ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Психофизическая проблема: определение, суть и решение
Человек недаром именуется «венцом творения». Люди устроены крайне сложно. Помимо физиологических функций, систем и органов, неотъемлемой составляющей частью любого человека является его душа, сознание. Те процессы, которые происходят в его разуме и позволяют приобретать новые навыки, знания, накапливать жизненный опыт, совершать различные открытия. Духовные, нравственные и моральные ценности, умение воспринимать красоту и создавать ее – это тоже неотъемлемые составляющие человеческой природы. Хотя психика и физиология человека фактически являются двумя гранями одного целого, между ними вполне возможны и так называемые конфликты. Как раз вопросы, связанные с противоречиями между духовным и телесным, обозначаются термином «психофизическая проблема» в науке.
Под данным термином понимаются все существующие или же теоретически возможные вопросы, относящиеся к взаимосвязям между психическими и физиологическими составляющими человеческой природы.
Согласно же принятому определению, психофизическая проблема – это соотношение духовного с материальным, сознания и телесного. Иными словами, это баланс между физическими и психическими процессами, их взаимное влияние и проникновение одного в другое.
Впервые люди стали задумываться над тем, как соотносятся явления психической составляющей человеческой натуры с физиологическими процессами, еще в глубокой древности. Разумеется, в те времена еще не было в обиходе термина «психофизическая». Психофизиологическая проблема – выражение почти что современное, возникшее на стыке позапрошлого и минувшего столетий. В Средние века и в более ранние временные периоды в ходу были иные понятия: душа, жизнь тела и прочие.
Впервые же теория о разделении всего сущего на две основные составляющие – духовную и телесную – возникла в XVII столетии. Обозначил эту проблему и, соответственно, выдвинул первую теорию французский математик и философ Рене Декарт.
Согласно его размышлениям, психофизическая проблема заключается в нарушении соотношения двух субстанций – телесной и духовной. К телесной ученый отнес процессы, связанные с:
-
питанием; -
дыханием; -
в пространстве; -
размножением.
Разумеется, и прочие физиологические явления также были отнесены к категории «телесная субстанция». К духовной составляющей, соответственно, отошли все те процессы, которые имеют отношение к проявлению воли, сознанию, мыслительным процессам.
Французский ученый считал, что психические явления не имеют прямого отношения к физиологии и уж тем более не могут быть ее прямым следствием. Исходя из данного постулата, Декарт и искал объяснение сосуществованию этих противоположных составляющих в человеческой природе.
Ученый использовал термин «взаимодействие», а не «психофизическая проблема». В психологии современной теория Декарта считается одной из основополагающих и относится к разделу параллелизма сосуществования составляющих человеческой природы.
Взаимодействие психических и физических составляющих человеческой природы в ней рассматривается следующим образом:
-
телесное влияет на душу, следствием чего является пробуждение низменных страстей, стремление к плотским утехам и чувственным наслаждениям в различных вариациях; -
духовное же заставляет организм трудиться над собой, укрощать порывы, развиваться и совершенствоваться.
Иными словами, первая научная постановка такого вопроса, как «психофизическая проблема» в философии рассматривала соотношение составляющих природу человека субстанций скорее как непрерывную борьбу, а не взаимное дополнение одного другим.
В наши дни психофизическая проблема кратко сводится к рассмотрению взаимодействия и оппозиций: душа и тело; ментальность и чувственность. Современные психологи придерживаются трех основных теоретических столпов, оформившихся еще в позапрошлом столетии. Суть этих постулатов заключается в следующем:
-
отчуждение от телесности; -
разделение эмоциональности и разума; -
представление организма в качестве механизма, машины.
Таким образом, современные ученые видят решение психофизической проблемы в том же, в чем и их предшественники, трудившиеся в позапрошлом столетии, а именно – в обретении полного контроля разума над духом и телом.
В позапрошлом столетии к разрешению вопросов, связанных с духовной и телесной составляющими человеческой природы, подавляющее большинство ученых подходили с позиций редукционизма. Этот же подход во многом сохраняет свою актуальность и в наши дни.
