Файл: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет
имени академика И. П. Павлова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет педиатрии
Кафедра философии и истории
Заведующая кафедрой профессор Акульшин П. В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ В РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Выполнила:
студентка первого курса
педиатрического факультета
5 группы Гринберг София.
Проверила:
кандидат исторических наук
доцент Огрызкова Г. С.
Рязань, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Цель и задачи работы________________________________________3
Основная часть______________________________________________________5
1. Государственная организация помощи раненым________________________5
2. Борьба с инфекционными заболеваниями______________________________6
3. Губернская самоорганизация в области санитарной помощи______________8
4. Помощь душевнобольным солдатам__________________________________9
5. Открытия и новшества_____________________________________________10
Заключение________________________________________________________11
Используемая литература____________________________________________12
ВВЕДЕНИЕ
Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.
Формальным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, выступавшего за создание внутри Австро-Венгрии в том числе и славянских национальных автономий, девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.
В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли убитыми более 10 млн солдат и около 12 млн мирных жителей, около 55 млн человек были ранены.
Невиданные ранее масштабы боевых действий в ходе начавшейся для России 19 июля 1914 года мировой войны, использование противником новых мощных видов оружия и боеприпасов по-особенному поставили перед российскими военными и гражданскими органами власти проблемы эвакуации, госпитализации, лечения и последующей реабилитации больных и раненых солдат и офицеров русской императорской армии.
Медицинская служба вынуждена была в условиях жестокой «нерыцарской» войны, где впервые в человеческой истории было применено оружие массового поражения. На фронтах получил широкое применение санитарно-автомобильный транспорт, заложены основы эвакуации и лечения военнослужащих, пораженных боевыми отравляющими веществами и т. п.
Цель работы:
исследовать научные источники для анализа и сбора информации об организации медико-санитарной помощи в России в годы Первой мировой войны.
Задачи работы:
1. Проанализировать состояние государственной организации медико-санитарной помощи;
2. Изучить проблематику борьбы с инфекционными заболеваниями в довоенный и военный периоды; проанализировать организацию помощи душевнобольным военнослужащим;
3. Учитывая п.1, описать губернскую самоорганизацию помощи раненым;
4. Изучить открытия и нововведения в сфере медико-санитарной помощи в России в годы Первой мировой войны.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Мероприятия по оказанию помощи военно-увечным можно разделить на три этапа. Первый длился с лета 1914 по осень 1915. В это время основной задачей было создание общей, всероссийской санитарно-лечебной системы помощи больным и раненым. На втором этапе с осени 1915 года по март 1916 года были обозначены основные проблемы военно-увечных и в общественных организациях были сформированы первые специальные отделы, занимающихся вопросами оказания различных видов помощи военно-увечным. На третьем этапе – с конца февраля 1916 года началась разработка теоретических подходов к решению поставленных проблем на общероссийском уровне.
1. Государственная организация помощи раненым.
В основе санитарного обеспечения в период Первой мировой войны лежала доктрина, основанная на принципе «эвакуации во что бы то ни стало», удаление всех больных и раненых как можно дальше в тыл страны.
Основными звеньями эвакуационной цепи были:
1. головной эвакуационный пункт, предназначенный для приема и временного размещения раненых и больных, доставляемых из корпусных районов, до их отправки на тыловой эвакуационный пункт. На данном этапе могло работать только военное ведомство и Красный Крест;
2. тыловой эвакуационный пункт, который отсортировывал пострадавших по степени тяжести для дальнейшей отправки на распределительные пункты и их временного размещения. На данном и последующих этапах уже могли помогать другие общественные организации: Всероссийский союз городов, Всероссийский земский союз;
3. распределительный эвакуационный пункт. Располагался либо во внутреннем районе, либо в узле железной дороги, как можно ближе к границе тылового района. Отсюда раненые подлежали дальнейшей эвакуации в окружные эвакуационные пункты.
4. окружной эвакуационный пункт находился в каждом военном округе, где раненые должны были содержаться до полного выздоровления. Окружные эвакуационные госпитали находились в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове.
Для того чтобы выстроенная система была эффективна, необходимо, чтобы все звенья этой цепи работали максимально слажено. Однако, состояние и количество железнодорожных и автомобильных дорог, оборудованных госпиталей в тылу, а также вспомогательных помещений для этапных и подвижных лазаретов на фронте не соответствовало масштабам проблем.
Кроме этого, упор на полную эвакуацию не соответствовал действительному положению на фронте.
За время войны во внутренние районы страны было эвакуировано около 2 474 935 раненых и отравившихся газом, а также 1 477 940 больных. 61% эвакуированных составляли легкораненые. При этом получить реальную медицинскую помощь они могли только в распределительных госпиталях. Это было крайне неэффективно и тяжело для врачей.
Об эффективности системы можно судить по показателю возвращения раненых в строй. В русской армии он составлял не более 50% их суммарного числа, при уровне смертности в 11,5% и инвалидности в более чем 20%, в тоже время в германской армии возвращалось в строй около 76%, а во французской – 75 – 82%.
2. Борьба с инфекционными заболеваниями.
Отдельной проблемой в русской армии были инфекции, с которым не самым лучшим образом справлялись еще до войны. Так, в 1912 году в среднем из 1000 солдат и офицеров брюшным тифом болело 4,5; сыпным тифом 0,13; дизентерией 0,6; оспой 0,07; гонореей 23,4 и чесоткой 13,9 человек личного состава. Отчетливо просматривается аномально высокая доля больных гонореей, брюшным тифом и чесоткой. К слову, к тому времени были возможности вакцинировать войска от большинства указанных болезней, но руководство шагов в этом направлении не сделало.
