Файл: Омская региональная общественная организация Омская профессиональная сестринская ассоциация практический опыт проведения научных исследований в сестринском деле омской области (методические рекомендации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТЬ III
ПРИМЕРЫ РАСШИРЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ
И АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКИ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ

317
Примеры расширенной сестринской практики,
направленные на повышение квалификации медицинских сестер
название
примера
«Учебно‐методический кабинет как инструмент в накопитель‐
ной системе повышения квалификации сестринского персона‐
ла»
основание
для перемен
Накопительная система повышения квалификации представляет собой целенаправленное непрерывное повышение профессио‐
нальных знаний, равномерно накапливаемых специалистом в течение профессиональной деятельности. Это одна из форм су‐
ществующей системы дополнительного профессионального об‐
разования, предполагает добровольный выбор специалистом данной формы, отвечает образовательным потребностям в сфе‐
ре профессиональной деятельности специалиста, запросам рын‐
ка труда.
Основная цель накопительной системы повышения квалифика‐
ции заключается в оптимизации качества профессиональной подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием. Накопительная система учетных баллов дает возможность специалисту самостоятельно развивать творческую активность в конкретных областях профессиональных знаний и позволяет получить квалификационную категорию заочно.
расширение
роли
Несколько десятилетий назад информационная революция охватила наш мир, и ни одна организация не избежала ее влия‐
ния. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным потоком новой информации, которой должен владеть сестринский персонал.
Сегодня недостаточно пополнять запас теоретических знаний один раз в 5 лет, в век инноваций необходимо ежедневное по‐
лучение информации для повышения уровня своих знаний. В условиях временного и материального дефицита сестринский персонал должен иметь возможность постоянно пополнять те‐
кущие профессиональные знания, обмениваться накопленным опытом, получать всю необходимую информацию «на месте» и творчески применять ее в своей деятельности. Предоставление консультаций по вопросам всероссийского и международного сотрудничества в сфере здравоохранения, медицинского обра‐
зования и науки. Оказание методической помощи сестринскому персоналу в осуществлении научно‐исследовательской дея‐
тельности в области сестринского дела. Создание современной информационной учебной базы, включающей обучающие про‐
граммы, учебно‐методические пособия, регламентирующие


318 документы, банк тестовых заданий, библиотеку в т.ч. электрон‐
ную, видео ‐ и аудио ‐ записи и др. материалы.
инициаторы
изменений
ОРОО «Омская профессиональная сестринская ассоциация», президент, члены Правления ОПСА.
научно‐
обоснованная
практика
Информационный мониторинг поступающей информации, от‐
слеживание достижений сестринской практики и изучение воз‐
можностей их внедрения в деятельность медицинской органи‐
зации. Распространение и обмен опытом по инновационным методам и формам работы среди сестринского персонала.
достигнутые
новые навы‐
ки и компе‐
тенции
медицинские сестры приобрели навыки обучения взрослых пра‐
вилам ухода за тяжелобольным пациентом.
итоги
внед‐
рения
В Омской области функционирует 19 учебно‐методических ка‐
бинетов, в которых работают медицинские сестры.
В Омской профессиональной сестринской ассоциации работает учебно‐методический центр, функционирует сайт, который посе‐
тило
На базе ЦПК организованы курсы повышения квалификации на тему «Инновационные подходы к организации педагогической деятельности сестринского персонала в ЛПУ», где проходят обу‐
чение медицинские сестры учебно‐методических кабинетов
Во всех медицинских организациях сестринский персонал участ‐
вует в накопительной системе повышения квалификации, ведут портфолио и учетную книжку.
повышение
мотивации
сестринского
персонала
Улучшение и поддержание на должном уровне профессиональ‐
ной компетентности сестринского персонала и мотивации пер‐
сонала к использованию информационных технологий (дистан‐
ционное обучение, интернет конференции, в ежедневной рабо‐
те и др.).
Контактное
лицо: Имя,
должность,
место рабо‐
ты,
E‐mail:
Зорина Татьяна Александровна, президент Омская профессио‐
нальная сестринская ассоциация, г. Омск
E‐mail: mail@opsa.info

