Файл: 1. Определение элементов гладкого цилиндрического соединения с выбором средств.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение элементов гладкого
цилиндрического соединения с выбором средств
2. Определение элементов соединений,
подвергаемых селективной сборке 12
3. Расчет и выбор полей допусков для деталей,
сопрягаемых с подшипниками качения 17
4. Допуски и посадки шпоночных соединений 22
5. Допуски и посадки шлицевых соединений 28
Выбор посадки по требуемым характеристикам
Определение элементов соединений, подвергаемых селективной сборке
мм, мм
ЗАДАНИЕ 3
Решение
Выполняем чертёж подшипника
Рисунок 6 – Подшипник 218
Из анализа конструкции подшипникового узла следует, что вращается внутреннее кольцо подшипника, а наружное медленно проворачивается в корпусе.
Согласно ГОСТ 3325-85 существует три вида нагружения подшипников. Посадку с зазором назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение. Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение. При таком подходе к выбору посадок в подшипнике обеспечивается необходимый рабочий зазор между телами качения и дорожками качения при установившемся рабочем режиме и температуре.
Интенсивность нагрузки подсчитывается по формуле
кН/м (3.1)
Где R– радиальная нагрузка на опору, 9400 Н;
К1 – динамический коэффициент, зависящий от характера нагрузки, 1 – при умеренных толчках и вибрации;
К2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, 1 – при сплошном вале;
К3 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между тел качения в двухрядных подшипниках, 1 – для подшипника с одним рядом колец;
b - рабочая ширина посадочного места, b = B-2r = 30 – 2 3 = 24 мм
В – ширина подшипника, 30 мм;
r- координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, 2,5 мм
кН/м (19)
Таблица 6 – Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий для сопряжения с кольцами подшипников
При нагружении более 300 Нм выбираем посадку вала – k6;
Посадка вал-подшипник
Посадка отверстие-подшипник
Расчёт соединения 90L0/k6
Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения вторичного вала с внутренним кольцом подшипника 90L0/k6. Для этого определим предельные отклонения мм:
ES = 0 мм; EI = -0,020 мм; es=+0,025 мм; ei= +0,003 мм.
Предельные размеры: Dmax, Dmin, dmax, dmin, мм, допуски TD, Td, мм.
Dmax = D+ES = 90 + 0 = 90 мм.
Dmin = D+EI =90 + (-0,02) = 89,98 мм.
TD = ES-EI = 0 – (-0,02) = 0,02 мм.
dmax = d+es = 90 + 0,025 = 90,025 мм.
dmin =d+ei = 90 + 0,003 = 90,003 мм.
Td = es-ei = 0,025 – 0,003= 0,022 мм.
Натяги
Nmax= es-EI= 0.025 – (-0,020)= 0,045 мкм.
Nmin= ei- ES = 0,003 – 0= 0,003 мкм.
Допуск посадки
TN=TD+Td = 0,020+0,022 = 0,042 мм
Рисунок 7 - Посадка нвутренеого кольца подшипнка
Таблица 7 – Анализ посадки 90L0/k6
Расчёт соединения 160H7/l0
Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения задней крышки с наружным кольцом подшипника 160H7/l0.
Для этого определим предельные отклонения, мм:
ES = 0,040 мм; EI = 0,0 мм; es = -0,00 мм; ei =- 0,025 мм.
Dmax = D+ES = 160 + 0.04 = 160,04 мм
Dmin = D+EI = 160 – 0,0 = 160,00 мм.
TD = ES-EI = 40 - 0 = 40 мкм .
dmax = d+ es = 160 - 0,00 = 160,000 мм.
dmin = d+ei = 160 + (-0,025) = 159.975 мм.
Td =es-ei = – (-0,025) = 0,025 мм.
Зазоры в соединении
Smax = ES-ei = 0,040 – 0,018 = 0,058 мм.
Smin = EI-ei = 0 – 0 = 0 мм.
Допуск посадки
TS=TD+Td = 0,040+0,025 = 0,065 мм
Строим схему полей допусков
Рисунок 8 - Поля допусков наружного кольца подшипника
Таблица 8 – Анализ посадки 160H7/l0
Рисунок 9 – Крышка и вал подшипника
В задании требуется
Исходные данные:
Решение
Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .
Рисунок 10 – Обозначение посадки шпоночного соединения
Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .
Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,078 мм, EI= 0,030 мм,
предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.
Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.
Bmax = bh+ES =5 + 0,078 = 5,078 мм
Bmin = bh+EI = 5 + 0,030 = 5,030 мм
TB = ES-EI = 0,098 – 0,040) = 0,058 мм
Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам
bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм
bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм
Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм.
Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм
Smax = ES – ei = 0,078 – (-0,03) = 0,106 мм
Smin = EI – es = 0,030 – (-0,0) = 0,030 мм
TS = TB+Tb = 0,048 +0,03 = 0,078 мм
Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Поле допуска посадки 5
Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,030 мм, EI= 0,000 мм,
предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.
Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.
Bmax = bh+ES =5 + 0,030 = 5,030 мм
Bmin = bh+EI = 5 + 0,000 = 5,000 мм
Допуск отверстия
TB = ES-EI = 0,030 – 0,000 = 0,030 мм
Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам
bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм
bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм
Допуск вала
Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм
Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм
Smax = ES – ei = 0,030 – (-0,03) = 0,060 мм
Smin = EI – es = 0,000 – (-0,0) = 0,000 мм
Допуск посадки
TS = TB+Tb = 0,030 +0,03 = 0,060 мм
Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 7.
Рисунок 12 – Поле допуска посадки 5
Таблица 9 - Размерные характеристики деталей шпоночного соединения
ЗАДАНИЕ 3
-
Выбрать посадку для подшипника 218 (0 класс точности) на вал редуктора. Определить зазор или натяг соединения. -
R = 9400 Н -
Рисунок 14
Решение
-
Выбор посадки
Выполняем чертёж подшипника
Рисунок 6 – Подшипник 218
Из анализа конструкции подшипникового узла следует, что вращается внутреннее кольцо подшипника, а наружное медленно проворачивается в корпусе.
Согласно ГОСТ 3325-85 существует три вида нагружения подшипников. Посадку с зазором назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение. Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение. При таком подходе к выбору посадок в подшипнике обеспечивается необходимый рабочий зазор между телами качения и дорожками качения при установившемся рабочем режиме и температуре.
Интенсивность нагрузки подсчитывается по формуле
кН/м (3.1)
Где R– радиальная нагрузка на опору, 9400 Н;
К1 – динамический коэффициент, зависящий от характера нагрузки, 1 – при умеренных толчках и вибрации;
К2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, 1 – при сплошном вале;
К3 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между тел качения в двухрядных подшипниках, 1 – для подшипника с одним рядом колец;
b - рабочая ширина посадочного места, b = B-2r = 30 – 2 3 = 24 мм
В – ширина подшипника, 30 мм;
r- координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, 2,5 мм
кН/м (19)
Таблица 6 – Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий для сопряжения с кольцами подшипников
Класс точности | Поле допуска вала | Поле допуска отверстия |
0 | n6, m6, k6, js6, h6, g6 | N7, M7, K7, Js7, H7 |
При нагружении более 300 Нм выбираем посадку вала – k6;
Посадка вал-подшипник
Посадка отверстие-подшипник
Расчёт соединения 90L0/k6
Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения вторичного вала с внутренним кольцом подшипника 90L0/k6. Для этого определим предельные отклонения мм:
ES = 0 мм; EI = -0,020 мм; es=+0,025 мм; ei= +0,003 мм.
Предельные размеры: Dmax, Dmin, dmax, dmin, мм, допуски TD, Td, мм.
Dmax = D+ES = 90 + 0 = 90 мм.
Dmin = D+EI =90 + (-0,02) = 89,98 мм.
TD = ES-EI = 0 – (-0,02) = 0,02 мм.
dmax = d+es = 90 + 0,025 = 90,025 мм.
dmin =d+ei = 90 + 0,003 = 90,003 мм.
Td = es-ei = 0,025 – 0,003= 0,022 мм.
Натяги
Nmax= es-EI= 0.025 – (-0,020)= 0,045 мкм.
Nmin= ei- ES = 0,003 – 0= 0,003 мкм.
Допуск посадки
TN=TD+Td = 0,020+0,022 = 0,042 мм
Рисунок 7 - Посадка нвутренеого кольца подшипнка
Таблица 7 – Анализ посадки 90L0/k6
Наименование | Отверстие | вал |
Обозначение поля допуска | 90L0 | 90k6 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES=0 EI=-0,020 | es= 0,025 ei = 0.003 |
Наибольший предельный размер, мм | Dmax =90,0 Dmin=89,98 | dmax= 90,025 dmin=90,003 |
Допуск размера, мм | TD=Dmax-Dmin=0,02 | Td=dmax-dmin = 0,022 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax-Dmin = 0,045 Nmin= dmin-Dmax = 0,003 | |
Допуск посадки | TN=TD+Td = 0,020+0,022 = 0,042 |
Расчёт соединения 160H7/l0
Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения задней крышки с наружным кольцом подшипника 160H7/l0.
Для этого определим предельные отклонения, мм:
ES = 0,040 мм; EI = 0,0 мм; es = -0,00 мм; ei =- 0,025 мм.