С началом войны доля инфекционных больных резко увеличилась – к примеру, в конце 1914 года холерой под Варшавой болело 8758 человек личного состава русской армии. Вследствие этого в корпусах появились санитарно-гигиенические отряды, а дивизии и бригады располагали по одному дезинфекционно-эпидемиологическому отряду. Во главе санитарного подразделения был старший врач, его заместителем выступал зауряд-врач, далее 4 сестры милосердия, 2 дезинфектора, 10 санитаров и 9 обозных санитаров. Транспортное обеспечение было в виде 3 пароконных бричек, 6 повозок с 18 упряжными лошадями, 2 верховых лошадей и походной кухни. Главным достоинством такого подразделения была мобильность, автономность и оперативность реагирования. Кроме этого, отряды могли переформировываться в крупные стационарные эпидемические пункты, а также усиливаться дезинфекционными отрядами и шоссейными дивизионными отрядами.
Несмотря на вышеописанные действия, во время войны в царской армии наблюдался устойчивый рост многих инфекционных заболеваний. В 1915 году случилась повторная вспышка холеры, зимой 1915-1916 года – тифа, а на Румынском фронте в 1917 году малярией болели 42,8 тыс. бойцов. Статистика по эпидемиям в царской армии указывает на 291 тыс. инфекционных больных, из которых 14,8 % умерли. В их числе заболевших брюшным тифом было 97,5 тыс. человек, из которых умерли.
Усугубляла ситуацию с распространением инфекций пресловутая «эвакуация во что бы то ни стало». Несмотря на существование «Инструкции для сортировки заразных больных и перевозки их в военно-санитарных поездах», строевые офицеры, ответственные за эвакуацию, сплошь и рядом нарушали предписанные правила. Инфекция распространялась как внутри санитарного поезда, так и среди гражданского населения в тылу страны.
3. Губернская самоорганизация в области санитарной помощи.
Реалии первых дней и месяцев войны показали явную несостоятельность предвоенных планов Военного министерства по организации медицинской помощи раненым, поскольку их число ежемесячно исчислялось не несколькими сотнями и тысячами человек, как предполагалось, а десятками и сотнями тысяч. Тыловые эвакуационные госпитали, находившиеся в ведении командующих внутренними военными округами, оказались неподготовленными к таким объемам работ.
Альтернативой неорганизованности и неумения военных чиновников наладить дело эвакуации и госпитализации раненых стала деятельность образованных 30 июля и 9 августа 1914 года Всероссийского земского союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов (ВСГ). Исполнительными органами союзов стали Главные комитеты под председательством Н. Г.Е. Львова и будущего московского городского головы М.В. Челнокова.
Первоочередными задачами комитетов стало решение вопросов эвакуации раненых в тыловые губернии, организации лечебных учреждений, подбора и подготовки медицинских кадров, обеспечения госпиталей, лазаретов и больниц медикаментами и оборудованием, «привлекая те силы, которых у правительства не было». Результатом энергичных действий местных органов земских союзов стало оборудование уже к 1 сентября 1914 года 102 196 больничных коек для приема раненых.
В течение августа 1914 года во всех уездных городах велась активная работа по созданию местных комитетов земских союзов, оборудованию свободных и специально освобождаемых помещений как в казенных, так и в частных зданиях под госпитали, по срочному изготовлению постельного и носильного белья для больных и раненых, назначению и обучению медицинских кадров.
Во второй половине августа 1914 года в губерниях продолжалась организация госпиталей различного назначения и количества коек, сбор добровольных пожертвований для раненых. В основу работы были положены указания Московского комитета ВСГ об открытии как можно большего числа коек, обеспечении раненых средствами гигиены и хорошим питанием.
4. Помощь душевнобольным солдатам.
Единственной категорией, находившейся под пристальным вниманием общественных деятелей уже с первых дней войны, и для которой была разработана даже особая система помощи – это были душевнобольные воины. Кроме этого имелся опыт работы с ними и во время русско-японской войны.
Так, по поручению Всероссийского Земского Союза, в сентябре 1914 года была создана Объединенная комиссия по организации помощи душевно–больным, в которые входили по два члена от земского союза и союза городов, а также от союза психиатров и невропатологов Н.А. Вырубов, В.И. Яковенко. Комиссией был разработан план организации помощи душевно больным воинам. Согласно плану сортировка больных должна была проводиться в Москве, Петрограде и Харькове через распределительные психиатрические госпиталя. Помощь предполагалось оказывать в форме выделения денежных средств на наем помещения, оборудование, устройство новых отделений и содержание душевнобольных. Земскому Союзу уже в первые месяцы войны удалось оборудовать около 1 000 коек в губерниях.
К сожалению, план ВЗС не был осуществлен, так как военное ведомство перепоручило осуществление плана оказания помощи душевнобольным Российскому Красному Кресту, а на те лечебные места, которые уже оборудовали губернии, за счет ВЗС, стали перемещать душевнобольных из местных больниц.
5. Открытия и новшества
Война ознаменовалась массой полезных изобретений медицинского
предназначения.
Профессор Петроградского политехнического института
Н.Д. Зелинский в 1915 году предложил свой образец фильтрующего
противогаза, основанный на использовании активированного древесного
угля. Преимущества предложенного Зелинским «сухого» противогаза с
присоединенным к нему шлемом инженера Кумманта оказались
неоспоримыми. Снабжение фронтовых частей противогазами Зелинского-