Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

По показателю «Ритм и равновесие» выявлены наиболее высокие результаты на этапе констатирующей диагностики – 30% детей показали высокий уровень развития показателя – Максим К. и Ксения М. строго повторяют и чередуют цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; Никита М. уравновешивает асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; допустил 2 ошибки при выполнении задания. 40% детей показали средний уровень развития – Саша Б. и Лера И. допускали существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции; Соня М. и Маша Л. допускали существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости по количеству цвета, элементов, форме, размеру, в их рисунках частично отсутствовала связь цветов и элементов в композиции. 30% детей покзазали низкий уровень развития (см. Рисунок 1) – дети не задумывались над повтором и чередованием цветов и элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия.



Рисунок 1. Результат частотного анализа данных констатирующего этапа исследования

Анализируя работы детей, мы заметили, что дети использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции. Оригинальность работ весьма разнообразна, здесь наблюдается большой разбор в уровнях.

На начальном этапе нами был отмечен достаточно низкий уровень изобразительного творчества в целом по группе среди всех воспитанников. Многие изобразительные умения оказались не развиты. На первом диагностическом занятии детям было предложено превратить обычное дерево в сказочное. Это задание вызвало недоумение некоторых воспитанников. Они ждали указаний, как именно это изобразить. Для активизации творческого процесса детям было предложено нарисовать, что самое удивительное они когда-либо видели. По окончании, на взгляд детей, работы, многие рисунки остались незавершенными. В большинстве из них сложно было угадать изображаемый предмет. Лишь после объяснения ребенка можно было смутно представить, что он хотел изобразить. Трое детей совсем не смогли раскрыть содержание своей работы. На вопрос: «Что это?» - прозвучал ответ: «Не знаю». Одна девочка вовсе не захотела показать свой рисунок, а просто сложила его и спрятала в карман. Лишь в шести работах можно было «прочитать» изображение без разъяснений автора. Причем две из них представляли собой интересные композиции. Маша Л. довольно искусно нарисовала дерево с облетающими листьями в ветреную погоду, с очень характерной передачей движения. Никита М. изобразил свое дерево в виде сложной многофигурной композиции наподобие комикса. В целом, по всем исследуемым показателям развития изобразительного творчества наблюдаются средние значения. Наименее высокие результаты дети исследуемой группы показали по критерию «оригинальность» - 1,7 балла в среднем по группе (см. Рисунок 2).




Рисунок 2. Результаты анализа средних значений данных констатирующей диагностики

На первых порах дети были очень «зажаты», скованы в проявлении творчества, проявляли малую низкую самостоятельность, постоянно требовали подтвердить правильность своих действий. Отсутствие образца для копирования, при наличии достаточно большого количества наглядного материала, вызывало растерянность. Часто на занятиях звучали вопросы: «А у меня правильно?», «А так можно?». У значительной части детей цвет в рисунке не соответствовал реальной окраске предметов. Также наблюдались значительные искажения формы и пропорций предметов. На первых занятиях большинство детей не старались во время работы, рисовали быстро неаккуратно, формально выполняя требования воспитателя. Карандашные линии у многих были также неаккуратные, рисунки закрашены небрежно, штрихи лежали неровно, в разных направлениях, либо не доходили до контура, лишь частично закрашивая изображение, либо наоборот заезжали за край изображаемого предмета.

У некоторых воспитанников диагностическое задание вызывало отрицательные эмоции. Дети не желали рисовать, не доводили замысел до завершения, бросали неоконченную работу. На предложение закончить работу такие дети отвечали отказом. Мы предположили, что такое поведение у воспитанников может быть связано с предыдущим оценочно-негативным опытом изобразительной деятельности. Другим фактором мог выступать низкий уровень художественного развития, и, как следствие – недовольство продуктом собственной деятельности, так как в силу возрастных особенностей старшие дошкольники уже способны критически оценивать свои возможности и результаты. В ходе работы с такими детьми выяснилось, что в основном эту подгруппу составляли дети либо с заниженной самооценкой, либо неуверенные в собственных силах. У двоих воспитанников из этой подгруппы впоследствии обнаружились определенные задатки художественных способностей. Наблюдение показало, что в свободное время в группе наблюдалась низкая творческая активность, единичные случаи создания изображения цветными карандашами. Содержание рисунков было скудным, тематического разнообразия не наблюдалось. Основная масса детей просто «калякали» на листах. Краски, кисти, пластилин. Цветную бумагу, ножницы, клей ребята в свободное пользование не брали вообще.


