Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания. Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, каждого родителя, а также специфических условий, которые могут сказаться на формировании определенных черт личности ребенка.






Глава 2. Организация взаимодействия с родителями по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Определение исходного уровня развития изобразительных навыков (констатирующий эксперимент)

 

Теоретический анализ литературых источников показал, что при организации индивидуального подхода в работе с родителями, педагогическая деятельность воспитателя в направлениях познавательного, социально-коммуникативного, личностного и т.д. развития дошкольников будет более эффективной.

Целью проведения практического исследования в рамках выпускной квалификационной работы явилась проверка гипотезы о том, что развитие изобразительного творчества старших дошкольников будет более успешным при установлении партнерских отношений с семьями воспитанников, объединении усилий родителей и педагогов для творческого развития и воспитания детей, создании атмосферы общности интересов; при условии активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержания их уверенности в собственных педагогических возможностях.

В качестве экспериментальной базы исследования нами было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 24 «Звёздочка» города Димитровграда Ульяновской области. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы – 6 девочек и 4 мальчика. Возраст испытуемых – от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 3 месяцев.

Исследование проводились в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.

На первом, поисково-теоретическом, этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, изучался опыт работы по развитию изобразительного творчества страших дошкольников, определялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором, практическом, этапе было проведено исследование эффективности педагогической системы работы с родителями для развития изобразительного творчества старших дошкольников.


Данный этап работы состоял из:

- изучения уровня развития изобразительного творчества детей (констатирующий эксперимент),

- внедрение системы работы с родителями воспитанников старшей группы (формирующий эксперимент);

- определение уровня развития изобразительного творчества детей по окончании формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).

На третьем этапе, носившем обобщающий характер, были проведены: обработка полученных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация с формулированием выводов, литературное оформление работы.

Цель констатирующего этапа исследования – выявление изначального уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников.

Для разработки методики диагностики были проанализированы диагностические методики П. Торенса «Творческое мышление», Р.Г. Казаковой «Особенности проявления эстетической одарённости у детей в процессе рисования», Л.А. Венгера «Овладение способами моделирования и преобразования пространственных взаимоотношений».

Описание диагностической методики, использованной нами в эксперименте:для выявления уровня развития детского изобразительного творчества мы предложили детям превратить реальное дерево в сказочное, используя любые элементы изобразительного творчества. Работы оценивались по следующим критериям:

1. Выбор композиционной схемы:

1 балл - хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;

2 балла - использует простые закрытые композиционные схемы, выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только симметричной композицией;

3 балла - владеет симметричной и асимметричной композициями, использует сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1-2 ошибки.

2. Цветовая гармония:

1балл - не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку (практически полная дисгармония);

2 балла - частично передаёт цветовую согласованность, но использует большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию;

3 балла - передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов.

3. Ритм и равновесие:

1 балл - не задумывается над повтором и чередованием цветов и элементов, располагая их произвольно
, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;

2 балла - а) допускает существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции; б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;

3 балла - а) строго повторяет и чередует цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; б) уравновешивает асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; допускает 1-2 ошибки при выполнении.

4. Оригинальность замысла:

1 балл - использует только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами

2 балла - экспериментирует либо с цветами, либо с элементами, использует в основном традиционные элементы, но придумывает различные их сочетания и комбинации;

3 балла - экспериментирует с цветами и элементами (придумывает свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально комбинирует известные, использует фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета)

Уровень развития изобразительного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:

10-12 баллов - высокий уровень;

6-9 баллов - средний уровень;

4-5 баллов - низкий уровень развития.

 По результатам констатирующей диагностики было выявлено, что по всем исследуемым показателям дети показали средние и низкие показатели. Так, по показателю «Выбор композиционной схемы» большинство старших дошкольников (60%) использовали простые закрытые композиционные схемы, выделяли центр, края и углы в композиции, владели только симметричной композицией. У 30% старших дошкольников проявлялась хаотичность узора, отсутствие стремления передать стилевое единство. И только 10% (один ребенок – Ксения М.) владеет симметричной и асимметричной композициями, использует сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но и она допустила 2 ошибки.

По показателю «Цветовая гармония» большинство детей исследуемой группы (60%) лишь частично передают цветовую согласованность, но используют большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию в изображение. 20% старших дошкольников не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая произвольные локальные цвета,
которые нравятся им самим, наблюдается практически полная дисгармония в цветовом решении изображения. 20% детей передаёт гармонию 3-4-х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов (см. Таблицу 1).


Таблица 1. Результаты констатирующей диагностики уровня развития изобразительного творчества

Список детей

Выбор композиционной схемы

Цветовая гармония

Ритм и равновесие

Оригинальность

Количество баллов

Уровень

Максим Калинин

2

2

3

2

9

Средний

Саша Бигрина

2

3

2

1

8

Средний

Соня Мельник

2

1

2

1

6

Средний

Таня Холстинина

1

1

1

3

6

Средний

Маша Литвинова

2

3

2

2

9

Средний

Юра Оленин

1

2

1

1

5

Низкий

Игорь Филиппов

1

2

1

1

5

Низкий

Ксения Максимова

3

2

3

2

10

Высокий

Лера Иванова

2

2

2

1

7

Средний

Никита Мансуров

2

2

3

3

10

Высокий

Высокий уровень, %

10

20

30

20

20

20

Средний уровень, %

60

60

40

30

60

60

Низкий уровень, %

30

20

30

50

20

20

Средний балл по группе

1,8

2,0

2,0

1,7

-

-