза. Проведение противопролежневых инновационных меро‐
приятий в 3 раза сокращают риск развития пролежней.
2. Применение противопролежневых инновационных технологий у пациентов с ограничением двигательной активности в 1.8 раза эффективнее обычных средств ухода и позволяет улучшить качество жизни пациентов.
3. Применение инновационных технологий снижает трудозатраты по уходу на
11 минут 13 секунд за один сеанс и сокращаются в 4 раза. Нагрузка на меди‐
цинский персонал снижается в 2,5 раза.
4. Внедрение в практику программы «Правильный уход за тяжелобольным па‐
циентом» используемой в школе здоровья позволило повысить качество ухо‐
да, снизить трудозатраты по уходу и улучшить качество жизни пациентов.
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно отметить следующее. Команда по сестринским исследованиям в своей работе применила шкалу Нортон для оценки риска развития пролежней, что позволило своевре‐
менно начать противопролежневые мероприятия для пациентов с нейродвига‐
тельными нарушениями, от которых зависело качество проведенных процедур.
Используя лист сестринского ухода отраслевого стандарта, «Протокол ведения больных. Пролежни», впервые была применена лечебно‐профилактическая кос‐
метическая серия «Menalind® professional» в комплексе по разработанным алго‐
ритмам ухода за пациентами. В результате было отмечено, что инновационные технологии с применением лечебно‐профилактической косметической серии по уходу за пациентами улучшают состояние кожного покрова пациента, позволяют достигнуть положительного эффекта по противопролежневым мероприятиям, снижают трудозатраты медицинской сестры и главное повышают качество жизни пациента.
Список используемой литературы
1. Белова А.Н. Нейрореабилитация: Руководство для врачей.‐ М.: 2000. ‐ 450с.
2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.‐НОУ ВПО МПСИ.:
Флинта, 2011.‐336с.
3. Зайлер В.О. Пролежень: патогенез, профилактика и лечение// Медсестра.‐
2010.‐№8.‐ С.56‐69.
4. Климиашвили А.Д. Профилактика и лечение пролежней // Медицина неот‐
ложных состояний.‐ 2007.‐ №5 (12). С. 99‐103.


308 5. Осипова В.Л., Павлова С.Г. Инновационные технологии в уходе за тяжелоболь‐
ным пациентом. Учебное пособие. ‐ М.: 2011. – 80с.
6. Отраслевой стандарт «Протокол ведения больных. Пролежни» (ОСТ
91500.11.0001‐2002).
7. Пролежни. Экономика и профилактика.‐ М.: НЬЮДИАМЕД, 2012. – 100с.
8. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными. ‐ М.: 2007. – 550 с.
9. Школа сестринского ухода// Сестринское дело. – 2011. ‐№5.‐ С.27 10. Энциклопедический справочник медицинской сестры, фельдшера и акушер‐
ки/ Под Ред. В.И. Бородулиной. ‐ М.: Альянс‐В, 1998. – 624с.

309
Приложение 1
Бальная шкала Нортон для оценки риска возникновения пролежней
Оценка риска возникновения пролежней по шкале Нортон
Готовность к
общению
Полная
4
Неполная
3
Частичная
2
Нет
1
Возраст
Меньше 10 лет
4
Меньше 30 лет
3
Меньше 60 лет
2
Больше 60 лет
1
Состояние
кожи
Здоровая
4
Шелушащаяся
сухая
3
Влажная
2
Раны, аллергии,
трещины
1
Сопутствую‐
щие заболе‐
вания
Нет
4
Лихорадка,
диабет, анемия
3
Рассеянный склероз
2
Кома. паралич
1
Физическое
состояние
Хорошее
4
Удовлетвори‐
тельное
3
Плохое
2
Очень плохое
1
Душевное
состояние
Ясное
4
Адаптивное,
безучастное
3
Спутанное сознание
2
Ступор
1
Активность
Ходит без по‐
мощи
4
Ходит с помо‐
щью
3
Передвигается на
кресле
2
Лежит в постели
1
Подвижность
Полная
4
Немного ограни‐
чена
3
Значительно огра‐
ничена
2
Полностью огра‐
ничена
1
Недержание
Нет
4
Иногда
3
Моча
2
Моча и кал
1
Сумма баллов______________________
Пролежни: есть
нет
Стадия: 1 2 3 4
Если сумма балов меньше 25, то высокий риск развития пролежней.

