Файл: Учебники и учебные пособия криминалистика учебник Под редакцией В. Д. Зеленский, Г. М. Меретуков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Объект и предмет криминалистики,

ее место среди наук

Система криминалистики

ГЛАВА 2. История криминалистики

Эффективное выполнение этой работы достигается умелым применением криминалистической техники.

Глава 25. Розыскная деятельность следователя

25.1 Понятие розыскной деятельности следователя

25.2 Розыскные версии. Планирование розыска

Глава 29. Расследование изнасилований

Глава 39. Расследование поджогов и преступных нарушений противопожарных правил

39.4 Последующие и иные действия

Глава 42. Расследование преступлений, связанных с

уклонением от уплаты таможенных платежей

42.1 Криминалистическая характеристика преступлений

связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

42.2 Типичные следственные ситуации и программа действий

по их разрешению

42.3 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

Глава 43. Расследование преступлений в сфере

компьютерной информации

43.1 Расследование фактов неправомерного доступа

к компьютерной информации

43.2 Расследование создания, использования и распространения

вредоносных компьютерных программ

Глава 44. Особенности методики расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними

44. 1 Криминалистическая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними



Задержание несовершеннолетнего подозреваемого и последующее избрание в отношении него меры пресечения – заключение под стражу, применяется лишь в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ). При прочих равных обстоятельствах в качестве исключительного случая можно рассматривать поведение подростка, характерное для третьего из обозначенных выше типов личности – злостный, характеризующийся крайней формой пренебрежения нравственными ценностями, общественным мнением. Может также учитываться степень общественной опасности совершенного деяния, возможность продолжения преступной деятельности, дерзость и агрессивность преступного и постпреступного поведения, совокупность или рецидив преступлений, наличие связей в преступном мире и другие данные. Однако как требует закон, при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ.

Если решение о задержании несовершеннолетнего все-таки принято, то необходимо тщательно подготовиться к его производству, по возможности использовать фактор внезапности. Дело в том, что, узнав о предстоящем задержании, подросток может попытаться скрыться от уголовного преследования, оказать активное сопротивление, в том числе вооруженное, совершить попытку самоубийства, членовредительства, угона транспортного средства. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители (ч. 2 и 3 ст. 423 УПК РФ).

Как правило, задержание проводится в утренние или дневные часы, в малолюдных местах или по месту жительства, в присутствии родителей или иных законных представителей. В протоколе задержания делается пометка о необходимости содержать несовершеннолетнего отдельно от взрослых.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, очная ставка.
В соответствии с ч. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Как уже отмечалось, длительность этого следственного действия ограничена законом, а с учетом необходимости участия в нем защитника и в ряде случаев – педагога или психолога (ч. 3 ст. 425 УПК РФ), это следственное действие становится достаточно сложным в организационном плане.

Педагог - это лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой, имеющий педагогическое образование, желательно – достаточный опыт работы по профессии. В качестве психолога должно быть приглашено лицо с профильным образованием, работающее именно по этой специальности, в любой организации. Хотя законом это и не запрещено, но все же не рекомендуется приглашать для участия в допросе в качестве психолога лицо, работающее в правоохранительных органах. В дальнейшем суд и сторона защиты могут поставить под сомнение допустимость соответствующего доказательства. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

В рамках допроса и иных вербальных следственных действий следователь, специализирующийся на расследовании дел в отношении несовершеннолетних, наряду с другими, должен проявлять такие позитивные личностные качества как гуманность, терпимость, уважительное, внимательное отношение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и дальнейшего развития. Как известно, несовершеннолетние остро переживают несправедливость и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому, проявляя необходимую твердость и принципиальность, требуя соблюдения процесссуальной дисциплины (ч. 2 ст. 1 УПК РФ) в равной мере от всех участников процесса, следователь должен оставаться в глазах подростка человеком строгим, профессиональным и, вместе с тем, справедливым, уделяющим ему необходимое внимание, стремящимся установить истину и восстановить справедливость. Основным методом, на основе которого строятся все тактические приемы вербальных следственных действий в отношении несовершеннолетнего, должен быть метод убеждения.

В начале допроса, с помощью педагога или психолога, необходимо установить психологический контакт с подростком. Этому может спо­собствовать доброжелательный тон беседы, в ее начале - без составления протокола, умение следователя корректно проявить осведомленность о различных сторонах жизни несовершеннолетнего, обратить внимание на пози­тивные его установки и интересы (хобби, спорт, предпочтения в музыке, кино и т.д.). Все это можно заранее узнать от родителей, учителей, друзей, учащихся, соседей, а также от сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних.


На первом допросе, как на неотложном следственном действии, следователь должен установить не только обстоятельства, относящиеся к общественно опасному деянию, но и к условиям его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей.