319
название
примера
«Технологии сестринского психиатрического сервиса в психо‐
социальной реабилитации женщин трудоспособного возраста,
страдающих непсихотическими аффективными расстройства‐
ми»
основание
для перемен
По данным ВОЗ отмечается беспрецедентный рост пограничных психических расстройств в большинстве развитых стран мира.
Спрос на психиатрическую и психотерапевтическую помощь во всем мире, особенно на амбулаторное лечение, превышает, в последнее десятилетие, спрос на все остальные услуги медици‐
ны, хотя психотерапия составляет только 3% от структур оказы‐
вающих медицинскую помощь. Число пациентов с непсихотиче‐
скими депрессивными расстройствами в психотерапевтическом амбулаторном отделении за последние три года возросло на
14 %. В связи с этим возникла необходимость разработки техно‐
логий сестринского психиатрического сервиса психосоциальной реабилитации лиц с НППР.
расширение
роли
Изменились функциональные обязанности медицинской сестры психотерапевтического амбулаторного отделения, в которые вошли дистанционные формы поддерживающей терапии (теле‐
фонное консультирование пациентов), проведение сестринской диагностики донозологических признаков пограничных эмоцио‐
нальных расстройств, оценка физиологических предикторов тре‐
вожно‐депрессивных расстройств, проведение индивидуаль‐
ных (психообразование, индивидуальная рациональная психо‐
терапия, инструментальная поддержка), семейных (семейное консультирование) и групповых («Школа психического здоро‐
вья») формах реабилитации пациенток, проведение занятий в
«Школа психического здоровья для пациентов пограничного профиля», проведение коммуникативных тренингов и психооб‐
разования для пациентов и их родственников.
инициаторы
изменений
ОРОО «Омская профессиональная сестринская ассоциация» спе‐
циализированная секция «Сестринское дело в психиатрии и наркологии», главный врач, главная медицинская сестра, Совет по сестринскому делу БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова», Чет‐
вериков Д.В., заведующий психотерапевтическим амбулаторным отделением БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова», д.п.н., к.м.н.
научно‐
обоснованная
практика
Информационный мониторинг поступающей информации, от‐
слеживание достижений сестринской практики в психосоциаль‐
ной реабилитации и изучение возможностей их внедрения в деятельность медицинской организации. Распространение и обмен опытом по инновационным методам и формам работы


320 среди сестринского персонала в сфере психосоциальной реаби‐
литации. Клинико‐динамическое наблюдение за пациентами в течение полугода (временной интервал взят нами как мини‐
мальный срок противорецидивного лечения при непсихотиче‐
ских аффективных расстройствах) и динамическая оценка пара‐
метров качества жизни и социального функционирования. В данном направлении мы использовали "Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни", разработан‐
ный И.Я. Гуровичем и А.Б. Шмуклером (1998), который был адаптирован для пациенток данного контингента. Динамическое наблюдение за пациентами в течение в течение 6 месяцев.
достигнутые
новые навы‐
ки и компе‐
тенции
Пять медицинских сестер прошли специализированное обуче‐
ние в «Школе медицинской сестры психиатрической клиники».
Медицинские сестры приобрели навыки обучения пациентов, по таким, направляем как диагностика, методы лечение и про‐
филактики пограничных состояний. Медицинские сестры обуче‐
ны сестринской диагностике донозологических признаков по‐
граничных эмоциональных расстройств и динамической оценке параметров качества жизни и социального функционирования пациентов.
итоги внед‐
рения
Разработанная «Школа психического здоровья» для пациентов пограничного уровня позволила пациентам на ранних этапах предотвращать обострение психических заболеваний и сокра‐
тить процент повторных поступлений пациентов в стационар, также пациенты приобрели своеобразную «медицинскую куль‐
туру», они более упорядоченно обращались к врачам общей практики с реальными соматическими заболеваниями, а не в связи с ипохондрическими переживаниями. Также были разра‐
ботаны и внедрены коммуникативные тренинги: «Позитивный настрой на будущее», «Женское счастье», «Способы нормали‐
зации семейной обстановки», психообразование по таким направлениям, как «Жизнь с депрессией», «Соматические маски депрессии и тревоги», «Жизненные кризисы», тренинги: «Анти‐
депрессанты, их роль в лечении депрессии», «Фармакологиче‐
ские способы лечения тревоги».
Разработаны и реализованы тренинги «Возрастные кризисы женщин», «Семейные проблемы и их решение», «Медикаменты и семейный стиль».

