Файл: 1. Определение элементов гладкого цилиндрического соединения с выбором средств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мм, мм

ЗАДАНИЕ 3

  1. Выбрать посадку для подшипника 218 (0 класс точности) на вал редуктора. Определить зазор или натяг соединения.

  2. R = 9400 Н

  3. Рисунок 14


Решение

    1. Выбор посадки

Выполняем чертёж подшипника



Рисунок 6 – Подшипник 218
Из анализа конструкции подшипникового узла следует, что вращается внутреннее кольцо подшипника, а наружное медленно проворачивается в корпусе.

Согласно ГОСТ 3325-85 существует три вида нагружения подшипников. Посадку с зазором назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение. Посадку с натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение. При таком подходе к выбору посадок в подшипнике обеспечивается необходимый рабочий зазор между телами качения и дорожками качения при установившемся рабочем режиме и температуре.

Интенсивность нагрузки подсчитывается по формуле

кН/м (3.1)

Где R– радиальная нагрузка на опору, 9400 Н;

К1 – динамический коэффициент, зависящий от характера нагрузки, 1 – при умеренных толчках и вибрации;

К2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, 1 – при сплошном вале;

К3 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между тел качения в двухрядных подшипниках, 1 – для подшипника с одним рядом колец;

b - рабочая ширина посадочного места, b = B-2r = 30 – 2  3 = 24 мм

В – ширина подшипника, 30 мм;

r- координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, 2,5 мм

кН/м (19)

Таблица 6 – Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий для сопряжения с кольцами подшипников

Класс точности

Поле допуска вала

Поле допуска отверстия

0

n6, m6, k6, js6, h6, g6

N7, M7, K7, Js7, H7

При нагружении более 300 Нм выбираем посадку вала – k6;


Посадка вал-подшипник

Посадка отверстие-подшипник

Расчёт соединения 90L0/k6

Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения вторичного вала с внутренним кольцом подшипника 90L0/k6. Для этого определим предельные отклонения мм:

ES = 0 мм; EI = -0,020 мм; es=+0,025 мм; ei= +0,003 мм.

Предельные размеры: Dmax, Dmin, dmax, dmin, мм, допуски TD, Td, мм.

Dmax = D+ES = 90 + 0 = 90 мм.

Dmin = D+EI =90 + (-0,02) = 89,98 мм.

TD = ES-EI = 0 – (-0,02) = 0,02 мм.

dmax = d+es = 90 + 0,025 = 90,025 мм.

dmin =d+ei = 90 + 0,003 = 90,003 мм.

Td = es-ei = 0,025 – 0,003= 0,022 мм.

Натяги

Nmax= es-EI= 0.025 – (-0,020)= 0,045 мкм.

Nmin= ei- ES = 0,003 – 0= 0,003 мкм.

Допуск посадки

TN=TD+Td = 0,020+0,022 = 0,042 мм



Рисунок 7 - Посадка нвутренеого кольца подшипнка

Таблица 7 – Анализ посадки 90L0/k6

Наименование

Отверстие

вал

Обозначение поля допуска

90L0

90k6

Верхнее отклонение, мкм

Нижнее отклонение, мкм

ES=0

EI=-0,020

es= 0,025

ei = 0.003

Наибольший предельный размер, мм

Dmax =90,0

Dmin=89,98

dmax= 90,025

dmin=90,003

Допуск размера, мм

TD=Dmax-Dmin=0,02

Td=dmax-dmin = 0,022

Наибольший натяг, мм

Наименьший натяг, мм

Nmax = dmax-Dmin = 0,045

Nmin= dmin-Dmax = 0,003

Допуск посадки

TN=TD+Td = 0,020+0,022 = 0,042


Расчёт соединения 160H7/l0

Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для соединения задней крышки с наружным кольцом подшипника 160H7/l0.

Для этого определим предельные отклонения, мм:

ES = 0,040 мм; EI = 0,0 мм; es = -0,00 мм; ei =- 0,025 мм.


Dmax = D+ES = 160 + 0.04 = 160,04 мм

Dmin = D+EI = 160 – 0,0 = 160,00 мм.

TD = ES-EI = 40 - 0 = 40 мкм .

dmax = d+ es = 160 - 0,00 = 160,000 мм.

dmin = d+ei = 160 + (-0,025) = 159.975 мм.

Td =es-ei = – (-0,025) = 0,025 мм.

Зазоры в соединении

Smax = ES-ei = 0,040 – 0,018 = 0,058 мм.

Smin = EI-ei = 0 – 0 = 0 мм.

