Файл: Влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания. Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, каждого родителя, а также специфических условий, которые могут сказаться на формировании определенных черт личности ребенка.
Глава 2. Организация взаимодействия с родителями по развитию изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение исходного уровня развития изобразительных навыков (констатирующий эксперимент)
Теоретический анализ литературых источников показал, что при организации индивидуального подхода в работе с родителями, педагогическая деятельность воспитателя в направлениях познавательного, социально-коммуникативного, личностного и т.д. развития дошкольников будет более эффективной.
Целью проведения практического исследования в рамках выпускной квалификационной работы явилась проверка гипотезы о том, что развитие изобразительного творчества старших дошкольников будет более успешным при установлении партнерских отношений с семьями воспитанников, объединении усилий родителей и педагогов для творческого развития и воспитания детей, создании атмосферы общности интересов; при условии активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержания их уверенности в собственных педагогических возможностях.
В качестве экспериментальной базы исследования нами было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 24 «Звёздочка» города Димитровграда Ульяновской области. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы – 6 девочек и 4 мальчика. Возраст испытуемых – от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 3 месяцев.
Исследование проводились в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
На первом, поисково-теоретическом, этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, изучался опыт работы по развитию изобразительного творчества страших дошкольников, определялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
На втором, практическом, этапе было проведено исследование эффективности педагогической системы работы с родителями для развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Данный этап работы состоял из:
- изучения уровня развития изобразительного творчества детей (констатирующий эксперимент),
- внедрение системы работы с родителями воспитанников старшей группы (формирующий эксперимент);
- определение уровня развития изобразительного творчества детей по окончании формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).
На третьем этапе, носившем обобщающий характер, были проведены: обработка полученных данных, их обобщение, систематизация и интерпретация с формулированием выводов, литературное оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявление изначального уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников.
Для разработки методики диагностики были проанализированы диагностические методики П. Торенса «Творческое мышление», Р.Г. Казаковой «Особенности проявления эстетической одарённости у детей в процессе рисования», Л.А. Венгера «Овладение способами моделирования и преобразования пространственных взаимоотношений».
Описание диагностической методики, использованной нами в эксперименте:для выявления уровня развития детского изобразительного творчества мы предложили детям превратить реальное дерево в сказочное, используя любые элементы изобразительного творчества. Работы оценивались по следующим критериям:
1. Выбор композиционной схемы:
1 балл - хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;
2 балла - использует простые закрытые композиционные схемы, выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только симметричной композицией;
3 балла - владеет симметричной и асимметричной композициями, использует сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1-2 ошибки.
2. Цветовая гармония:
1балл - не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку (практически полная дисгармония);
2 балла - частично передаёт цветовую согласованность, но использует большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию;
3 балла - передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов.
3. Ритм и равновесие:
1 балл - не задумывается над повтором и чередованием цветов и элементов, располагая их произвольно
, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;
2 балла - а) допускает существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции; б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;
3 балла - а) строго повторяет и чередует цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; б) уравновешивает асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; допускает 1-2 ошибки при выполнении.
4. Оригинальность замысла:
1 балл - использует только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами
2 балла - экспериментирует либо с цветами, либо с элементами, использует в основном традиционные элементы, но придумывает различные их сочетания и комбинации;
3 балла - экспериментирует с цветами и элементами (придумывает свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально комбинирует известные, использует фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета)
Уровень развития изобразительного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:
10-12 баллов - высокий уровень;
6-9 баллов - средний уровень;
4-5 баллов - низкий уровень развития.
По результатам констатирующей диагностики было выявлено, что по всем исследуемым показателям дети показали средние и низкие показатели. Так, по показателю «Выбор композиционной схемы» большинство старших дошкольников (60%) использовали простые закрытые композиционные схемы, выделяли центр, края и углы в композиции, владели только симметричной композицией. У 30% старших дошкольников проявлялась хаотичность узора, отсутствие стремления передать стилевое единство. И только 10% (один ребенок – Ксения М.) владеет симметричной и асимметричной композициями, использует сложные открытые и закрытые композиционные схемы; стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но и она допустила 2 ошибки.
По показателю «Цветовая гармония» большинство детей исследуемой группы (60%) лишь частично передают цветовую согласованность, но используют большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию в изображение. 20% старших дошкольников не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая произвольные локальные цвета,
которые нравятся им самим, наблюдается практически полная дисгармония в цветовом решении изображения. 20% детей передаёт гармонию 3-4-х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Результаты констатирующей диагностики уровня развития изобразительного творчества
Список детей | Выбор композиционной схемы | Цветовая гармония | Ритм и равновесие | Оригинальность | Количество баллов | Уровень |
Максим Калинин | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | Средний |
Саша Бигрина | 2 | 3 | 2 | 1 | 8 | Средний |
Соня Мельник | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | Средний |
Таня Холстинина | 1 | 1 | 1 | 3 | 6 | Средний |
Маша Литвинова | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | Средний |
Юра Оленин | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | Низкий |
Игорь Филиппов | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | Низкий |
Ксения Максимова | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 | Высокий |
Лера Иванова | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | Средний |
Никита Мансуров | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 | Высокий |
Высокий уровень, % | 10 | 20 | 30 | 20 | 20 | 20 |
Средний уровень, % | 60 | 60 | 40 | 30 | 60 | 60 |
Низкий уровень, % | 30 | 20 | 30 | 50 | 20 | 20 |
Средний балл по группе | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 1,7 | - | - |