Файл: Решение Человек недаром именуется венцом творения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Является ли психическое атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое? По этому вопросу сложилось несколько основных подходов. Первый (представлен в религиозных течениях) рассматривает сознание как космическое образование: божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека. В рамках этого подхода сознание определяется как "живое тело космоса", "всепроникающий эфир", "океаноподобный абсолют", "информационное поле космоса". К данному подходу относится метод "трансцендентальной медитации" - отношение сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом. Тейяр де Шарден считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее внутреннюю сторону, ее сокровенность.

Идея о космической природе сознания (сознание вписано в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании) находит свое воплощение в теории М. Талбота: Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. Макс Планк считал, что правит природою Всемогущий разум, независимый от мыслящего человечества. Гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с анимизмом первобытного мышления (верой в одушевленность каждой вещи), с представлениями о связи души человека с мировой душой в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (гилозоизм). Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом: они или признают вечность существования разума Вселенной или связывают его возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной.\

  1. Теория нематериальной природы психики

Современной науке такая приверженность устаревшим знаниям о тех или иных явлениях Природы получила наименование «нагруженности теорией», которая влияет не только на интерпретацию фактов, но и на планирование новых экспериментов, которые в большинстве случаев исходно строятся под некую устаревшую теорию. Такие эксперименты закономерно не только подтверждают доминирующие заблуждения, но и служат основой для новых теоретических схем и объемного финансирования новых научных разработок, в ряде случае не ведущих никуда.

В информационную эпоху для всех аспектов жизни общества самыми значимыми становятся идеи и представления о психике, от постановки и решения которых напрямую зависит развитие философии, социологии, политологии, соматической медицины, психиатрии, психологии, решение проблем информационного взрыва, субъектов высоких технологий, системы «промывки мозгов», искусственного интеллекта и т.д.


Информация современной академической наукой общепризнанно характеризуется как нематериальный фактор. Напомню, что еще создатель кибернетики Н.Виннер обосновывал, что информация — это не материя и не энергия, информация — это информация (3). Общепризнанным фактом в академической науке это стало несколько позднее. Материальны только носители информации (биологические, бумажные, электронные и т.д.). Нужно признать, что определение Н.Винера далеко не самое лучшее. Точнее было бы сказать, что информация - это структура, принадлежащая к категориям идеального (к этому термину мы еще вернемся ниже).

Тем не менее, являясь нематериальной, любая информация обретает (именно обретает, а не имеет исходно!) ряд количественных и качественных характеристик. Она может быть нейтральной, эмоционально насыщенной, устрашающей, правдивой, ложной и т.д., но все эти характеристики появляются только при наличии субъекта восприятия информации, причем у разных субъектов одна и та же информация может вызывать абсолютно разные психические реакции (вспомним 11 сентября 2001: траур в США и ликующая толпа в Ливии).

Само по себе наличие информации на каком-либо носителе (вне субъекта или при отсутствии субъекта) – фактически не существует. Лишь живые существа (и в самой высокой степени – человек) могут являться одновременно и субъектами восприятия, и производителями, и носителями, и хранителями, и верификаторами нематериальной информации.

Укоренившиеся представления о мозге, как вместилище всех психических функций породили массу заблуждений, которые давно вошли в обыденную речь, а в науке привели к известному феномену «нагруженности теорией» (когда все, что лежит за пределами главенствующей научной доктрины исходно отметается). Совершенно привычными стали фразы о том, что «у кого-то не все в порядке с нервами», хотя нервы – это просто проводники; другой вариант: «мне пришло в голову», но приходит не в голову, а «на ум» и т.д. В целом, идентификация нервного и психического на уровне обыденного сознания и даже научного знания – запредельна. С удивлением читаю труды современников – физиологов, психологов и психиатров, где сплошь и рядом фразы: «мозг опознал», «мозг дал команду», «мозг проанализировал» и т.д. В целом, фраза о том, что «человек думает головным мозгом», звучит столь же нелепо, как если бы кто-то утверждал, что мы ходим спинным мозгом, исходя из того, что все двигательные импульсы замываются именно на этом уровне.



Обратимся еще раз к метафорическому объяснению: не компьютер что-то помнит, находит, считает или анализирует. Все это делает нематериальное программное обеспечение, без которого компьютер – это просто железо. Точно также мозг (без сформированной под воздействием социума психики) - это просто биологический субстрат, ткань (а при наиболее частном подходе – синапсы, химические медиаторы, нервные центры и проводники нервных импульсов; не более того).

При этом всеми современными науками о человеке вообще не замечаются коренные отличия нервной системы от психики. Их несколько, но главное: здоровая психика способна отличать воображаемые стимулы от реальных. Нервная система и на те, и на другие может реагировать практически одинаково. На этом основаны все техники внушения и самовнушения, когда например, представление о том, что рука погружена в горячую воду, тут же сопровождается повышением температуры кожных покровов кисти, а представление спринтерского бега на 100 метров, тотчас сказывается на частоте пульса.

Здесь уместно вспомнить уже хрестоматийные опыты Ж. Шарко с внушенными параличами, которые поражали руку (не владеющей медицинскими знаниями) пациентки не в соответствии с зонами иннервации, как это бывает при реальных параличах, а как руку в целом – то есть так, как она была представлена в индивидуальном сознании пациентки. Странно, но ни Ж.Шарко, ни З.Фрейд, ни В.М.Бехтерев (наблюдавшие эти опыты) не сделали естественного и даже напрашивающегося вывода: не нервная система управляет психикой, а (по крайней мере, применительно к этому конкретному случаю) психика управляет нервной системой.