310
Приложение 2
Лист противопролежневых мероприятий
Пациент_____________________ палата_______________ Дата__________________
№ п/п
Изменение положения в постели
Время
1 2
3 4
5 6 положение Фаулера положение Симса положение «на правом боку» положение «на левом боку» положение «30° направо» положение «30° налево»
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1 2
3 4
5 6
1
2
3
4
5
6
Гигиенические мероприятия

п/п
Наименование процедуры
Время
1
Смена постельного белья
2
Смена нательного белья
3
Уход за промежностью и наружными по‐
ловыми органами
4
Пособие при мочеиспускании
5
Пособие при дефекации
6
Уход за кожей (обтирание)

п/п
Общие параметры
Время
9
Количество съеденной пищи (гр)
10 Получено жидкости
11 массаж
12 Обучение пациента самоуходу
13 Обучение родственников уходу
13 Транспортировка пациента


311
Приложение 3
Немецкий национальный стандарт тактильной диагностики уязвимых участков кожи «Тест пальцем»
Достаточно нажать пальцем на опасное место, чтобы определить нарушена ли циркуляция. Не проходящее после нажатия покраснение в области костных выступов, указывает на нарушение оттока крови. Она показывает, что циркуляция в венах нарушена и лимфатическая зона, возможно уже повреждена, что может привести к повреждению ткани.
Оценка состояния кожного покрова пациента
Пациент____________________________ Палата_____________ Дата начало оценки____________________________

Состояние кожи пациента
Дата
«Тест пальцем»
1
После нажатия определяется белое пятно, которое исчезает в течение 3 секунд.
2
После нажатия кожа осталась крас‐
ной, цвет не изменился.

312
Приложение 4
Положение о школе здоровья
«Правильный уход за тяжелобольным пациентом»
Общие положения
Школа здоровья «Правильный уход за тяжелобольным пациентом», органи‐
зуется в областной клинической больнице, в главном корпусе на 5 этаже.
Подбор слушателей для проведения занятий в школе здоровья осуществля‐
ют старшие медицинские сестры отделений, в которых проходят лечение тяже‐
лобольные пациенты. Формирование групп осуществляет медицинская сестра ответственная за школу.
Занятия с медицинскими сестрами и родственниками пациентов проводятся в учебном классе в соответствии с программой.
Цель создания школы здоровья «Правильный уход за тяжелобольным па‐
циентом»: обучение медицинского персонала и родственников тяжелобольного пациента, правильному уходу и применяемым инновационным технологиям для предотвращения возникновения пролежней и улучшения качества жизни паци‐
ента.
Задачи школы здоровья «Правильный уход за тяжелобольным пациен‐
том»:
1. Мотивирование медицинского персонала и родственников пациента к ответственности за повышение качества жизни тяжелобольного пациента.
2. Поддержка и расширение клинической деятельности медицинских сестер в обучении родственников правильному уходу за тяжелобольными пациентами.
3. Ознакомление медицинских сестер и родственников пациентов с иннова‐
ционными технологиями, используемыми в уходе за тяжелобольными пациен‐
тами.
4. Проведение анализа работы школы здоровья для дальнейшего совер‐
шенствования подготовки медицинского персонала и родственников в уходе за тяжелобольным пациентом.
Функции школы здоровья «Правильный уход за тяжелобольным пациен‐
том»:
 обеспечение методическими материалами, наглядными пособиями, памятками медицинский персонал и родственников пациентов;
 отработка на фантоме инновационных технологий и элементов ухода за тяже‐
лобольным пациентом;
 обучение оценке состояния кожного покрова и специального ухода для предот‐
вращения возникновения пролежней.