321
улучшение
качества ухо‐
да
Технологии сестринского психиатрического сервиса в психосо‐
циальной реабилитации женщин трудоспособного возраста, страдающих непсихотическими аффективными расстройствами стабилизирует аффективное состояние его субъектов, способ‐
ствует нормализации эмоционального фона личности и вносит существенный вклад в превенцию пограничных психических рас‐
стройств. По результатам опроса почти в ста процентах случаев пациенты и их родственники удовлетворены качеством разрабо‐
танных технологий сестринского психиатрического сервиса и считают необходимым функционирования не только в психиат‐
рической клинике, но и в других общесоматических медицин‐
ских организациях.
Контактное
лицо: Имя,
должность,
место рабо‐
ты, E‐mail:
Воронкова Татьяна Анатольевна, старшая медицинская сестра психотерапевтического амбулаторного отделения
БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова» г. Омск
E‐mail: t.voronkova.82@mail.ru
название
примера
«Влияние современных средств ухода на уровень тревожности
пожилых пациентов с урогенитальными проблемами»
основание
для перемен
Одной из проблем пожилого возраста, которую пациенты порой считают возрастной особенностью и тщательно её скрывают, является недержание мочи. С возрастом увеличивается количе‐
ство людей с различными расстройствами функций мочевого пу‐
зыря. По статистике, свыше 60% людей старше 60 лет подверже‐
ны проблемам потери мочи – в той или иной форме. Некоторые эксперты называют меньшие цифры, но факт остается фактом: чем старше человек, тем больше риск возникновения этой про‐
блемы. Недержание мочи у лиц пожилого возраста – это суще‐
ственная проблема, как медицинского, так и явно психологиче‐
ского характера. За период 01.01.13г.‐31.06.13г. в условиях тера‐
певтического отделения ГВВ пролечено 233 пациента с урогени‐
тальными проблемами старше 70 лет. Низкая информирован‐
ность пожилых людей по решению данной проблемы, приводит к самоизоляции, сужение круга общения, отказ от любимых увлечений и возникновение чувства неполноценности и тревож‐
ности, в связи с чем возникла необходимость обучения пациен‐
тов использованию современных средств ухода для решения урогенитальных проблем.


322
расширение
роли
Все пациенты страдающие недержанием мочи проходят обуче‐
ние в школе «Решение деликатной проблемы при недержании мочи». Работу в школе ведут специалисты сестринского дела, имеющие свидетельство по программе обучения в компании
«Пауль Хартманн Сибирь» по теме «Недержание. Школа пове‐
денческой терапии. Лечебная физкультура при недержании».
Для обучения пациентов используются презентации с мульти‐
медийным сопровождением и видеофильмы. Демонстри‐
руются средства ухода с разъяснением их применения.
инициаторы
изменений
ОРОО «Омская профессиональная сестринская ассоциация», II
проект «Исследования в сестринском деле 2013‐2014 гг.», БУЗОО
«ГВВ», главный врач, главная медицинская сестра
научно‐
обоснованная
практика
В рамках II проекта ОПСА «Исследования в сестринском деле
2013‐2014 гг.», проводилось исследование «Снижение степени тревожности у пожилых пациентов с урогенитальными пробле‐
мами при применении современных средств ухода».
достигнутые
новые навы‐
ки и компе‐
тенции
Все медицинские сестры госпиталя прошли обучение в «Школе инновационных технологий ухода за тяжелобольным пациен‐
том», где более подробно изучили современные средства ухода для решения урогенитальных проблем, правила их применения с отработкой технологий гигиенических медицинских услуг.
Для совершенствования оказания помощи лицам пожилого и старческого возраста с урогенитальными проблемами, необхо‐
димо систематически повышать уровень знаний медицинских сестер по данной проблеме.
итоги
внед‐
рения
Использование современных средств ухода улучшает качество жизни пациентов и существенно снижает уровень тревожно‐
сти
Применение гигиенических абсорбирующих средств обеспечи‐
вает психологический комфорт и повышает жизненную актив‐
ность.
улучшение
качества ухо‐
да
Пациенты отметили положительные моменты использования средств: исчез страх за внешний вид, появилась возможность свободного перемещения, отсутствие специфического запаха, одним словом пожилые люди стали более адаптированы к своей проблеме. Многие из них прошли обучение в школе «Решение деликатной проблемы при недержании мочи», где получили от‐
веты на все волнующие вопросы и рекомендации на дом.
Контактное ли‐
цо: Имя, долж‐
ность, место
работы, E‐mail:
Ромазанова Наиля Фаритовна, медицинская сестра палатная те‐
рапевтического отделения БУЗОО «Госпиталь для ветеранов войн», Омск
E‐mail:
ranefa@mail.ru


323
название
примера
«Эффективность школы здоровья для пациентов, страдающих
туберкулезом в сочетании с психическими расстройствами»
основание
для перемен
В настоящее время эффективность лечения больных туберкуле‐
зом даже после внедрения в ряде территорий контролируемой терапии, к сожалению, остается низкой. Туберкулез, и, в еще большей степени, психическое расстройство, относятся к забо‐
леваниям, которые вызывают отгороженность, дистанцирован‐
ность и дискриминацию психически больных со стороны обще‐
ства. Реакцией больного на стигматизацию общества является его самостигматизация и отсутствие мотивации к лечению. В связи с этим возникла необходимость в обучении пациентов и их родственников методам диагностики, лечения и профилактики туберкулеза, снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычкам, питание, образ, и т.д.) и психологической и социальной поддержки.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29