Идеи о возможности влияния психики на соматические функции (сформулированные Й.Гейнротом в 1818) были революционными, категорически противоречили представлениям о неких «мозговых структурах психики» и именно поэтому так долго (более 100 лет) не принимались официальной наукой, существуя преимущественно на уровне обыденного сознания (6). Образно говоря, там, где врачи терялись в вопросах этиологии заболевания, сам пациент или его родственники легко диагностировали наступление «болезни от горя» или «из-за несчастной любви». Постепенное признание концепции психосоматической патологии, казалось бы, дезавуировало почти утвердившиеся в медицинской науке представления об идентификации психической феноменов и их материальных носителей - мозга, физиологических и биохимических процессов. Однако это открытие долгое время осталось как бы незамеченным ни в психиатрии, ни в медицине в целом.


В 30-е годы ХХ века признание влияния психики на сому все-таки состоялось, появились психосоматические общества врачей и специализированные психосоматические отделения. Но за пределами психосоматических клиник это не так уж существенно повлияло на сложившиеся в течение двух тысячелетий подходы к терапии психических и психосоматических расстройств. Эта терапия, по-прежнему, осуществляется преимущественно путем лечения того или иного органа и психофармакологического воздействия на соматические структуры мозга. Фактически, этим как бы негласно признается, что психика – это таки набор неких химических реакций или некое производное мозговых структур, примерно такое же, как желчь относительно печени.

  1. Квантовые процессы как основа психики. Гипотезы Пенроуза и Хамероффа

В начале ХХ века появилась удивительная теория физической науки – квантовая механика. Несмотря на то, что даже сегодня ее выводы трудны как для подтверждения, так и для опровержения, в силу своей неоднозначности и уникальных парадоксов она вынуждает великие умы заниматься поиском ответов на вопросы о том, как устроена Вселенная и материя, как разум и сознание человека воздействуют на квантовые системы и объективную реальность.

По этой причине квантовой теории выделяется особое место среди прочих физических теорий. Но обусловлено это еще и переменами, которые привнесла эта теория в понимание и восприятие окружающего мира. Сегодня многим исследователям приходится искать ответы на физические, психологические, философские и метафизические вопросы.

Квантовая механика в корне меняет представление человека о мироздании, но большинство ее аспектов остаются непонятными. И чтобы понять суть взглядов на природу человеческого сознания и бытия с точки зрения квантовой психологии, сначала нужно поговорить именно о механике.

С позиции квантовой механики и ее видения реальности, человек – это не просто живой материальный механизм, но сложноорганизованное и взаимосвязанное существо с уникальной природой, простирающейся через время и пространство.

Рассматривая человека именно так, есть повод утверждать, что все наши мысли, поступки и действия оказывают влияние и на нас, и на среду, в которой мы живем.

Сложнейшая и имеющая множество уровней организация Вселенной управляется своими законами. Классическая механика описывает материальные явления с помощью законов Ньютона. Но если мы перейдем на атомный и субатомный уровни, то сразу же столкнемся с законами квантовой механики. Чтобы понять их смысл было проще, стоит рассмотреть несколько наиболее важных особенностей квантово-механических явлений:


  1. Нелокальность и целостность. Квантовые состояния двух и более объектов взаимосвязаны. И эта взаимосвязь способна сохраняться, даже если между объектами огромные расстояния. Это явление, кстати, является одним из известных логических парадоксов – парадоксом Эйнштейна-Подольского-Розена.

  2. Влияние наблюдателя и условий наблюдения на квантовые явления. При измерении квантовых явлений проявляется редукция волновой функции, когда многообразие состояний (до измерения частица пребывает в любых возможных состояниях одновременно) переходит к одному состоянию. Простыми словами об этом написано в нашей статье «Кот Шредингера».

  3. Динамика квантовых явлений. В силу вступают такие процессы как возникновение, распад и уничтожение частицы, а также рождение виртуальных частиц.

Современная наука вынуждена создавать междисциплинарный подход, что приводит к необходимости сближения разных направлений. Так, естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, что позволяет составить более полноценную картину мира.

Но здесь крайне важно конкретно психологическое знание, ведь все упомянутые области, так или иначе, связаны с психологией и обладают общими психологическими корнями. Наука в целом связана с актами субъективного восприятия составляющих ее феноменов, а восприятие обусловлено ощущениями, которые самым прямым образом относятся к сфере психологии.

Одна из наиболее актуальных проблем квантовой механики, особо значимая для психологии, состоит во взаимоотношениях и разграничении субъекта и объекта познания, сознания и материи.

На сегодняшний день можно найти немало интересных подходов и разработок, пытающихся объяснить работу центральной нервной системы и процессов, происходящих в нейронах, с точки зрения квантовой механики.

Мозг представляется нейро-квантовым компьютером. Важная его особенность состоит в том, что он по своей природе способен создавать неделимые целостные образы, в которых отражается содержание мыслительных процессов. И это как раз и говорит о его квантовых способностях. Пионерами в этой области стали ученые Стюарт Хамерофф и Роджер Пенроуз. Благодаря их теории квантового нейрокомпьютинга с 1995 года стали более детально изучаться на квантовом уровне нейрофизиологические процессы.

Появилось предположение, что когда нейроны мозга достигают конкретного уровня суперпозиции, появляется сознание: все, способные быть, состояния нейронов приводятся к одному состоянию. Но здесь основное значение имеет квантовая гравитация, и исключительно с ее помощью создаются целостные представления, мысли и образы; исключительно она представляет собой естественную форму работы сознания.