313
Форма обучения в школе здоровья «Правильный уход за тяжелобольным па‐
циентом»:
 График работы школы здоровья: два раза в неделю вторник и четверг в 15 часов
30 минут.
 Группа состоит из 8‐10 человек.
 Программа обучения состоит из четырех занятий.
 Обучение осуществляется с применением методов собеседования, «вопрос‐
ответ», решение ситуационных задач, отработка навыков ухода на фантоме.
 Перед проведением занятий и после обучения проводится собеседование и вы‐
явление мнения слушателей о работе школы здоровья.
 Проведение анализа работы школы здоровья.
Программа школы здоровья
«Правильный уход за тяжелобольным пациентом»
Программа направлена на обучение медицинского персонала и родствен‐
ников тяжелобольного пациента, правильному уходу и применяемым инноваци‐
онным технологиям для предотвращения возникновения пролежней и улучше‐
ния качества жизни пациента. Программа предусматривает:
‐ мотивирование медицинского персонала и родственников пациента к от‐
ветственности за повышение качества жизни тяжелобольного пациента;
‐ поддержку и расширение клинической деятельности медицинских сестер в обучении родственников правильному уходу за тяжелобольными пациентами;
‐ ознакомление медицинских сестер и родственников пациентов с иннова‐
ционными технологиями, используемыми в уходе за тяжелобольными пациен‐
тами;
‐ проведение анализа работы школы здоровья для дальнейшего совершен‐
ствования подготовки медицинского персонала и родственников в уходе за тя‐
желобольным пациентом.
Программа
Вид заня‐
тий
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Тема
Время
Занятие 1.
Потребность в личной гигиене
Вводная часть
Знакомство с группой.
10 минут
Открытый диалог с родственниками и медицинским персо‐
налом о проблеме ухода за тяжелобольным пациентом
10 минут
Современные принципы ухода
10 минут

314
Вид заня‐
тий
Тема
Время
Информа‐
ционная часть
Потребность в личной гигиене:
Что такое «личная гигиена»?
Тип кожи. Внутренние и внешние факторы, влияющие на кожу.
Гигиенические и вспомогательные средства ухода за кожей.
25 минут
Заключе‐
ние
Подведение итогов первого занятия
5 минут
Занятие 2.
Личная гигиена тяжелобольного пациента
Вводная часть
Ответы на вопросы по теме «Потребность в личной гигиене» 10 минут
Информа‐
ционная часть
Общая гигиена за кожей тяжелобольного пациента в посте‐
ли: уход за полостью рта уход за кожей, включая глаза, нос, уши, руки, ноги интимная гигиена уход за волосами
45минут
Заключе‐
ние
Подведение второго занятия
5 минут
Занятие 3.
Профилактика пролежней
Вводная часть
Ответы на вопросы по теме «Личная гигиена тяжелобольно‐
го пациента»
10 минут
Информа‐
ционная часть
Профилактика пролежней:
Что такое «пролежень»?
Места локализации пролежней.
Осмотр и наблюдение за кожным покровом визуальный и с помощью «Тест пальцем».
Специальный уход за проблемными участками кожи.
45 минут
Заключе‐
ние
Подведение итогов третьего занятия
5 минут
Занятие 4.
Создание безопасной среды
Вводная часть
Ответы на вопросы по теме «Профилактика пролежней»
10 минут
Информа‐
ционная часть
Создание безопасной среды.
Гигиеническая обработка рук
Применение средств индивидуальной защиты
10 минут
Обобщение пройденного материала.
Закрепление навыков ухода на фантоме.
30 минут
Заключе‐
ние
Подведение итогов работы школы здоровья.
Обмен мнениями
10 минут

315
Результаты работы школы здоровья
«Правильный уход за тяжелобольным пациентом»
За период с 01.10.14 по 31.12.14 было обучено 32 родственника, 29 меди‐
цинских сестер участвовавших в исследовании и 22 палатных медицинских сест‐
ры стационарных отделений. Медперсоналу, участвовавшему в исследовании, проведен хронометраж потраченного времени по использованию лечебно‐
профилактической серии во время ухода с инновационными технологиями и ухода обычными средствами.
Вывод: по результатам вычислений можно сделать вывод, что до обучения в школе время ухода за тяжелобольными пациентами с использованием профес‐
сиональной косметической серии сокращается на 9 минут 05 секунд, а после обу‐
чения на 11 минут 13 секунд. Это говорит о том, что обучение медперсонала в школе по уходу за тяжелобольными пациентами дает положительные результа‐
ты, время на уход у обученного персонала сокращается на 2 минуты 08 секунд.
32 29 22
Родственники команда исследователей м/с палатные
0 5
10 15 20 25 30
Общий уход до обучения
Общий уход после обучения
19,02 17,3 28,07 28,07
Лечебно‐
профилактическая косметическая серия
Обычные средства ухода