Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В части 3 ст. 421 УПК РФ закон указывает на ситуации, когда следователь обязан установить наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Для установления перечисленных обстоятельств допросу, кроме прочих, подлежат родители и/или иные законные представители несовершеннолетнего, его учителя, преподаватели, воспитатели, лечащие врачи и иные лица, непосредственно принимающие участие в уходе за ним, воспитании и обеспечении. Должны быть запрошены характеристики и иные документы, объективно описывающие разные стороны жизни подростка. Полезно проконсультироваться с психологами соответствующего профиля, психиатрами, специалистами в области ювенальных технологий.

Помимо этого, по каждому уголовному делу (материалу проверки) в отношении несовершеннолетнего, наряду с изложенными обстоятельствами, необходимо проверить следующие обстоятельства:

- имеются ли совершеннолетние организаторы и подстрекатели, исполнители, совершившие так называемое «посредственное причинение» с использованием несовершеннолетнего, малолетнего;

- нет ли признаков вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ);

- нет ли признаков вовлечения его в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ);

- нет ли сведений о розничной продаже ему спиртного (ст. 151.1 УК РФ), сбыта наркотических и иных запрещенных веществ (п. «в» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и др.), включая запрещенные курительные смеси, лекарственные препараты и т.п.;

- существует ли группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная преступная группа, преступное сообщество, включающие подростков и взрослых лиц, совершивших несколько преступлений. При подтверждении этого особенно важно установить обстоятельства формирования и особенности всего процесса функционирования группы, распределения ролей, связь этой группы с иными организованными преступными формированиями, группами экстремистов;


- нет ли сведений о скупке взрослыми предметов, похищенных подростками;

- имеются ли признаки заранее не обещанного укрывательства преступлений со стороны взрослых, в том числе родителей, иных лиц.

Эти сведения необходимы и в рамках доказывания по возбужденному и «смежным» уголовным делам, и в рамках установления, устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
44.3 Типичные следственные ситуации первоначального этапа

расследования и пути их решения
В практике наиболее распространенными поводами для возбуждения уголовного дела становятся заявления потерпевших и их родственников, сообщения очевидцев, непосредственное обнаружение признаков преступления сотрудниками правоохранительных органов (иные источники – п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). И только в редких случаях поводом становится явка с повинной.

На первоначальном этапе расследования встречаются следующие типичные следственные ситуации:

Ситуация № 1. Свидетели и/или потерпевшие видели, но не знают преступников, однако предполагают, что, судя по внешнему виду, движениям, манере держаться и другим признакам это скорее всего были несовершеннолетние.

В такого рода ситуации, при наличии интеллектуальных следов нужно сосредоточить усилия на поиске следов материальных. Проводятся: осмотр места происшествия, иных мест с установлением признаков деятельности несовершеннолетних, допросы свидетелей и потерпевших, даются поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий «по горячим следам», доставление подозреваемого (иногда с последующим задержанием), личный обыск, допрос и обыски по месту жительства, учебы, иного частого пребывания, назначаются судебные экспертизы, в том числе, по установлению возраста подозреваемого.

Ситуация № 2. Несовершеннолетний задержан (застигнут) на месте преступления. В данной ситуации, помимо, а иногда и вместо перечисленных выше следственных действий, еще до возбуждения дела необходимо установить точный возраст лица, решить вопрос о целесообразности расследования, в частности, установить нет ли обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 40 УК РФ и др.), обстоятельств, могущих служить в качестве оснований, освобождающих его от уголов­ной ответственности, например, в порядке ст. 90 УК РФ – в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, а также какие конкретно меры такого воздействия и/или административной ответственности могут быть применены в отношении несовершеннолетнего, если не возбуждать уго­ловное дело. В подобных ситуациях при наличии признаков группового преступления важной тактической задачей становится определение ролей каждого соучастника в преступном формировании.


Ситуация № 3. Обстановка преступления и следы, другие данные указывают на то, что преступление совершено подростками, но никто из очевидцев и потерпевших прямо не указывает на это обстоятельство. В подобной ситуации при реализации всех следственных действий и ОРМ, указанных в ситуации № 1, акцент следует сделать на обнаружении интеллектуальных следов. В случае задержания предполагаемые преступники предъявляются для опознания, выявленные материальные следы проверяются по криминалистическим учетам и т.д.

Ситуация № 4. Потерпевшие и свидетели знают преступников и их возраст. В этой, сравнительно несложной следственной ситуации, осуществляется доставление и/или задержание подозреваемых, следственные осмотры, проверка показаний на месте и следственный эксперимент, допросы задержанных и сразу - очные ставки между ними и потерпевшими, свидетелями, обыски и т.д.

В любой из перечисленных следственных ситуаций, после установления факта несовершеннолетия подозреваемого, следователь особое внимание уделяет процессуальным требованиям и вопросам взаимодействия с другими лицами, защищающими интересы несовершеннолетнего: законным представителем, защитником, педагогом, психологом. Одновременное их приглашение для производства следственных и иных процессуальных действий всегда становится сложной организационной задачей.