Поэтому проведение работы по развитию изобразительного творчества в данной группе дошкольников было как нельзя более актуальным своевременным. Возможные позитивные изменения в уровне развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста по завершении мероприятий формирующего этапа исследования будет свидетельствовать об эффективности разработанной и реализованной педагогической деятельности.

 

2.2. Индивидуальный подход в работе с родителями по развитию изобразительных навыков у старших дошкольников (формирующий эксперимент)

 

Цель формирующего этапа исследования: разработка системы педагогической деятельности по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами построения взаимодействия с родителями на основе индивидуального подхода.

Индивидуальность педагогического подхода, в нашем случае, заключалась в подборе средств и форм работы с родителями в зависимости от резулььатов констатирующей диагностики детей. Так, поскольку результаты констатирующей диагностики показали низкий уровень развития оригинальности в продуктах детского изобразительного творчества, низкий уровень композиционной и цветовой сбалансированности, то в мероприятиях формирующего этапа основной упор был сделан на развитие именно этих показателей. Также значительное внимание уделялось индивидульным беседам и консультациям родителей по вопросам развития изобразительного творчества и его значения для развития познавательной и личностной сфер ребенка.

На начальном этапе формирующего этапа мы исходили из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель» - мы выработали стратегию - согласованности и вовлечения. Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно. Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными  задачами: изучение семьи каждого воспитанника группы; психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей; оптимизация детско-родительских отношений. Опыт работы показывает, что только тщательное изучение семьи позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями.


Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем. В рамках формирующего этапа эта задача решелась за счет проведения индивидуальных консультаций, размещения информации в папках-передвижках и памятках для родителей (см. Приложение 1 - практические рекомендации по обучению технике художественно – изобразительной деятельности для развития художественного творчества у дошкольников).

Сотрудничество педагогов и семьи в рамках формирующего этапа было направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

- развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье,

- повышение педагогической культуры родителей,

- развитие интереса к культурному наследию,

- стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Бало разработано календарно-тематическое планирование мероприятий формирующего этапа исследования (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Календарно-тематический план мероприятий формирующего этапа исследования



Дата

Название мероприятия

Программное содержание

1

12.09.14

Cеминар-практикум для родителей «Волшебные кисточки»

улучшение социальной адаптации дошкольников

2

26.09.14

Мастер – класс для детей и родителей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «В мастерской художника»

Познакомить с новыми техниками изображения цветов; развивать навыки составления  композиции натюрморта, подбирать цветовую гамму, используя контрастные цвета и оттенки; закреплять знания о жанрах живописи, о труде художника; создать условия для сотворчества ребенка и родителя в достижении общей цели

3

10.10.14

Составление памяток родителям: практические рекомендации по обучению технике художественно – изобразительной деятельности для развития художественного творчества у дошкольников

повышение педагогической культуры родителей

4

24.10.14

Игровая гостиная для мам и детей «Угадай, кто я?»

повышение педагогической культуры родителей, гармонизация и гуманизация детско-родительских отношений

5

07.11.14

Совместная деятельность детей и родителей посвященный празднику «День народного единства» с использованием современных образовательных технологий взаимодействия с родителями

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей через совместную деятельность, расширять представления детей о национальных праздниках; формирование патриотизма у детей; развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов; создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

6

21.11.14

Викторина для детей и родителей «Сказочная страна»

активизировать знания детей  о сказках и расширить их кругозор;  знакомить с иллюстрациями к литературным произведениям; поощрять познавательную активность семьи; способствовать укреплению детско-родительских связей

7

05.12.14

Педагогическое мероприятие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста в рамках Семейной гостиной: «В гости к старичку - Лесовичку»

воспитание у детей экологической культуры средствами музыки и художественного творчества, гармонизация и гуманизация детско-родительских отношений

8

19.12.14

Совместная детско-родительская непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Елочка»

организовать совместную деятельность родителей и детей в изготовлении аппликации


Конспекты проведения всех мероприятий формирующего этапа представлены в Приложении 1.

Принципы, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

- единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы;

- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье;

- систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ художественно-эстетического развития детей;

- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей - в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система педагогической работы с семьями воспитанников на формирующем этапе исследования предусматривала повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создавало основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, было направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в педагогической деятельности в рамках формирующего этапа исследования являлось вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной и индивидуальной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейной гостиной».  Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми (см. Рисунок 3).