Dmax = D+ES = 160 + 0.04 = 160,04 мм
Dmin = D+EI = 160 – 0,0 = 160,00 мм.
TD = ES-EI = 40 - 0 = 40 мкм .
dmax = d+ es = 160 - 0,00 = 160,000 мм.
dmin = d+ei = 160 + (-0,025) = 159.975 мм.
Td =es-ei = – (-0,025) = 0,025 мм.
Зазоры в соединении
Smax = ES-ei = 0,040 – 0,018 = 0,058 мм.
Smin = EI-ei = 0 – 0 = 0 мм.
Допуск посадки
TS=TD+Td = 0,040+0,025 = 0,065 мм
Строим схему полей допусков
Рисунок 8 - Поля допусков наружного кольца подшипника
Таблица 8 – Анализ посадки 160H7/l0
Наименование | Отверстие | вал |
Обозначение поля допуска | 160H7 | 160l0 |
Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES=0,04 EI=0 | es= 0 ei = -0,025 |
Наибольший предельный размер, мм | Dmax =160,04 Dmin=160,00 | dmax= 160,000 dmin=159,975 |
Допуск размера, мм | TD=Dmax-Dmin=0,04 | Td=dmax-dmin = 0,025 |
Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Smax = Dmax-dmin = 0,06 Smin= Dmin-dmax = 0,0 | |
Допуск посадки | TS=TD+Td = 0,040+0,025 = 0,065 |
Рисунок 9 – Крышка и вал подшипника
-
Расчёт посадок шпоночного соединения
В задании требуется
-
Определить основные размеры шпоночного соединения. -
Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки. -
Назначить поля допусков и определить предельные отклонения остальных размеров шпоночного соединения. -
Подсчитать все размерные характеристики деталей шпоночного соединения и для сокращения отчета записать их в таблицу 4. -
Определить предельные зазоры и натяги в соединении шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки. -
Вычертить схему расположения полей допусков по ширине шпонки. -
Вычертить эскизы шпоночного соединения и его деталей с указанием всех основных размеров и полей допусков в буквенном и числовом обозначении.
Исходные данные:
-
Диаметр вала d, мм, 18. -
Конструкция шпонки - призматическая. -
Назначение (вид) соединения - свободное.
Решение
Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .
Рисунок 10 – Обозначение посадки шпоночного соединения
Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .
-
Расчет посадки для паза в ступице 5
Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,078 мм, EI= 0,030 мм,
предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.
Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.
Bmax = bh+ES =5 + 0,078 = 5,078 мм
Bmin = bh+EI = 5 + 0,030 = 5,030 мм
TB = ES-EI = 0,098 – 0,040) = 0,058 мм
Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам
bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм
bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм
Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм.
Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм
Smax = ES – ei = 0,078 – (-0,03) = 0,106 мм
Smin = EI – es = 0,030 – (-0,0) = 0,030 мм
TS = TB+Tb = 0,048 +0,03 = 0,078 мм
Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Поле допуска посадки 5
-
Расчет посадки для паза в ступице 5
Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,030 мм, EI= 0,000 мм,
предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.
Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.
Bmax = bh+ES =5 + 0,030 = 5,030 мм
Bmin = bh+EI = 5 + 0,000 = 5,000 мм
Допуск отверстия
TB = ES-EI = 0,030 – 0,000 = 0,030 мм
Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам
bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм
bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм
Допуск вала
Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм
Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм
Smax = ES – ei = 0,030 – (-0,03) = 0,060 мм
Smin = EI – es = 0,000 – (-0,0) = 0,000 мм
Допуск посадки
TS = TB+Tb = 0,030 +0,03 = 0,060 мм
Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 7.
Рисунок 12 – Поле допуска посадки 5
Таблица 9 - Размерные характеристики деталей шпоночного соединения
Наименование размера | Номинальный размер, мм | Поле допуска | Предельные отклонения, мм | Предельные размеры, мм | Допуск размера, Т, мм | ||
верхнее | нижнее | max | min | ||||
Ширина шпонки | 5 | h9 | 0 | -0,03 | 5,000 | 4,97 | 0,03 |
Высота шпонки | 5 | h11 | 0 | -0,075 | 5,00 | 4,925 | 0,025 |
Ширина паза вала | 5 | H9 | 0,03 | -0,000 | 5,03 | 5,00 | 0,03 |
Глубина паза вала | 3 | -- | 0,1 | 0 | 3,1 | 3 | 0,1 |
Ширина паза втулки | 5 | D10 | 0,078 | 0,030 | 5,78 | 5,03 | 0,048 |
Глубина паза втулки | 2,3 | -- | +0,10 | 0 | 2,4 | 2,3 | 0,10 |
Диаметр шпонки *(для сегментных шпонок) | 19 | h12 | 0 | -0,3 | 19 | 18,7 | 0,3 |