Допуск посадки

TS=TD+Td = 0,040+0,025 = 0,065 мм

Строим схему полей допусков



Рисунок 8 - Поля допусков наружного кольца подшипника
Таблица 8 – Анализ посадки 160H7/l0

Наименование

Отверстие

вал

Обозначение поля допуска

160H7

160l0

Верхнее отклонение, мкм

Нижнее отклонение, мкм

ES=0,04

EI=0

es= 0

ei = -0,025

Наибольший предельный размер, мм

Dmax =160,04

Dmin=160,00

dmax= 160,000

dmin=159,975

Допуск размера, мм

TD=Dmax-Dmin=0,04

Td=dmax-dmin = 0,025

Наибольший натяг, мм

Наименьший натяг, мм

Smax = Dmax-dmin = 0,06

Smin= Dmin-dmax = 0,0

Допуск посадки

TS=TD+Td = 0,040+0,025 = 0,065




Рисунок 9 – Крышка и вал подшипника


  1. Расчёт посадок шпоночного соединения


В задании требуется

  1. Определить основные размеры шпоночного соединения.

  2. Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки.

  3. Назначить поля допусков и определить предельные отклонения остальных размеров шпоночного соединения.

  4. Подсчитать все размерные характеристики деталей шпоночного соединения и для сокращения отчета записать их в таблицу 4.

  5. Определить предельные зазоры и натяги в соединении шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки.

  6. Вычертить схему расположения полей допусков по ширине шпонки.

  7. Вычертить эскизы шпоночного соединения и его деталей с указанием всех основных размеров и полей допусков в буквенном и числовом обозначении.

Исходные данные:

  1. Диаметр вала d, мм, 18.

  2. Конструкция шпонки - призматическая.

  3. Назначение (вид) соединения - свободное.



Решение
Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .


Рисунок 10 – Обозначение посадки шпоночного соединения

Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 5 , в ступице колеса редуктора - 5 .


    1. Расчет посадки для паза в ступице 5

Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,078 мм, EI= 0,030 мм,

предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.

Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.

Bmax = bh+ES =5 + 0,078 = 5,078 мм

Bmin = bh+EI = 5 + 0,030 = 5,030 мм

TB = ES-EI = 0,098 – 0,040) = 0,058 мм

Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам

bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм

bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм

Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм.

Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм

Smax = ES – ei = 0,078 – (-0,03) = 0,106 мм

Smin = EI – es = 0,030 – (-0,0) = 0,030 мм

TS = TB+Tb = 0,048 +0,03 = 0,078 мм

Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 11.



Рисунок 11 – Поле допуска посадки 5


    1. Расчет посадки для паза в ступице 5

Определяем из таблиц 2 предельные отклонения для «отверстия» ES=+0,030 мм, EI= 0,000 мм,

предельные отклонения для «вала» es = 0, ei = -0,03 мм.


Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TB, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.

Bmax = bh+ES =5 + 0,030 = 5,030 мм

Bmin = bh+EI = 5 + 0,000 = 5,000 мм

Допуск отверстия

TB = ES-EI = 0,030 – 0,000 = 0,030 мм

Предельные размеры bmax, bmin, мм, и допуск Tb, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам

bmax = bh +es= 5 + 0 = 5 мм

bmin = bh +e i= 5 + (-0,03) = 4,97 мм

Допуск вала

Tb = es-ei = 0 – (-0,03) = 0,03 мм

Определяем соответственно зазор S, мм, и допуск TS, мм

Smax = ES – ei = 0,030 – (-0,03) = 0,060 мм

Smin = EI – es = 0,000 – (-0,0) = 0,000 мм

Допуск посадки

TS = TB+Tb = 0,030 +0,03 = 0,060 мм

Схема полей допусков соединения 5 представлена на рисунке 7.



Рисунок 12 – Поле допуска посадки 5

Таблица 9 - Размерные характеристики деталей шпоночного соединения

Наименование размера

Номинальный размер, мм

Поле допуска

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм

Допуск размера, Т, мм

верхнее

нижнее

max

min

Ширина шпонки

5

h9

0

-0,03

5,000

4,97

0,03

Высота шпонки

5

h11

0

-0,075

5,00

4,925

0,025

Ширина паза вала

5

H9

0,03

-0,000

5,03

5,00

0,03

Глубина паза вала

3

--

0,1

0

3,1

3

0,1

Ширина паза втулки

5

D10

0,078

0,030

5,78

5,03

0,048

Глубина паза втулки

2,3

--

+0,10

0

2,4

2,3

0,10

Диаметр шпонки *(для сегментных шпонок)

19

h12

0

-0,3

19

18,7

0,3