В современном мире наиболее остро стоит проблема психофизического развития детей. В это понятие входят: физическая развитость, состояние организма; нюансы психического формирования личности. Задачей родителей и педагогов является поддержание этих параметров в стабильном балансе, гармонии. Отклонения или же нарушение в развитии одного из них неизбежно влечет за собой и проблемы в другом. То есть неразвитый телесно ребенок станет испытывать сложности и в психической деятельности – будет утомляться, плохо запоминать информацию, показывать неспособность к усвоению учебного материала. Психофизическое состояние детей оценивается, в соответствии с нормативами, путем различных тестирований, сложность которых зависит от того, для какой возрастной группы они предназначены. Классификация различных отклонений в психофизическом развитии весьма обширна. К примеру, под это понятие подпадают как олигофрения, так и снижение слуха или остроты зрения.
При выявлении психофизической проблемы у ребенка она корректируется или же решается в соответствии со своей сложностью. К примеру, используются специальные развивающие или же обучающие методики. Подобными проблемами, возникающими у взрослых людей, как правило, занимаются психологи.
-
Уровни организации материи. Материальны субстрат психики
Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношени ю к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией.
В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:
На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.
Второй этап носит название механистического, метафизического материализма.
Третий этап - это этап возникновения диалектического материализма. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философские подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В.И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от сознания человека.
Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем.
1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки).
2. Элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают корпускулярно-волновым дуализмом, т. е. свойствами вещества и поля: Физический вакуум – это особое состояние материи, связанное с непрерывным появлением и исчезновением виртуальных частиц. Физический вакуум может скачком перестраивать свою структуру). Ученые объясняют возникновение нашей вселенной путем взрыва, связанного с рождением элементарных Частиц в результате одного из фазовых переходов в вакууме.
3. Атомы
4. Молекулы.
5. Макротела.
6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу).
7. Планетные системы, которые состоят из планет и звезд.
8. Галактики – включают планетные системы и звезд.
Движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем. Движение предполагает взаимодействие материальных объектов друг с другом, так что их изменения коррелируют между собой.
В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой, т.е. временное и относительное равновесие материальной системы.
Развитие — определённый вид движения. Всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:
механическое – пространственное перемещение тел;
физическое – перемещение атомов, молекул;
химическое – различные химические реакции;
биологическое – обмен веществ;
социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:
-
движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; -
высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:
а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.
б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.
Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.
Материальным субстратом психики является центральная нервная система, кора головного мозга, а механизмом - происходящие здесь аналитико-синтетические процессы. В ходе биологической эволюции мозг развился как сложная кибернетическая система, включающая в себя несколько этажей: стволовая часть мозга (регулирует физиологические функции организма), подкорковые образования (выполняют вегетативные функции организма и служат субстратом эмоций), кора головного мозга (непосредственный материальный носитель высших психических функций, на базе которых возникает сознание).
Проблема "сознание и мозг" включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания с физиологическими процессами в мозгу (психофизиологическая проблема). Второй аспект, тесно связанный с первым, соотношение идеального и материального.
Психофизиологическую проблему материализм и идеализм решали по-разному. Физикализм отождествляет сознание и физические процессы - сознание признается нейрофизическим, биологическим и, в конечном счете, физическим явлением и, как качественно особая реальность, не существует.
Вульгарный материализм полагает, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое - это единая материя.
Солипсизм в подходе к качественному своеобразию сознания отрицает существование материи и утверждает, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - лишь его порождение.
Собственно материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону - сторону отражения.
Однако экспериментальный опыт показывает, что мозг не мыслит, ибо психический процесс вынесен за его пределы. Функционирование психики человека есть функционирование его души, а не мозга, но оно протекает под явным его влиянием. Человеческий мозг не только связан с душой, но и демонстрирует положительную обратную связь между уровнем и темпами своего развития: чем сложнее и совершеннее становится ЦНС, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется.
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы. Во-первых, внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов (отображениях, копиях, символах предметного мира). Вторым источником сознания является социокультурная среда. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система.
Пятый источник сознания - космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого выступает сознание индивида. Зависимость биополя (ауры) от материальной и духовно-нематериальной составляющих природы человека. "Чакра" - канал передачи энергии от духовно-нематериальной составляющей человека к его физическому телу (мозгу).