По делам о групповых преступлениях в ходе допроса решается сложная тактическая задача - установление роли каждого, нейтрализация попыток противодействовать уголовному преследованию путем сокрытия сведений о соучастниках. В этом плане важно установить конструктивные отношения с защитником несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, убедится, что тот не оказывает юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам данного лица, честно, разумно и добросовестно отстаивает права и законные интересы несовершеннолетнего всеми не запрещенными законодательством средствами.

В ходе допроса применяются тактические приемы детализации показаний, «допущения легенды» с последующим опровержением лжи объективными данными и т.п. Необходимо продемонстрировать подростку истинное значение чувства дружбы и взаимовыручки, например, показав отличия этих положительных качеств от низменного по своей сути манипулирования одним членом преступной группы со стороны другого, других. Можно также использовать возможности проведения после допро­са других следственных действий: проверки показаний на месте, следственного эксперимента, опознания. Допрашиваемому подробно разъясняется значение и правовые последствия признания вины, активного содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников, розыске имущества, добытого в результате преступления и возмещения причиненного ущерба.

Принимая решение о проведении очной ставки, следователь должен учесть, что несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый может изменить ранее данные показания как под влиянием правдивых показаний дру­гого лица, участвующего в следственном действии, так и из-за повышенной внушае­мости, в результате сильного психиче­ского давления со стороны последнего, особенно если это взрослый, либо лидер, более активный участник преступного формирования.

Для нейтрализации негативного влияния второго участника очной ставки необходимо строго контролировать последнего. Первым, как правило, нужно допросить несовершеннолетнего, вне зависимости от его позиции. Исключе­ние составляют случаи дачи им заведомо ложных показаний либо когда уровень его антисоциальной направленности выше, чем у второго участника.


При проведении допросов и иных следственных действий с участием несовершеннолетних применять фиксацию с помощью звуко- или видеозаписи рекомендуется в следующих случаях: если лицо склонно к изменению показаний; при необходимости оглашения этих показаний другому соучастнику, если по каким-то причинам проведение очной ставки не представляется возможным; для фиксации особенностей речи и поведения несовершеннолетнего (особенно если эти особенности в дальнейшем пригодятся в рамках экспертных исследований); в ходе очных ставок, если это поможет нейтрализовать возможное нежелательное давление на подростка со стороны взрослого соучастника.

Однако, принимая решение о применении технических средств, следователь должен сделать прогноз по поводу того, не помешает ли это установлению психологического контакта и не вызовет ли отказ допрашиваемого от дачи показаний.

Обыск по делам в отношении несовершеннолетних производится для обна­ружения и изъятия похищенного, средств и орудий преступления, денежных средств, наркотиков, одеж­ды и обуви подростка, в которой он совершил преступление. Важно в ходе обыска обнаружить и изъять мобильный телефон (планшет, ноутбук) подозреваемого с имеющимся в нем списком вызовов, смс (ммс), часто используемых контактов, записной книжкой, календарем с «задачами», фото и видеозаписями, учетными записями в социальных сетях и иным цифровым контентом. Несовершеннолетние наиболее активно используют все функции имеющихся у них мобильных устройств, что может стать важным источником получения доказательств, ориентирующей информации. Тщательное ее изучение следователем, в сочетании с получением данных о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст.186.1 УПК РФ), поможет установить интересы подростка, его ок­ружение, связи, многие иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обыск также является важным источником информации об условиях жизни и воспитания несовершенно­летнего.

Как уже отмечалось, для несовершеннолетних преступников в целом несвойственно тщательное сокрытие преступления, в том числе, использование сложных, замаскированных тайников. Чаще они прячут похищенное, иные предметы в места, кажущиеся им укромными, о которых могут знать их друзья, родные: сараи, заброшенные здания, строящиеся объекты, места сбора молодежи его круга. В квартире это может быть балкон, гардеробная, щели за мебелью, в доме – подвал, чердак и т.п. Таким образом, при подго­товке к обыску желательно собрать данные о местах постоянного проведения досуга подростка и его компании, наличии своей комнаты в жилище, любимых укромных местах и т.п. Эти сведения можно получить от его родителей, друзей, одноклассников, классного руководителя и др.


Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей, от отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому.

Следует выделить следующие типы несовершеннолетних свидетелей:

- очевидцы и иные свидетели;

- друзья подозреваемого, обвиняемого;

- иные подростки, знающие его по учебе, работе, месту жительства, увлечениям;

- несовершеннолетние, дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности.

Следует отдельно выделить и малолетних свидетелей.

Вновь необходимо отметить, что на законодательном уровне регулярно вносятся изменения и дополнения, призванные обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе потерпевших и свидетелей. Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием лица, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более 1 часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более 1 часа, а в общей сложности - более 2 часов, в возрасте старше 14 лет - более 2 часов, а в общей сложности - более 4 часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 191 УПК РФ при проведении указанных выше следственных действий (допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний) с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.