44. 4 Особенности тактики производства отдельных

следственных действий
Общие положения. Приступая к планированию и производству следственных действий по делу в отношении несовершеннолетнего, следователь должен помнить, что по делам данной категории особенно важно выполнить требования закона о разумных сроках уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ), а также обеспечить всесторонность, полноту и объективность расследования, имея ввиду, что обеспечение законных интересов подростка предполагает необходимость глубокого воспитательного и профилактического воздействия на него самого и его окружение, сверстников, выявления обстоятельств, связанных с условиями его жизни и воспитания, состоянием здоровья, причинами и условиями, способствовавшими преступлению. В связи с этим важно тщательно готовится к каждому следственному действию с участием несовершеннолетнего.

Так, в вопросе о месте производства следственных действий с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, следователь должен учесть
, что вызов его в следственное подразделение, как правило, осуществляется через родителей или других законных представителей. А если он содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ).

Если имеются данные о неустойчивости психики несовершеннолетнего, находящегося на свободе, о его робости, сильном, неадекватном волнении в связи с вызовом в кабинет следователя, то при прочих равных условиях следует запланировать производство допросов, иных следственных действий в привычной для него обстановке, например, дома или по месту учебы. Этот тактический прием может обеспечить установление более продуктивного психологического контакта. Хотя зачастую это может вызвать сложности, связанные с вызовом туда же защитника, законного представителя, а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 425 УПК РФ – педагога, психолога.

Время для проведения следственного действия подбирается так, чтобы

повозможности не отвлекать подростка в часы учебы, работы, спортивных тренировок, а если он содержится под стражей - во время приема пищи, прогулок, лечения. Следственные действия с участием несовершеннолетнего не должны быть излишне длительными. Уголовно-процессуальный закон для времени его допроса устанавливает ограничение – не более 4 часов в день и не более 2 часов без перерыва (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Но это максимум. С точки зрения криминалистической тактики следователю желательно планировать так, чтобы продолжительность любого следственного действия была не более 45-60 минут, иначе несовершеннолетний теряет внимание, становится рассеянным, что может сказаться на точности и последовательности его показаний, пояснений, иных действий.

К первоначальным следственным действиям по делам данной категории следует отнести: осмотр места происшествия, задержание несовершеннолетнего, допрос подозреваемого, его личный обыск, обыск по месту жительства, работы, регулярного проведения досуга, допрос потерпевших и, по необходимости, их освидетельствование, допрос свидетелей, очные ставки, проверка показаний на месте и следственный эксперимент.

Осмотр места происшествия (ОМП). В рамках данного следственного действия необходимо глубоко про­анализировать способ совершения преступлений, указывающий на личностные качества несовершеннолет­него преступника (преступников), так как он обусловлен, прежде всего, описанными личными качествами подростка, подлежащими тщательному изучению в рамках всех стадий уголовного процесса.


Если к началу ОМП несовершенно­летний подозреваемый задержан или по крайней мере установлена его личность (ситуации № 2 и 4), то следователь принимает меры к установлению сведений, подтверждающих или оп­ровергающих его причастность и роль в преступном событии. Если подозреваемый не отрицает своего участия в преступле­нии, он может быть привлечен к участию в ОМП.

В ходе следственного действия в следственных ситуациях, когда по делу (материалу) пока не установлено или только предполагается участие в преступлении несовершеннолетнего (ситуация № 1), необходимо обратить внимание на особенности материальных следов.

Так, по размерам следов рук и ног с применением специальных знаний можно установить примерный возраст преступника. Присутствующий на следственном действии специалист-криминалист поможет, например, установить возраст по количеству папиллярных линий на единицу длины. При выявлении дорожки следов ног можно по длине шага и стопы определить примерный рост человека, особенности его походки. У несовершеннолетних чаще всего угол шага менее открыт, ширина шага несколько больше, чем у взрослых. Тип обуви, например, спортивная обувь, модная в молодежной среде, так же указывает на примерный возраст ее хозяина. При обнаружении следов зубов на продуктах питания (шоколад, конфеты, сыр и т.п.) можно выдвинуть и проверить версию о том, что они оставлены подростком.

В ходе ОМП могут быть обнаружены характерные личные вещи несовершеннолетнего пре­ступника, выявлены следы, указывающие на некоторую нелогичность, хаотичность его действий, отсутствие тщательной подготовки к совершению преступления: вещи раскиданы, мебель, иные предметы повреждены без особой на то необходимости; потерпевшему при грабеже (разбое, вымогательстве) причинено множество телесных повреждений, не оправданных целью завладения его имуществом; при краже в жилище похищены продукты питания и алкоголь, электроника, одежда, иные перечисленные выше вещи, ценные в молодежной среде, но не тронуты более ценные предметы (дорогие картины, антиквариат), не было попыток отыскать и взломать сейф, иное тайное хранилище и т.п.

На совершение кражи (грабежа, умышленного уничтожения, повреждения чужого имущества) несовершеннолетними может указывать сам объект преступного посягательства, где, например, заведомо не может быть ничего особо ценного: раздевалки в спортивных секциях и учебных заведениях, школьные буфеты, торговые ларьки, газетные киоски и т.п. На то же могут указывать специфические следы преодоления, повреждения преград: проникновение через вентиляционные шахты, форточки, раздвинутые решетки, сломанные окна, проломы в ограждениях, по размерам явно не подходящие взрослому человеку.