Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 812

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Уголовно-процессуальный закон выдвигает особые требования и к фиксации результатов следственных действий с участием несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Так, применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных главой 26 УПК РФ («Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний») с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если они либо их законные представители против этого возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

В рамках подготовки к допросу несовершеннолетнего, малолетнего, прежде всего, нужно учитывать психологический фактор. Необходимо по возможности смягчить, нейтрализовать напряжение, скованность, стремление смолчать, сообщить минимум информации и т.п., что присуще любому подростку в официальной обстановке допроса. Это особенно важно учесть в ходе расследования по делам о преступлениях против жизни, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступлений, связанных с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Недопустимо травмировать психику подростка, и без того испытавшего сильный стресс, еще и непрофессиональными действиями: некорректными, грубыми высказываниями, демонстрацией циничного или равнодушного отношения к чужим страданиям и т.п.

Например, в одном из приказов Следственного комитета РФ на его сотрудников возложена обязанность проявлять чуткость и внимание к участникам досудебного производства, особенно к детям, равно как и к людям преклонного возраста, женщинам, лицам с физическими недостатками, делая их участие в производстве следственных действий максимально удобным.

Можно запланировать и реализовать следующие так­тические приемы:

- предшествующая допросу встреча (или хотя бы разговор по телефону) с законным представителем, педагогом, для определения целей и задач, организационных вопросов будущего допроса. Так, законный представитель, как правило, пользуется определенным авторитетом в глазах подростка, а значит от его отношения к допросу, к расследованию в целом, во многом зависит ход и результаты следственного действия;

- установление психологического контакта с несовершеннолетним, малолетним, а также его законным представителем;

- по возможности, перед вопросами, непосредственно касающимися расследуемого события, провести беседу об интересах, успехах допрашиваемого, затем перейти к вопросам об истории и характере взаимоотношений с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым;


- максимальная детализация известных допрашиваемому обстоятельств;

- оказание помощи в припоминании забытого;

- акцентирование внимания на возможных противоречиях, стимулирова­ние дальнейшей детализации показаний;

- использование помощи педагога в интерпретации показаний несовершеннолетнего, имеющего индивидуальные особенности восприятия и передачи информации.

Последнее особенно актуально для тактики допроса малолетних свидетелей. Их рекомендуется допрашивать в привычной для них обстановке с участием пе­дагога (учителя, воспитателя детсада) и родителей, иных законных представителей. Малолетние бывают очень восприимчивы и наблюдательны. При условии установления с ними надлежащего психологического контакта они могут сообщить объективные и полные показания. Но их рассказ необходимо тщательно изучать и интерпретировать, задавая законному представителю, педагогу вопросы типа: «Что мог иметь в виду ваш подопечный, говоря о том, что…».

Допрос в качестве свидете­лей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, характерен тем, что родители, учителя, воспита­тели неравнодушны к их судьбе, глубоко заинтересованы в исходе дела (родители – в судьбе их ребенка, учителя – в репутации школы и т.п.).

Задачами допроса этих лиц являются установление:

- условий жизни и воспитания, характеристики личности подростка;

- особенностей его поведения до, во время и после общественно опасного деяния;

- обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

- характера ответственности родителей, иных законных представителей (например, как гражданских ответчиков), педагогов, за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, а также за последствия совершенного им деяния.

Допросу подлежат оба родителя или иные законные представители (с учетом требований ст. 51 Конституции РФ), классный руково­дитель, другие учителя, преподаватели, тренеры, которые могут дать наиболее объектив­ную информацию о своем воспитаннике. Они могут оказать большую помощь в расследовании и в то же время – быть не объективными в оценке личности подростка и его поступков. Так, для родителей типичной является позиция, что их ребенок во всем хорош и не мог совершить преступление, в котором обвиняется, а если как-то и причастен к нему, то лишь как ведомый, в результате сильного негативного влияния третьих лиц.



С учетом того, что совершению подростком преступления, как правило, способствует неблагополучная обстановка в семье, а также в учебном заведении, по месту его работы, просчеты в воспитании, ненадлежащий контроль и т.п., в рамках допросов перечисленных лиц следователь целенаправленно собирает информацию для последующего внесения представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ (о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона), для последующего выступления в коллективе, применения иных профилактических мер.







Мы ждем Ваши отзывы и предложения по адресу:

191186, Россия, Санкт- Петербург, ул. Миллионная, д. 27

Издательство «Юридический центр»

По вопросам сотрудничества +79119776725

Электронная почта izdat@hotmail.com

urizdat@mail.ru


Серия

«Учебники и учебные пособия»

Основана в 2002
Учебное издание

КРИМИНАЛИСТИКА
Учебник

Издательство «Юридический центр»


Корректор С. С. Алмаметова

Компьютерная верстка С.Л. Кузминой
Подписано в печать 10.11.2015 г.

Формат 60×90/ 16 п. л. 44 уч. –изд. Л. 44,8

Тираж 1000 экз. Заказ № 150 Цена свободная

Отпечатано в типографии «Литография Принт»

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 8
ISBN 978-5-94201-718-7